Просчет

Александра Давыденко
Одним прохладным осенним днем я шел по улице. Спешить никуда не надо было, прохожие все куда-то спрятались, а сухие листья с асфальта смести еще не успели. Красота, а как же иначе.
Вдруг сзади меня окликнули:
- Прошу прощения...
Я обернулся. Обращался ко мне невзрачный такой человек, взъерошенный, утонувший в своем потертом пальтишке. Очки на носу, взгляд любопытный сквозь стеклышки.
- Извините, а вы не знаете, какое сегодня число?
Ну надо же. Не знать! Может, пьянствовал? Так по нему и не скажешь.
А какое число-то, кстати? Ага, позавчера, кажись, восьмое было, у знакомого день рождения.
- Десятое вроде. Да, десятое.
- Месяц октябрь же, да?
Ничего себе, да у него нелады с памятью. Будто у запойного пьяницы, который позвонил в службу точного времени и спрашивал месяц у автоответчика.
- Конечно. Десятое число десятого месяца десятого года. Если что, то десятого года тысячелетия третьего от чьего-то там рождества, и...
- Спасибо-спасибо, мне этого достаточно! Кстати, а вам нравится сегодняшнее число?
- Что значит "нравится"? Как любая дата, есть себе и есть, ничего в ней примечательного.
- Сто одна тысяча десять. Три десятки. Красивое число, аккуратное.
- А по мне, так больше на двоичный код похоже, - я ответил первое, что пришло в голову.
- Значит, слишком сухое для вас? Так переведите в десятичное!
- Хм-хм... - я поморщился, вспоминая, как переводить в другую систему счисления, - сорок два, значит. А зачем это нужно?
- Интересны ваши ассоциации.
- Разыгрываете? Где камера?
- Да нет, просто спрашиваю.
- Что бы вам рассказать такое. О, сорок два было моему отцу, когда я впервые спросил, сколько ему лет, это очень хорошо запомнилось. А еще почему-то многие считают это число ответом на главный вопрос о жизни и Вселенной. Сам не понимаю, почему, да и вопрос нужно придумать сначала. Глупость!
Человек прищурился и поправил очки. Поежился - холодно.
- О-очень хорошо, знаете ли. Вопрос неизвестен? Но я бы тогда шел от обратного, к первоистокам. Вот, допустим, если бы мы разложили сорок два на простые множители, - логично? Получится два, три и семь. Семь - понятно, взято из природы (те же семь цветов радуги), испокон веков число мистическое, в неделе семь дней, да даже в словах осталось и поговорках: "семья", "семь раз отмерь". А про первые два что скажете?
Ерунда какая-то! Зачем ему у постороннего человека допытываться о каких-то циферках? Да сумасшедший он, вот что, так что лучше говорить осторожнее, а то мало ли. Наплету ему побольше сейчас, а потом рукой помашу. Попалось же такое.
- Вот смотрите, два - это тоже из природы. Во-первых, нередко попадаются два противоречивых явления, предмета: день и ночь, вода и суша, земля и небо; еще бы вспомнить размножение сложных живых существ - так там тоже два начала, мужское и женское, оно и на культуре нашей потом отразилось. А тройка несимметричности добавляет - тут вам голосование троих судей, которое всегда выделяет решение большинства, тут и священное число в религии, и даже треугольник, которому найдено масса применений в геометрии.
- Так-так-так... Простые числа, а как много у них значений. Кстати, и произведение их, шестерка, весьма любопытное. В троекратном повторении дает "число зверя", о нем вы и без меня знаете, а вот историю вспомнить - так для той же Британии оно роковым оказалось: завоевали ее в 1066, в 1666 Лондон горел, ну и так далее...
- Да что вы прицепились ко мне со своими числами! - не выдержал я.
Незнакомец даже не обиделся.
- А что, для вас они правда никакого значения не имеют?
- Никакого, придумали вот люди для удобства - и ладно! И вообще, тридцать раз оно мне надо, катитесь-ка и вы к тысяче чер... - я осекся.
- Ха-ха! Уверен, до следующей нашей встречи вы сможете даже объяснить, почему сорок два - ответ. У вас прямо талант! - человек подмигнул мне и прошел мимо.
Я рассмеялся и быстрым шагом направился обратно к своему дому, не рискуя оглядываться. Ну его.
Посмотрим, что он мне одиннадцатого ноября скажет, через год.