Космос как предчувствие, непрошеные мысли по фильм

Федоров Александр Георгиевич
 
 Недавно снова просмотрел этот фильм Алексея Учителя,  канал  КУЛЬТУРА решил,НАКОНЕЦ, осчастливить зрителей показом ЭТОГО ФИЛЬМА.
 Если первый раз я просто отдался просмотру – фильм мне с первых кадров понравился и захватил, теперь я попробовал его проанализировать.

  Первый слой – это история обыкновенного советского паренька начало шестидесятых, по прозвищу Конек (Евгений Миронов). Который вдруг потянулся к случайно встретившемуся, крепко сбитому и знающему, что он хочет, раскованному, свободному,  уверенному, в себе парню. И стал смешно подражать ему во всем – одежде, внешнем виде, лексиконе, действиях…

  А у того была своя мечта, нет, скорее упорное осознанное желание. Жить иначе. А жить иначе тогда можно было только в другой стране.
  Вот он и решил все свои силы отдать на то, чтобы попасть  заграницу.

  Ах, как она красочно показана в фильме, как идеал, ярко освещенный, весь в ореоле света, желанный корабль МИЧИГАН, стоящий  в дали от нашего берега. Переплыви, попади на его борт – и мечта осуществиться.

   Но, а если это мечта, то ее невозможно полностью достичь, и не  понятно, доплыл ли Герман или погиб в волнах реального холодного Белого моря.  А как он упорно плыл к Мечте… А она все отдалялось от него и постепенно уходила за  горизонт.

     А Конек  уехал в Москву. Чем-то разбудил, растревожил его обыкновенную серую жизнь, без Мечты, этот парень. Который готовиться, по его словам, к полету в Космос, а на самом деле, за свое свободомыслие попал в лагерь и там случайно встреченный диссидент и заронил в его душу Мечту жить иначе.

    В поезде Конек вдруг встречает молодого лейтенанта ВВС, Юрия. Следующая встреча – в праздничной Москве, встречающей Первого космонавта Юрия Гагарина. Конечно, это тот Юрий, с поезда.

  Второй слой, так сказать, его сверх идея – это стремление человека уйти от обыденности, воспарить над ней, инстинктивная, неосознанная даже тяга к чему-то другому. К Космосу. Это прямой призыв к человеку – «стань им»,  выраженный художественными средствами кино. Ибо без мечты идея человека полностью не может быть реализована.

  Отдельный разговор, как все это художественно показано. Творческий метод А.Учителя похож на  А.Германа. То же тщательное, скрупулезное воссоздание действительности того времени. Правда два прокола я заметил – водка в евробутылке - тогда она была совершенно другой формы. Сейчас, наверное, ее не найдешь.
 И иностранный транзистор, в котором я узнал знакомую мне СПИДОЛУ первого выпуска, которая до сих пор работает и храниться в у меня шкафу.

  Фильм очень образный. Образы той жизни  - серое небо, туман, дымящие трубы заводов, темная толпа, утром беззвучно текущая к ним. Об образе мечты я уже писал.

  Мне кажется, А. Учитель - по крайней мере для меня – это режиссер номер один сегодня.
Символически звучат слова известной в то время песни в конце фильма:
   Они точно связаны с сюжетом фильма. Песня о судьбе того поколения…А может, и судьбе будущего…Она звучит, как надежда.

Летят перелетные птицы
В осенней дали голубой,
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.
А я остаюся с тобою,
Родная навеки страна!
Не нужен мне берег турецкий,
И Африка мне не нужна.

Далее http://www.proza.ru/2011/01/31/773