Учитель

Ольга Мульченко
Рассвет... Время, когда природа, набравшись сил после сна, пробуждается и встречает солнце птичьим пением, звоном капель росы, шумом ветерка.
Рассвет... Любимое время старого Учителя, который, облачившись в свой старый потрепанный халат, выходил на гору встречать солнце, объединяясь с природой в едином восторге и радости жизни...
Много учеников повстречал на своем веку учитель. Некоторым наука давалась тяжело, некоторые ловили мудрость на лету, словно ласточка мошку. Многие были трудолюбивы, и Учитель с радостью наблюдал, как на благодатной почве их души проростают зерна знаний и мудрости, посеяные его теплой морщинистой рукой.
Он никогда не скрывал от молодых искателей знаний ничего из того, что их интересовало. Старался раскрыть им глаза, привести к истине, не дать упасть в бездну тьмы, зла, жадности, насправедливости.
Сегодня, встречая солнце, Учитель вспоминал многих из тех, кто быстрокрылыми соколами покинул его дом, часто забыв сказать слова благодарности за науку и ту частичку себя, что он отдал им.

***

Однажды Ученик пришел к Учителю и сказал:

- О Учитель! Я хочу увидеть чудо!

На что тот ему ответил:

- Встань утром рано и посмотри как всходит солнце, и тогда ты поймешь, что такое чудо.

Но Ученик проспал и не увидел восхода солнца. Опять пришел он к Учителю.

- Учитель! Как по другому я могу увидеть чудо?

- Пойди в лес к далекому водопаду, и там ты увидишь чудо.

Но парень заблудился в лесу и не увидел водопада. В слезах пришел он к Учителю и сказал:

- Учитель! Слишком глуп и ленив я, чтоб увидеть чудо!

Учитель ответил ему:

- Пойдем в мой сад. Сейчас ты увидишь чудо.

Было утро, и все цветы в саду только отходили ото сна. Они открывали свои лепестки навстречу солнцу, смахивая с себя капельки росы, что были похожи на бриллианты и сверкали как искры. Через некоторое время весь сад благоухал от дурманящего аромата цветов. Казалось, кто-то бросил на землю пестрый волшебный ковер.
Ученик смотрел на все это и сказал:

- О Учитель! Я понял! Чудо – вокруг нас, в каждом дуновении ветра, в каждой травинке, в каждой капле росы. Чудо – это весь мир, в котором мы живем!

***

Старая мать отдала сына на учение. Она сама его воспитывала, а жили они тем, что мать пекла очень вкусные и красивые хлебцы.
Учитель прилагал все усилия к тому, чтобы научить юношу всему, что знал. Ученик был не очень прилежным, он спешил, был неаккуратным.
Прошло три года. Парень пришел домой, и мать решила проверить, чему он научился. Она растопила печь, дала сыну бумагу и чернила и затушила свечи.
- Пиши! - сказала она юноше, а сама приступила к выпеканию хлеба.
Кода она зажгла свечи, парень увидел, что хлебцы у мамы ровные, румяные, как один. Его же иероглифы - кривые, нечеткие, размазанные.

- Вот это - твоя лень, - сказала мать, указывая на писанину сына, - а вот это - мастерство, - промолвила, показав свой хлеб.
- Иди, и пока не станешь мастером, не возвращайся!
Юноша вернулся к учителю. Прошло пять лет, он пришел домой, затушил свечу и сказал матери:
- Мама, я старался, я стал мастером! Давай я докажу тебе это!

...Когда зажгли свечу, иероглифы сына по красоте, и четкости ничем не уступали хлебцам матери.
- Мам, я все понял. Хочешь стать мастером - работай над собой...

***

Один из учеников мудреца был очень строптив. На каждый совет учителя он отвечал:
- Я и сам все прекрасно знаю!
Учитель решил проучить всезнайку и сказал ему однажды:
- Ну, раз ты уже постиг сам всю науку, то можешь смело отправляться в путешествие по свету. Все дороги перед тобой открыты!
Высоко подняв голову, гордец покинул дом учителя.
Прошел год, и однажды поздно вечером, когда солнце уже село за горизонт, в дом мудреца постучали. Вышев на крыльцо, он увидел там оборванного нищего. Нищий молвил, упав на колени перед Учителем:
- О мудрейший! Прости меня за глупость и гордыню мою!

Еле-еле узнал мудрец в оборванце своего своенравного ученика, зазвал его в дом, накормил, умыл, дал добротную одежду. Юноша рассказал о своих приключениях:
- Не один раз я был ограблен и обманут злыми лицемерными людьми; часто мне приходилось голодать и ночевать под открытым небом, потому что не знал я, как добыть еду и кров. Теперь я понял, что своими советами ты хотел помочь мне, указать верный путь в жизни. Прости, Учитель!
...Вспоминая своих учеников, мудрец улыбался. Его старания не прошли даром, все они стали уважаемыми людьми. В каждом из них он оставил частичку себя, и теперь в делах и памяти своих воспитанников он будет жить вечно...

Улыбнувшись встающему солнцу, Учитель опустился на благоухающий ковер из цветов. Дух покинул его тело, продолжая свое существование в помыслах его учеников и в окружающей природе...