Камень

Енаки Анжела
Мальчик лет пятнадцати смотрел на раннее тихое озеро. Она сказала, что здесь живёт маленькая русалка, и ранним утром она любит плавать на поверхности. Лёгкий туман рассеивался. Вдруг он увидел что-то тёмное над водой. Оно плыло к нему. У мальчика раскрылись глаза, но он не сдвинулся с места. К берегу тихо подплывал небольшой обломанный ствол дерева. В некоторых местах его опутывали сине-зелёные водоросли. «Мой отец служит в церкви, - подумал мальчик, - но это всё равно меня не спасёт, я другой».
Ствол уткнулся в берег. Он знал, что вода холодная, и ждал появления кого-то, чего-то. «А если она в меня влюбится?» Мальчик улыбнулся. «Утащит и будет показывать свои богатства на дне». Мальчик ждал, но это было всего лишь бревно.  Он встал и крикнул: «Эй!» Подошёл к бревну и тихо оттолкнул его. Вода была прозрачной, виднелось дно.
Нет, он не был разочарован. Он на самом деле что-то увидел. Что-то почувствовал. Ему вспомнился старик, странный, говорили, что он ростовщик, но у него такой взгляд и он так молчит, когда сидит в церкви.
Он пошёл по дороге. На спине у него было написано: Arizona. Он проходил мимо домов, смотрел на дворы. Он остановился у каменной церковной ограды. Рядом с церковью рос сад. Мальчик знал, что в глубине его хранится память человека, который, убежав от всех, первым срубил здесь дерево и разжёг костёр. Здесь служил его отец. Он продавал свечи и иконки. «А может он и не мой отец вовсе», - думал мальчик. Он хотел, чтобы его отец был высоким, сильным, умел драться. А его отец всё делал наоборот. Драться не любил. У него был слабый мягкий характер, и он не был высоким, немного косил. Но мальчик знал одно невероятное качество своего некрасивого отца. Это тёплые руки и взгляд. Иногда отец так смотрел, что казалось, смотрит неведомый зверь, и в глазах у него тоска. Мальчик в эти моменты его очень любил и становился тихим и внимательным. «Я ей скажу, что она сама русалка, и чтобы она не смела околдовывать моего отца», - сказал вслух мальчик. «А может он мне не отец?» - тут же подумал он.
Когда он подошёл к своему дому,  увидел, что отец уже встал и готовит еду во дворе. Мальчик подошёл к нему и сел рядом. Стал смотреть на огонь.
- Ты был на озере? – спросил отец.
Мальчик посмотрел на него.
- Оно у тебя в глазах, - засмеялся отец.
- Это она тебе сказала. Она следила за мной, она смеётся надо мной, - крикнул мальчик и отвернулся.
Отец посмотрел на него и сказал:
- Нет, просто от тебя пахнет озером. – Подошёл, погладил его голову.
- Не ходи к ней, папа. Все говорят, что она нехорошая, падшая женщина.
Всё небо было полно белыми тучами.
- Ты говоришь, падшая женщина? – сказал отец.
- Это не я, это она говорит. – Мальчик вспомнил ствол дерева, который приплыл к нему.
- И ты веришь ей? – улыбнулся отец. Он накрыл на стол. – Я хожу к ней помогать. Ведь это не так плохо. Иди есть.
Мальчик сел.
- Нет, просто она моя, когда я вырасту, я возьму её в жёны.
- Женщина – это не трофей и не приз, который можно завоёвывать. – Отец разломил сыну хлеб. После завтрака он взял сына с собой. – Завтра праздник, нужно помочь.
Мальчик знал, что около церкви есть подвал, где хранились вино и соленья. Она живёт на холме. И он знал, что, если спустится в подвал, то можно найти потайной ход, который выходит к этому холму. Существовала легенда, что когда-то здесь было море. И в нём жил морской человек, и все его звали человеком с морской кровью, был он сыном русалки и человека. Когда он вырос, он влюбился в девушку по имени Инга, которая жила на этом самом холме. Чтобы никто не видел, как он приходит к ней, он прорыл ход к этому холму. Но появился земной красивый юноша Эдуард, и, увидев девушку, решил, что она будет принадлежать ему. И он решил убить человека с морской кровью. Но в тот момент, когда он коснулся лезвием кожи этого человека, на него хлынула морская вода, и человек исчез. Тогда юноша решил убить девушку, чтобы она не досталась морскому чудовищу, и он пришёл к ней в дом, и стал с ней разговаривать, потом нанёс удар. В этот момент море затопило дом. Кровь растворилась в воде, и вода унесла девушку. Когда юноша очнулся, то увидел рядом с собой кольцо невиданной красоты. И когда он коснулся этого кольца, то обрёл любовь к девушке, которую никогда не увидит. Но чтобы обрести радость, ему нужно было подарить кому-нибудь эту любовь. Но все боялись этого подарка и считали, что кольцо приносит разлуку. А море с тех пор ушло. Остались холмы и пещеры. Мальчик подметал и смотрел на холмы. Старика он увидел издали. Казалось, его красный халат был выражением его внутренней страстности. Он шёл, и его тёмные глаза тоже увидели мальчика. Он подошёл к паперти, перекрестился и зашёл в церковь. Мальчику захотелось посмотреть, что же старик будет делать. Он осторожно вошёл. В преддверии никого не было. Он открыл другую дверь. Перед ним, вместо привычной церкви, было огромное помещение, пустое, со штукатуркой на полу. В противоположной стене было три двери. Мальчик открыл одну из них. Он увидел старика, сидящего у окна. Вокруг было пустынно. Старик встал, подошёл к иконе, перекрестился, поцеловал и пошёл к выходу. Мальчик заметил на его левой руке кольцо, перстень с зелёным прозрачным камнем. Мальчик пошёл за ним. Старик вышел в то самое пустынное помещение и пошёл к выходу. Мальчик испугался, что не найдёт отца, и открыл ещё одну дверь. Там он увидел отца. Это снова была церковь, но там были люди. Отец стоял и смотрел на стену, где потрескалась штукатурка с росписью.
- Папа, - мальчик подошёл к нему. – Я знаю, у кого кольцо.
- Какое кольцо? Вот видишь, сынок, сырость и копоть делают своё дело. – Отец улыбнулся.
- У него на пальце кусочек застывшего моря.
- Янтарь? – спросил отец.
- Нет, не смола, а каменный лёд из морской соли.
- Это, наверное, тяжело – носить камень на пальце.
- Это последнее, что у него осталось. – Мальчик всё больше и больше понимал.
- О чём мы с тобой говорили? – спросил отец. – Ты сказал о каком-то кольце.
- Папа кто будет это ремонтировать?
- Штукатур и художник. Ты подмёл? Завтра праздник.
Отец так переживал, что, казалось, забыл о ней.
«Когда она будет моей женой, она будет жить в моём доме. Конечно, это дом отца, но ведь это и мой дом. Мы посадим сад заново. И она расскажет мне о том, что такое море. Она говорила, что там, в глубине, живут затопленные города, где нет ни одного человека. Отец это подтвердил».
После того, как были завершены все приготовления, отец сказал, что пойдёт помогать ей, и если он хочет, то может идти тоже. Мальчик согласился. Они вышли и пошли мимо ограды, мимо старого сада. Мальчик вглядывался в него. Он хотел увидеть там старика, и только тёмно-зелёные листья мешали что-либо разглядеть. Когда они пришли, они увидели её, сидящую недалеко от дома. Она сидела спиной к каждому, кто мог прийти к её дому по склону холма. Она смотрела в сторону дальнего леса. Там от озера поднимался пар, солнце садилось где-то в стороне, и она на него не смотрела. Отец с сыном остановились недалеко от неё и тоже стали смотреть на тёмные дубы и ели. Мальчик посмотрел на неё и заметил в её волосах другие, светлые, совсем не её волосы. «Это оттого, что она смотрит на туман, и у неё
в голове туман», - подумал мальчик. «Она седеет, а может, это было и раньше, только я этого не замечал», - подумал отец. Услышав их мысли, она повернула к ним своё молодое лицо. Она смотрела на них. Потом поднялась и протянула им ладонь. На ней было несколько гроздочек красной смородины.
- Они уже поспели, - сказала она.
Отец и сын взяли по гроздочке. Она пошла впереди них. Привычного двора как не было, был дом без ограды и зелёная трава. Не было вытоптанной земли, лишь несколько тропинок. Одна из них вела вниз, за дом. Там был огород, посаженный отцом мальчика. Только смородина там росла давно, ещё старая груша и яблоня.
Из дома выбежала большая собака, она была рыжей. Обнюхала всех и радостно вильнула хвостом, легла и стала перекатываться по траве. Мальчик погладил ей живот.
- Я бы хотел посмотреть крышу, скоро будут дожди. – Отец говорил как-то безнадёжно, будто прося и застыв на месте.
- У меня есть молоко, картошка, хлеб. Заходите, я вас покормлю. – Она улыбнулась. Мужчины зашли.
Всё стояло на столе. Она ждала их. Вечерний свет, всегда казавшийся юноше тоскливым, здесь оказался вселенским, приручённым, освещавшим каждый угол. Было светло.
- У меня будет ребёнок, - сказала женщина, посмотрела на мальчика и улыбнулась. Отец почему-то побледнел. Забежала собака, обежала всех и снова убежала.
- Я видел лестницу около двери, я пойду посмотрю крышу, - сказал отец, встал и вышел.
Мальчик и женщина сидели за столом и молчали.
- Это будет ребёнок моего отца? – спросил мальчик.
Женщина молчала. Она встала, поправила ему волосы и вышла. Мальчик увидел стакан отца с недопитым молоком. Он встал, осмотрел комнату, увидел полку с книгами. Переплёты были тёмными, старыми. Он подошёл, взял тёмно-зелёный томик, открыл страницу. Она называлась: «От варваров». Он стал читать: «Значительно позже дней и времён, и стран, и живых созданий,
Флаг цвета кровавого мяса на шёлке морей и арктические цветы / они не существуют в природе/
Отставка старых фанфар героизма, - которые ещё атакуют нам сердце и разум, - вдали от древних убийц.
Флаг цвета кровавого мяса на шёлке морей и арктические цветы / они не существуют в природе /
О нежность!
Раскалённые угли, хлынувшие потоками снежного шквала, огненные струи алмазного ветра, исторгнутые сердцем земным, которое вечно для нас превращается в уголь. – О мир!
/ Вдали от старых убежищ и старых огней, чьё присутствие чувствуют, слышат./
Раскалённые угли и пена. Музыка, перемещенье пучин, удары льдинок о звёзды.
О нежность, музыка, мир! А там – плывущие формы, волосы, пот и глаза. И кипящие белые слёзы, - о Нежность! – и женский голос, проникший в глубины вулканов и арктических гротов.
Флаг…»
Юноша потерял сознание и упал. Всего было слишком много. Позже, став мужчиной, многое, потеряв и многое, увидев, он нашёл эту книгу в старом букинистическом магазине, где вместо запаха книг пахло морскими водорослями, выброшенными на берег. Он хранил эту книгу. Потому что впервые познакомился с ней в тот момент, когда любил, и это единственное чувство, которое он мог сохранить. Его хранила и книга слёз, детства, драгоценных камней, в кровь разодранных рук о корабельные снасти. Это был Артур Рембо.
Он очнулся, встал, вышел во двор и, не оборачиваясь, пошёл вниз по склону. Вслед ему кричали отец и она, но он не оборачивался, а всё шёл и шёл,
Он смотрел на себя со стороны. Ему казалось, что он чувствует, как он идёт. Он делал шаг и не понимал, что он делает его сам. Просто казалось, что дорога ведёт его. На ботинках пыль.
Этот двор он заметил издалека. Металлическая ограда, чего не было ни у одного дома, заросшие розы, разросшиеся кусты, ни одного плодового дерева, и всё старое.
Он всегда проходил мимо него и иногда видел там старика. Старик смотрел на него, и юноша всегда хотел быстрее пройти мимо. Но сегодня он остановился. Старик в красном халате сидел в глубоком старом кресле. Рядом был столик с красивыми, но стёртыми ножками, на нём - заварной чайничек и две чашки. Юноша остановился и стал смотреть на старика. Сидящий поманил его рукой. Юноша зашёл.
- Садись, - сказал старик. Стоящий сел на табурет рядом. – Налей себе чаю.
Юноша налил чай, и стал пить. Чай был горячий и пах каштанами и опавшими розами.
- Как вас зовут? – спросил юноша.
- Эдуард, - ответил старик и улыбнулся.
-У вас есть кольцо? – спросил гость, смотря в чашку.
- Да.
- Я хочу его посмотреть.
Старик положил кольцо на стол. Юноша взял его. Широкой каймой старое золото, глубокий изумруд.
- Это изумруд? – спросил гость.
- Это изумруд, - подтвердил старик. Мальчик положил его на стол. Взял чашку.
- Почему оно приносит несчастье? – спросил он.
- Ты неправильно о нём знаешь. Оно приносит успокоение и новую встречу.
- А это правда, что вы такой старый?
Старик улыбнулся:
- Ты про море? Я привёз его из далёкого Ирана. Мы были негоциантами. Мне больше нравится это слово. Мой друг давно там любил одну девушку и решил её увезти. Нас догнало несколько всадников. Мы дрались. Меня ранили, я упал. И видел всё как бы снизу с закрытыми глазами. Я не мог пошевелиться. Друга убили, девушку увезли.
Меня выходила женщина. Она была богата, но одинока. Я не смог её полюбить. Единственное, что я ей сказал на прощание, что если нужна будет помощь, пускай позовёт, и что я её буду помнить всегда. Это она подарила мне кольцо и сказала, что страдания мои утихнут, и я буду помнить прошлое с грустью. Девушку, которую увезли, я больше не видел. Мою любовь кольцо не вылечило. Но появился этот сад, эти розы, и я понял, что она всегда будет со мной, что бы там ни было.
- А море? – спросил мальчик.
- А море здесь было, и морской человек был, - ответил старик. – Возьми кольцо, я знаю, оно тебе пригодится.
- Но оно дорогое и ценное для вас.
- Цепляться за него -  значит не верить ни в рождение, ни в смерть, мой милый.
Юноша посмотрел ему в глаза и увидел в них отражение его запущенного сада. «Не такие уж они у него злые», - подумал юноша. Он встал, поклонился, пошёл по дорожке, вышел из калитки и пошёл дальше.
Он вышёл к церковной ограде и увидел другой сад. Странный это сад –
церковный сад. Место, где рождение и смерть – обычное, будничное дело. Жизнь была всего лишь промежутком, который надо просто прожить. Время здесь исчислялось тысячелетиями, и сад, который был явлением жизни, подтверждением её незыблемости, а не суетности, но красоты, глубины и таинственности.
Юноша знал, что будет любить эту женщину, которая предпочла ему отца, долго, и может быть, когда-нибудь простит ей всё.
Он перелез через ограду и пошёл вглубь. Ему вдруг показалось, что деревья ему говорят что-то. Он прислушался: тишина. Прислонился к одному дереву. Отошёл и сказал вслух:
- Знаю, знаю, держать мир корнями нелёгкая работа, и вам бы чуть-чуть дождя. Знаю, знаю.
Он шёл, и в саду было светло, как если бы было раннее утро. Он шёл и издалека заметил силуэт человека, сидящего за срубленным из досок столом. Юноша подошёл. Человек повернул голову, это был отец. -Садись, - отец смотрел на него.
-Мне старик подарил кольцо. – Сын сел и положил кольцо на стол.
- Наверное, я никогда не смогу подарить тебе такое кольцо, - отец рассматривал его.
- Я, наверное, уеду, я хочу поступить на какой-нибудь корабль. Стану морским человеком.
Он смотрел на отца и больше ничего не видел, кроме его лица.
- Я в этой жизни многое понял, пережил, - отец говорил, и его глаза наполнялись светом и теплом. – Я до сих пор люблю твою мать. Эта женщина – это другое. Я должен ей помочь, и может, у нас всё получится.
- Я люблю её, - юноша был упрям. Но он сам чувствовал, что здесь что-то другое, что этот сад может быть бесконечен, и сейчас он чувствовал его бесконечным. «А где-то она, и она любит отца, любит его, но это другое».
Ему осталось одно: полюбить кого-нибудь другого. И он знал, что поедет к морю и полюбит его. И море заберёт часть его любви, ведь оно огромно, и там можно будет поплакать. Слёзы будут всего лишь морскими брызгами. Юноша положил голову на стол. Отец положил ладонь на его голову.
- Если ты хочешь, езжай. Ты уже взрослый.
Они молчали.
- Кольцо надо оставить здесь, в саду, это для того, чтобы я вернулся. Я привезу вам драгоценные шелка, диковинные раковины, красное и чёрное дерево, жемчуг.
Отец поцеловал его и ушёл. Юноша шёл по дороге и знал, что где-то
его ждут сад, отец, дом на зелёном холме и она. Море, как солёная дорога, а в глубине невиданные краски.