Другие люди Истории нашего двора, ч. 11, В

Игорь Исетский
Другие люди
(истории нашего двора, ч.11, «В»)

Подъезд третий

   В третьем подъезде на первом этаже жили слепые люди дядя Ваня и тётя Нюра.
   
   Оба фронтовики. Про дядю Ваню говорили, что он горел в танке. Тогда и лишился зрения.
   
   Частенько супруги сиживали на лавочке под своими окнами и курили папиросы.
   
   Всегда дружелюбно общались с ребятнёй.
   
   Однажды я поинтересовался, а как они читают (я слышал, что пальцами). Тётя Нюра тут же вынесла пару толстых книг с картонными листами и всё объяснила. При этом нечаянно двинула тяжёлой книжкой мне по носу (сам виноват, она же не видит, а я невнимательность проявил).
   
   Запомнилось, когда в доме умер отставной полковник-фронтовик, все жители вышли проводить его в последний путь.
   
   Дядя Ваня и тётя Нюра сидели на обычном месте.
   
   И вот вынесли гроб. Музыканты, стоящие у подъезда, по команде заиграли траурный марш. Дядя Ваня встал по стойке смирно и снял кепку. Тётя Нюра тоже поднялась.
   
   Всё было торжественно и печально.
   
   Одно время у слепых жил парнишка – наш ровесник, с несколько странным прозвищем  – Универсал.
   
   К его деду и бабке приезжал иногда мужчина-инвалид на коляске с велосипедными колёсами и ручным управлением. Мы долго приглядывались к колясочке, пока нас тот  же Универсал не соблазнил прокатиться, воспользовавшись моментом.  (Родственник находился в квартире.)
   
   Помню, как мчались втроём по пустынной дороге на, как казалось, бешеной скорости.
   
   Когда вернулись во двор, разъярённый инвалид встретил троицу матом.
   
   Удивились, что он недолго гостил. Обычно по несколько часов.
   
   Стоило нам решиться и, как назло, владелец «транспорта» не вовремя собрался домой.
   
   Попались, но зато так славно прокатились – я и Универсал на сиденье жали на рычаги. Вовка Паршуков сидел на наших коленях в роли вперёдсмотрящего. Ветер в ушах, дикий азарт…

   Напротив дяди Вани и тёти Нюры квартира, где проживала женщина с взрослым сыном. Потом сын женился, переехал. А у его матери появился мужчина с мальчишкой-сынком.
   
   Сын младше меня, но очень общительный. Мы с ним подружились.
   
   Паренька звали Сергеем. Но все называли его Тишкой (от фамилии Тишкин).
   
   Тишка был шустрым малым и хорошим, добрым.
   Некоторые издевались над ним, подначивали.
   Ну, случались у того по малолетству определённые заскоки. С кем не бывало?
   
   Весной, помню, заходит Тишка во двор. Ноги по колено мокрые. Он по лужам бродил. Ребята, находящиеся во дворе, стали поочерёдно предлагать Сергею пройти то по одной, то по другой ямке, заполненной водой. И тот смело шагал, преодолевая водные преграды.
   
   Чуть позже все слышали, как из-за окна на первом этаже доносились крики мачехи Тишки. Понятно, она не хвалила его.
   
   Серёжка в школе набирался от сверстников всяческих дурацких стишков-переделок, которые после весело читал дворовой ребятне.
   
   Как-то он в очередной раз бойко выкладывал свои знания перед группой мальчишек и девчонок, собравшихся на веранде. Сперва прокричал:


   Хорошо живёт на свете Винни-Пух,
   У него жена и дети он – лопух,
   Если пипка оторвётся – не беда,
   В магазине продаются разные сорта!

  Окружающие, среди которых был и парень постарше – Борька Варинцев, заржали. А Тишка, ощутив поддержку зрителей, весело запел:

   А нам всё равно,
   Хоть хлеб, хоть г…но.

   Громче всех смеялся Борис, который тут же указал пальцем на Тишку и выкрикнул:
   - Вот ему точно – всё равно!
   
   А Серёга не обращал внимания на подобные подковырки. Прочитав ещё несколько подобных стишков, он, не прощаясь, пошёл куда-то, затянув по пути:

   Бывали дни весёлые,
   Я по два дня не ел.
   Не то, чтоб хлеба не было,
   А просто не хотел…

   Однажды Тишка грустно сказал мне, что они с отцом уезжают в Читу.
   
   Не знаю причины, но вскоре они действительно уехали.
   
   Я тосковал по своему неординарному товарищу. Написал ему пару писем (Сергей мне оставил адрес), но ответа не получил.
   
   И вдруг, по прошествии пары лет, получаю открытку от имени Серёги, но написанную почему-то его отцом. То ли у Тишки почерк был безобразный? Но не это важно. В письме сообщалось, что Сергей с отцом скоро приедут обратно. И они вернулись. И снова жили на прежнем месте.
   
   Сколько жили, куда делись? Не помню.
   
   Наверное, я ушёл в армию, а после демобилизации уже не встречал Тишку. Скорее всего, он и сам служил в то время...



   На первом же этаже проживал парень из старших – Игорь Гильдин. Работал на железной дороге.
   
   Недели за две до армии я стал каждое утро, часов в семь, заниматься лёгкой атлетикой в сосновом бору напротив дома. Однажды встретил там Гильдина в спортивном костюме.
   - Что, качаешься? - деловито спросил он.
   - Да так… Бегаю в основном. В армейку скоро... - ответил уклончиво.
   - А ну-ка к турнику, призывник! - серьёзно скомандовал Игорь.
   
   Турник – металлическая перекладина, укреплённая между соснами.
   
   Я ловко запрыгнул, потому как постоянно занимался на подобном снаряде и в школе, и во дворе. Подтянулся несколько раз, сделал подъём переворотом.
   - Ну, а что посложнее можешь? - поинтересовался  Гильдин.
   - Например?
   - Спрыгни, покажу, - и Игорь сделал склёпку, затем выход силы на одну и обе руки.
   - Так не умею, - признался уныло.
   
   Тогда Гильдин велел мне вновь подтянуться на перекладине и за какие-то 5 минут научил делать выход силы.
   
   Конечно, доармейская подготовка несколько облегчила начало службы (лучше, если бы я занялся ею месяца за полтора до призыва)…
   
   Учебка в Свердловске (со столицей Урала у меня многое связано), приезды родителей. Казалось, можно служить себе. И без отпуска обошёлся бы…
   
   Но потом объявление о вводе в Афганистан наших войск (подробнее об этом в опубликованных на странице «Записках «Афганистанца») и в скором времени убытие туда в составе вновь сформированной части. Служба в чужой стране в течение 14 месяцев. И, слава Богу, возвращение домой.
   
   Встреча с друзьями-одноклассниками, учившимися в местном пединституте. Работа на том же заводе, институт и далее в соответствии с дипломом и жизненными принципами.
   
   Давно я покинул родной город. Долго не видел своего двора, что навсегда запечатлелся в памяти.
   
   Много лет не встречался с другом детства и юности Вовкой Паршуковым.
   
   Когда писал воспоминания, начал наводить о нём справки. Узнал: сестра Володи разошлась со своим тираном-мужем, Володя обзавёлся семьёй, переехал к жене. Старую квартиру Паршуковы продали.
   
   Володьке должны передать мои приветы и номера телефонов. Думаю, настанет день, и мы созвонимся.
   
   Немало времени прошло с тех пор, как наша семья перебралась в областной центр. Но мы всегда знали, как живёт наш дом. Сестра проживает в городе. Хоть и по новому адресу, но о многом, происходящем в нашем старом доме, информирует нас.
   
   Самые тёплые воспоминания у меня о жизни в доме детства.
   
   Полагаю, многие хорошо понимают мою ностальгию и некоторую грусть, что я испытываю, возвращаясь в прошлое.

   12.10.2010.
   
   На верхнем фото: в первом ряду наши родители, в верхнем справа моя сестра с мужем; я - крайний слева; дети на снимке - мои племянники;

   На среднем фото: бабушка Поля, двоюродный брат Олег и моя сестра Елена;

   На нижнем фото: я и сестра Лена с тёткой Галей в нашем дворе (1962 г.).