Первый Рок-н-рольщик Британии Клифф Ричард

Алексей Шавернёв
          Едва ли не первым из англичан он начал играть рок-н-ролл, его называют королём британских чартов по той причине, что возглавлял таковые он 25 раз, за свою карьеру распродано более 250 миллионов его дисков. До появления битломании он был самым востребованным певцом Британии, и только он мог соперничать по популярности с Элвисом Пресли среди подростков Туманного Альбиона. И, наконец, он – один из немногих эстрадных исполнителей, возведённых королевой Елизаветой II в рыцарское звание.
          Сегодня исполняется 70 лет сэру Клиффу Ричарду – человеку-легенде, одному из самых успешных эстрадных исполнителей мира за всю историю жанра, уникальному артисту, пребывающему в суперзвёздном статусе более полувека. Клифф Ричард  – первый британский эстрадный исполнитель, ставший международной звездой, и потому почитаем в Англии наравне с «The Beatles» и «Rolling Stones».

          Сэр Клифф Ричард (настоящее имя Гарри Роджер Уэбб) родился 14 октября 1940 года в Лакхнау, Индия.  В семилетнем возрасте вместе с родителями Гарри переехал в Великобританию. Там Гарри увлекся скиффлом, и уже в двенадцать лет вступил в ряды группы «The Quintones».
          После школы Гарри находит работу клерка на заводе в Энфилде, в свободное время поигрывая в команде «Dick Teague Skiffle Group», пока вместе с барабанщиком Терри Смартом и гитаристом Норманом Митэмом не основывает собственный коллектив.
          Первоначально новоиспечённый состав взял название в честь фронтмена и стал именоваться «Harry Webb & The Drifters».
          На способных музыкантов быстро обратили внимание, и вскоре группа получила постоянную работу в лондонском клубе «21’s». Там к ансамблю присоединился соло-гитарист Ян Сэмюэлл.
          Окончательно заболев набирающим обороты рок-н-роллом, солист команды решает сменить имя. С Гарри Уэббом покончено раз и навсегда, и отныне вокалист именует себя Клиффом Ричардом («Cliff» – синоним слова «рок», т.е. «скала»).

          9 августа 1958 года ребятам удаётся добиться контракта со звукозаписывающей фирмой «И Эм Ай», а через три недели выходит дебютный сингл «Scoolboy Crash /Move It».
          25 октября того же года задорный шлягер «Move It» вышел на вторую строчку британского хит-парада. Эту композицию принято считать самым ранним образцом британского рок-н-ролла.
          За десять дней до этого состав группы был обновлён – в него вошли лучший британский соло-гитарист того времени Хэнк Марвин и ритм-гитарист Брюс Уэлч, к которым чуть позже присоединились басист Джет Харрис и барабанщик Тони Михэн. Чтобы не возникало путаницы с американской группой «The Drifters», название изменили на «The Shadows» («Тени»).
         Примечательно, что инструменталисты «The Shadows» буквально с самого начала выбрали весьма оригинальный способ самовыражения – стали работать в двух направлениях, как с Клиффом Ричардом, так и без него, добившись огромного успеха в обоих случаях. Инструментальные работы «The Shadows» заслуживают отдельного разговора, однако, это – уже совсем другая история, к юбилею Клиффа отношения не имеющая.

         А Клифф Ричард всё больше набирал популярность. Как и Элвис, он быстро отказался от прямолинейных рок-н-роллов и переключился на сентиментальные баллады.
         1959 год стал своего рода стартовой планкой в карьере певца – всё свидетельствовало о том, что Клифф Ричард пришел всерьез и надолго, и без боя свое место в пантеоне рок-н-ролла не отдаст. Несмотря на то, что в менеджменте певца происходили непрерывные перестановки, политика «EMI» за неделю могла измениться на диаметрально противоположную –  что объяснялось наступлением эры новой музыки и резким изменением музыкальных вкусов широких слоев покупателей виниловой продукции, – Клифф Ричард не потерялся среди сонма новых исполнителей, а напротив – резко усилил свое давление на музыкальный рынок, едва ли не навязывая слушателю свои синглы. Период подражания Пресли длился недолго, на мировой сцене появился новый яркий и самобытный артист – Клифф Ричард!
          1 августа 1959 года  чарты Англии на пять недель возглавила «Living Doll» (тираж сингла составил 600 тысяч копий, заново переписанная эта песня повторила собственное достижение 29 марта 1986). Надо отдать должное настойчивости и таланту молодого певца – он сумел оттеснить всех конкурентов и на рубеже десятилетий единогласно правил хит-парадами, выпустив в течение 1959-63 гг. 6 чарттопперов и 13 синглов, попавших в Тор-10. «Очень, очень приличный молодой человек! Мамочка может гордиться таким сыном!» – съязвил про Клиффа Ричарда острослов Джон Леннон.

         С пришествием мерсибита внимание публики обратилось на «The Beatles» и им подобных, а популярность Клиффа соответственно несколько поубавилась, хотя его пластинки продолжали занимать высокие места в британских чартах. Лушими работами певца 60-х стали «The Minute You’ve Gone» (UK No.1, 17 апреля 1965 г.) и  «Congratulations» (UK No.1, 13 апреля 1968 г.)
         В 1964 году певец принял христианство, и по этому поводу чуть было не завязал с музыкой. К счастью, его новые соратники по вере отговорили Ричарда от такого шага, и он  «всего лишь» сменил рок-н-ролльный имидж на облик "примерного парня". Творчество Клиффа стало поп-ориентированным, однако певца, похоже, это не смущало и он продолжал наслаждаться жизнью. В конце 60-х Ричард начал сниматься в кино, а в начале 70-х плотно обосновался на телевидении.
         Дважды Клифф представлял Британию в конкурсе песни «Евровидение», когда этот конкурс ещё имел вес в мире шоу-бизнеса. Заняв в 1968 году второе место с песней «Congratulations», он в 1973 году снова получил третье место за песню «Power to all our friends». Сохранению популярности Клиффа Ричарда также способствовало его участие в мюзиклах.

         Время шло, на эстраде появлялись новые звёзды, молодёжь находила себе новых кумиров среди своих сверстников, и уже к  середине 70-х никто не сомневался, что с Клиффом Ричардом покончено, однако в 1976 году он, как птица Феникс, воспрял из пепла былой славы, чтобы обрести славу новую. Новым продюсером исполнителя стал его коллега по «The Shadows» Брюс Уэлч, и элементарная перестановка, словно по мановению волшебной палочки, решила все проблемы Ричарда. Записанный с новым продюсером альбом  «I'm Nearly Famous» стал бестселлером и самым продаваемым среди всех пластинок Клиффа; кроме того, в него вошли два крупнейших хита десятилетия «Miss You Nights» и одна из самых популярный вещей 70-х «Devil Woman» – последняя стала одним из немногих хитов Ричарда, имевших шумный успех в США.  Клифф наконец-то понял, что можно быть и христианином, и рокером одновременно.

         В этом же году артист совершил турне по СССР, дав 12 концертов в Ленинграде и 8 – в Москве, после чего фирма «Мелодия» выпустила по лицензии «I'm Nearly Famous».

          За «Devil Woman» последовало ещё несколько бестселлеров — «We Don’t Talk Anymore» (1-е место в Великобритании) и «Suddenly» (дуэт с Оливией Ньютон-Джон). Изящно аранжированная «We Don’t Talk Anymore» отлично вписалась в мейнстрим нововолновой эстрады, чем-то напоминая сольное творчество Пола МакКартни, а голос Клиффа, казалось, только улучшился с годами.
         
          В 1995 году королева Елизавета II предоставила Ричарду право именоваться сэром. В декабре 1999 года Ричард выпустил очередную рождественскую запись («Millennium Prayer»), рассчитывая, что она возглавит национальные чарты продаж к началу нового тысячелетия. Развёрнутая в средствах массовой информации кампания достигла своей цели, хотя многие радиостанции и музыкальные каналы объявили ветерану поп-музыки бойкот: соединение многовековой народной мелодии «Auld Lang Syne» со словами молитвы «Отче наш» было воспринято одними критиками как религиозная пропаганда, другими — как вопиющий образчик музыкального китча. Как бы то ни было, с выходом этого диска, Клифф Ричард стал единственным исполнителем, чьи пластинки занимали первое место английского хит-парада в 50-е, 60-е, 70-е, 80-е, 90-е и 2000-е годы!

          В 2002 году по результатам опроса, проведённого Би Би Си, Клифф вошёл в число 100 величайших британцев. На конкурсе «Congratulations», посвящённом 50-летнему юбилею конкурса песни «Евровидение», прошедшем в 2005 году, одноимённая песня Ричарда, давшая название всему проводимому мероприятию, заняла восьмое место среди лучших хитов «Евровидения» за всю его историю.

        В 2004 году обнаружилось, что по продаже синглов у себя на родине Клифф Ричард занял первое место, оставив позади «The Beatles» и  Элвиса Пресли.
        И действительно, музыкант был и остаётся не из тех, кто может почивать на лаврах и бездельничать, и на протяжении 50 с лишним лет продолжает регулярно выпускать пластинки. Одной из лучших недавних работ Клиффа стал альбом дуэтов, в записи которого приняли участие Брайан Мэй, Дайонн Уорвик, Энн Мюррэй, Барри Гибб и Дэниел О'Доннелл.

        Клифф Ричард по-прежнему остается одним из самых плодовитых и, вне всякого сомнения, ярчайших светил на британском небосклоне звезд поп-рока.