Любитель

Ирина Мосичева
На фотографии Любитель.

Мне было двенадцать лет, когда я впервые записалась на ипподром в секцию верховой езды. Сколько себя помню - с самого детства "бредила" лошадьми. А раньше двенадцати лет туда не принимали. Пришлось ждать.
Но родители оказались категорически против моих занятий конным спортом, и мне ничего не оставалось, как подделать подпись на документе об их согласии.
Много тогда набралось нас мальчишек и девчонок. Но как обычно бывает в таких случаях, после двух-трех месяцев "испытаний" остались только самые стойкие, где-то человек семь или восемь, да и то все - девочки.

В тот день завезли новых лошадей для нашей учебной группы. А я по каким-то причинам задержалась в школе и пришла на ипподром позже всех. К моему приходу "лучших" лошадей успели разобрать, и мне показали "то", что осталось - и "это" оставшееся досталось мне.

- К нам сегодня привезли лошадей! - с криками окружили меня девчонки.
- Пойдем скорей, мы тебе его покажем! У тебя будет лошадь, за которой ты сможешь ухаживать! - восторженно сообщили они последние новости.

Любитель, так звали небольшого хорошо сложенного жеребца донской верховой породы, стоял в своем деннике и что-то жевал. Ему было где-то восемь-девять лет от роду и, если судить по лошадиным меркам, то это как раз ровно половина человеческой жизни. Из-за огромного количества грязи и пыли на шерсти, масть жеребца невозможно было различить. Единственное, что очень ясно осталось в памяти со дня нашей первой встречи — это его большие полные безразличия глаза и длинная черная челка, которая наполовину их закрывала.
Тренер попросил меня убрать денник и почистить лошадь.
"Похоже, что его не чистили целую вечность", - подумала я, открывая дверь денника. Но я никак не могла предположить, что первый день знакомства с лошадью чуть не закончится для меня трагедией.
Как только я попыталась прикоснуться к Любителю щеткой, он неожиданно развернулся и ударил меня задними копытами в грудь. Удар получился настолько сильным, что от боли у меня перехватило дыхание. Каким-то чудом меня спасла ватная фуфайка. Слава Богу, все обошлось без сломанных ребер и сильных ушибов. Тренеру и родителям я тогда ничего не сказала. Наоборот, мне хотелось поскорее забыть о случившимся. Но это оказалось только начало...

Будучи ребенком, я еще до конца не осознавала: что же такого могло произойти с конем, чтобы он так относился к людям, тем более к детям. Со слов наездников я узнала, что Любитель уже не один год кочует из одного ипподрома в другой и снискал себе славу неуправляемой лошади. Высоких спортивных достижений за ним никогда не числилось, поэтому его вместе с другими лошадьми - уже "пенсионерами" - отправили к нам в учебную группу. Другими словами - просто избавились.

На следующий день я специально принесла полные карманы сахара, морковки и хлеба в надежде, что Любитель, съест лакомство и будет ко мне более благосклонен. Но ожидания мои не оправдались. Преспокойно все съев, он умудрился прокусить мне руку, а при очередной попытке зайти в денник развернулся и повторил вчерашний трюк. Но на этот раз я вовремя увернулась.
Так продолжалось с неделю. Ничего не менялось в наших отношениях: лакомство Любитель съедал, но зайти в денник я по-прежнему не могла.
Мне другого не оставалось, как сменить тактику. Я перестала носить ему еду, хотя норовистый жеребец вызывал у меня некоторую симпатию. Было что-то в этой лошади такое, что заставляло меня приходить к нему снова и снова...

Однажды ко мне подошла конюх, которая отвечала за кормление лошадей и по секрету сказала:
- Твой Любитель совсем ничего не ест, и я вынуждена рассказать об этом тренеру.
- Я ему уже давно не ношу лакомство, - оправдывалась я. Но тут мне в голову неожиданно пришла мысль.
- Может мне самой попробовать кормить его?
- Тогда приходи пораньше и заодно будешь мне помогать кормить остальных лошадей, - ответила мне конюх.

Но это было еще не все. У Любителя никак не заживала старая рана на ноге чуть ниже колена и доставляла ему сильные неудобства, так как постоянно кровоточила. Местный ветеринар даже не пытался что-либо сделать, сказал – мол, все само пройдет. Но "само" что-то не проходило.
С каждым днем мне становилось больнее и больнее смотреть на Любителя. Тогда я решила сама заняться лечением лошади. Никогда не забуду двух продавщиц из аптеки, которые смогли выслушать и понять двенадцатилетнего ребенка, когда я со слезами на глазах пыталась объяснить им, где и когда у меня заболела лошадь. В итоге они продали мне два удивительных средства, названий которых я, к сожалению уже, не помню. Это были флакончики аэрозолей импортного производства. Первый - белый с красными буквами, при нажатии на него образовывалась густая пена. Второй — синий, он покрывал ранку заживляющей пленкой. Средства оказались действительно чудодейственными и через несколько дней рана на ноге лошади затянулась и подсохла. И это была наша первая победа!

Несмотря на то, что нога у Любителя больше не болела, личные отношения с ним строились совсем не просто. Мы по-прежнему продолжали общаться через решетку в деннике. А чтобы хоть как-то его почистить и убрать навоз, мне приходилось каждый раз накидывать на Любителя недоуздок и привязывать к решетке. С такой "полууздечкой" Любитель становился более смирным. Но иногда он все же позволял погладить белое пятнышко у себя на лбу и почесать за ухом.

Наконец, настал долгожданный момент, когда мне представилась возможность выехать верхом на Любителе. До этого дня я гуляла, держа лошадь под уздцы.
День был одновременно радостным и волнительным. Радостным - от того, что Любитель больше не хромал. А волнительным - я не знала, как поведет себя строптивый жеребец, когда на нем окажется такой неуверенный наездник, как я. Одно дело тренироваться на какой-нибудь смирной лошади, которая бегает по кругу, привязная к длинной корде. Другое дело – выехать самостоятельно, управляя лошадью при помощи уздечки.

Уздечку на Любителя я с горем пополам надела. А вот седлать лошадей нам пока не разрешали. Тренер считал, что в оседланной лошади намного проще держаться, и мы никогда не научимся ее чувствовать. Поэтому все наши занятия, включая конкур (соревнования по преодолению препятствий) проходили без седла.

И первый же мой выезд ознаменовался сильным падением. Как только я выехала из конюшни, Любитель при первой же возможности сбросил меня на землю. А когда я оказалась у него под копытами, то он случайно наступил мне на руку. Боль была не сколько физическая, а - душевная. Ведь насколько я знала, лошадь, какая бы она не была, никогда не наступит на человека. А тут такое от друга...
После падения рука почернела и опухла. Поэтому пришлось на время прекратить все дальнейшие тренировки. К тому же мне постоянно приходилось прогуливать школу, что бы хоть как-то успевать к кормлению лошадей. Вдобавок из-за систематических пропусков уроков, даже по тем предметам, по которым у меня были всегда пятерки, я скатилась до еле натянутых троек. Дневник я прятала, и родители долгое время ничего не подозревали.
Но я никак не могла простить Любителю свое падение. И однажды решила бросить его и начать ухаживать за другой лошадью.

Если бы не наш конюх... Она напомнила мне, что с лошадью скорее всего придется что-то делать.., так как Любитель по-прежнему продолжал отказываться от еды.
А нормой была небольшая металлическая миска овса. Некоторым лошадям, мы насыпали их по две в кормушку, но Любитель не съедал и четверти от этой нормы. И каждый раз к приходу тренера я втайне выгребала весь недоеденный Любителем овес.
Так незаметно пролетела зима.
К тому времени Любитель уже потихоньку стал ко мне привыкать - запускал в денник и не брыкался.

Вскоре я уже смогла спокойно садиться на него верхом. Правда управлять лошадью у меня не всегда получалось. Любитель предпочитал идти туда, куда он хотел. И когда все ехали на большой ипподромный круг для пробежки, Любитель доходя до самого круга, вдруг неожиданно разворачивался и продолжал движение в обратном направлении к конюшне. В такие моменты я ничего не могла с ним сделать. И видя все это, тренер решил отдать Любителя "на перевоспитание" одному уже взрослому спортсмену-наезднику.
Но спустя некоторое время, этот спортсмен подошел ко мне со словами: "Забирай обратно своего ослика". А прозвище "ослик" Любитель получил еще из-за того, что был невысокого роста, и когда на него садился кто-нибудь наездников, то вид был действительно такой, будто человек сидит на осле.
Не знаю, сколько бы продолжались еще мои прогулы школы и тайное выгребание овса. Но неожиданно наступил день, который все изменил.
Я пришла на ипподром пораньше и случайно увидела, как Любитель дожевывал небольшой хлыст из молодых веточек, которые мы с девчонками уже начали прятать, так как не могли понять, куда они каждый день пропадают. А хлысты мы срывали совсем не для того, чтобы бить ими лошадей. Уж больно нам хотелось покрасоваться, сидя верхом на лошади, и чтобы при этом из сапога торчал хлыст.
Увидев, как Любитель дожевывал молодой побег, мне в голову пришла мысль: "Ему явно что-то не хватает!"
И через несколько дней мы с конюхом раздобыли специальные витаминные добавки, которые стали добавлять лошадям в ведро воды для питья. Была уже весна, и я приносила Любителю молодые побеги и смешивала их с овсом. Не помню, сколько точно прошло времени, но однажды кормушка у Любителя оказалась совершенно пустой! Моей радости тогда не была предела! И это была вторая наша победа. Любитель стал есть!

* * *

Ну а дальше все развивалось как в романе. Я могла по несколько часов проводить у него в деннике. Любитель очень любил класть голову мне на плечо, и при этом я слегла почесывала ему лоб. Масть у него оказалась золотисто-бурой. Я, наконец, подстригла ему челку, чтобы она не лезла в глаза, и расчесала хвост, так как Любитель уже спокойно подпускал меня к задним копытам.
А прокатиться верхом на Любителе было одно удовольствие. Во-первых, из-за небольшого размера жеребца я не скатывалась с крупа, так как занятия наши проходили в основном без седла. А во-вторых, у него был такой мягкий ход, что при движении рысью совсем не ощущались толчки.
Девчонки мне по-хорошему завидовали и никак не могли понять, как вообще такое возможно. Наверное, это была своего рода любовь между человеком и лошадью!

Но наш роман с Любителем продлился не долго. Вскоре руководство ипподрома выгодно продало Любителя в соседний город. Разлуку с другом я так и не перенесла, и перестала посещать секцию верховой езды.
Я так и не узнала, что стало с Любителем. Возможно, эта история изменила что-то в оставшейся половине его жизни... Но она навсегда оставила след в моей памяти.