Расскажите автобиографию

Борис Бочаров
               
     Профессор никогда не ставил двоек на экзаменах. Однако некоторые студенты предпочли бы их получить вместо тех «удов», за которые порой приходилось густо краснеть и моргать виновато-бегающими глазками, встречая укоризненный взгляд экзаменатора. Он выслушивал «двоичные» ответы, обычно, молча, никогда не перебивая отвечающих, а глаза его будто говорили: «Ну, что дружок, плохи твои делишки…, знания нулевые, язык вроде и подвешен, но несёт какую-то ахинею..., а не содержимое предмета, я даже не сомневаюсь в том, что ты не знаешь его названия. Прогулял ты, батенька, свои философские знания в семестре - на тусовках с девочками, в барах да на дискотеках.  Книжек умных не почитывал и на лекциях я тебя что-то не замечал, а если ты и был в аудитории, то не тебе ли я делал замечания за то, что б не цапал своих подружек за круглые коленки и не гладил им задницы. Понимаю…, сам когда-то был молодым». О студентках мысли были примерно похожими…, что-то в стиле известной басни Крылова "Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!" После подобных укоров не только плясать не хотелось, но и не было никакого желания сходить с подружками в буфет… даже на халяву.   
     Если ответы успевающих студентов удостаивались одобрительными кивками и считанных мгновений, то из двоечников в течение  длительного времени буквально вытягивались все жилы. За полчаса изнурительной беседы лентяи и прогульщики к своему ужасу понимали, какие они ничтожества, морщили лбы, старались что-то мямлить, пыхтели, потели, но на глазах, будто по мановению волшебной палочки профессора постепенно превращались в троечников. Кстати только немногие из них оказывались воистину настоящими бойцами.   Сложнее было с теми, которые просто молчали, не изображая даже умного лица и не принимая активного участия в диалоге. Иногда в практике у профессора встречались и такие, которые просили зря время не терять и поставить сразу «неуд» с железными обещаниями пересдать его в самый ближайший срок…, через семестр. Однажды подобный случай произошёл с одной студенткой, которая сказала, что к ответу не готова и положила билет на стол перед экзаменатором.
- Так что, Вы совсем ничего не знаете по билету? – спросил  профессор.
- Совсем ничего, профессор...,  и не только по билету.
- Присаживайтесь, милая барышня!
- Нет, я, пожалуй, пойду, подготовлюсь лучше и потом приду и пересдам Ваш предмет….
- Нет, уж, извольте…, присаживайтесь, я Вас никуда не отпускаю, иначе Вы экзамена не сдадите никогда…, это я Вам обещаю.
     Студентка покорно присела и профессор, не давая ей опомниться, произнёс:
- Ну-с, милая барышня, начнём с того, что забудем про Ваш билет. Вы говорите, что ничего не знаете…. Ничего не знать, а также как и всё знать - весьма сомнительное утверждение. Постараемся в какой-то степени опровергнуть первое. Ведь я с Вами целых полгода занимался, да и Вы, помнится мне, даже выступали на семинарах и, по-моему, неплохо. Что скажете?
- Да, выступала...
- Ну, вот! Для начала расскажите мне свою автобиографию.
- Автобиографию!?
- Да, да, а что Вас удивляет…. Надо же мне с Вами познакомиться поближе?!.. и узнать, откуда и почему проникает к Вам в душу пораженческий дух…. И постарайтесь в ней подчеркнуть сразу философские аспекты…, на Ваш взгляд. Ну и пофилософствуем с Вами в рамках этого предмета на темы учения о бытие. А там разберёмся, как с Вами поступить.
     Девушка призадумалась. В голову поползли тревожные мысли: «Экзаменатор хочет из меня, наверное, дурочку сделать, чтобы все потом смеялись и пальцем показывали на меня». Но ожидающий ответа взгляд преподавателя успокоил её, и она стала сбивчиво с некоторым стеснением рассказывать о своём скромном жизненном пути. Автобиография получилась на редкость пространной, потому что в отдельных жизненных эпизодах профессор заставлял её искать занудные философские аспекты. Наиболее удачным и кратким оказался вывод, в котором девушка особо подчеркнула слабину своей личности и ничтожность её роли в современном обществе. Профессор громко рассмеялся над её выводом, но критиковать не стал и, еле сдерживая смех, произнёс:      
- Ну, вот что, милая барышня, оказывается Вы просто умело, я бы так сказал, скрываете свои знания. Я не знаю, как Вам это удаётся, но, на мой взгляд, эти знания у Вас есть. Вам не хватает просто смелости и решительности, а жизнь потребует от Вас этих качеств характера обязательно…, причём, в самом ближайшем будущем…. Подводя итог Вашим достигнутым успехам, получаем следующую картинку: по первым двум ответам – два «неуда», суммарно - это четыре балла, за автобиографию - «отлично», в целом – это девять баллов! Закрывая глаза на инструкции, даденные мне деканатом, делим полученную сумму на три и получаем - «удовлетворительно», с чем Вас и поздравляю!
    Профессор размашисто расписался за «трайдон», встал, улыбнулся и протянул студентке зачётную книжку. Та, несколько опешив, медленно приподнялась со стула, покорно взяла  зачётку и как-то потерянно улыбнулась…,  настоящая улыбка куда-то пропала.  Пропали туда же и другие броские качества её внешности. К выходу из аудитории она шла более чем неуверенно…, не как всегда, своей обычной стройной походкой в туфлях на высоких каблучках, вызывая восторги студентов и преподавателей, а поплелась, спотыкаясь, словно побитая собака.   

                * * *
     Последние деньки бабьего лета профессор любил всегда проводить в городском парке. Солнце уже не припекало так невыносимо, как летом, его тепло с лёгким освежающим ветерком было каким-то бархатным, нежным и… уходящим. Впереди маячили дожди с сильными холодными и пронизывающими ветрами, изморось, заморозки, мокрый снег, сырость и слякоть…, б-р-р-р…, и, как следствие, простуда. Но об этом пока не думалось. Подставив своё лицо навстречу тёплым лучам и, прикрыв глаза, профессор стал получать солнечные ванны и медленно, под звуки  падающих листьев, переходить в состояние осенней медитации. Ему уже  виделись в умеренных и переливающихся тонах какие-то пёстрые картинки и калейдоскопы цветов. Мысли о повседневной суете и бесчисленных проблемах уходили прочь, а тело и душа постепенно погружались в состоянии полнейшего покоя. И очень хотелось, что бы такое состояние было бы долгим.
     Однако из этого состояния, почти что, из нирваны его неожиданно вывел приятный женский голос:
- Мужчина! Вам плохо?
Профессор открыл глаза и к своему изумлению увидел перед собой молодую красивую женщину.
- Нет, мне хорошо, - поспешно и как бы виновато ответил он.
- Простите, что я Вас потревожила в таком случае, - извинилась  женщина и, внимательно ещё раз посмотрев на профессора…, вдруг вопросительно произнесла его имя и отчество.
- Да, да – это я…, - удивлённо ответил профессор. 
- А Вы меня не помните?
     Озорной и ликующий взгляд женщины окончательно вывел профессора из состояния душевного покоя. Его сердце забилось учащённо, и пульс стал ощущаться во всём теле. Он уже не помнил, что бы оно так когда-то билось. Уж не сон ли это? Что бы проверить реальность происходящего, он засунул руку в карман... как будто за носовым платком и незаметно…, через ткань изнанки кармана ущипнул себя за бедро. Оказалось больно. Нет, не сон! Мысли сразу лихорадочно забегали, и вопросы посыпались один за другим. Кто она? Где я её мог видеть раньше…, когда? Нет, я её совершенно не знаю, мы не могли встречаться…., у меня с ней ничего не было. Да…, но она меня знает. Откуда? Он помнил, безусловно, всех своих любимых женщин и до сих пор поддерживал с ними отношения… по телефону, частенько им позванивал, поздравляя с праздниками и днями рождения, был учтив и галантен, однако, несмотря на все многообещающие заверения, дальше телефонной трубки его порывы уже не устремлялись. Годы, годы…. Нет, её не может быть среди моих подружек. Но кто же она?
- Неужели, Вы, меня не помните? - повторила свой вопрос женщина и, отойдя от лавочки метра два, сделала перед ней оборот в целых 360 градусов и впечатляюще процокала в модных туфлях на высоких шпильках несколько шагов влево и вправо, покачивая при этом плавно бёдрами. 
     У профессора открылся рот…, и отвисла нижняя губа. Женщина явно ему нравилась. Сердце заколотилось ещё быстрее, ускоряя донельзя итак уже сумасшедший ритм, но рассудок его возвращал к серой реальности. Годы, годы, - думал он…,  а тут - помните-не помните. И он уже решил сказать просто и прямо, не скрывая раздражения, что ничего не помнит…, да и память у него дырявая…, годы…, но ещё раз взглянув на прекрасное создание,  вдруг наконец-то вспомнил ту несуразную девушку-студентку, которой на экзамене задал необычный вопрос, чтобы спасти её от двойки. И он улыбнулся, и произнёс:
- Мне почему-то кажется, милая барышня, что Вы должны сию же минуту рассказать свою новую автобиографию….
               
фото из интернета
Москва, 9.10.10.