В Москву на заработки

Геннадий Добышев
               
       Сам я родился и благополучно жил почти тридцать лет в небольшом тихом городке, где два автобусных маршрута и один «Центральный» универмаг, переделанный из купеческих лабазов. Один роддом, три кладбища и шесть ларьков со всякой импортной дребеденью.
       И еще – был у нас завод. Который в прежние времена выпускал баллистические ракеты. Потом пылесосы. Потом булавки. А потом и вовсе закрылся. Говорят, что наши булавки не выдержали конкуренции с английскими.
       Хотели перепрофилировать завод на выпуск иголок, но не успели. Потому что управляющего директора посадили, а корпуса растащили на кирпичи акционеры. Взяли натурой, так и не дождавшись каких-то других дивидендов.
       Так что не знаю я, за что пьют наши мужики. До сих пор не знаю. И чем закусывают не пойму.
       - Ну а раз ты такой непонятливый, - говорят мне дома, - дуй в Москву. Там приличную работу найти не проблема. Вон люди, которые и по-русски-то ни бельмеса, и специальности не имеют, получают раз в пятнадцать больше, чем у себя.
       Ну что же, специальность я свою тоже давно забыл, зато насчет языка – тут уж, как жена говорит: разойдусь – не остановишь.
       В общем, уговорили. И через два дня я уже был в Первопрестольной. 
      
            
                «Курьер»

       Объявлений о работе всюду была тьма. В первом же, что попалось мне на глаза, обычные курьеры, должны были получать за день столько, что хватило бы на неделю. За какие, думаю, подвиги платят так прилично? Позвонил я, пришел на собеседование. Взяли.  Только объяснили, что таскать надо будет очень увесистые пачки «печатной продукции».
       – Вот, - решил, - недоумки. Чем столько людей по городу гонять, лучше бы "Газельку" наняли, да развезли. Дешевле бы намного вышло.
       Чуть было не предложил так и сделать. Но там оказались не глупее меня.
       В первый же день, объяснив, что мы не просто курьеры, а курьеры-консультанты, нагрузили на каждого из нас килограммов по пятнадцать книг и отправили… торговать ими по Москве. Хочешь, на улице продавай, хочешь, в фирмы всякие суйся и предлагай там детские сказки да исторические романы весом с кирпич.
       Подвешенный язык, стоило достать "товар", сразу почему-то оказывался в другом месте. Я нудно приставал со своими книжками к прохожим, ругался на входе в какие-то конторы с вахтерами. Но за неделю так ничего никому и не "втюхал".
       Внаглую обманули, заразы. Написали: курьер, зарплата!
       А тут, оказывается, чего "реализуешь" – то и получишь…


                Командировка в Гваделупу

       Делать оказалось нечего. В самом прямом смысле. Еще и безденежье поджимать стало. Но повезло – ехал в электричке, попутчик попался интересный. Так и протрепались полтора часа. А когда вышли, он из кейса бумажки какие-то стал вынимать и по столбам расклеивать.
       – Приятное, говорит, с полезным.
       Оказалось, объявления о приеме на работу в Москве.   
       – Ты какого черта молчал? - говорю.- Я же без работы!
       – Ладно, - отвечает, - делов-то. Приходи завтра по адресу… Я там директором. Устрою, только анкету придется заполнять.
       Должно же было повезти наконец! И утром я туда -  как на крыльях. Разыскал контору, а народу там, словно на демонстрации. Правда, и столов очень много. Сидят все и анкеты заполняют. Ну, я, поскольку «блатной», заполнил поскорее и в тот кабинет. Без вызова.
       Узнал меня. Принял как родного. Даже имя не забыл. Заявление-анкету быстренько пробежал и говорит:
       - Нет, так не пойдет.
       - Чего не пойдет? - говорю.
       - Да ты в анкете не указал, что от заграничных командировок  не будешь отказываться. А то вот на днях надо было срочно в Калифорнию человека посылать. Походил по кабинетам – ни души: кто на работу еще не пришел, кто по посольствам уже с утра бегает. В общем, вытолкать удалось только секретаршу. Да и то вылетела с опозданием. Соответственно и вернулась только через неделю. Курица! Конечно, потом прочушку всем устроил, но толку-то..! Так что без этой графы можем и зарубить.
       Ну, я, конечно, сверху тут же подписал. Крупно.
       - Теперь порядок. Садись, - говорит, - собеседовать будем. Хоть это и формальность, я тебя уже знаю.
       Рассказал в общих чертах, чем заниматься предстоит. Настолько, правда, в общих, что… А расспрашивать я как-то постеснялся. Поначалу он предлагал мне пойти к нему первым заместителем. Хотя, если сказать честно – организаторских талантов во мне с детства не замечалось, да и опыта конторской работы – никакого. Но в третьи замы я, решительно сказал, что сгожусь.
       Ведь не боги же, в конце концов, горшки обжигают!
       Костюм пришлось в срочную химчистку сдать, нагладился. Словари купил и через полтора дня был уже на службе. Сижу, дорогой сигареткой дымлю.
       Ближе к обеду секретарша подошла.
       – Юрий, - говорит, - Николаевич, - оплату произвести не забыли?
    Выяснилось, что надо заплатить за банковскую карту, на которую будет идти мой оклад. А я-то сижу как дурак!
       Сходил, перечислил.
       Потом пришлось заплатить за медстраховку, потом за беседу с психологом...
       Домой ехал зайцем, протиснувшись в троллейбусе под турникет. Поскольку все деньги, что позволили бы дотянуть до ближайшей зарплаты, ушли. Ну, это пустяк. Зажмусь как-нибудь. И дотяну.
       Дня три так сидел. Шеф сказал, чтобы приглядывался, учился руководить персоналом.       
       Я и приглядывался. Блондинка справа, вроде, ничего. Лариса Константиновна. Тоже из новеньких, здесь их много – контора, видимо, свежая. Ну, это ладно, если так дальше дело пойдет, время будет… 
       Одно только беспокоило – почему делать-то ничего не предлагают? Даже, если и блатной, заскучать можно. Вот вчера, к примеру, за весь день только сдал деньги за срочное оформление загранпаспорта. Пришлось занять, но ведь шеф предупредил: чем быстрее, тем лучше. Видимо, уже на днях посылать начнут. А то я уж на работу пешком ходить стал. Ну, ничего, из командировочных в Штаты – там, говорят, триста долларов в день - на жизнь себе что-нибудь выкрою.
       Через неделю ко второму заму вызвали. Противный такой. Меня, вроде, с ним и не знакомили:
       - Ты чего, говорит, сиднем сидишь как репа? Штаны протираешь. Да и штаны у тебя мятые. Ни черта не делаешь ни здесь, ни дома…
       Удивился я такому тону, стал намекать, что шефа ближе других знаю.
       - Какого шефа? - говорит. - Здесь я шеф.
       -А где?.. - назвал я имя-отчество парня, с которым так удачно ехал до райцентра.
       Вообще-то удивительным показалось, что такой человек живет не в Москве где-нибудь на главной улице. Да и машину в тот день, видимо, отпустил, водителя пожалел. В душной электричке, как демократ… На свой свежий воздух, в особняк.
       - Какой шеф?! – орет.- Шефа твоего три дня как поперли. В командировку поехал, в Гваделупу, и не справился.
       В общем, турнули меня уже минут через двадцать. Как говорится, без выходного пособия. Хотя я об этом и робко заикнулся. Не дали...
       Прошел через огромный, знакомый уже мне холл, в котором десятка два людей разного возраста заполняли анкеты. На выходе охранник взглянул на меня как-то сочувственно. Оказалось, земляк. Я у него стрельнул сигарету.
       - Слушай, говорю, ничего не понял: что тут за контора и чем занимается?
       Ухмыльнулся:
       - Ты меня не выдавай. Впрочем, ты уже сюда не придешь. Я тебя не пущу. Здесь занимаются… приемом на работу.
       Я, с трудом, но, кажется, стал что-то понимать.
       Сколько же денег на них за месяц угробил?!
       Подсчитал – прослезился.
   
               
                "Профессор" с Курского вокзала
               
       Но жить дальше надо было. И тогда началось все по очередному кругу. Опять напоролся на объявление про курьеров с очень приличной зарплатой. Тут опыт уже был. Недельный. С книжками.         
       Приехал куда-то к черту на кулички, пообщался. Сказали, что продавать ничего не надо. Все уже продано. В том смысле, что надо будет развозить заказчикам ценные медпрепараты и брать за них деньги. Никаких расхваливаний и навязываний товара… Покупатели уже ждут, а «бабки» приготовлены.
       В подвале какого-то занюханного, вставшего завода было нечто вроде склада, а через дверь – телефонная служба. Грязновато кругом; предупредили, что есть крысы. Сказали, что можно придти без костюма.
       Работа и вправду оказалась неломовой – развозить по адресам обычные биодобавки. Весу в коробочке граммов сто. Это тебе не с книжками! А Москву я уже более или менее знал.
       В телефонной службе трудилось десятка два человек, все приезжие. И чем они занимались, очень быстро стало понятно.
       В газеты и на радио давались рекламные объявления по поводу этих самых БАДов, позволяющих, оказывается, вылечиться от всех болезней и сразу. Телефоны указывались при этом какие-то хитрые, без обратной связи. И наши специально обученные  «консультанты» беседовали с позвонившими.
       Перво-наперво выдавали себя за сотрудников какого-нибудь несуществующего в природе медицинского НИИ. Проезжались по ушам минут по сорок, настойчиво и умело рекомендуя со своих «профессиональных» высот приобрести именно этот препарат.
       Боже! Что они несли! Парень из какого-нибудь Крыжопля, приехавший в Москву позавчера, и живущий пока что на Курском вокзале, имевший за душой вряд ли и десять классов, выдавал себя за профессора медицины, у которого клиника в Германии.
       Девицы с украинским акцентом, заучившие с десяток терминов, представлялись доцентами-медиками с огромным опытом, и прокуренными голосами уверенно отметали все сомнения звонивших. А заодно и все предыдущие врачебные назначения. Утверждая, что спасение и излечение – только в этих БАДах. И что брать при этом надо немедленно. Партия лекарств экспериментальная, показала себя отменно, спрос на них огромный, и они вот-вот закончатся. А следующие придут не скоро.
       Тем, кто все не решался, обещались по предъявлении пенсионных, ветеранских  документов копеечные скидки.
       Распродажа «чудо препаратов» шла полным ходом. Мотаясь по городу, курьеры к вечеру привозили очень изрядную сумму денег, которая исчезала в сейфе шефа. Впрочем, платили нам здесь на самом деле неплохо.
       Так продолжалось несколько месяцев. Но внезапно нагрянули какие-то проверяющие.
       В бронежилетах и с автоматами. С понятыми.
       И контору по «оздоровлению населения» закрыли как шарлатанскую.
   

                «Зарплата – по потребности…»

       Что еще было за это время...
       Все лето простоял в шароварах и расшитой рубашке под дверью московской «корчмы», изображая запорожского казака. Усы все время отклеивались, потому что из-под барашковой папахи градом лил пот.
       Работал в посольстве. Белоруссии. Дворником.
       Затем на большой стройке.             
       Неожиданно быстро выучил там таджикский язык.
       Потом власть то ли на стройке, то ли в Москве поменялась, и небоскреб разобрали.
       Сейчас работаю охранником. В трех местах.
       Сплю как йог – часа два в неделю. Стоя.
       На всякий случай, иногда просматриваю объявления. Там все по-прежнему: «Успешному бизнесмену-татарину требуется заместитель-армянин», «Приглашаем курьеров, зарплата – до четырех тысяч в день», «Предприниматель-миллионер ищет заместителя. Оклад – 198 тысяч 97 копеек. Образование, пол, возраст, прописка и форма ушей значения не имеют», "Любителей душевного и финансового благополучия просим обращаться по телефону...", «Раскошная бизнес-леди ищит сатрудинец. Спрасит Ферузу. Учит буду лично сама»…