К юности и Мише Самарскому - учащемуся из Москвы

Николай Мурашев
   На сайте радиостанции «Эхо Москвы» www.echo.msk.ru  10.03.2010 года  было опубликовано письмо семиклассника Миши Самарского, в котором он изложил своё видение мер по улучшению образования в школе.
   Предложение №1. Ввести стипендии. Учишься без троек? – получи премию.
   Предложение №2. Отменить оценки: два и «кол».
   Предложение №3. Повысить качество преподавания русского языка, литературы и истории.
   Предложение №4. Ввести специальную программу привития ученику интереса к книге.
   Предложение №5. Разделить учебники на полные и облегчённые.
   Предложение №6. Государству улучшить качество отношения к профессии учителя, прекратив его унижение.
   Предложение №7. Ввести деловую форму одежды для школьников.
   Понятно, что все эти предложения были адресованы Министру образования и науки  Фурсенко А.А. Понятно, что ответа не последовало.
   Накануне нового учебного года Миша вновь обратился к нему с предложением стандартизации школьных учебников в общеобразовательных школах России.
   Приятное впечатление производит рассудительность автора и активность его жизненной позиции. Вместе с тем, между строк, читались досада и недоумение юноши: «Ау!!! В министерстве!!! Взрослые люди!!! Обозначьте свою роль и интеллектуальное напряжение в направлении улучшения образования в стране. Она не видна!!!» «Ау!!!»
   Поскольку ответа из министерства нет, хочу поделиться своими мыслями на поставленные вопросы.  В обществе имею звание ПРАДЕД. Надеюсь, что они будут полезны и для сверстников Миши, и для их родителей. 
Прежде всего, мне хотелось бы изложить своё представление о
             ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ      
                ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
                и об отношении государства к интеллекту нации
   1. Государство создаёт средства для образования населения: общеобразовательные школы и  учебные заведения по профессиональной подготовке, издаёт учебники, оснащает школы компьютерами, исходя из экономических интересов правительства, частных фирм и экономической заинтересованности частных лиц, например, пишущих учебники с целью заработка.
   2. Государство свою роль в образовании ограничивает лишь предоставлением услуги, согласно которой есть куда придти и что-то получить. Получение образования (его количество и качество) является только заботой граждан (детей): сколько возьмут, с тем и жить будут.
   Примечание: Государство, как директор столовой, готовит помещение для приёма посетителей, разные блюда, нанимает на работу официантов и официанток и не контролирует, кто из посетителей, сколько и чего съел; более того, он не задаётся вопросом «Сыта ли нация?».  Посетители (дети) в этой столовой самоопределяются согласно своим пристрастиям.
   3. Школьное образование является начальным этапом социальной дифференциации (расслоения) граждан.
   4. Стране нужно немного людей с высшим образованием и чуть больше – со средним специальным, их количество определяется квотами учебных заведений, а не экономикой. Число школьников значительно превосходит эти квоты (ограниченное количество). Только образование большого числа людей (школьников), успевающих посредственно, позволяет без серьёзных протестов в обществе ежегодно осуществлять комплектование специальных и высших учебных заведений.
   5. Трудоустройство молодых специалистов является только их заботой  и подчинено случайности на рынке труда, где «Склад специалистов наёмного труда» – сервисная база экономики.
   6. Низкий уровень интеллектуального потенциала нации известен государству, но необходимость его возрастания не заявлена в государственной программе. Перечень же объявленных и частично уже осуществлённых мероприятий носит технократический характер: поставим в школах компьютеры, позовём иностранных образованных граждан, соорудим комплекс научных исследований и разработок на окраине Москвы.
   Образование в современной России является замечательным увлечением (хобби) родителей учеников и студентов, а также областью трудоустройства министра, сотрудников аппарата министерства, департаментов и школ, получения  ими средств существования.
   Далее хочу поговорить об
                ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЯМЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.
   Интеллект человека – это качество его мышления, обусловленное развитыми способностями разума и содержанием памяти.
   Интеллект нации – это мыслительный потенциал населения страны, отраженный в качестве его жизни, а также в доле вклада в мыслительный потенциал человечества, свидетельствующий об уровне развития коллективного разума нации и качестве её информационных ценностей.
   Интеллектуальная яма – это категория, показывающая отставание в развитии мыслительных способностей нации относительно интеллектуальных потенциалов развитых наций в науке, технике, экономике и общественной жизни.
   В пессимистической оценке интеллекта нации можно говорить об интеллектуальном обрыве, прогнозируя вырождение функции интеллектуального развития в ноль.
   Об интеллектуальной яме как-то нет системных дискуссий, и создаётся ощущение, что её вовсе не существует. Однако, «утечка мозгов» за рубеж (800000 учёных в девяностые годы прошлого века уехали из страны), унижение звания учителя, падение престижа образования, науки, производственных профессий, неэффективность экономики, беспомощность Министерства образования и науки говорит о том, что такая яма есть и, как у всякой ямы, у неё два параметра: ширина и глубина.
   Ширина интеллектуальной ямы нации определяется разностью общего числа трудоспособного населения и числа специалистов, работающих по полученной специальности. Если эта разность равна нулю, то яма отсутствует. В остальных значениях она имеет явный вид и может стремиться к своему максимуму.
   Глубина интеллектуальной ямы нации определяется зависимостью от интеллектуального импорта и учитывает деградацию жизненных ценностей в обществе.
   В невежественном обществе суждения об интеллектуальной яме не возникают.
   В результате сравнения ряда показателей России с теми же показателями в развитых государствах, например: числа и качества научных достижений, уровня и качества технической оснащённости экономики, качества образования населения, антагонизма классовых противоречий и других факторов, можно получить представление об интеллектуальной яме в стране в целом. Также можно будет сделать заключения о качестве мышления большинства граждан страны, о наборе способностей коллективного разума населения и качестве информации в головах людей.
   Примечание: Этот текст можно встретить на моей авторской странице в статье «Новая школа», в которой также рассмотрены  дефекты в организации школьного образования и предлагается читателю «Реестр интеллектуальных проявлений нации».
   Теперь о предложениях Миши Самарского по улучшению школьного образования в стране.
   Предложение о введении стипендии в качестве денежной премии за успехи по получению познаний.  Автор полагает заинтересовать своих сверстников в процессе образования. Но! Государство на это не даст и копейки, а самое главное, качество познаний зависит от интереса ученика, обращённого непосредственно к сущности познания, а не к его посреднику. Человеческая память так устроена, что долговременно запоминает только то, что оказало на человека впечатление или, что воспринимал он с интересом. Как новшество, стипендия только на этапе её введения может вызывать интерес к информации, но ненадолго – очень скоро всё вернётся к прежнему состоянию. Здесь стимулом может быть только радостное отношение к предлагаемым знаниям, которые заполнят полезными данными свободные нейроны мозга, и будут с каждым новым днём жизни возвышать интеллект молодого человека, удаляя его от границы животного мира, развивать способности его разума. Стимулом также будет понимание того, что познания, предлагаемые школой, никто и нигде больше не предложит. Получать их, чтобы не слыть невеждой, в последующей жизни придётся опять-таки самому, но тратить время, которое придётся отнимать у своих взрослых дел. Стимулом также может быть понимание того, что государство создаёт среду, излучающую познания, а заставлять тебя поглощать это излучение оно не собиралось. Хочешь жизнь свою размещать на нижних ступенях социальной лестницы и быть сереньким человечком – будь. Но, при этом должно понимать, что, спустя какое-то время, будешь сереньким мужем, серенькой женой, сереньким родителем, плохим помощником своим детям, лишишь их возможности гордиться тобой – возможностями твоего интеллекта.
   Отмена двоек и «колов». Разве в них дело? Этих оценок в принципе быть не должно ни в учительском журнале, ни в дневнике школьника. В стране образовалась интеллектуальная яма огромного размера. Интеллектуальный потенциал страны (мы в нём участвуем и его формируем) позволяет каждому уважающему себя человеку просыпаться и ложиться спать с чувством стыда, если не позора, из-за снижения способностей нации. Взрослые, кто в школьные годы не загрузил себя познаниями, вряд ли способны исправить положение. Надежда у общества может быть обращена только к молодым людям, устремлённым к познанию. Если с завтрашнего дня все школьники страны увлекутся получением знаний, то только через двадцать лет в государстве глубина интеллектуальной ямы начнёт уменьшаться. Интеллектуальную яму легко и быстро можно создать, а устранить очень трудно.
   В ХV11 веке жил человек по фамилии Лейбниц, звали его Готфрид. Он учился в школе в городе Лейпциге. Учился увлечённо,  а потому легко запоминал то, что его интересовало, возбуждало любознательность. Он нередко увлекался дополнительными познаниями вне школьной программы. Когда его разум увлекла идея придумать особый язык, разум оказался способным это сделать, он такой язык придумал. В 15 лет Г. Лейбниц поступил в университет на факультет права, но не изменял своей привычке и читал не только юридическую, но и медицинскую, и философскую литературу. В 17 лет защитил диссертацию по психологии, в 18 лет написал диссертацию «Об искусстве комбинаторики» и стал магистром философии. В 20 лет защитил диссертацию «О запутанных казусах». Ничто его  так ни увлекало в жизни как желание познания неизвестного. Он увлекался физикой, математикой, религией, политической деятельностью. Г. Лейбниц вспоминал, что две вещи принесли ему огромную пользу: «Я был самоучкой; во всякой науке, как только я приобретал о ней первые понятия, я всегда искал нового». Термин самоучкой здесь означает, что помимо обязательных предметов в школе и университете он с увлечённостью находил для себя новые познания.
   Я бы тоже отменил не только двойки, а и другие оценки в школе, убедив «пацанов» примером Лейбница, что самая настоящая, интересная человеческая жизнь заключается в том, чтобы искать, находить и радоваться новому познанию. Г. Лейбниц, будучи юношей, написал и защитил несколько диссертаций. Представьте себе, что в них он записал всё, что принесло ему радость и гордость за возможности своего разума и великолепие содержания памяти. Человек – это информационная система, состоящая из биологической информационной системы и интеллектуальной системы. Биологическую мы наполняем воздухом, водой и пищей. Наполнять мясом и капустой интеллектуальную систему нельзя – она питается только информацией. В отношении её питания нужно быть очень брезгливым к вредной и бесполезной информации, понимать, что она оккупирует нейроны памяти и уничтожает твоё время. Интеллектуальная система управляется разумом. Разум взаимодействует с памятью. Если в памяти нет полезной информации или она есть, но в малых количествах, то мышление человека будет стеснено дефицитом данных, и оно будет не конкурентным в обществе.
Наверно, уже понятно, что облегчать учебники – это значит совершать взрослым преступление перед детьми, перед будущим. Хотя, я мог бы согласиться с тем, чтобы упорядочить в них информацию: и специфические темы в значительном объёме передал бы  профессиональным учебным заведениям.
   В отношении улучшения качества преподавания истории, литературы и русского языка. Конечно, всякое улучшение можно только приветствовать. Но, ему должна предшествовать концепция, показывающая в первом разделе недостатки и их причины, во втором разделе название и обоснование цели предстоящего совершенствования, в третьем – то, что и как сделать. В отношении истории общества, тут цели определяют политики, я считал бы полезным ввести в программы образования по естественным наукам историю научных открытий и изобретений. Программу изучаемых литературных произведений согласовал бы с историей общества, это было бы очень продуктивное сочетание. По овладению русским языком в основу основ познания полагал бы полезным не голое заучивание правил, а осознанную целесообразность правильной речи – личное речевое творчество.    
   В отношении чтения. Это труд, но самый эффективный для приёма информации. Он требует тренировки. Человеческий глаз «фотографирует» символы букв, а рассудок и разум выделяют их характерные признаки, из-за чего последующее их узнавание от нескольких секунд сокращается до 50мкс, что быстрее самой короткой экспозиции фотоаппарата. Слуховая информация лишена образов. Являясь набором фонем, она поставляет разуму слова (коды объектов и явлений действительности), по которым разум находит в памяти ранее сформированные понятия – образы. Технологическая цепочка слухового канала более сложная и поэтому менее эффективная в познании. Чтение позволяет решать одновременно две задачи: тренировать разум в распознавании образов и пополнять память новыми знаниями. Разве Г. Лейбницу кто-нибудь читал сведения по внеуниверситетским дисциплинам?  Особенно полезно решение различных тематических задач. Только в этом процессе разум совершенствует свои программы мышления и создаёт новые, то есть совершенствует качество мышления человека – возвышает  его интеллект.
   Об унижении учителя государством. Мне бы хотелось, чтобы на проблему каждый посмотрел шире. В действительности учитель в российской школе унижен не только государством, он унижен ещё и молодыми людьми, которым безуспешно предлагает познать то, что знает сам. Сталкиваясь с неприятием его усилий, он огорчается. Какому же мастеру не хочется любоваться своей хорошо сделанной работой? Понимая глупость невежественных молодых интеллектов,  и безрадостную перспективу их будущей жизни, учитель ищет способы, чтобы образумить глупцов, и унижается, когда начинает «метать бисер перед свиньями», что в принципе он делать не должен.
   Написал «перед свиньями», сравнил детей с дефектным мышлением со свиньями и понимаю, что не прав. С зачатия в человеке начинает формироваться мировосприятие. Если мама его не любит, травит никотином сигарет, алкоголем или всякой иной гадостью,  груба с людьми, то разум эмбриона формируется в среде страха. Когда человек рождается, то в окружающей среде, а её представляют взрослые люди и дети, которые старше новорождённого, он начинает формировать свой поведенческий кодекс из законов, позволяющих ему выжить в существующей среде. Получается, что если я ребёнка сравнил со «свиньёй», то, значит, его взрослое окружение должно принять на свой счёт всю ответственность за  созданную ими интеллектуальную среду, порождающую «свинство». В моём сравнении нет гнева, есть одно большое сожаление, обращённое к ребёнку и к его бестолковому окружению в семье, в школе, на улице, в среде программ телевидения и т.д..
   Предложение о введении деловой формы одежды для учащихся. Его следовало бы поддержать. Но! Учитывая дороговизну учебников, желательно было бы только, чтобы её приобретение было доступно большому числу униженных родителей, и не лишало их возможности оплатить коммунальные услуги, не заставляло исполнять унизительную роль транспортного зайца.
   Предложение о стандартизации учебников в школах России. Это крайне необходимое действие не может быть осуществлено в настоящее время в коррумпированной России. Оно требует от государства иной информационной политики и представления его чиновниками пути преодоления интеллектуальной ямы. Пока этого нет, а есть опасность того, что вместо термина алюминий будет стандартизован люмень.
   В завершении разговора мне хочется надеяться, что мои читатели – школьники –  примут информацию к сведению о том, что ни государство, ни школа не прольют слезинки по поводу того, что человек, потративший своё время и не загрузивший себя познаниями, вышел во взрослую жизнь не конкурентно способным, пустым (помните о директоре столовой). Также хочется надеяться, что статья сможет убедить юношей и девушек любить себя и дорожить своим будущим, уважать учителя, правильно распорядиться временем своего детства и юношества, радостно стремиться к познанию Мира, развитию способностей своего разума и наполнению памяти полезной информацией.
   Стыдно жить в интеллектуальной яме.