Психологические консультации деликта

Алексей Гадаев
Психологическое консультирование - это форма деятельности психолога, состоящая в непосредственном взаимодействии с людьми с целью оказания помощи в принятии в принятии ими решений относительно обстоятельств и условий их личной и социальной жизни. направленных на достижение психологического комфорта. личностный рост и развития [Психотерапевтическая Энциклопедия, под ред. Б.Д.Карвасарского. «Питер».М. 2006.с.550]
1. Особенности проявления делинквентности у подростков
В последнее время проблема делинквентности  подростков попала в поле пристального внимания психологов-консультантов. Однако  данная проблематика мало разработана. Как влияет психологическое консультирование на процесс коррекции делинквентного поведения подростков? Что такое делинквентное поведение?
ДЕЛИНКВЕНТ (от лат. delinquens - совершающий проступок), правонарушитель; в праве термин, используемый для обозначения лиц с социально-отклоняющимся поведением.
     В.Д. Менделевич считает, что  как разновидность девиантного поведения , как его тип является делинквентное поведение и это: «Разновидность преступного (криминального) поведения человека представляет собой делинквентное поведение – отклоняющееся  поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовнонаказуемое деяние» (В.Д. Менделевич. Психология девиантного поведения. «Речь» Спб. 2005.  с.77)
    М.И. Еникеев полагает, что:«Делинквентность (от латинского delinquere – проступок, прегрешение, ошибка, вина, преступление, провинность, дурное поведение) синдром патохарактерологической реакции человека или группы, проявляющийся в систематическом совершении им или ими мелких правонарушений, не  достигающих степени преступлений, основной вид девиантного поведения»[3. М.И. Еникеев. Энциклопедия. Общая и социальная психология. «Приор» М.2002.с.82].
К делинквентному поведению относятся – драки, вандализм, нецензурные выражения в общественных мессах и др., т.е. все мелкие хулиганские проступки. Подростки склонны совершать делинквентные поступки. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие  незрелости он еще не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности. Психологи установили, что человек тем больше усваивает образцы делинквентного поведения, чем а) чаще с ним сталкивается; б) моложе его возраст.

Психологическое консультирование делинквентных подростков имеет ряд особенностей. Для делинквентов, как правило, проблемой является не собственное поведение, а внешние реакции на него и санкции со стороны общества. Поэтому важно понимание механизмов неадекватного поведения, для того чтобы в рамках консультативного процесса Делинквент смог ответить, почему и зачем он совершал свои поступки, и принял решение о необходимости изменения своего  поведения.
Делинквентность сама по себе не является психическим нарушением, она определяется на языке общественного порядка. Если же подростки неоднократно совершают административно наказуемые деяния и допускают такие отклонения, как прогулы школьных занятий или неповиновение авторитетам, то в соответствии с  МКБ-10 (F91.2) диагностируется социализированное расстройство поведения. Существует опасность развития асоциального расстройства личности (F60.2) во взрослом возрасте.
В основном делинквентное поведение подростков выражается в грубом нарушении соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть  его проявления должны быть гораздо более серьёзными, чем обычное ребяческое озорство  или подростковое бунтарство.
Диагностические критерии
Заключение о наличии расстройства поведения должно учитывать возраст и уровень развития ребенка. Примеры форм поведения, на которых основывается диагноз расстройство поведения, включают: чрезмерная драчливость или хулиганство; жестокость по отношению к другим людям и животным; причинение значительного ущерба чей-либо собственности; поджоги; воровство; постоянную лживость; прогулы занятий в школе и побеги из дому; необычно частые и тяжелые вспышки гнева; вызывающее и провоцирующее поведение; открытое непослушание.  Любая из форм поведения при условии её выраженности является достаточной для установления диагноза, но изолированные диссоциальные акты не могут служить основанием для него.  Установление данного диагноза рекомендуется только в том случае, если длительность описанных форм поведения составляет шесть и более месяцев.
Основанием для  диагноза  социализированное расстройство поведения, является хулиганство и издевательство над другими детьми, и может распространяться на поведение в школе, на домашнюю обстановку и семейное окружение. Часто расстройство оказывается наиболее выраженным именно вне семейного контекста, в частности, ярко проявляясь в школе (или других общественных местах), - это обстоятельство вполне совместимо с данным диагнозом. Включаются: Расстройство поведения, групповой тип; групповая делинквентность; правонарушения в условиях членства в банде; воровство в компании с другими; прогулы школьных занятий. (Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. «Академия» М. 2008.  с.48-53)
Ф. Райс, К. Должин считают, что к особенностям проявления делинквентности у подростков можно отнести и особенности  их мышления (идеализм, ценности, лицемерие, псевдоглупость, эгоцентризм, Интроспекция, Я-концепция). Так же они утверждают, что для подростков характерны повторяющиеся и стойкие паттерны диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Подростки отличаются не сформированной идентификацией, «идеализмом», эмоциональной децентрацией, лицемерием, псевдоглупостью, эгоцентризмом, самодесткруктивностью и всё это может развиться в делинквентность.
Ф. Райс, К. Должин в своей книге «Психология подросткового и юношеского возраста» пишет: «Делинквентность сама по себе не является психическим нарушением, она определяется на языке общественного порядка. Если же подростки неоднократно совершают административно наказуемые деяния и допускают такие отклонения, как прогулы школьных занятий или неповиновение авторитетам, то в соответствии с  МКБ-10 (F91.2) диагностируется социализированное расстройство поведения. Существует опасность развития асоциального расстройства личности (F60.2) во взрослом возрасте.
В основном делинквентное поведение подростков выражается в грубом нарушении соответственных возрасту социальных ожиданий, то есть  его проявления должны быть гораздо более серьёзными, чем обычное ребяческое озорство  или подростковое бунтарство» (Ф.Райс, К.Должин.Психология подросткового и юношеского возраста "Питер".М.2010.с 319-320).

Работа психолога-консультанта с делинквентным подростком ведется по следующему алгоритму:
Анализ выгод и потерь. Наиболее действенным будет письменное составление выгод и потерь клиента в связи с нарушением поведения. Необходимо заострить внимание на его долгосрочных вредных последствиях для последующей жизни и внутреннего мира подростка.
Пробуждение чувства стыда за совершенный проступок и его по-следствия для жертвы.  Этот метод особенно эффективен в рамках группового психологического консультирования, которое с искренним возмущением вынуждают провинившегося лицом к лицу конфронтировать с последствиями содеянного («горячее кресло» в рамках тренинга антиагрессивности).
Модификация вредных дисфункциональных мыслей. В поле зрения психолога должны находится причины тех чувств, которые подросток испытывал а процессе своего развития, накануне или во время совершения наказуемого деяния или неадекватного поведения ( например, ярость из-за неспособности к вербальному разрешению конфликтов или по поводу несправедливости каких-либо ограничений). С помощью когнитивных моделей  поведенческого психологического консультирования можно подвести подростков к осознанию, что имеются возможности справиться с конфликтами, ограничениями и негативными переживаниями ( например, в связи с разочарованием в людях; Ellis, Hoelle, 1997). Ролевые игры (например, с целью обучения вежливому устойчивому реагированию на критику со стороны носителя авторитета), упражнения в реальной обстановке ( например, сознательное принятие к сведению негативной реакции на свои поступки окружающих людей, уменьшение в себе «дурных настроений» с помощью новых когнитивных моделей или сознательная регистрация положительного реагирования окружающих людей), снижение негативного настроения на основе нового стиля мышления, фокусировка внимания на позитивных изменениях в реакциях окружающих после переработки прежних способов поведения подкрепляют клиента в его готовности следовать новым способам поведения и мышления.
Переработка прошлого опыта социализации. Если главной причиной делинквентного поведения является негативный опыт социализации, то психолог проводит с подростком работу, направленную на принятие им своего прошлого ( например, в форме фиктивной переписки с обремененным негативным воспоминанием референтным лицом). При этом речь идет о том, что подросток не может по своему желанию изменить тех или иных близко стоящих к нему людей.  Опыт клиента в качестве жертвы злоупотреблений или насильственных действий перерабатывается как травматический  (например, с помощью методов рационально-эмотивного и когнитивного консультирования). Если члены семьи делинквента находятся «в пределах досягаемости», представляется целесообразным – разговор с семьёй для обсуждения и улаживания разрешимых конфликтов.
Тренинг социальных навыков. Сообщение знаний (на  специальных занятиях) и пробные действия в процессе записываемых на видеокамеру ролевых игр призваны повысить способность клиента к вербализации проблемных ситуаций и нахождению правильных решений ( в частности, умению выражать свои чувства и высказывать критику). Трудные бытовые ситуации, которые до сих пор заставляли клиента испытывать чувства стыда, страха или вызывали у него стрессовую реакцию, преодолеваются с помощью систематической десенсибилизации (Ellis, Hoellen, 1997); подростки должны убедиться в том, что другие могут относится толерантно к их небезупречному  поведению («Опозорится ещё не значит потерпеть катастрофу»). Во время таких пробных действий подросток убеждается на собственном опыте, что реакция на них окружения вполне сносна.  Путем обучения более конструктивному социальному поведению снижается склонность компенсировать страх и чувство собственной неполноценности.
Повышение самооценки. На когнитивном уровне подростку важно осознать, Что слабости и неудачи (связанные, в частности, с недостаточным умением путем переговоров улаживать конфликтные ситуации) вовсе не являются свидетельством малоценности или никчемности человека как личности в целом. Кроме того, ценность личности не может определяться другими людьми. Сообщение этих сведений клиенту важно, в частности, для того, чтобы избежать симптомов  стресса во время тренинга социальной компетентности, если не всё будет получаться хорошо. Успешность  в овладении социальными навыками, естественно, повышает самоценность личности. Эффективными, особенно применительно к младшим подросткам, могут быть педагогические мероприятия. Направленные на развитие эмоциональной сферы, или поощрение к конструктивному времяпровождению (спорт, хореография, хор, музицирование, моделирование). Если игнорировать проблему в сфере самоценности, то, как показывает опыт, существует опасность сдвига симптоматики  ( например, в результате тренинга клиент «перестает» вести себя агрессивно, но у него появляется стремление принимать психоактивные средства).
Содействие развитию продуктивности и успешности. Эта мера способна повысить самоценность подростка, совершившего проступок, и укрепить его позиции в обществе. Помимо повышения уровня информированности подростка следует работать над повышением его устойчивости к фрустрациям. На когнитивном уровне модифицируется иррациональное убеждение (в школах школьным психологом) готовность к обучению повышается путем положительного подкрепления («жетонное подкрепление»).
Улучшение самоконтроля. Содействие формированию социальных навыков активизирует развитие способности к самоконтролю, поскольку в распоряжении клиента оказывается выбор нескольких альтернатив при определении способов поведения. Кроме того, эффективно проведение специальных провокационных тестов, направленных на десенсебилизацию к критике ( Weidner, 1990).
Обучение техникам релаксации. Как показывает практика работы с юными делинквентами, прогрессивная мускульная релаксация легче поддается усвоению, поскольку данная техника требует большей активности, чем другие. Поэтому она более эффективна в ситуациях, провоцирующих страх и вызывающих стресс.
Тренинг обращения с жертвами проступка. Heilmann (1997)
считает, что этот эмоционально окрашенный блок  упражнений  направлен  на формирование способности поставить себя на место другого человека и проникнуться чувством сопереживания другому. Если прямой разговор с жертвой проступочного деяния невозможен или неуместен, рекомендуются следующие тренинговые техники:
- подросток должен в деталях описать свою жертву (внешность, рост, возраст, жестикуляцию и мимику во время совершения акта насилия);
- подросток пишет сочинение, изображая совершенный им проступок с точки зрения жертвы;
- подростку демострируют фильмы со сценами насилия, и он получает задание поставить  себя на место жертвы;
- подросток пишет (фиктивное) письмо своей жертве с выражением своего сочувствия, пытаясь унять её страх перед новой встречей с преступником.
Разрыв с субкультурой. Дальнейшая цель психологического консультирования и следующего за ней периода состоит в том, чтобы помочь подростку порвать со своей группировкой. Психологом ставится задача уменьшить пагубное влияние субкультуры на несовершеннолетнего делинквента путем отделения не готовых к сотрудничеству с психологом от тех, кто готов к такому сотрудничеству, и положительного подкрепления последних, после окончания психологического консультирования следует  оказать поддержку юному делинквенту в его интеграции в новую социальную среду.
Наставники. В качестве поддержки проведение группового психологического консультирования хорошо зарекомендовала себя модель наставничества. Более продвинутые участники психологического  консультирования берут шефство над новичками и слабыми клиентами, помогают им освоить социально приемлемое поведение, передают им усвоенный ими самими материал, что позволяет лучше его интернализировать. Приступающие к психологическому консультированию новички получают заряд мотивации и поддержку от «единомышленников».
      2. Принципы и направления психологического консультирования делинквентных подростков.
Основные принципы психологического консультирования
Основные принципы психологического консультирования: компетентность, профессиональная и научная ответственность. Конфиденциальность, неразглашение или долг молчания консультанта по отношению к третьим лицам – важнейший принцип работы консультанта.  В деятельности психолога-консультанта, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности — как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т. д.[5]
Очень сложно, и вряд ли возможно различить этические принципы психологической помощи в целом и психологического консультирования. Среди наиболее важных этических принципов психологического консультирования (согласно Ю.Е.Алёшиной), традиционно выделяют следующие:[5]
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
3. Запрет давать советы — психолог, даже не смотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог — обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.
4. Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствие с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и конрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи [Ю.А. Алешина. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. «Класс». М. 2007. С 16-18].
Основные принципы проведения консультационной сессии. Поведенческий и проблемный анализ считается наиболее важной диагностической процедурой в когнитивно-поведенческом консультировании. Информация должна отражать следующие моменты: конкретные признаки ситуации (облегчающие, утяжеляющие условия для поведения-мишени); ожидания, установки, правила; поведенческие проявления (моторика, эмоции, когниции, физиологические переменные, частота, дефицит, избыток, контроль); временные последствия (краткосрочные, долгосрочные) с различным качеством (позитивные, негативные) и с различной локализацией (внутренние, внешние).
Принципы когнитивного консультирования.
Ведущими принципами консультативной психологии: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество [5, 7, 11, 15]. При этом должны также соблюдаться общие принципы оказания психологической помощи.   
Принцип объективности предполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные. Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объективно) и систематически.
Другой важный принцип - поведенческой оценки - указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента. Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения тактики воздействия. Она может осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых, соответственно, содержит:
1. стимулы и ситуации (что предшествовало поведению);
2. поведенческие реакции личности (как реагировала личность);
3. результаты и последствия данных реакций (что следовало сразу за по-ведением).
Например, агрессивное поведение фиксируется каждый раз, как только возникает, с отметкой о форме, силе и продолжительности во втором столбце. В первый столбец заносятся пометки о конкретной ситуации, в которой разворачивалось поведение, и стимулах, его вызывающих, например: время, окружение, конкретная фраза начальника. В третью графу помещают данные о последствиях данного агрессивного поведения - переживания и мысли самого человека или реакции окружающих людей.
Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с клиентом или людьми, хорошо его знающими. Другой распространенной формой анализа поведения является дневник самонаблюдения клиента. Также используются: прямое наблюдение за клиентом; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр. Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и тестирования, экспертные оценки.
Следующий принцип обязывает рассматривать отклоняющееся поведение личности в системе ее значимых отношений. Принцип системности пред-полагает оценку роли девиантного поведения в различных социальных системах и жизни личности в целом. Важно понимать, какую функцию симптоматическое поведение выполняет в различных ситуациях и системах (в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной группе). Необходимо также оценить, как сами системы поддерживают дисфункциональное поведение. Полученные данные позволяют определить: в чем суть проблем, как они возникают и что способствует их закреплению. При этом важное значение имеет оценка функционального значения отклоняющегося поведения - той психологической "выгоды", которую человек из него извлекает и которая самоподкрепляет данное поведение. В результате поведенческого анализа формулируются цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, необходимо выявить степень опасности каждой из них, в соответствии с чем спланировать последовательность работы. Поведенческая интервенция оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста за поведением другого человека. Для личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту.
 Все это делает особенно актуальным соблюдение принципа сотрудничества. В соответствии с данным принципом клиент не только должен проявлять осознанное желание изменения собственного поведения, но и активно участвовать в выборе целей и методов последующей работы (с учетом конкретных внутренних и внешних условий). Разделение ответственности происходит в форме заключения договора о сотрудничестве. Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа (клиента) по выполнению домашнего задания в промежутках между терапевтическими встречами. Таким образом, ведущим условием эффективности воздействия на отклоняющееся поведение личности является следование выделенным принципам поведенческой интервенции. Другим важным моментом, безус-ловно, можно назвать методы поведенческой интервенции. В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов: 
• - стимулирование мотивации изменения поведения;
• - коррекции эмоциональных нарушений,
• - методы саморегуляции;
• - методы когнитивного переструктурирования;
• - методы угашения нежелательного поведения;
• - методы формирования позитивного поведения.
Виды психологического консультирования  делинквентных подростков:
1.      Индивидуальное психологическое консультирование.
 2.      Групповое психологическое консультирование  (подбор  по возрасту, виду делинквентности и однородности изначальной проблемы спровоцировавшей появление данной делинквентности);       
 3.     Семейное психологическое консультирование. Наиболее перспективным для достижения положительного результата является сочетание всех видов. Однако, прежде всего, перед началом применения психологических мер воздействия необходимо провести тщательную психологическую диагностику. Важным моментом для понимания сущности делинквенции данного индивида психологу необходимо также выяснить специфику социальной ситуации его развития: структура семьи; социальный статус семьи; взаимоотношения в нутрии семьи; место данного субъекта в группе сверстников ( лидер, отверженный, «козел отпущения» и т.д.). Косвенным подтверждением склонности к делинвентному поведению субъекта будет наличие у него  дезадаптивного и антисоциального поведения. Работа с любым видом делинквентного поведения должно строиться по определенному   когнитивному алгоритму:
1.      Определить вид делинквентного поведения;
2.      Распознать факторы, провоцирующие у делинквента данный тип реагирования;
3.      Выявить цель (что именно субъект хочет достичь при помощи данного поведения);
4.      Выявить, идентифицировать, раскрыть суть дисфункциональной системы убеждений;
5.   Выяснить: «Действительно ли «Это» надо? Может на самом деле надо нечто иное?»
6.   Определить, как можно этого достичь иначе (другим, социально одобряемым и более приятным для данного индивида способом);
7.  Отработать данные виды поведенческих реакций. Индивидуальное и групповое консультирование необходимо сочетать   с психологической и социальной работой с семьей.
Г.В. Лаут и др. отмечают: «Эффективность психологического консультирования по мнению (Losel,1996) составляет примерно 10% , так как «согласно оценкам, доля рецидивов у делинквентных подростков составляет от 70 до 90%. В исследованиях эффективности поведенческого психологического консультирования или мультимодальных подходов в работе с делинквентами, как правило, регистрируется только сокращение неадекватного поведения в течении короткого периода, а новые проступки (например, по прошествии трех лет) в исследованиях эффективности не всегда фиксируются» (Г.В. Лаут и др. Коррекция поведения детей и подростков. ч.2. «Академия» М. 2005.с.231).
Психологическое консультирование имеет три основных направления: психоаналитическое, гуманистическое (клиент-центрированное) и когнитивно-поведенческое .
Психоаналитическое направление. Подлинное начало психодинамического подхода к деликту, положил Зигмунд Фрейд (1856-2939), который разработал психоаналитическую терапию («Человек крыса» - пример влечения между влечениями к жизни и влечениями к смерти). Фред рассматривал проступочное поведение человека как результат психоаналитический конфликта Ид, Эго и Супер-эго, то есть конфликт между различными влечениями (Эдипов комплекс). Между этими структурами, в силу ранних эмоциональных переживаний он и возникает вытеснение «действие, посредством которого субъект стремиться устранить или удержать в бессознательном представлении (мысли, образы, воспоминания), связанные с влечениями. Вытеснение возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения, само по себе способное приносить удовольствие, может оказаться неприятным при учете других требований [Ж. Лапланш, Ж.Б. Понталис. Словарь по психоанализу. «Центр гуманитарных инициатив» Спб 2010.с. 142-143].
Согласно ему делинквент  является, по существу, малодушным человеком. С самой ранней юности, говорят психоаналитики, он не способен выносить мучительного чувства, что уступает остальным. Тем не менее и тогда, и позднее ему не хватает мужества, чтобы увидеть, что только чувство общности с остальным человеческим родом может решить его проблему. Вместо этого он выстраивает свою жизнь (как и другие плохо приспособленные индивиды) на фиктивной ведущей идее собственного превосходства, которого в данном случае надеется достичь путем преступления.Среди современных психодинамических теорий особого внимания заслуживают теории фрейдовского психоанализа. Когда речь идет о делинквентности, теория самым настойчивым образом будет утверждать, что мотивом является бессознательная потребность в наказании из-за бессознательных чувств вины, что и определяет жизненный стиль делинквента. Более осторожные психоаналитики говорят, что они охватывают этой интерпретацией только один тип преступников..
Более новая психоаналитическая теория утверждает, что преступность развивается на основе характерных качеств Я маленького ребенка, которые теория называет "антисоциальным характером". Антисоциальный характер возникает вследствие неправильного развития при переходе к принципу реальности. Можно возразить, многие делинквентные дети, по-видимому, безо всяких проблем могут справляться с физической и социальной реальностью. Зачастую делинквентный ребенок успешно существует в условиях, в которых другие дети пропали бы... Но этого теория не предполагает. Она объясняет неправильное развитие при переходе к принципу реальности неспособностью ждать удовлетворения...Перечислим основные психотерапевтические цели  при психологическом консультировании.«Целью психологического консультирования является: избавление клиента от патологического отставания в развитии, замещение нарциссизма объектным либидо, преодоление страха, способствование пациенту в переходе от психической реальности к внешней, интеграция чувств клиента и содействие ему в принятии независимых решений» (Federn, Meng, 28).Одним из наибольших препятствий для успешной психологической консультации делинквентных подростков является созданная ими нарциссическая защита. Вполне вероятно, что нарциссизм есть следствие серьезных отклонений в раннем детстве и вторичных отклонений, возникших в результате поведения, обусловленного прежней травмой [см соответствующую статью X.Хензклера в т. I]   И.А. Фурманов считает: « основной упор в психоаналитическом консультировании делается главным образом на обеспечение эмоционально –символического выражения чувств («катарсиса»).  В работе с подростками используются, как индивидуальные, так и групповые методы работы» [И.А. Фурманов. Агрессия и насилие. «Речь» Спб. 2007c. 256]   (Критические замечания: консультант должен быть высококвалифицированным специалистом).
Личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей предотвращения подобных проблем в будущем. Гуманистическое, или «опытное», направление исходит из признания уникальности человеческой личности и в качестве основной потребности рассматривает потребность в самореализации и самоактуализации. В самом общем виде невроз является следствием невозможности самоактуализации, следствием блокирования этой потребности, что связано с недостаточным самопониманием и принятием себя, недостаточной целостностью Я. В этом случае целью психологического вмешательства будет создание условий, в которых человек сможет пережить новый эмоциональный опыт, способствующий осознанию и принятию себя, а также интеграции. Необходимость создания условий, в рамках которых человек получает наилучшие возможности для приобретения нового эмоционального опыта, определяет специфические особенности поведения психотерапевта, его роль, позицию, ориентацию и стиль. У делинквентной личности процесс самоактуализации заблокирован и существуют лишь в возможности. Основная преграда коренится в системе так называемых условных ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в том случае их соответствия каким-то условным идеалам. Находясь под жестким влиянием условных ценностей, личность по существу превращается в маску-личину. Таким образом, для нормального развития человек должен иметь опыт самовыражения. Напротив, нереалистичные, искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, - все это неизбежно вызывает проблемное поведение. Следовательно, для преодоления личностных и поведенческих проблем необходимо стимулировать процесс актуализации, создавая специальные условия. Например, в клиентцентрированной терапии это – искренний интерес к личности, безусловное положительное принятие человека, безоценочное отношение к нему.
Выводы: одной из причин делинквентного поведения может выступать блокировка процесса самоактуализации. Это может означать: фрустрацию базовых потребностей (препятствия на пути их удовлетворения); индивидуальную фиксацию на потребностях низших уровней; недоразвитие высших потребностей или неблагоприятные социальные условия. Если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь, творчество и духовность не возможна, она может быть подменена самовыражением через делинквентное поведение.
(Критические замечания: эта терапия поощряет нарциссизм, пренебрежение к социальным интересам, не позволяет разглядеть в человеке или в мире злое начало, к консультанту предъявляются непомерные требования и консультант «балует» клиента).
Когнитивно-поведенческое консультирование  основаны на изменение мышления, убеждения, установок и делинквентного поведения подростка.
Бонта и Кормьер (Bonta and Cormier,1999) правомерно замечают, что «ис-следование эффективности применения когнитивно-бихевиоральных стратегий в работе   делинквентами привели к повсеместному принятию этого под-хода как наиболее удобного метода коррекционной работы с проступочным поведением Более традиционные методы консультирования (например, центрированный на клиенте или психодинамические подходы) постепенно  утрачиваю свое значение среди клиницистов, работающих с делинквентами[ К.Бартол. Психология криминального поведения «Прайм-Еврознак». Спб. 2004. c. 344]. Популярность  консультирования  реальностью частично обусловлена прямолинейностью подхода и его легкими для понимания процедурами. В сущности, когнитивно-поведенческое консультирование направлено на обучение делинквентных подростков ответственному поведению. Главный упор консультирования реальностью делает на том характере  делинквентности, вместо того, чтобы рассматривать её как результат некоего пограничного расстройства личности. Важными предшественниками когнитивно-поведенческого консультирования являются теория личностных конструктов Келли (Kelly,1955), рационально-эмотивная  терапия А.Эллиса (1962) и когнитивная терапия А.Бека (1970).
Марша М.Лайнен замечает что когнитивно-поведенческое консультирование  опережает все другие, подчеркивая необходимость обучения клиентов принятию себя и своего мира таким, какие они есть в настоящий момент [Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. «Вильямс. М. 2008.с. 49]
Принципы психологического консультирования делинквентных подростков.
1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании. Чтобы помочь клиенту изменить неадаптивное поведение, психолог-консультант должен знать, как проходило психосоциальное развитие пациента, видеть нарушения семейной структуры и различных форм коммуникации. Этот метод высоко индивидуализирован для каждого клиента и семьи, так, у клиента с личностным расстройством обнаруживаются в сильной степени переразвитые или недоразвитые поведенческие стратегии (например, контроль или ответственность), преобладают однообразные аффекты (например, редко выражаемый гнев у пассивно-агрессивной личности), а на когнитивном уровне представлены ригидные и генерализованные установки в отношении многих ситуаций. Эти клиенты с детства фиксируют дисфункциональные схемы восприятия себя, окружающего мира и будущего, подкрепляемые родителями. Психологу-консультанту необходимо изучить историю семьи и понять, что поддерживает поведение клиента в дисфункциональной манере. У лиц с личностными расстройствами труднее формируется "доброкачественная" альтернативная когнитивная система.
2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Отклонения в нормальном функционировании поддерживаются в основном подкреплением случайных событий в среде (например, стиль воспитания ребенка). Выявление источника нарушений (стимулов) - важный этап метода. Это требует функционального анализа, то есть детального исследования поведения, а также мыслей и ответов в проблемных ситуациях.
3. Нарушения поведения являются квази-удовлетворением базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.
4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивно-поведенческая психологическое консультирование использует достижения, методы и техники классического (условно-рефлекторного, павловского), оперантного, наблюдательного (моделирование поведения), когнитивного научения и саморегуляции поведения.
5. Когнитивный компонент является решающим в процессе научения. Считается, что поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним и устранения когнитивного дефицита или когнитивных искажений.
6. Психологическое консультирование активно вовлекает клиента и семью, включает практику альтернативного поведения на психотерапевтическом занятии и в реальной среде, предусматривает систему обучающих домашних заданий, активную программу подкреплений, ведение записей и дневников, то есть методика психологического консультирования структурирована.
7. Прогноз и результативность психологического консультирования определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения.
Цели когнитивно-поведенческого психологического консультирования представляются следующим образом: 1) проведение функционального поведенческого анализа; 2) изменение представлений о себе; 3) коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок; 4) развитие компетентности в социальном функционировании.
Основные принципы проведения консультационной сессии. Поведенческий и проблемный анализ считается наиболее важной диагностической процедурой в когнитивно-поведенческом консультировании. Информация должна отражать следующие моменты: конкретные признаки ситуации (облегчающие, утяжеляющие условия для поведения-мишени); ожидания, установки, правила; поведенческие проявления (моторика, эмоции, когниции, физиологические переменные, частота, дефицит, избыток, контроль); временные последствия (краткосрочные, долгосрочные) с различным качеством (позитивные, негативные) и с различной локализацией (внутренние, внешние).
Помощь в сборе информации оказывает наблюдение за поведением в естественных ситуациях и экспериментальных аналогиях (например, ролевой игре), а также вербальные сообщения о ситуациях и их последствиях.
Цель поведенческого анализа - функциональное и структурно-топографическое описание поведения. Поведенческий анализ помогает осуществить планирование психологического консультирования и его ход, а также учитывает влияние на поведение микросоциального окружения.
При проведении проблемного и поведенческого анализа существует несколько схем. Первая и наиболее отработанная заключается в следующем.
1. Описать детальные и зависимые от поведения ситуативные признаки. Улица, дом, школа - это чересчур глобальные описания. Необходима более тонкая дифференцировка.
2. Отразить поведенческие и относящиеся к жизни ожидания, установки, определения, планы и нормы; все когнитивные аспекты поведения в настоящем, прошлом и будущем. Они нередко скрыты, поэтому на первом сеансе их трудно обнаружить даже опытному психологу-консультанту.
3. Выявить биологические факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение.
4. Наблюдать моторные (вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные (мысли, картины, сны) и физиологические поведенческие признаки. Глобальное обозначение (например, страх, клаустрофобия) мало применимо для последующего психологического консультирования. Необходимо качественное и количественное описание признаков.
5. Оценить количественные и качественные последствия поведения.
В качестве задач клинического интервью можно назвать и такие, как демонстрация клиенту его способа избирательной фиксации негативной информации и получения ложных выводов; подчеркивание наиболее важных проблем, которые могли бы послужить ключом к психологическому консультированию; установление степени устойчивости к стрессу, выяснение способов совладания со стрессорами; выяснение "условной приятности" симптома; получение информации о мотивации клиента к изменениям; подробный анализ влияния микросоциального окружения; психопатологическое исследование, поиск ресурсов личности.
Поиск ресурсов может быть ориентирован в прошлое, настоящее и будущее. На самой проблеме психолог-консультант не фиксируется, но активно подкрепляет любую находку клиента относительно возможности ее разрешения. Варианты вопросов: "Что раньше помогало преодолевать подобные проблемы? Как такие проблемы решали ваши родственники, знакомые? Когда последний раз Вы постояли за себя? Когда Вы последний раз получали удовольствие без чьей-либо поддержки? Делали ли Вы что-нибудь приятное для братьев и сестер? В чем Вы достигли большего, чем Ваши друзья?" Поиск ресурсов основан и на признании компетентности клиента. Клиентам нередко известно решение их проблемы, хотя они об этом с трудом догадываются. Образец вопроса: "Предположим, что Ваш друг с подобной проблемой пришел за советом. Что бы Вы ему сказали?".
Задача когнитивно-поведенческого психолога-консультанта - сделать клиента активным участником процесса, установление партнерских отношений между клиентом и психологом-консультантом. Это сотрудничество происходит в форме устного контракта, в котором психолог и клиент соглашаются вместе работать над устранением симптомов или поведения последнего.
Такая совместная деятельность преследует по меньшей мере 3 цели: во-первых, она отражает уверенность, что оба имеют достижимые цели на каждом этапе психологического консультирования; во-вторых, взаимопонимание уменьшает сопротивление клиента, возникающее нередко как следствие восприятия психолога с делинквентом или идентификация его с родителем, если он пытается контролировать клиента; в-третьих, контракт помогает предупредить непонимание между двумя партнерами. Недоучет мотивов поведения клиента может заставить психолога двигаться вслепую или привести первого к ложным выводам по поводу тактики психологического консультирования и ее срыву.
Так как когнитивно-поведенческое консультирование представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать это ограниченное время. Центральная проблема "психотерапевтического обучения" - определение мотивации клиента. Для усиления мотивации к психологическому консультированию руководствуются следующими принципами:
- совместное определение целей и задач психологического консультирования, важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализируются через "Я хочу, а не хотел бы";
- составление позитивного плана действий, его достижимость для каждого клиента, тщательное планирование этапов;
- проявление психологом интереса к личности клиента и его проблеме, подкрепление и поддержка малейшего успеха;
- усилению мотивации и ответственности за свой результат способствует "повестка дня" занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психологического консультирования.
При устном  контракте рекомендуется записать план или повторить его, используя приемы положительного подкрепления, сообщая, что это хороший план, который будет способствовать осуществлению желаний и адаптивному поведению.
В начале каждого занятия во время интервью совместными усилиями принимается решение, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует "повестка дня", благодаря которой удается последовательно прорабатывать психокоррекционные "мишени". "Повестка дня" обычно начинается с короткого обзора опыта клиента с последнего занятия. Она включает "обратную связь" психолога по поводу домашних заданий. Затем клиента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на занятии. Иногда психолог сам предлагает темы, которые считает целесообразным включить в "повестку дня".
По окончании занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психологической сессии, анализируется эмоциональное состояние клиента. Наконец, совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятии. Домашняя работа вытекает из материала последнего.