Прощение

Галина Борщук
Моя мать умерла пять лет назад, вернее, ее убили. Убил мой отчим, который часто избивал ее, когда был пьян, а в последний раз озверел совсем. Я не видел, как это случилось, так как ушел на тренировку. О смерти матери мне сообщила милиция. Я не знаю точно, как все случилось, мне сказали лишь, что отчим – Николай Анатольевич вернулся домой как обычно пьяный и приказал матери приготовить ему ужин, когда же в ответ он услышал отказ, то схватился за нож, лежащий на кухонном столе, и зарезал мать.
Почему я так спокойно говорю об этом сейчас? Потому что смерть матери – это только начало истории, кроме того, с того момента прошло уже более пяти лет, которые кардинально изменили мою жизнь. За убийство матери отчим получил всего три года. Адвокат нашел кучу смягчающих обстоятельств, раздобыл огромное количество справок о болезнях Николая Анатольевича, представил в суде его прекрасную характеристику, не забыв подчеркнуть, что виной всему – алкоголь, не забыл адвокат упомянуть и о том, что убийство было совершено в состоянии аффекта. Я не знаю законов настолько хорошо, чтобы судить справедливое ли наказание вынесли отчиму или нет, но, по-моему, субъективному мнению, весь суд был куплен.
В тот день, когда огласили приговор, я дал себе слово, что убью отчима, как только он покинет пределы тюрьмы. Я никому не рассказал о своем плане мести, но моя бабушка, с которой я жил после смерти матери, поняла, что я что-то задумал. Она часто подходила ко мне, пытаясь вызвать меня на разговор, но я только отмахивался от нее. Я не хотел, чтобы она вмешивалась в мои дела, к тому же мне тогда стукнуло 18, и я считал, что имею полное право сам делать выбор. Я планировал съехать на съемную квартиру, и однажды вечером поделились с бабушкой этой новостью. Она удивленно посмотрела на меня, а затем спросила:
-Я мешаю тебе?
-Нет, что ты, вовсе нет.
-Ты не дослушал, - прервала она меня, - Я мешаю тебе продумывать план мести за смерть Ангелины?
На мгновение я потерял дар речи.
-Откуда ты знаешь? – с трудом подбирая слова, спросил я.
-Я достаточно прожила на свете, к тому же, я слишком хорошо знаю тебя. Возможно, ты молчишь, но твои глаза говорят за тебя.
-И что дальше? Ты осуждаешь меня? – вспылил я.
-Нет. Не осуждаю. Но я и не считаю твое решение правильным.
-Но почему? Он убил мою мать - твою дочь? Разве он не заслуживает более сурового наказания? Неужели ты простила его?
-Важно не только простить другого человека, но важно простить и себя.
-За что себя? – не понял я.
-Ты ненавидишь отчима за то, что он убил твою мать, но ты и не можешь простить себя за то, что в тот момент не был рядом и не смог защитить ее. Верно? Возможно, ты не осознаешь этого сейчас, или не хочешь осознавать, но твое подсознание работает против тебя.
-Да, ты права. Я виню и себя в смерти матери, но…
-В таком случае, убийство Николая ничего не изменит. Боль не уйдет, она лишь усилится. Отмщение никогда не приносит удовлетворения и свободы. Ты не сможешь спокойно спать ночами, ты не освободишься от прошлого. Ты только усугубишь ситуацию.
-Да что ты понимаешь? – взвыл я, - Ты не теряла мать! Ты не знаешь, что это такое.
-Я потеряла дочь, не забывай об этом.
-Не похоже! По тебе этого не скажешь!
-Не кричи. Лучше сядь и послушай.
Я всегда поражался, с каким спокойствием и терпением моя бабушка шла по жизни. Я никогда не слышал, чтобы она кричала, ругалась или возмущалась. Она говорила всегда тихо и мягко, но ее слышали все, потому что стоило ей начать говорить, как все вокруг тут же замолкали. Я уважал ее и любил, но тогда я не мог с ней согласиться.
-Вся жизнь состоит из потерь и приобретений. Кроме того, она порой весьма несправедлива к тем, кто вроде бы ничего плохого никогда не делал. Однако если просмотреть историю каждого человека досконально, то можно найти так много отрицательных сторон, что хватит на пожизненный срок. Я не говорю, что твоя мать заслужила смерть, я говорю о том, что любой человек заслужил смерть. И все мы умрем. Рано или поздно. Но… люди уходят от нас, а мы остаемся здесь, мы продолжаем свой путь, и нам нельзя оборачиваться назад. Пока мы живы, мы должны идти вперед. Сейчас твоя ненависть держит тебя на одном месте, не позволяя тебе идти вперед. Мне тяжело видеть, как моя единственный внук медленно умирает изнутри, ибо ненависть и желание отомстить сжигают душу человека. Николай совершил тяжкий грех, и он понесет за это ответственность, и кара рано или поздно настигнет его, понимаешь? Но ты не тот, кто должен вершить правосудие, ибо вершить его может только Бог. Ты должен смириться и успокоиться. Пройдет время, и ты поймешь, почему все случилось именно так, а не иначе. Твоя задача сейчас – это простить отчима… и себя.
-Я не смогу! – ударив кулаком по столу, гаркнул я.
-Сможешь, - покачала головой бабушка.
-А ты? – вдруг осенило меня, - А ты простила отчима?
-Да, и уже давно. Я знаю, что придет время, и Николай за все заплатит по счетам, если не на этом свете, то на том. Это фатум, правосудие, воля Божья – можешь называть это как хочешь, но это случится, поверь.
-А себя? Себя ты простила?
И тут плечи бабушки задрожали, она низко опустила голову и заплакала. Я присел рядом с ней и обнял ее за плечи.
-Извини, - пробормотал я, чувствуя вину перед бабушкой, которой и так сейчас нелегко, и на которую я посмел повысить голос.
-Себя… нет… Но я пытаюсь. И я больше всего на свете хочу, чтобы и ты смог простить… и себя и его. Прощение - удел сильных, слабые никогда не прощают.
Мы просидели так ещё довольно долго. Она рассказывала мне о своей жизни, о моей матери, о тех моментах, о которых я никогда раньше не слышал. Она рассказала мне многое в тот вечер, а я впитывал все, что она говорила, как губка. Я внимал каждому слову, я хотел простить. Хотел, но не мог, и, возможно, я бы действительно убил отчима, если бы не одна фраза бабушки, которая переменила все мое отношение к мести.
-Если ты убьешь Николая, значит ты ничем не лучше него. Вряд ли твоя мать желала бы, чтобы ты стал убийцей… и никакая месть тебя не оправдывает.
После этих слов я осознал все.
Больше бабушка ничего не могла мне сказать, но, пожалуй, и этого было больше чем достаточно. Ее уже давно нет в живых, но слова, сказанные в тот вечер, навсегда остались в моем сердце.
Через год  я узнал о смерти отчима. Частое употребление алкоголя сказалось на его печени, и он умер, не дождавшись освобождения…