Full speed ahead

Морской Профсоюзный Телеграф
«FULL SPEED AHEAD» – ПЕЛИ «THE BEATLES». И ОНИ ЗНАЛИ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ.

Это было в начале 70-х. Наш т/х «Выборг» стоял в Гаване под выгрузкой. Из-за складских помещений выглядывали десятки судовых надстроек с красной полосой на трубе, кое-где виднелись польские и гэдээровские пароходы. Выгрузка, как всегда, затягивалась, кубинцы не спеша освобождали наши трюма. Все, как всегда…
Из судовых динамиков неслась нескончаемая «Пачанга» (так моряки называли однообразную танцевальную музыку, которую, по условиям соцсоревнования, обязаны были транслировать наши радисты для поднятия трудового духа наших кубинских друзей) По палубе бродили утомленные солнцем члены палубной команды, готовили судовой плотик для окраски облезлого борта.
Не сразу и не все заметили, что неподалеку ошвартовался новый пароход нашего БМП из серии «Семья Ульяновых». Еще новенький, с судовыми кранами, весь заставленный автотехникой. Тогда каждый вновь прибывший пароход был интересен тем, что можно было обменяться кинофильмами, и народ обрадовался: «Будем смотреть новые фильмы!»
Ну, все как всегда. И вдруг над Гаванской бухтой из новеньких динамиков представителя «Семьи Ульяновых» грянула совершенно новая музыка. Нет, не «Пачанга», а что-то такое, что хотелось слушать и слушать. Это была «Желтая подводная лодка» - «Yellow submarine». Кубинцы радостно закивали головами, знаками стали показывать одобрение. наш динамик замолчал, видимо радист оценил музыкальный момент. А потом -  “Come together”, к сожалению, не до конца: чья-то безжалостная рука остановила музыку. «Эх, испортил песню, дурак!» - совсем по-горьковски сказал один из моряков, а более бывалый подчеркнул: «Быть ему «невыполнившим»!» Тут все поняли, что до «Битлов» мы еще не дожили. Поняли это и кубинцы, и снова зазвучала «Пачанга»…
Много позднее этого случая, в конце «перестройки», я проходил мимо одного из военно-морских училищ Питера. Курсанты проводили строевые занятия, браво ухала музыка, училищный оркестр исправно играл морские и боевые песни и вдруг, я не поверил своим ушам, «Yellow submarine»! Причем мелодия не портила общий строевой фон, видимо, эта музыка была своей для училищного оркестра, и звучала как-то по-строевому браво. Ну, вот и «Битлы» пришли… Значит скоро будет все хорошо! Ведь не каждой песне дано становиться строевой.
В одном из вариантов народной песни 60-х на мотив “Can’t buy me Love” были слова «Все их любят, все их знают - Англии «Битлов». Но это было далеко от правды, сквозь помехи «вражьи» голоса что-то рассказывали, но очень мало и как-то не так. Это потом уже пошла информация и книги, и ноты, и «левые» диски, и видео и «Антология». Казалось бы, все сказано.
Все знают, что они из Ливерпуля, а Ливерпуль – это ведь порт, и какой порт! Отсюда уходили и уходят океанские пассажирские лайнеры, в каждой семье есть кто-то, кто связан с морем. Не стали исключением и «Битлы».
Отец Джона Леннона с 16 лет в море. Его послужной список: уборщик – официант – старший официант. В его бурной морской биографии есть все. Он списывался с судна, и экипаж т/х «Мортон Бэй» отказался выходить в рейс без Фреда Леннона. Он был «душой» экипажа, хорошо пел и мог хорошо выпить, возил контрабанду и продавал ее на черном рынке. Он даже «сидел» 3 месяца за то, что «спёр» виски из груза. Его хотели перевести на «Либерти» (многие наши моряки помнят эти одноразовые пароходы, некоторые их которых плавали под флагом СССР до 60-х годов). Но, по его мнению, это было недостойно для моряка с океанского лайнера “Qween Mary”, и он стал «косить», чуть не попал в тюрьму, но своего добился. Мать Джона Джулия 10 лет встречалась с «веселым» Фредом, свадьба состоялась только 3 декабря 1938 года, а после свадьбы отец сразу же ушел в рейс к берегам США.
Джон родился в Ливерпуле 9 октября 1940 года. Ливерпуль уже бомбили, папаша был в рейсе, а потом и совсем исчез из жизни Джона, и только в раннем детстве отец снова появился. Джон вспоминал 5 недель, которые он провел вместе с отцом в порту Блокпул, потом отец снова исчез. Ну, ведь бывает и так…
А вот у Джорджа Харрисона все было иначе. Его отец работал 10 лет на судах компании “White star” (вспомните «Титаник»), был стюардом, аккуратно переводил деньги на содержание семьи. Он получал тогда 7 фунтов 7 шиллингов в месяц, из них 25 шиллингов в неделю отсылал домой, но денег не хватало, несмотря на «чаевые» и судовую «халтуру» (он делал стрижки членам экипажа). В 1936 году, как говорится, «сел» на берег, стал активистом профсоюза водителей и кондукторов. На ранней стадии творчества «Битлов» через профсоюз помогал им с помещением для разовых концертов.
Ринго Стар – тот, вообще, мечтал стать моряком. Он вспоминал, что ему очень хотелось «плавать по морям, быть повсюду, покупать седла для верблюдов» - так он образно отразил одну из «фишек» ливерпульских моряков. Они в качестве морских сувениров привозили наряду с красивой одеждой, почему-то, седла для верблюдов. Наверное, классные седла, если они были в каждом моряцком доме. Ринго был «стилягой», модной одеждой его обеспечивал двоюродный брат – моряк, который отдавал ему свои подержанные вещи.
В юные годы Ринго был бой-скаутом в отряде моряков - как мы сказали бы, в кружке «Юных моряков». И, конечно, жизнь его привела на борт судна. Он стал «крутым» барменом на т/х «Сент Тадно», отработал 6 недель, но ему предложили списаться, так как он был, как говорят, «замечен» в пьянках-гулянках. А он ведь мечтал, что поплавает годика три на небольшом «пассажиришке», а потом - на пассажирский лайнер. Но «не судьба». Потом, чтобы его не загребли в армию, он пошел на «производство», как он вспоминал, «помощником инженера». Но видимо, учитывая его образование, по нашей классификации все-таки «учеником». В армию его не взяли. А потом он стал одним из великой «четверки».
Пол Маккартни, казалось бы, не имел морских корней, хотя, наверное, и в его семействе есть ребята, которые также хранили «седло для верблюда». Но есть же “Yellow Submarine” (авторы Lennon/Mc Cartney), а также великолепный мультфильм, снятый по сюжету этой песенки. Так что и Пол – наш человек!
С морем были связаны и первые познания в музыке, полученные «Битлами». В дни их юношества Англия не была музыкальной Меккой, вся «роковая» музыка шла из Штатов. Моряки привозили пластинки, и жители портовых городов были в курсе развития новых течений танцевальной и популярной музыки.
Атмосфера портового города сказалась на творчестве ранних «Битлов», они, как говорят, «оттачивали» свое мастерство в клубах морского Ливерпуля, а затем и Гамбурга. В Гамбурге группа оказалась первый раз в 1960 году, сохранились фотографии «Битлов», сделанные на борту прогулочного парохода и на причалах Гамбургского порта. Они попали в самый центр морского «разгула» - район Сан-Паули, улица Рипербан. Эта улица пестрела барами, ночными клубами и прочими веселыми заведениями. Там постоянно толкались толпы английских и американских моряков, а вместе с ними потасовки, драки -из песни слов не выкинешь. Причем «буза» начиналась, как правило, во время исполнения «Битлами» мелодии «Хали-Гали». Как «Хали-Гали» - так драка. Начинали всегда моряки, но им же и доставалось от крепких гамбургских официантов, которых подбирали на работу, обращая внимание, в первую очередь, на их физическую силу. Кстати, первая пластинка «Битлов» была записана в Гамбурге в 1961 году и включала в себя известную морскую песенку “My Bonnie lies over the Ocean”
После гамбургских поездок группа начала набирать популярность, начиналась «Битломания». Ребята из доков Ливерпуля и Гамбурга стали идолами поколения 60х – 70х годов, их музыка стала подлинно народной. Только СССР стоял в стороне от этого безобразия. У нас не было «Битломании», но мы слушали мелодии «Битлов» - «Гёлс», «Мой автомобиль», «Об-ла-ди – об-ла-да», «Леди Мадонна», “Come together”… список бесконечен. Наши многочисленные ВИА, переиначивая слова и искажая мелодию, пытались донести до нас ИХ МУЗЫКУ и она дошла до нас.
Вот уже и ансамбль песни и пляски имени Александрова запел “Yesterday”, и хорошо запел, не хуже «Соловьев». В общем – “Full speed ahead”! Прошло ведь только 45 лет с момента первой записи “The Beatles».

YELLOW SUBMARINE
In the town where I was born
Lived a man who sailed to sea.
And he told us of his life
In the land of submarine.
So we sailed up to the sun
Till we found a sea of green.
And we lived beneath the waves
In our yellow submarine.
We all live in a yellow submarine
Yellow submarine, yellow submarine!
We all live in a yellow submarine
Yellow submarine, yellow submarine!
And our friends are all abroad,
Many more of them live next door.
And the band begins to play.
We all live in a yellow submarine
Yellow submarine, yellow submarine!
We all live in a yellow submarine
Yellow submarine, yellow submarine!
(Full speed ahead, Mr. Boatswain,
Full speed ahead,
Full speed ahead it is, Sgt.
Cut the cable, drop the cable
Aye, Sir, aye
Captain, captain!)
As we live a life of ease,
Everyone of us has all we need:
Sky of blue and sea of green
In our yellow submarine.
We all live in a yellow submarine
Yellow submarine, yellow submarine!
We all live in a yellow submarine
Yellow submarine, yellow submarine!
We all live in a yellow submarine
Yellow submarine, yellow submarine!

Lennon/McCartney