Фёкла Транчикова

Галина Чеснокова
Фёкла Транчикова

В любой деревне или посёлке есть свои довольно странные люди. Их и дурачками назвать не годится, всё-таки они люди, и к числу обычных нельзя отнести - уж больно странные они. Обычно их называют блаженными, кликушами, если это женщина, придурками или ещё как-нибудь. Были такие люди и в Бачатах, деревне моего военного детства. Я помню, как мы, дети, боялись, когда на горизонте появлялась алого цвета рубаха дурачка по имени Пашка-Красная рубашка. Он не ходил и не бегал, он НОСИЛСЯ по пыльным улочкам и закоулкам, блаженно улыбаясь всякому, с кем повстречается, и всегда просил копеечку, как тот юродивый при Годунове. И хотя мы его боялись, он был безобиден.

Вторым «странником» была женщина. Сельчане называли её Фёкла Транчикова. На голове у неё всегда красовался то ли старый чулок, то ли рукав от трикотажной старой кофты, эта тряпица обтягивала её череп, являя миру полное глупое лицо, улыбку младенца и жёлтые зубы, как у Бабы Яги. Фёкла Транчикова была побирушкой. Она ходила от дома к дому, мешок её разбухал к концу дня от сухарей, которые она получала почти в каждом доме, и от остатков праздничных пирогов с капустой или щавелем. Моя мать специально сушила на печке остатки хлеба и отдавала Фёкле Транчиковой. Когда  Фёкла бродила по деревне, нам не было страшно. Но когда она появлялась перед нами на лесной тропинке или по дороге на речку, мы старались обойти её стороной, потому что на голове у неё тогда вместо чулка была какая-нибудь кастрюля, в которую она била, как в барабан. В перерывах между музыкальным сопровождением Фёкла Транчикова выла. Она выла, как собака или волк и мгновенно переходила от завываний к смеху, от которого мы  застывали на месте и в ужасе смотрели на артистку.

Позже, когда я подросла, мать рассказала, что Фёкла Транчикова умерла. Её нашли в лесу с кастрюлей на голове. А Пашка -Красная рубашка ещё долго носился по селу и блаженно улыбался. Когда я что-нибудь делала не так, как хотелось матери, она ругала меня словами «Ах ты, Фёкла Транчикова!!». Так я и запомнила эту несчастную женщину.