Анри Негреску

Игорь Шинкаренко
Анри Негреску и Лазурный берег- обласканный и брошенный.
 

 
 
Сегодня практически все считают, что первым владельцем, строителем, заказчиком, одним словом, основателем самого знаменитого отеля в Ницце был то ли румынский, то ли венгерский бизнесмен по фамилии Негреско. На самом же деле это достаточно сложная и мутная история. За прошедших с тех пор сто лет столько всего вокруг этого навертели, что отделить правду от легенды непросто. Когда начинаешь немного вникать в историю отеля, и снимаешь первый слой лакировки, обильно ее покрывающей, вместо успешного румынского бизнесмена миру является история про цыганского паренька Негреску с большими белыми провалами в биографии. Взять хотя бы имя - Анри-Александр. С фамилией то проще, румынская Негреску плавно перетекла в более благозвучную Негреско, но кто мог всерьез поверить, что при рождении его в таборе нарекли таким благозвучным французским именем Анри-Александр. А каким все-таки? Дальше все также непросто. Считается, что будущий Анри-Александр был виртуозным  скрипачом, полиглотом, выдающимся ресторанным и гостиничным менеджером, давший, наконец, имя самой шикарной гостинице Лазурного берега начала двадцатого века, и родился он в 1868 году, в оседлой(?) цыганской семье сельского трактирщика(?) в окрестностях   Бухареста Жана Негреску (? Видно одни французы в то время на территории Румынии миссионерами работали и детей цыганских крестили)  и Марии Радеску.
В 1883 году в пятнадцатилетнем возрасте Анри покидает родную таверну (или окрестности Бухареста) и с цыганским табором кочует по Европе, исполняя роль скрипача-виртуоза в цыганском ансамбле и успешно пополняя свои лингвистические знания. Долгое время они гастролируют по разным ресторанам Парижа, но то ли кочевая жизнь Негреску надоела, то ли что-то не сложилось, но факт в том, что Анри устроился работать простым портье в парижскую гостиницу Элдер (HELDER), где неплохо себя проявил и быстро дослужился до метрдотеля ресторана, был замечен хозяином гостиницы, который решил использовать деловые качества Анри и приобретенные им во время кочевой жизни по Европе знания языков себе во благо. Он отправил молодого Негреску в Лондон, налаживать работу в своей Лондонской гостинице, с чем Анри блестяще справился и  в 1893 году  25 летний Анри Негреску  был поощрен повышением в виде направления на работу на Лазурный берег в Монте-Карловскую гостиницу Элдер, что возле казино.   Анри и здесь быстро поднялся по всем  иерархическим гостиничным ступенькам и вскоре стал метрдотелем ресторана гостиницы. Говорят, что профессиональные качества и обаяние  Негреску позволили ему в условиях общего уменьшения, если так можно выразиться, массы состоятельных клиентов на Лазурном берегу, образовать вокруг  себя большой круг верных, состоятельных и влиятельных друзей- клиентов отеля, таких как Вандербильты, Рокфеллеры, Басиль Захароф, Исаак Мэрит Зингер, и др., благодаря чему он быстро стал директором гостиницы.
Шарль Лефран, нисуазский коммерсант, знакомит Негреску с Эдуардом Боду, новым концессионером муниципальных казино Ниццы, и с одним из лучших архитекторов того времени – голландцем по происхождению, Эдуард-Жаном Ниерманом, который как раз заканчивал перестройку ниссуазского казино. Обаятельный Негреску понравился  Баду, отзывы о нем были отличные, и Баду  сразу же, в 1905 году, назначает Негреску директором ресторана Муниципального казино Ниццы.

 
 Все последние ресторанные годы, а может быть и всю свою более или менее сознательную жизнь сын бедного сельского трактирщика мечтал о собственном, самом шикарном во всей вселенной, супер отеле только для сверх богатых клиентов, этакий маленький островок рая для небожителей на нашей бренной земле. В 1910 года он присмотрел  подходящий  для этого рая кусочек земли в шесть с половиной тысяч квадратов на Променад де Англе рядом с виллой Массена. Проект отеля был поручен (примечательно, что официально проект заказывали совместно Анри Негреску и некий Александр Даррак-Alexandre Darracq) уже знакомому с Анри не один год Эдуарду Ниерману, приобретшему к тому времени прозвище Оффенбаха архитектуры, корифею французского ар—нуво, который засветился такими работами, как парижские кабаре Мулен Руж и Фоли Берже, Парижское казино и несколькими отелями в разных местах Франции. Бывал он и в России, создав в 1907 году проект отделки Шоколадного магазина Келера в Москве на Никольской улице. Стиль здания отеля по  замыслу Негреску должен был соответствовать парижскому Ритцу, который во времена работы Анри в Париже был для него недоступной мечтой, но за основу, после всех исправлений, внесенных Негреску, был принят проект, чем то напоминающий  отель Гарнед в Мадриде. Для проектирования и строительства арматуры  стеклянного купола отеля, венчающего его главный холл, и являющегося сегодня гордостью зодчества не только Лазурного берега, но и всей Европы,   Ниерман привлек Гюстава Эйфеля.
Первый камень в основание  будующего отель был заложен в 1911 году, и, сейчас в это невозможно поверить, спустя всего лишь каких-то пятнадцать месяцев,  уже 8 (4)  января 1913 супер отель NEGRESCO открывает свои двери для первых клиентов. Сияние белого фасада и  розового  купола производило неизгладимое впечатление на аборигенов и гостей Ниццы, особенно, с  борта яхт, курсирующих по  заливу Baie des Anges.

Взору первых посетителей  предстал огромный  зал с воздушным куполом в стиле  Людовика XVI с устилающим его пол гигантским, самым большим в мире, а как же иначе, круглым ковром, сотканным на королевской мануфактуре Марии Медичи (Manufacture de la Savonnerie) в Париже в 17 веке (стоимостью 300 000 золотых франков, десятая часть сметы, между прочим. О художественной ценности ковра никто никогда не говорил, всегда упоминается лишь его размер 375 квадратов и цена.), яркая Ротонда, 150 номеров, среди которых не было ни одного с одинаковым интерьером, ну и еще много всякой приятной фигни для богатых людей с отсутствием обостренного вкуса, одним словом, всякие американские примочки вроде бесцеремонной громады камина 17 века, вытащенного из естественной среды обитания в замке Отфор (Chateau de Hautefort), и воткнутого в один из залов отеля. Но за камин было не страшно, не испортишь, А по ковру потоптались немного, да свернули, жалко стало, прямо на глазах терял в цене, да и, наверное, просто стеснялись богатых постояльцев  по жлобски наряжать в тапочки, чтобы не пачкали. Так что ковер стали лишь изредка расстилать, по случаю какого-нибудь  парадного приема, чтобы произвести впечатление. А вот легендарную сегодня по всем путеводителям хрустальную люстру, которой кичатся нынешние владельцы отеля, из 16 тысяч с копейками подвесок баккара, и являющуюся вторым экземпляром люстры, заказанной русским императором в свои то ли спальные покои, то ли в коридор кремля, нельзя поставить в вину Негреску. Явно не гармонирующая своими мелкими размерами с творением Густава Эйфеля, эта люстра  сиротливо  свисает с купола, созданного маэстро, но была туда пристроена позднее, и является гордостью уже нынешних владельцев. Примечательны своим вкусовым убожеством и туалетные комнаты отеля рядом с центральным холлом. Мужской туалет в виде армейского бивуака и женский - то ли будуар, то ли бордель. Одним словом, наворочали в отеле понемногу отовсюду и практически везде.



Наряду с показной, и не всегда к месту, роскошью,  технический прогресс тоже не обошел отель стороной.  Владельцами Негреско были установлены новые технические и гигиенические стандарты в отельном бизнесе - встроенные в стену электрические выключатели, встроенные в потолок пылесосы для очистки воздуха, паровые автоклавы для дезинфекции, встроенная пневматическая доставка почты в каждый номер. Одних ванных комнат было больше двухсот.
Круг клиентов гостиницы оправдал все чаяния Негреску, его бизнес-план стал успешно осуществляться. Уже в первый год в числе гостей отеля блестящие представители старого и нового света- Вандербильт, Зингер, королева Португалии Амели, Великие князья России Владимир и Дмитрий. Вообще то, члены царской семьи по каким- то причинам, сегодня уже  не ведомым, позволяли затаскивать себя на всякие сомнительные тусовки, регулярно приключавшиеся на Лазурном берегу Франции, так что их появление там не было чем-то сверх выдающимся.
И все же, кто бы чего не говорил, успех был колоссальный. Уже в первый сезон Негреско получил  неофициальный титул самого роскошного дворца-гостиницы мира и заодно невероятные для того времени 800 000 золотых франков дохода. А в 1914 году за первый семестр до начала первой мировой войны прибыль отеля составила 200 000 золотых франков.
Мечта Анри Негреску осуществилась.
Но не долго музыка играла. Тут совсем некстати случилась Первая мировая война, Большая фортуна покинула Лазурный берег, и недавно произведенный в кавалеры ордена Почетного легиона Анри Негреску устраивает аттракцион невиданной щедрости - он открывает в своем отеле госпиталь на сто коек и оплачивает их. С другой стороны, эта сказка не так уж и красива. На самом деле французское правительство просто реквизировало отель. А то привыкли кивать - большевики, Советы, коммунисты. Французы тоже, оказались, не лыком шиты.
В 1918 году, по окончанию войны, отель был де реквизирован, но процедура расчета и выплаты компенсаций была слишком сложна, а отсутствие богатых клиентов в послевоенной Ривьере, и, соответственно, то ли в отеле, то ли госпитале, для приведения которого в первоначальный вид у Анри Негреску не было средств, а новых кредитов ему никто не давал, одним словом, в послевоенной Французской Ривьере бизнес-план Негреску уже не работал, и он был вынужден продать отель. Вырученных денег не хватило даже на то, чтобы расплатиться с накопившимися долгами, и Негреску, морально раздавленный гибелью своей мечты, уехал в Париж, где   и скончался в нищете от рака в возрасте пятидесяти двух лет в доме номер 74 на Елисейских полях в 1920 году. Вместе с ним умер и тот отель–мечта Негреско,  дом, о котором грезил бедный цыганский паренек Анри Негреску, Мечта невероятным образом сбылась, и очень обыденно умерла. Настоящий отельный Титаник, в общем-то, и повторивший судьбу знаменитого суперотеля на воде.
После того, как Негреску утратил бразды правления отелем, его стены неоднократно перепродавались и пошли по рукам, но удачи новым хозяевам не приносили, пока не попали в руки его сегодняшних владельцев, семейства Ожье. Сейчас  они вкладывают определенные средства (более 10 миллионов евро в последнее время) в его реконструкцию. В августе 2009 года отелю была присвоена пятая звезда.  Но все равно, это уже не тот отель, каким его придумал Анри Негреску. И не может им быть. Хотя бы потому, что новая владелица, госпожа Ожье купила его в свое время лишь за то, как она признавалась впоследствии, это было единственное на тот момент находящееся в продаже здание Ниццы, в лифт которого проходила каталка с ее парализованной матерью. Вот это мечта. А Негреско был построен мечтателем, на берегу Залива ангелов и украсившего стены отеля ангелочками. Ангелочки и каталка. Сейчас всякое упоминание о Анри Негреску вытравлено из стен отеля, ни одной его фотографии, только портреты новой владелицы.
Маленький эпилог. Я думаю, что такая история могла произойти только на Лазурном берегу. Только у нас, на берегу тотального промоушена, где из любой фигни делают золотую конфетку, неграмотный нищий цыганский паренек из табора cмог превратиться в процветающего нувориша, сотворившего вульгарную китчевую гостиницу, но приземлившую ее в правильное место и в нужное время, что позволило его ребенку стать через сто лет памятником архитектуры. Настоящим. Без дураков.
P.S. И наконец о главном. И не афишируемом. О настоящем хозяине отеля Негреско, невидимом герое нашей истории. Потому что и дураку понятно, что на осуществление своей бразильской мечты- и тут я весь в белом- отеля для супер богатых, у Негреску не хватало  самой малости - денег.  Анри Негреску сумел заинтересовать своим проектом другую неординарную личность- авто промышленника, который не любил автомобили и никогда в них не садился- Александра Даррака.

Наряду с показной, и не всегда к месту, роскошью,  технический прогресс тоже не обошел отель стороной.  Владельцами Негреско были установлены новые технические и гигиенические стандарты в отельном бизнесе - встроенные в стену электрические выключатели, встроенные в потолок пылесосы для очистки воздуха, паровые автоклавы для дезинфекции, встроенная пневматическая доставка почты в каждый номер. Одних ванных комнат было больше двухсот.
Круг клиентов гостиницы оправдал все чаяния Негреску, его бизнес-план стал успешно осуществляться. Уже в первый год в числе гостей отеля блестящие представители старого и нового света- Вандербильт, Зингер, королева Португалии Амели, Великие князья России Владимир и Дмитрий. Вообще то, члены царской семьи по каким- то причинам, сегодня уже  не ведомым, позволяли затаскивать себя на всякие сомнительные тусовки, регулярно приключавшиеся на Лазурном берегу Франции, так что их появление там не было чем-то сверх выдающимся.
И все же, кто бы чего не говорил, успех был колоссальный. Уже в первый сезон Негреско получил  неофициальный титул самого роскошного дворца-гостиницы мира и заодно невероятные для того времени 800 000 золотых франков дохода. А в 1914 году за первый семестр до начала первой мировой войны прибыль отеля составила 200 000 золотых франков.
Мечта Анри Негреску осуществилась.
Но не долго музыка играла. Тут совсем некстати случилась Первая мировая война, Большая фортуна покинула Лазурный берег, и недавно произведенный в кавалеры ордена Почетного легиона Анри Негреску устраивает аттракцион невиданной щедрости - он открывает в своем отеле госпиталь на сто коек и оплачивает их. С другой стороны, эта сказка не так уж и красива. На самом деле французское правительство просто реквизировало отель. А то привыкли кивать - большевики, Советы, коммунисты. Французы тоже, оказались, не лыком шиты.
В 1918 году, по окончанию войны, отель был де реквизирован, но процедура расчета и выплаты компенсаций была слишком сложна, а отсутствие богатых клиентов в послевоенной Ривьере, и, соответственно, то ли в отеле, то ли госпитале, для приведения которого в первоначальный вид у Анри Негреску не было средств, а новых кредитов ему никто не давал, одним словом, в послевоенной Французской Ривьере бизнес-план Негреску уже не работал, и он был вынужден продать отель. Вырученных денег не хватило даже на то, чтобы расплатиться с накопившимися долгами, и Негреску, морально раздавленный гибелью своей мечты, уехал в Париж, где   и скончался в нищете от рака в возрасте пятидесяти двух лет в доме номер 74 на Елисейских полях в 1920 году. Вместе с ним умер и тот отель–мечта Негреско,  дом, о котором грезил бедный цыганский паренек Анри Негреску, Мечта невероятным образом сбылась, и очень обыденно умерла. Настоящий отельный Титаник, в общем-то, и повторивший судьбу знаменитого суперотеля на воде.
После того, как Негреску утратил бразды правления отелем, его стены неоднократно перепродавались и пошли по рукам, но удачи новым хозяевам не приносили, пока не попали в руки его сегодняшних владельцев, семейства Ожье. Сейчас  они вкладывают определенные средства (более 10 миллионов евро в последнее время) в его реконструкцию. В августе 2009 года отелю была присвоена пятая звезда.  Но все равно, это уже не тот отель, каким его придумал Анри Негреску. И не может им быть. Хотя бы потому, что новая владелица, госпожа Ожье купила его в свое время лишь за то, как она признавалась впоследствии, это было единственное на тот момент находящееся в продаже здание Ниццы, в лифт которого проходила каталка с ее парализованной матерью. Вот это мечта. А Негреско был построен мечтателем, на берегу Залива ангелов и украсившего стены отеля ангелочками. Ангелочки и каталка. Сейчас всякое упоминание о Анри Негреску вытравлено из стен отеля, ни одной его фотографии, только портреты новой владелицы.
Маленький эпилог. Я думаю, что такая история могла произойти только на Лазурном берегу. Только у нас, на берегу тотального промоушена, где из любой фигни делают золотую конфетку, неграмотный нищий цыганский паренек из табора cмог превратиться в процветающего нувориша, сотворившего вульгарную китчевую гостиницу, но приземлившую ее в правильное место и в нужное время, что позволило его ребенку стать через сто лет памятником архитектуры. Настоящим. Без дураков.
P.S. И наконец о главном. И не афишируемом. О настоящем хозяине отеля Негреско, невидимом герое нашей истории. Потому что и дураку понятно, что на осуществление своей бразильской мечты- и тут я весь в белом- отеля для супер богатых, у Негреску не хватало  самой малости - денег.  Анри Негреску сумел заинтересовать своим проектом другую неординарную личность- авто промышленника, который не любил автомобили и никогда в них не садился- Александра Даррака.
Так совпало, что в 1909 году в условиях экономического кризиса Даррак, чья фирма была широко известна в автомобильном мире под брендами Гладиатор и Даррак, он выпускал 10 процентов автомобилей Франции, был третьим производителем авто после Рено и Пежо, с его именем связаны такие автомобильные марки как немецкий опель, английский тальбо, американский шевроле и итальянская альфа-ромео, начал терпеть в условиях экономического кризиса убытки, и  решил продать свой автомобильный проект, чтобы  вложить вырученные деньги в недвижимость. Тут и под суетился обаятельный господин Негреску. А может он и подтолкнул Даррака к этой мысли о продаже авто бизнеса. Одним словом, Даррак дал деньги Негреску взаймы.  В 1912 году сделка по продаже авто производства была завершена, Даррак переселился на Лазурный берег и полностью посвятил себя управлению гостиницей наряду с господином Негреску. И вряд ли вызывает сомнение, кто был реальным хозяином гостиницы, а кто лишь управляющим. Но в послевоенных реалиях, как управляющий, Негреску Даррака уже не устраивал, он в нем разочаровался, и именно Даррак вынудил Анри продать отель группе бельгийских инвесторов во главе с тем же Дарраком, а все вырученные деньги Негреску пришлось отдать все тому же вездесущему Александру Дарраку, как кредитору его довоенного приобретения. Вот такая нехитрая финансовая схема финансиста Даррака в очередной раз подтвердила аксиому, что деньги идут к деньгам. Ободрали Негреску, как липку. А Даррак просто вернул свою собственность в свои руки. В 1931 году месье Александр Даррак  тихо и благостно, в тепле и богатстве, скончался в своем доме в Монте-Карло и был погребен в фамильном склепе на парижском кладбище Пер- Лашез. Где могила Анри Негреску, неизвестно.