На своих двоих

Григорий Рейнгольд
На своих двоих

Ещё И. Ильф и Е. Петров писали, что пешеходам в этом мире приходится гораздо тяжелее, чем автомобилистам. С тех пор прошло почти восемьдесят лет, но положение не изменилось, по крайней мере, не изменилось к лучшему. Пожалуй, стало хуже, ведь соотношение тех, кто ходит пешком и тех, кто сидит за рулём постоянно меняется в пользу последних. И люди, идущие по улице, постоянно терпят обиды от проезжающих мимо них собратьев, которым больше повезло в жизни.
И у нас, пешеходов, возникает потребность поделиться своими проблемами.
Что надо пешеходу в этой жизни? То же, что и автомобилисту, благополучно добраться из пункта А в пункт Б. Хорошо, если у дороги, соединяющей эти пункты, есть тротуар, по которому надлежит ходить пешеходу.
К сожалению, в нашем городе есть много улиц и дорог, где тротуар напрочь отсутствует. В одних местах он когда-то был, но потом пришёл в негодность, покрылся слоем грязи. В других его не было с самого начала. Особенно плохо обстоят дела в так называемом «частном секторе» (часто места, где раньше находились деревянные тротуары, захвачены владельцами домов) и внутри больших микрорайонов. Городские власти заботятся о тротуарах лишь на главных магистральных улицах (да и то не всех). А на улицах «второстепенных» ходить в непогоду и межсезонье невозможно. Возможно, дело в том, что те, кто проектирует улицы и жилые массивы, отвечает за их состояние, как правило, принадлежат к породе автомобилистов, и им тротуары просто не нужны… Они чувствуют ответственность лишь перед водителями. А есть места, где идёт ремонт тротуаров, порой очень долго, недели и месяцы.
Бывает очень обидно, когда видишь, как в центре города разворотили на тротуаре асфальт, который продержался бы ещё не один год, и начали мучительно долго укладывать плитку. Сердце налогоплательщика обливается кровью, глядя на это. Лучше бы было на эти деньги сделать тротуар там, где его вообще нет, и никогда не будет…
Или на ремонт и строительство ливниевых стоков. Когда идёт дождь, во многих местах воды по колено, надо перепрыгивать через глубокие ручьи и лужи. А кто прыгать не может – переходит их вброд.
Часто бедный пешеход вынужден выходить на проезжую часть и идти по ней, нарушая ПДД. При этом он сразу становится помехой для проезжающих автомобилей, они сигналят, требуя уступить им их законное место. И пешеход, ради сохранения своей жизни прыгает в грязь, в глубокие лужи, в сугробы. Прыгают старики, инвалиды, граждане с маленькими детьми, жить-то хочется.
Но возьмём лучший вариант, тротуар есть. В идеальном случае за всё время пути пешеходу ни разу не приходится переходить через дорогу. А это большая проблема, перейти через дорогу.
Лучше всего переходить по светофору, даже если для этого нужно сделать изрядный крюк. Казалось бы, чего проще, дождался, когда загорелся зелёный человечек, и пошёл. Если бы всё было так просто! Зелёный уже горит, но машины продолжают ехать. Надо обратить на себя внимание, помахать рукой, чтобы водители заметили пешехода и нехотя остановились. Бывает, что когда это случилось, зелёный человечек начинает мигать и становится красным. Тогда опять стой и жди. А часто водители останавливаются на светофоре так, что занимают пешеходный переход, и пешим людям светофор просто не виден. Что делать, не всем водителям техника вождения позволяет остановиться перед чертой.
А если поблизости нет светофора, то нужно искать знак «Пешеходный переход» или «зебру». По идее, в этих местах у пешеходов преимущество, их обязаны пропустить. Не тут-то было. Среди водителей это считается дурным тоном. Над такими водителями смеются, точно так же, как над теми, кто не рискует проезжать на красный свет. Это, как правило, признак новичков. И стоит бедный пешеход полчаса, пока в непрерывном потоке машин появится просвет, и можно будет проскочить. Особенно опасен пешеходный переход на улице Маяковского перед Кайской горой. Тут поток машин несётся со скоростью под 100 километров в час.
Если же нет ни знака, ни светофора, можно перейти на перекрёстке. Если верить правилам, то каждый перекрёсток это и без специального знака пешеходный переход. Сказки для легковерных. И пять, и десять, и двадцать минут приходится ждать, чтоб проскочить. Разумеется, с риском попасть под колёса.
Но ведь порой бывает и так, что надо перейти дорогу, а ни светофора, ни знака, ни «зебры», ни даже перекрёстка нет. Пример? Кайская гора, улица Маяковского во многих местах. Как быть? Переходи, но заранее приведи в порядок свои земные дела, застрахуйся от несчастного случая, раздай долги, исповедуйся… Ведь где ты окажешься после такого рискованного предприятия, на противоположной обочине, в больнице, или на том свете, неизвестно.
Но есть и более мелкие обиды, которые пешие граждане вынуждены регулярно сносить от водителей. Когда идёт дождь или тает снег, и на дорогах и обочинах лужи, многие водители развлекаются, обливая пешеходов с ног до головы грязью. При этом они даже правил не нарушают! Очень часто в это время, наоборот, пешеходы вынуждены нарушать, перебегая через дорогу в неположенных местах, так как в положенных – глубокие лужи.
Какой русский не любит быстрой езды? Соблюдение скоростного режима тоже считается среди водителей признаком неполноценности. Но как при этом нарушаются права живущих поблизости граждан, особенно тех, у кого есть дети! Ведь почти каждый водитель мнит себя Шумахером. А встречаются и такие субъекты, которые любое транспортное средство, движущееся впереди, расценивают как личное оскорбление.
Но зато многие водители вносят свой вклад в культуру города. Часто несётся по городу машина, а из неё громкая музыка, перекрывающая рёв мотора. Теперь чтобы послушать музыку не надо идти на концерт, достаточно выйти на дорогу.
А ещё с недавних пор между автомобилями и пешеходами началась борьба за место на этой земле. Идёшь по центру Иркутска, никого не трогаешь, по тротуару идёшь, и вдруг прямо на тротуаре, полностью его перегораживая, стоит крутая машина. Или через капот перелезай, или под машиной, или перепрыгивай, или выходи на проезжую часть с риском для жизни! Надёжней всего подождать, пока придёт хозяин машины и уедет.
Справедливости ради надо сказать, что не все водители не обижают пешеходов, но вежливых – меньшинство.
Особый разговор – зима, весна и осень. В это время пешеходам приходится особенно тяжко. Зимой снег почти не убирается. Как только он выпал, начинается хождение по сугробам, но потом его утаптывают, и начинается гололёд. Кто бы подсчитал сломанные ноги и руки горожан! А ранней весной и поздней осенью лучше вообще сидеть дома, грязь непролазная.
Могут сказать: «а что пешеходы не без греха?» Вовсе нет, часто они бегут на красный, перебегают дорогу рядом со светофором, и совершают прочие нарушения, порой прямо на глазах сотрудников ГАИ, оставаясь безнаказанными. Это не делает им чести, я таких пешеходов не оправдываю.
Понимаю я и то, что нашим водителям тоже приходится несладко, припарковать машину трудно, многие светофоры расположены неудобно, во многих местах не проехать из-за пробок…
Как несладко приходится и тем, кто по долгу службы призван заботиться о пешеходах и автомобилистах. Денег то на обустройство улиц постоянно не хватает!
Тяжело и милиционерам-гаишникам. Проблемы пешеходов не могут стоять у них на первом месте.
Но всё же, помните о нас, ваших братьях, которые пока вынуждены ходить пешком!   
Григорий Рейнгольд, пешеход,
 избиратель и налогоплательщик.