Две женщины морского лейтенанта. 1 часть, 2 глава

Владимир Мишурский
Глава 2. «Замена»

...Через три с половиной часа, без всяких происшествий, теплоход  «ПЕРВОУРАЛЬСК» бросил якорь на рейде порта Корсаков.

Вечером того же дня два мощных буксира потащили судно к причалу под разгрузку. Как только опустили трап, на борт устремились таможенники и пограничники, чтобы оформить приход теплохода из-за границы. Лишь после того, как все формальности были исполнены и стражи границы покинули «ПЕРВОУРАЛЬСК», открыли доступ прибывшим на замену морякам и женам членов экипажа. Многие из них приехали с детьми.

Шумная гурьба стала растекаться по каютам. На несколько дней стоянки судно превратилось в малосемейное общежитие. В дверь каюты третьего помощника постучали.

- Заходите, открыто.
- Добрый вечер, - на пороге стоял молодой человек с чемоданом и сумкой через плечо, - замену заказывали?
- Юрка! Коломиец! Вот так встреча, - обрадовался Владимир, когда приехавший зашел в каюту.
- А, Вовчик, привет!.. А я, понимаешь, фамилию твою забыл. Инспектор сказал, что Микульскому на замену, а я и не врубился... Как только увидел тебя, то сразу все сообразил и вспомнил... Ну и классно, а то, думаю - вдруг попаду на замену какому-нибудь уроду.- обрадовано сказал сменщик. - Один при передаче дел надул меня на сто рублей! А с тобой я спокоен.
- Сколько же прошло времени с тех пор, как мы бичевали*  в гостинице для моряков? 
- Да, почитай, года полтора пролетело,  - ответил Коломиец, бросив свои вещи на диван. - Я умоюсь с дороги?
- Давай, Юрец, размещайся. Приводи себя в порядок, да пойдем ужинать.

По предварительным данным «ПЕРВОУРАЛЬСК» должен был простоять под выгрузкой в Корсакове дня три, поэтому третьи помощники с передачей дел решили не торопиться, а оставить все на завтра. По неписаной традиции,  вновь прибывшему постелили спать на диване. Микульский, как хозяин каюты, последнюю ночь лег спать на койке. Перед сном сменщики завели разговор.

- Вовчик, а как тут «мастер»?
- Что тебе сказать? Как кому... С одной стороны неплохой мужик, но «козе-е-ел»!
- Ясно. Дальше можешь не продолжать... Не повезло мне в этот раз, - расстроенным голосом заключил Коломиец.
- А какие там новости в Холмске, в пароходстве? - в свою очередь поинтересовался Микульский.
- Хорошего тоже мало... Сейчас такое время, что всех гребут в военкомат на военные сборы. Ко мне приклепались, я еле отвертелся. Может и тебе повезет, - проскочишь, как-нибудь... Ты в отпуск собрался или попросишься на другой пароход?

* бичевать - находиться в резерве (морской сленг)

- Нет. Если бы я хотел работать, то не стал бы просить замену. Устал я что-то. Рвану в отпуск - на Запад, поближе к цивилизации. Я ведь родом с Украины. Местная экзотика меня почему-то не прельщает. Как только списываюсь с парохода, всегда беру билет и - прочь с Сахалина. Я человек Западный.
- Если тебя не устраивает отсутствие цивилизации в этих краях, то рекомендую тебе поехать во Владик* - вполне цивилизованный город. Я там шесть лет в мореходке проучился. Неплохое место - музыка, барышни, пиво!
- Нет, Юрец. Там для меня все чужое. Я на Дальнем Востоке уже пятый год, а все никак не могу привыкнуть. Не лежит душа - и все тут.
- А когда ехал сюда,- лежала?
- Ехал за романтикой, да она быстро улетучилась, не выдержала испытания реалиями жизни.
- Смотри, Вовчик, тебе видней, - ответил Коломиец. - Да, вот еще, что. Хотел тебя предупредить, так - на всякий случай. В Холмске развелось бомжей - вечером ходить нельзя, чтобы не пристебались. Видел у меня фингал под глазом?
- Видел, да спрашивать не хотел - неудобно.
- Это история со мной приключилась: неделю назад посидел с корешком в «Парусе» на морвокзале. Поужинали, выпили пару бутылок «сухача»... Все класс. И не пьяные совсем. Товарищ пошел к жене на паром, а я подался в гостиницу. Только перешел железнодорожный переезд, подходят трое. Один такой шкет, а двое других - амбалы, кулачища у них величиной с детскую головку. «Дядя - дай закурить»,  - говорит шкет. А ты же знаешь,  - я не курю. Ну, говорят -  раз у тебя нет закурить, то дай нам на выпивку. Я, конечно, возмутился - ну и получил по морде. Но это еще пол беды. Эти твари забрали у меня все деньги и золотую печатку... Такие дела.
- Да хреновые дела... А ты в милицию заявлял?
- Нет, - не заявлял. Что толку?.. Денег было немного, а вот печатку жалко - жена покупала. Хорошая была печатка! - Подвел печальный итог Коломиец.

Сменщики еще немного поболтали, а потом, утомленные дневными заботами, крепко заснули.

...Наставший новый день выдался нелегким и суматошным. Списывающиеся в отпуска, бегали по судну с обходными листами, собирая необходимые визы. У других членов экипажа, остающихся для дальнейшей работы на «ПЕРВОУРАЛЬСКЕ», накопилось много разнообразных и неотложных дел не берегу, и они торопливо сбегали вниз по трапу, спеша попасть в город. Им навстречу поднимались портовые чиновники, у которых, наоборот, были дела на теплоходе.(В основной  своей массе чиновничьи дела не были вызваны стремлением, что-либо решать, а большой надеждой получить угощение со стороны капитана, у которого на этот случай всегда была заначка, называемая «представительскими расходами».

*Владик - здесь Владивосток.

Вовсю трудились портовые краны, выгружая японские трубы и слитки металла,  и наполняя округу переливами звонков. Все было так, как и должно быть после прихода судна из рейса.
Микульский и Коломиец передачу дел завершили быстро и без проволочек, благодаря тому, что они неплохо знали друг друга и доверяли один одному.

В конце дня Владимир с новым третьим помощником пришли в каюту капитана подписать акт о приеме-передаче дел. Кожухов, после теплого общения с портовыми чиновниками, был навеселе и пребывал в благодушном настроении, смоля свою «Беломорину». Он бегло пролистал документы, не особенно вдаваясь в их суть.

- Можно подписывать, Владимир Михайлович?
- Можно, Алексей Яковлевич. Там все в полном порядке, - заверил недоверчивого «мастера» Микульский.
- Смотрите... Я подписываю, надеясь на вашу порядочность. Надеюсь, что осложнений с бухгалтерией не будет (в обязанности  третьего помощника входило заведование судовой кассой)? А то начнут трепать мое имя!
- С этой стороны, Алексей Яковлевич, можете не беспокоиться, - все сходится до копейки, - сказал Владимир.
- Хорошо, хорошо - подписываю, - согласился Кожухов и поставил под двумя экземплярами акта закорючки своей подписи. - Если надумаете вернуться обратно на «ПЕРВОУРАЛЬСК», то дайте радиограмму - возьму вас.
- Спасибо, Алексей Яковлевич, за доверие. Если надумаю - обязательно уведомлю вас, - ответил Микульский, а про себя подумал: «Черта с два я стану сюда возвращаться. Разве только ты спишешься в отпуск». (Если бы  Владимир  только знал, как его мысли были близки к истине.)

Наступившую ночь  Микульский провел, спя уже на диване. Теперь хозяином каюты был Кломиец.

Утром бывший третий помощник  «ПЕРВОУРАЛЬСКА», попрощавшись со всеми, сошел на причал и отправился на автовокзал, чтобы ехать в Холмск, где располагалось управление Сахалинским Морским Пароходством.

На автовокзале было немноголюдно. Автобус в Южно-Сахалинск уже ушел, а следующий, судя по расписанию, обещал быть не скоро. Зато на посадочной площадке ходила парочка таксистов, позвякивая ключами и, зазывая пассажиров совершить вояж.  Один из них, заметив Владимира, изучавшего расписание движения автобусов, «подрулил» к нему:

- Куда едем, командир?
- В Холмск.
- Далековато собрался.
- Да уж - не близко.
- Нет, в Холмск не поеду, а вот в Южно-Сахалинск - пожалуйста. Мигом домчу!

Микульский задумался, но ненадолго - терять несколько часов на ожидание автобуса, а затем еще и трястись в нем молодому человеку не хотелось.

- Сколько? - коротко спросил штурман у таксиста.
- «Чирик», командир. Всего лишь «чирик».
- Ладно - поехали. - Согласился Владимир и сел в белую «Волгу» с шашечками. (Если возникающие неудобства можно решить финансовым путем, денег не стоит жалеть, - таково было давнее убеждение штурмана).