Художники о верховной власти в России

Анатолий Клепов
               
« Какие же они суки!»  Именно так подумалось тогда, когда, навещая своего приятеля в госпитале,  увидел мальчишек-афганцев 18 -19 лет.
На больничных койках.
Обезноженных.
Лежащих более года.
Ожидающих своей очереди, пока больничный столяр выстругает им протезы из соснового полена по образцу протезов 1914 года, которые нужно будет крепить на ремнях к поясу. Шёл 1987-й.

Так начинается статья Владима Филиппа «Какие же они суки!».  Что же предпринял в 1987 году не очень богатый художник Владим Филипп, чтобы помочь раненым? В своей он статье поясняет: «Сделать выставку против войны в Афганистане. Поднять на дыбы всех художников плаката от Сахалина до Калининграда. И ничего не обещать,....кроме возможных неприятностей… Все собранные деньги наметили направить на покупку  необходимого в Центр реабилитации тяжелораненых воинов-интернационалистов.
Белья.
Телевизоров в палаты.
Инвалидных колясок.
Протезов.
Уже тогда страна начинала жить трудно.
Но была твёрдая убеждённость, уверенность – я соберу  деньги!».
 
И действительно удалось организовать эту выставку и собрать деньги. Владим поясняет: «За месяц работы выставки удалось собрать сумму, на которую можно было купить восемь автомашин ВОЛГА. 76 000 рублей.
Что при официальном курсе по тому времени 1 рубль= 0,6 $ , соответствовало 126 000 $. Для начинающей голодать стране с пустыми прилавками сумма немалая.
Мы купили всё то, что тяжелораненым ребятам-афганцам было позарез необходимо.»
Нельзя не восхищаться поступком художника, который боролся всеми доступными средствами против несправедливости к героям, которые честно выполняли свой воинский долг.  Совершенно иначе  повел себя примерно  в аналогичной обстановке крупный государственный чиновник Г. Янаев.

В своей книге «ГКЧП» против Горбачева. Последний бой за СССР»  Г. Янаев описывает военный госпиталь, где лежали солдаты, получившие ранения в Афганистане: «Удручающие впечатление произвели не только жутковатые картины больничных палат с тяжело раненными, изувеченными солдатами и офицерами, но и слова начальника того госпиталя, обронившего  при совместном обходе: «Зря, Геннадий Иванович, мы в это дело ввязались».
Я не стал возражать доктору, не считая уместным устраивать «политические дискуссии» в непосредственной близости от коек с искалеченными войной молодыми соотечественниками».

И ни одного слова Г. Янаев не говорит в своей книге о том, что он хоть чем-то помог раненым, хотя пост к тому времени занимал немалый: он был секретарем ВЦСПС.  Профсоюзы были сравнительно богатой организацией в СССР и имели возможность помогать раненым солдатам. Они могли бы возглавить в СССР движение по сбору средств раненым солдатам. Многое могла сделать эта организация, но дело заключалось в том, что это не входило в её функции. Они отвечали за профсоюзы, а проблемы раненых солдат должно было решать Министерство обороны. Это яркий пример равнодушия высшей советской государственной бюрократии к страданиям простых советских людей. Потом в 1991г. это специально воспитанное  в советском обществе равнодушие ко всему происходящему и стала одной из важнейших причин краха могущественного государства.

К какому ведомству относился художник Владим Филипп? К ведомству честных людей! А вот советские министры и всякие высокие государственные чиновники давно забыли, что такое ведомство в стране существует. К этим чиновникам относился и Г. Янаев. Почему же скромный художник мог организовать выставку, чтобы на собранные средства помочь раненым, а секретарь ВЦСПС, который потом стал Вице-Президентом СССР, только разглагольствовал о том, нужна ли была афганская война или нет? Ответ на этот вопрос, как ни странно, дал известный художник А. Н. Бенуа (1870 -1960) в своем «Правдивом протоколе текущего безумия», в котором нашла отражение атмосфера в обществе с 1916 по 1918 гг.

Напомню, что А.Н. Бенуа  был живописцем,  графиком-станковистом, иллюстратором и оформителем книг, мастером театральной декорации, режиссером, автор омбалетных либретто. А.Н. Бенуа был выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Наиболее значимые работы, заслуженно пользующиеся широкой известностью, - "Парад при Павле I" (1907, Гос. Русский музей), "Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце" (1909, Гос. картинная галерея Армении, Ереван), "Петербургская улица при Петре I" (1910, частное собрание в Москве) и "Петр I на прогулке в Летнем саду" (1910, Гос. Русский музей). В первые послереволюционные годы Александр Бенуа принимал активное участие в реорганизации и сохранении пригородных дворцов и парков Петрограда и Русского музея. В 1917-1926 годах был заведующим Картинной галереей Эрмитажа.

В дневнике А.Н. Бенуа есть запись  о том, как пала Российская Империя?: «Дурное впечатление производит, впрочем, и та всеобщая легкость, и та беспечность, с которыми воспринимается сам факт падения самой грандиозной, самой внушительной монархии! Во всяком случае, изумительно и до предельной степени жутко, что столько крови было пролито, столько жертв заклали во имя «священного принципа монархии», а ныне его сбросили, как старую, ненужную ветошь. Сбросили – и как будто даже забыли? Впрочем, если сегодня никто не плачет по монархам, то уже завтра наверно поплачут, и даже те, которые сейчас напялили себе огромные красные банты и чистосердечно мнят себя революционерами».
Читая эти строки из дневника А. Н. Бенуа, невольно вспоминаешь август 1991 года.  Практически то же самое. Сколько крови пролили за «священный принцип коммунизма», а когда его свергли, то более двадцати миллионов коммунистов СССР даже особенно и не жалели об этом.

Вероятно, только у нас в стране народ  может быть так равнодушен к существующей власти. Почему? И опять ответ можно найти в дневнике А. Н. Бенуа, который писал: «Меня вообще поражает, что ни в чем не выражается какое бы то ни было впечатление от низвержения самодержавца, «помазанника Божьего»! Точно это и не произошло, точно никто в России и не царствовал. Все принимают известие об его задержании, об его аресте как нечто давно ожидаемое и естественное. И не слыхать о каких-либо самоотверженных героических выступлениях «наших роялистов».

И в Советском Союзе тоже не было большого числа желающих выступить в поддержку Президента СССР М.С. Горбачева.   Мы не наблюдали в то время колоны демонстрантов, которые бы требовали сохранить СССР или коммунистическую партию. Большинству людей, как и в 1917 г. было все равно какой политический строй будет в стране.
В подтверждение этого  можно привести слова Александра Проханова из его статьи «ГКЧП с двойным дном»: «Перестройка - это была пора, когда внутри СССР стремительно намывались пласты западной агентуры. Агенты влияния засели в СМИ, в армии и в партии. Самым мощным выразителем этой тенденции был Горбачев. Именно он формировал ГКЧП. Это его рук дело. Он сам создал этот заговор.  Изначально члены ГКЧП не были самостоятельны, они был частью воздействия оргоружия. Они были функцией, а не аргументом. Они были марионетками. Они доверились человеку, который их предал. Как только они почувствовали, что их предали, воля покинула их». 

Удивительная страна Россия, в которой  одновременно с волей, которая загадочным путем покинула членов ГКЧП, эта воля также моментально покинула и других высокопоставленных функционеров ЦК КПСС и государства. Случайно ли это?
Снова обратимся к записям художника А.Н. Бенуа. Уж очень точно он описывает события 1917 года, особенно отречение Великих князей: «Характерный образец культуры наивысших кругов -  и другое письмо, в котором Н.М. (Великий князь Николай Михайлович – Прим. А.К.) сообщает Керенскому, что отречения уже получены: от Кирилла Владимировича – «легко», от Дмитрия Владимировича – «легко», от Дмитрия Константиновича – «туго», а от двух меньших Константиновичей (сыновья Великого князя Константина – Иоанн, Константин и Игорь - прим. А.К.) – «очень легко»… Получил по телефону отречение от Георгия из Гатчины… Отречение Кирилла Владимировича написано на четвертушке почтовой голубой бумаги с синим шифром К.В. и якорем в левом углу.

Эти письма огорошили меня! Хоть я давно знаю, какую степень упадка представляют наши верхи, однако в глубине души у меня продолжает жить такой респект перед самой самодержавной монархической идеей, что каждый раз, когда я натыкаюсь нос к носу с каким-либо свидетельством подобного разложения, первое чувство, которое я испытываю, – не огорчение, не отвращение, а изумление, быстро переходящее в тоску. И ужас, связанный с такой тоской, таков, что вызываются и такие  мысли: если им, этим упадочникам и циникам, суждено вернуться, то, пожалуй, и сама идея монархии перестает пленять, ибо выходит, что она целиком выдохлась, опустошилась.»

И снова - удивительное совпадение с 1991 годом. С какой легкостью члены ЦК КПСС и другие высшие государственные чиновники, в том числе и союзные министры, отказались от своих должностей. Так же, как Великие князя, они занимали самые высокие государственные должности в СССР. Ответ на вопрос, почему они так быстро отказались от своих титулов, должностей и привилегий, можно найти в дневниках А.Н. Бенуа. Оказывается, Великие князья заблаговременно договорились с Временным правительством о том, что малоценные  вещи они передают Временному правительсту, а все чрезвычайно ценные вещи останутся за Великими князьями. Вот почему с такой легкостью отказывались от престола Великие князья. Дело заключалось в том, что еще до февральской революции все наиболее доходные предприятия, банки и т.п. России были между ними распределены. Они решили, что выгоднее отказаться от престижных титулов ради огромных прибылей, которые они могли получить в будущем. Так им было спокойнее.

После революции 1917 года все стали равноправными гражданами России с «равными» правами её грабить.  Но самую большую  возможность грабить страну имела, как ни странно,  бывшая царская верхушка. Может быть, фразу А. Проханова «Как только они почувствовали, что их предали, воля покинула их»  можно объяснить по-другому. Вероятно, их не предали, а опять, как это было в период прихода к власти Временного правительства,   руководство ГКЧП  договорилось с будущем «демократическим»  правительством о взаимовыгодном распределении собственности в России.

Уж больно путч 1991 года похож на события в феврале 1917 года. Только надо заменить слова «Великие князья» и просто «князья» на слова «члены Политбюро» и «секретари ЦК КПСС». И те, и другие великолепно знали о наиболее прибыльных предприятиях России, так как фактически ими управляли, поэтому и тем, и другим оставался только один шаг, чтобы стать их собственниками. Великим князьям это не удалось: помешала Октябрьская революция 1917 года. А  какую  прибыль получили  члены  Политбюро, члены ЦК и аппарата ЦК КПСС и  их ближайшие родственники, до сих пор остается тайной. Хотя можно сделать некоторые предположения.   Удивительно быстро присвоили астрономические богатства России бывшие руководители комсомола – верных последователей своих партийных вождей. Чувствовалось мудрое руководство старших товарищей. 

Взгляды художников на причины разрушения их Отчизны совпадают, хотя жили они в разное время, и политический строй в России был разным. А причины разрушения страны были практически одинаковыми и главное отношение народа к этим кардинальным изменениям в стране тоже одинаковое – полное безразличие!  История в России повторяется с завидной регулярностью и каждый раз это вызывает все новые и новые разрушения страны, но и к этому уже все привыкли… А рыдания бывшего вице-президента Г. Янаева в его книге объяснимы. Видимо, он сокрушался о том, что не удержался у кормушки власти, а  по существу ничем не отличался от остальных руководителей СССР, у которых степень морального падения была сравнима с Великими Князьями царской России 1917 г., продавшими и предавшими её в погоне за своей личной выгодой.