Порнография. Ханжество в ранге закона

Юрий Фёдоров
•>> На рисунке: иллюстрация к оригинальному изданию «Дон Жуан». Автор – Акилле Деверия (1805-1857 гг.). Цветная литография, выставленная в Лувре. Искусствоведами порнографией не признаётся! (Из книги для подростков и юношества Игоря КОНА «Вкус запретного плода», изд-во «Молодая гвардия», М., 1991 г. Тираж 150.000 экз. Доп. тираж 50.000 экз.) <<•

КУДА ВЛЕКУТ НАС ХАНЖИ, ПРИЗЫВАЯ БОРОТЬСЯ С ПОРНОГРАФИЕЙ.
НАУКА И НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПРЕТЫ, КОТОРЫЕ НАМ ПЫТАЮТСЯ НАВЯЗАТЬ.

     Продолжение диспута, начатого автором Прозы.ру:

••>> Иногдаты «Это страшное слово порнография. Опрос»
http://proza.ru/2010/10/10/1400
••>> Иногдаты «Порнография 2. Ханжество в ранге Закона»
http://proza.ru/2010/10/12/159 <<


— Где наше старое доброе время,
когда секс был грязным, а воздух чистым?
      Из беседы шведских пенсионеров
<<•>>
Боюсь, как бы наше слишком заботливое воспитание
не создало нам племя карликов.
      Георг ЛИХТЕНБЕРГ
<<•>>
В воспитании нуждается не столько общественное мнение,
сколько общественные деятели.
      Оскар УАЙЛЬД
<<•>>
— Что вам угодно, Порфирий Семёнович?
— Я хочу вам сказать... что я ненавижу вас. Вы негодяй. Вы погубили мою жизнь.
И ещё не одну погубите. Вы всех осуждаете, а сами... Вы сеете разврат, безверие.
И ужасно, что это беззаконно, что судьба не бьёт вас... А вас избить, изломать бы страшно!
— А почему вы считаете, что не бьёт, Порфирий Семёнович? Ничто не остается безнаказанным.
— Вы знаете...
— Я знаю, что мне безразлично, что вы обо мне думаете. Честный человек! Я знаю, отчего вы честный.
Грешить не получается! Вы порицаете то, на что сами по старости не способны! Ясно? 
      Из худ. к/ф-ма «Неоконченная пьеса для механического пианино»



      Господа! Давайте сразу договоримся насчёт определений! Кроме давно уже набивших оскомину, укажем, что эротическое искусство – прежде всего средство свободного самовыражения художника. Порнография – это коммерция, производство, целью которой является получение прибыли. С этим связаны её массовость стандартность и прочие особенности. Это не вид искусства, а часть индустрии развлечений.
      Эти различия фундаментальны. Но следует подчеркнуть, что они существуют только в рамках определенной культуры и только для человека, стоящего на определенной стадии культурного развития. Римский император Август (во дворцах которого, кстати, процветал разврат не только с девочками, но и с мальчиками) в своё время отправил в ссылку Овидия за его трактат «Искусство любви», а «Завтрак на траве» Эдуарда Мане казался многим его современникам абсолютно непристойным и безнравственным («Как же так?! Обнаженная женщина среди одетых мужчин!»).
      Психологи утверждают: восприятие большинством людей тех или иных фильмов, картин и книг как порнографических или непорнографических зависит не от эстетических достоинств произведений, а от того, насколько сильно они расходятся с представлениями того или иного зрителя о дозволенном и недозволенном. Например, обнаженное мужское тело, как бы оно ни было прекрасно, смущает, а потому и возмущает людей (особенно женщин) значительно сильнее, чем нагое женское тело. Огюст Ренуар, обожавший писать женское тело, смущался изображать обнаженную мужскую натуру. К нагой женской натуре люди больше привыкли, её демонстрация не противоречит традиционным полоролевым стереотипам; кроме того, сказывается страх не столько перед гомосексуальностью, сколько перед обвинениями в ней. То же и с разными сексуальными позициями, степень воспринимаемой «порнографичности» которых прямо зависит от меры их непривычности, психологической запретности у того или иного субъекта.
      Не менее важны индивидуальные различия. Сексуальные картинки, изображающие позиции и сцены, которые нам нравятся, возбуждают и доставляют удовольствие. Те же, которых нет в наших сексуальных фантазиях, в нашем сексуальном сценарии или которые мы подавляем, изгоняем из своего эротического воображения, вызывают у нас, во всяком случае, на публике отвращение и раздражение вплоть до имитации тошноты. И по свойственной человеку привычке судить обо всём по себе мы сразу же говорим, что это вообще «гнусно», «гадко», «мерзко», «грязно», «аморально» и, конечно же, должно быть запрещено (изъято, уничтожено, ликвидировано, сожжено), а для авторов лучшее наказание – расстрел на месте, а ещё лучше аутодафе на площади! Это и есть ханжество! Чем отличается ханжа от нормального, здорового человека? Нормальный человек хочет смотрит, не хочет – не смотрит. Для ханжи – нет! «Я не буду смотреть, и вы не смейте!» (Между прочим, сами-то они смотрят, под одеялом, чтобы никто не видел, но смотрят, смакуют! Психоаналитиками это доказано на конкретных примерах!)
      В общем, споры по этим вопросам принципиально неустранимы. Но до сих пор не понятно, кто и как должен их разрешать?
      В любом современном обществе существует более или менее развитая сексиндустрия. Например, американцы ежегодно расходуют на эротику и – назовём вещи своими именами – порнографию (видеофильмы, книги, журналы, календари, технику) от 4 до 6 миллиардов долларов. Производство этих товаров коммерчески чрезвычайно выгодно! Один (правда, самый успешный) порнографический видеофильм («Глубокая глотка»), производство которого обошлось в 24 тыс. долларов, за пять лет принёс 25 миллионов долларов чистой прибыли! Ибо потребление этой продукции является массовым.
      А теперь – ужас на головы наших нравственных мракобесов! При опросе в 1981 году читателей журнала «Сайколоджи тудэй», 92 процента мужчин и 72 процента женщин сказали, что пользуются порнографией для полового возбуждения. (В отличие от мужчин, женщины используют главным образом чтиво, а не изображение, чтобы можно было самой представить, как это у героев случается.) Таким образом, вопреки распространённому мнению, в порношопы ходят вовсе не преступники и сексуальные маньяки, а нормальные, образованные люди, особенно молодые мужчины! И это – норма сексуального поведения здоровых людей, а не отклонение от нормы, как думают сексуальные уроды. Отклонение от нормы – это выступать против сексуальной природы человека и пытаться её подавлять!
      Вместе с тем, две трети американцев, опрошенных в середине 1980-х годов, сказали, что они озабочены избытком порнографии! Свыше половины американцев считают, что она имеет вредные социальные и психологические последствия! О конкретных цифрах опросов мы поговорим чуть ниже.
      Но вот что не понятно: чем объяснить это противоречие: смотрят, покупают, а сами же осуждают? Да извечной тёмной стороной и двойными стандартами человеческого характера!
      Однако, господа! Проблема порнографии зачастую имеет отчетливо выраженный идеологический характер. Наиболее её непримиримые противники как в США, так и в Западной Европе принадлежат к двум фундаментально различным группам.
      Первая группа – это многочисленные религиозные и иные консервативные организации, которые добиваются запрета порнографии, так как она, по их глубокому убеждению, «безнравственна, греховна и противоречит христианскому вероучению». Эти группы располагают большими материальными средствами и действуют весьма, весьма активно.
      Следует, однако, подчеркнуть, что их крестовый поход направлен не только против порнографии, но и против всякой (подчеркнём: всякой!) эротики, а часто – и сексуального просвещения.
      Воинственно-непримиримое отношение к сексу – часть более общего идеологического комплекса. Среди членов антипорнографических организаций значительно больше женщин и лиц старшего возраста, чаще всего страдающих импотенцией: они теснее связаны с догматическими религиями и более религиозно активны; многие из этих людей выросли в маленьких городах; они реже имеют сложные профессии, и у них ниже образовательный уровень; политически они более консервативны и авторитарны, а их взгляды на семью и сексуальность более традиционные. Они более догматичны, отличаются политической нетерпимостью и более благосклонны к цензуре; мало кто из них получил сексуальное просвещение; они чаще остальных людей считают, что общество морально деградирует.
      Иногда эти установки – следствие неудачного личного опыта, своих собственных сексуальных разочарований и трудностей. Иногда налицо прямое лицемерие (один из самых оголтелых американских телепроповедников был уличён в связи с проституткой, а затем и в гомосексуальных контактах с совсем молодыми людьми). Но самое важное всё-таки – условия воспитания в детстве и юности, а также общий образовательный и культурный уровень. Как правило, это люди малообразованные, увлекающиеся религиозным чтивом.
      Что же касается политиков и идеологов, то тут всё ясно. Поскольку половая мораль принадлежит к числу наиболее традиционных элементов культуры, её изменение всегда воспринимают болезненно. Лозунги защиты семьи и нравственности находят живой отклик у населения. Играя на его сексуальных страхах и предрассудках, легче всего скомпрометировать политического противника.
      Превосходно вписывается в этот стереотип и идея «иностранного заговора». Так, в 1798 году один английский епископ красноречиво предостерегал британскую Палату лордов насчёт гастролей французского балета:
      «Отчаявшись повлиять на нас силой оружия, французские правители теперь предприняли более тонкую и опасную атаку... пытаясь осквернить и подорвать мораль нашей молодежи. Они послали к нам группу танцовщиц, которые с помощью самых непристойных поз и развратных театральных жестов вполне преуспели в том, чтобы ослабить и развратить нравы народа».
      В 1960-х годах абсолютно то же самое писал в своем романе «Чего же ты хочешь?» советский писатель Всеволод Кочетов с той только разницей, что, по Кочетову, танцевально-подрывной деятельностью в нашей стране занимались не французские революционеры, а агенты ЦРУ.
      Вторая влиятельная группа, ведущая поход против порнографии, – феминистское движение. В отличие от консерваторов феминистки не апеллируют к религиозной морали. Их главный аргумент состоит в том, что порнография и коммерческий эротизм унижают женщин, низводят их до положения пассивного сексуального объекта, оскорбляют их человеческое достоинство и даже прямо провоцируют сексуальное насилие.
      Что же происходит в действительности? Как влияют разного рода эротические материалы на сексуальное поведение и установки людей? Действительно ли порнография вредна, и если да, то кому и чем именно?
      В психологии имеется три теории по этому вопросу.
      ТЕОРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ или ПОДРАЖАНИЯ утверждает слушателей, что демонстрация эмоционально притягательных и возбуждающих образцов сексуального поведения вызывает подражание им, увеличивая вероятность распространения такого поведения.
      ТЕОРИЯ КАТАРСИСА (греческое слово, обозначавшее первоначально эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, которое возникало у зрителей античной трагедии), наоборот, полагает, что эротические зрелища действуют как предохранительный клапан, позволяя человеку разрядить свои подавленные сексуальные влечения, и тем самым уменьшают вероятность реализации социально неприемлемых желаний.
      Наконец, НУЛЕВАЯ ТЕОРИЯ полагает, что эротические материалы не стимулируют и не подавляют сексуальное поведение индивида, которое развивается по своему собственному сценарию и мало зависит от внешних влияний.
      Многочисленные эмпирические исследования (массовые опросы, изучение опыта стран, в которых изменилось законодательство, экспериментальные исследования человеческих реакций на разные виды сексуальных стимулов) показали, что реальная картина богаче и разнообразнее каждой из этих теорий.
      Прежде всего, выяснилась недостоверность представлений обыденного сознания. Люди часто повторяют расхожие клише, совершенно не задумываясь о степени их обоснованности.
      Вопиющий пример! В 1970 году члены Президентской комиссии по непристойности и порнографии (США) опросили большую группу американцев по поводу того, что они думают о влиянии порнографии на поведение и психику людей, а затем спрашивали, встречались ли сами эти люди с подобными случаями.
      ВНИМАНИЕ! Разрыв между предвзятой установкой и личным опытом оказался громаднейшим! Например, 47 процентов опрошенных мужчин и 51 процент женщин считают, что порнография побуждает людей совершать акты насилия. А на собственном опыте или опыте своих знакомых это могли подтвердить лишь 10 процентов мужчин и 8 процентов женщин! В том, что порнография подрывает моральные устои, уверены 55 процентов мужчин и 57 процентов женщин. А конкретными фактами такого рода располагали лишь 15 и 12 процентов соответственно!
      Интересно, что мнение специалистов (социологов, психологов, педагогов, работающих с молодежью) по этим вопросам оказалось гораздо более сдержанным.
      Из 799 специалистов по проблемам молодежи три четверти не считают «грязные книги», «похабные фото» существенным фактором юношеской преступности!
      Но дальше – больше! Из 3.423 психиатров и медицинских психологов (!) на вопрос: «Встречались ли в вашей профессиональной практике случаи, когда бы порнография была причиной антисоциального поведения?» ответы были такими:
      – ответили отрицательно – 80 процентов;
      – уверены, что знают подобные случаи, – 7 процентов;
      – а всего лишь предполагали такую связь – 9 процентов.
      С мнением, что «лица, употребляющие порнографию, больше других склонны участвовать в девиантном сексуальном поведении», не согласились 84 процента опрошенных психиатров, психоаналитиков и медпсихологов! Подавляющее большинство специалистов по половому воспитанию сочли влияние эротических материалов на подростков безобидным, полагая, что они главным образом удовлетворяют «естественное любопытство» и не более того, так как фактами об отрицательном влиянии на подрастающее поколение порнографии эти спецы просто не располагают.
      То же подтверждают многочисленные экспериментальные исследования, в ходе которых демонстрировались разные эротические материалы, а затем фиксировались физиологические и эмоциональные реакции испытуемых.
      Выяснилось, что хотя порнография действительно вызывает половое возбуждение и стимулирует работу воображения (ах, как кое-кому из борцов с порнографией этого возбуждения и этого воображения не хватает в зрелые годы!), лишь малое количество людей пытаются или хотели бы сами воспроизвести и пережить увиденное, особенно если эти материалы имели садомазохистскую направленность (в последнем случае – всего лишь 0,01%!). Кроме того, интерес к таким стимулам быстро угасает сразу после просмотра. И наоборот, запреты, невозможность увидеть данные сцены порнографического характера влекут за собой попытки проиграть сценарии собственного воображения в реальной жизни! Зато однозначно доказано, что порнография уменьшает случаи заболевания импотенцией в молодые годы (да и в немолодые тоже) и сокращает вероятность заболевания раком предстательной железы!
      Весьма поучителен в этом отношении опыт стран, в которых антипорнографические законы были отменены. В Дании это сделали в 1967-1969 годах. После этого количество изнасилований резко и значительно уменьшилось, а число преступлений против маленьких детей снизилось на 85 процентов! Остальные виды половых преступлений не изменились. Заболевания раком предстательной железы сократились на 90 процентов! (Получается, что благодаря порнографии, столько женщин не пережили ужасов изнасилования, столько детей не было растлено, столько мужчин сохранили свою жизнь и мужскую способность! Да после таких цифр, таких достижений, порнографию следовало бы придумать, если бы её не было, и сделать официальной доктриной!) А вот спрос на порнографию вскоре упал на две трети! (Нация излечилась! И чего порно смотреть, если оно всегда под рукой!) Теперь датчане производят порнографическую продукцию главным образом на экспорт.
      Другой пример. В японской эротике и порнографии (фильмы и книги) значительно больше, чем на Западе, представлена тема связывания и изнасилования. Казалось бы, распространение таких материалов должно повышать количество реальных изнасилований. (Так, по крайней мере, на каждом перекрёстке кричат наши ханжи и скрытые импотенты.) На самом деле в Японии подобные преступления реже, чем в любой другой индустриальной стране! Медицинские психологи и психиатры объясняют это тем, что просмотр этой эротики и подобного порно позволяет японцам разрядить социально неприемлемые импульсы, не претворяя их в действительность, как это предусматривает теория катарсиса.
      Учёные сравнивали потребление эротики мужчинами, осужденными за половые преступления, включая изнасилование, и другими преступниками, а также нормальными мужчинами. И что? Существенной разницы между этими группами не обнаружилось!
      Да, вероятно известны отдельные случаи, когда люди совершали половое преступление, подражая тому, что они только что увидели на экране или в журнале. Но эти случаи настолько единичны, что о них никто и не помнит! А кто-нибудь может сейчас назвать случаи убийств после просмотра какого-нибудь полицейского триллера? Нет! А ведь такие случаи приводятся в специальной медицинской литературе. Так что, может, на основании сих единичных случаев запретим кинобоевики? А давайте смотреть шире – возьмём и запретим кинематограф, как изобретение дьявола! Ведь всё – порно, эротика, насилие – оттуда! Мать вашу! То есть, прости, господи!
      Однако, господа, оказывается, большинство насильников смотрели не больше порнографических фильмов и боевиков, чем остальные люди! Об этом говорят практически все исследования в развитых странах! Многие из насильников, наоборот, получили пуританское и даже репрессивно-религиозное воспитание, которое пытаются нам навязать наши лицемеры от секса и ханжи от нравственности. И вообще секспреступников больше вдохновляет реальная, чем воображаемая, жизнь! Можете представить, что ждёт нашу страну, если правительство начнёт слушать наших мастодонтов ханжеского и религиозного воспитания?
      Не подтверждается исследованиями и мнение, что эротика способствует укреплению социального неравенства полов. Историко-этнографические данные показывают, что наиболее терпимые, демократические общества, в которых меньше всего запретов на сексуальность, в гораздо большей степени признают равенство мужчин и женщин, чем те, в которых существует строгая половая мораль и много нормативных запретов.
      Значит ли это, что порнография вообще безвредна? Не знаю, споры по этим вопросам продолжаются.
      Так, в 1986 году назначенная генеральным прокурором США новая Комиссия по порнографии решительно отвергла заключение Президентской комиссии 1970 года и без проведения вяких там опросов просто рекомендовала ужесточить антипорнографическое законодательство. Правда, состав этой новой комиссии был откровенно консервативно-религиозным и предубежденным, а её заключения подверглись дружной и обоснованной критике специалистов. К счастью для американцев, президент, конгресс и сенат США не прислушались к мнению сией комиссии и меры по ужесточению законодтельства против порно были отклонены, а саму комиссию бесславно распустили. Тем не менее, вопросы остаются.
      Каков общий вывод? На нормальных, обычных людей порнография влияет настолько мало, что её нельзя считать причиной сексуальных преступлений. Однако, судя по лабораторным данным, насильственная эротика делает некоторых людей более терпимыми к насилию, причём не только сексуальному, уменьшает сочувствие к его жертвам. Но об этом теми же словами можно сказать и о любом триллере или боевике, в которых кровь льётся рекой, а счёт жертвам исчесляется десятками! (Например, серия фильмов «Пятница, 13е число», «Рэмбо» и др.)
      Но никакие методические указания не в состоянии заменить эксперту или зрителю собственной эстетической культуры. Вопрос запрещать или не запрещать – часть позитивной задачи формирования сексуально-эротической культуры. Давайте поймём, что художник, актёр, режиссёр, писатель, журналист, при всём желании, не сумеет создать красивую эротическую картину, сцену, произведение, если таковых не было в его личном жизненном опыте и если он сам (а, значит, и его герои) могут изъясняться на эти темы только матом или на языке медицинских справочников. В этом-то и горе ханжи – он не обладает подобным опытом красивого секса, чувственных наслаждений и изумительных сексуальных отношений, и потому борется с проявлением сексуальности у других людей, которые изображают всё это на полотне, на экране, на странице или которые любят это смотреть! А там, где нет эротики, неизбежно процветает похабщина. Фактически к этому морализаторы своими лозунгами борьбы с эротикой и порнографией нас и призывают!
      Замечатльный писатель Михаил Пришвин как-то заметил: «Любовь – это неведомая страна, и мы все плывём туда каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле – капитан и ведёт корабль своим собственным путём». Так какого же чёрта в проводку пути и управлением наших кораблей вмешиваются полуграмотные пассажиры со стороны или капитаны других суден, уже давно покорёженых пробоинами о скалы, на которые они наскочили из-за неумелого управления своими кораблями?
      Сексуально-эротическая культура, как и всякая другая, сейчас не обходится без ограничений и запретов. Но её формирование и воспитание, как и всякой другой культуры, идёт, прежде всего, через положительное. Это путь долгий и трудный, но другого нет и быть не может.
      Хорошо по этому поводу сказал писатель Юрий Поляков:
      «Образно говоря, эротика соотносится с физиологией, как искусство с жизнью. Здесь есть и свои законы отражения, и свои условности, и свои тайны, и своя – уж извините! – воспитательная функция. Грубо выражаясь, молодые люди, посмотревшие хороший эротический фильм, наверное, уже не захотят общаться в пропахшем кошками подъезде... Запретный плод всё равно будет сорван и съеден. Но есть его можно с удовольствием, красиво, по всем правилам веками вырабатывавшегося этикета. А можно сожрать, давясь, запихивая в рот грязными руками и чавкая...»
      К сожалению, нынешние законодательство в ряде республик постсоветского пространства содержит перечень запретов и ограничений и ни единого слова – о необходимости развития и совершенствования сексуальной культуры. Чиновники, члены редакционных комиссий, владельцы, админы, и модераторы сайтов, чтобы их не обвинили в попустительстве порнографии и разврату, зачастую идут на поводу у малообразованной части общества и резко реагируют на любые публикации эротического характера, если появилась чья-то жалоба. Вместе с тем психиатры и медицинские психологи развитых стран уже давно предупреждают: следует быть очень осторожным к посланиям субъектов, которые присваивают себе право воспитывать общество по образу и подобию своему. Такие типы чаще всего имеют ущербное воспитание, сексуальные проблемы или психиатрические диагнозы, а называют они себя «санитарами общества», «чистильщиками прессы» (вариант: Интернета, сайта, портала, чата, форума), «полицией нравов», «защитниками истинной веры» и т.д. Их легко распознать – они никогда не ограничиваются одним письмом! Своими посланиями они заваливают различные службы страны, города, района, владельцев, администраторов и модераторов сайта! И если их требования сводятся к одному – убрать, ликвидировать, изъять статью, рассказ, повесть, фото, рисунок, картинку и повторяются из раза в раз, изменяя только название творческого материала и фамилию автора, то не стоит идти у таковых на поводу! Их цель – не содействовать процветанию общества, счастью человека, популярности издания или сайта, а чувствовать себя значимыми, решающими чью-то судьбу или влияющими на отношение людей к творчеству попавшего под их табу автора, а иногда это – просто сведение счётов с очередным автором за то, что он не принял или не разделяет их точку зрения в споре!
      Однако цензура и полиция нравов, запреты на сайтах и изъятия материалов с описанием сексуальных сцен не заменят культуры и просвещения. В лучшем случае, эти меры останутся неэффективными, но скорее всего они будут способствовать снижению авторитета данного органа власти, издания, портала, росту преступности и повлекут за собой массу злоупотреблений и противоправных действий, как это уже было с печально знаменитым антиалкогольным законодательством в СССР.

  [+] Нам нечего бояться, кроме самого страха.
      Франклин Д. РУЗВЕЛЬТ
<<><><>>
  [+] В чём повинен перед людьми половой акт – столь естественный, столь насущный и столь оправданный, – что все, как один, не решаются говорить о нём без краски стыда на лице и не позволяют себе затрагивать эту тему в серьёзной и благопристойной беседе? Мы не боимся произносить: убить, ограбить, предать, но это запретное слово застревает у нас на зубах. Нельзя ли отсюда вывести, что чем меньше мы упоминаем его в наших речах, тем больше останавливаем на нем наши мысли?
      Мишель де МОНТЕНЬ
<<•><><•>>
  [+] Я нашёл, что сексуальная функция существует с самого начала индивидуальной жизни, хотя вначале она связана с другими жизненными функциями и лишь позже приобретает независимость от них. Прежде чем стать знакомой нам нормальной половой жизнью взрослого человека, она должна пройти долгий и сложный путь развития.
      Зигмунд ФРЕЙД
<<•><><•>>
  [+] Точно знают, только когда мало знают; вместе со знанием растёт сомнение.
      Иоганн Вольфганг ГЁТЕ
<<•><><•>>
  [+] Каждый знает, что природа боится пустоты. Но есть одна вещь, которой природа боится ещё больше. Это – логическая дихотомия {1}. Тем не менее люди автоматически мыслят такими противоположностями, как горячее и холодное, день и ночь, чёрное и белое, мужчина и женщина, бог и дьявол, рай и ад, наученное и врожденное, наследственность и среда.
      Гарри ХАРЛОУ и Клара МИРС
<<•><><•>>
  [+] Конечно, женщина есть женщина и мужчина есть мужчина, но неужели всё это так же просто в наше время, как было до потопа, и неужели я, культурный человек, одаренный сложною духовною организацией, должен хотеть её, лишь её и объяснять своё сильное влечение к женщине и только тем, что формы тела у неё иные, чем у меня?
      Антон Павлович ЧЕХОВ
<<•><><•>>
  [+] В тайном слиянии двух человеческих тел почему-то всегда незримым третьим присутствует всё общество. Чего ради?
      Жан РОСТАН
<<•><><•>>
  [+] Где бы мы ни встретили человеческие существа, они всегда удивляются другим людям.
      Маргарет МИД
<<•><><•>>
  [+] В делах любви каждый должен руководствоваться традициями и нравами своей страны, но больше всего – собственными склонностями.
      КАМАСУТРА
<<•><><•>>
  [+] Все мы – романисты; мы привыкли рисовать себе воображаемое будущее, хотя сегодня мы охотнее представляем себя в кинофильме. Мы храним в уме гипотезы о том, как мы могли бы себя вести и что может с нами случиться, и когда реальное будущее становится настоящим, эти литературные или кинематографические гипотезы часто влияют на наше поведение сильнее, чем мы признаём.
      Джон ФАУЛЗ
<<•><><•>>
  [+] Тайная радость Венеры мила и юнцу и девице, только скромнее – она и откровеннее – он.
      ОВИДИЙ, «Наука любви».
<<•><><•>>
  [+] Глубочайшая основа нашего бытия – индивидуальность... Все виды животных, может быть, не так сильно отличаются друг от друга, как один человек от остальных.
      Иоганн Готфрид ГЕРДЕР
<<•><><•>>
  [+] Техника в искусстве имеет такое же значение, как в любви. Неумелая искренность, как и бездушное ремесло, имеет своё очарование. Но больше всего мы ценим одухотворенную виртуозность.
      Джон БАРТ
<<•><><•>>
  [+] Мы – сумма всех мгновений нашей жизни; всё, что есть мы, заключено в них, и ни избежать, ни скрыть этого мы не можем.
      Томас ВУЛФ
<<•><><•>>
  [+] Единственная цель, ради которой можно легально использовать власть против любого члена цивилизованного сообщества вопреки его воле, – предотвращение вреда для других. Его собственное благо, физическое или моральное, не является для этого достаточным основанием.
      Джон Стюарт МИЛЛЬ
<<•><><•>>
  [+] Никому не нравится работать и зарабатывать деньги, да ведь приходится. Иной раз пожалеешь бедную девушку: она и устала, и не в духе, а тут нужно угождать мужчине, до которого ей дела нет, какому-нибудь полупьяному дураку... Ради собственного удовольствия ни одна женщина не пойдет на эту работу; а послушать наших ханжей, так это сплошные розы!
      Бернард ШОУ
<<•><><•>>
  [+] Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
      Апостол ПАВЕЛ
<<•><><•>>
  [+] Четырнадцати лет
      Я сам страдал от каждой женской рожи
      И простодушно уверял весь свет,
      Что друг на дружку все они похожи.
      Волнующихся персей нежный цвет
      И алых уст горячее дыханье
      Во мне рождали чудные желанья;
      Я трепетал, когда моя рука
      Атласных плеч касалася слегка,
      Но лишь в мечтах я видел без покрова
      Всё, что для вас, конечно, уж не ново.
            Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ
<<•><><•>>
  [+] Воспитание тела – ядро воспитания. Наше тело – физическая основа, с которой мы стартуем в мир; невежество, неуверенность, страх своей телесной сущности порождают у нас отчуждение от самих себя, мешают нам стать цельными людьми, какими мы можем быть.
      Группа «Бостонские женщины»

••>> Продолжение темы можно посмотреть на странице автора Проза.ру.

••>> См. Максим Козий, «Европейский Суд по правам человека и Порнография»
http://proza.ru/2010/10/23/529
_______________________________
      {1} Дихотомия (от греч. dichotomia – разделение на две части) – деление на две непересекающиеся части (например, проводимое в Ветхом Завете видение человека, как состоящего из души и тела); в логике – деление класса предметов, обозначаемых исходным понятием, на две взаимоисключающие части по наличию какого-то признака или его отсутствию (например, класс, обозначаемый понятием «человек», можно, как это делали древние философы, дихотомически разделить на два класса: «мужчины» и «не-мужчины»).