Школе много лет

Валерий Таиров
13 октября 2010 года моей родной школе исполнится 130 лет со дня основания в 1880 году как Петровское коммерческое училище. Возраст солидный, более века. Много поколений выпускников школы, ставшей с 1919 года общеобразовательной, в 1936 году Первой образцовой школой Центрального района, а в 1940 году получившей номер 206, получили путёвку в жизнь, чтобы поступить в ВУЗы, стать специалистами в самых различных областях науки, техники, хозяйства, искусства. Общее количество выпускников школы за более, чем столетие, перевалило за сто тысяч человек.

А сколько замечательных, известных людей закончило 206 школу! Мне удалось в своё время видеть многие выступления замечательного артиста, классика сатиры и юмора послевоенных лет Аркадия Райкина, воспитанника нашей 206 школы. Довелось учиться в школе рядом с замечательно остроумным знаменитым писателем Сергеем Довлатовым и возглавлявшим несколько лет Союз писателей нашего города Михаилом Чулаки. Стала кинозвездой учившаяся в школе актриса Нина Дробышева, замечательно сыгравшая в фильме «Два капитана». Школу закончил и писатель Иван Ефремов, поэты Евгений Рейн, Леонид Хаустов, Николай Тихонов. А поэт Игорь Западалов организовал выпуск и возглавлял литературный журнал «Рог Борея», который издаётся и сейчас в Санкт-Петербурге. Среди знаменитых учёных физиков-атомщиков выпускник 206 школы академик Зельдович…

Выпускники школы, учившиеся в ней не могут не вспоминать учителей и одноклассников, годы учёбы в школе на берегах Фонтанки:

…Фонтанка, переулок Щербаков,
Дома, дворы – колодцы проходные,
А рядом бойкие шальные Пять Углов:
Места лет школьных – в памяти родные…
Как хорошо со школой встретиться опять,
По прошлому понятна ностальгия:
Как хорошо, что можно вспоминать
Учителей, их лица дорогие…

Талантливый рассказчик Правды и выпускник школы Сергей Довлатов написал в своих стихах о том, что история расставит всё по полочкам: «…Наступит час, в огонь и в дым/ иди под именем своим,/ которое ты честно носишь с детства./ И негодуя и любя, /мы вспомним именно тебя,/ и никуда от этого не деться!..»

Покидая школу, выпускники становятся в жизни учёными, строителями, рабочими, инженерами, моряками, учителями… Но учёба продолжается всю жизнь, и бывшие ученики сами становятся учителями – учёный создаёт свою «школу», старпом, механик, капитан обучают матросов Действительно, как говорят, - «ВЕК ЖИВИ  - ВЕК УЧИСЬ!», а может быть, - «ВЕК ЖИВИ – ВЕК УЧИ»?

Вот с таким названием я и написал шуточные стихи на День учителя - воспоминания о школе и учителях в виде рассказа выпускника 206 школы, что на Фонтанке в Питере:

Учил меня в школе учитель истории,
Спасибо ему – всё усвоил на пять.
От нынешней правды истории в горе я:
Уроки приходиться все проверять.

Учили учители нас биологии,
И долго мне снился ужасный скелет,
Моллюски и сплошь головоногие –
Я очень любил этот странный предмет.

Давалась легко не всегда математика,
Но к фокусам химии быстро привык,
В спортзале я был так похож на фанатика,
Замучил совсем иностранный язык.

Но больше всего почитал рисование –
Учитель меня акварелью увлёк,
С тех пор начались  мои изо-страдания:
Кисть, краски, бумага, пастель, уголёк…

Учили меня, никудышного, пению,
Ведь это – не ядра делить пополам!..
А Витька, мой друг – научил пить, курению,
Надюха Петрова – занятным делам…

Учителей жизни – припомнилось множество.
Со скоростью времени в жизни летим -
Научены в школе всем нужным художествам:
Спасибо учИтелям первым моим!

Со мной в институте, конечно, помучились –
Учил сопромат, механизмы,  и вот
Вокруг обстоятельства попросту ссучились,
И стал обучать меня Северный Флот…

На Флоте учители в форме и в званиях,
Там учат сурово: чуть что – и «…под киль!»,
Учителей много –  жизнь, в море - задание,
Гитара, шторм, качка, счёт пройденных миль…

…Теперь молодёжь сам учу я Истории –
Ведь я не способен сидеть на печи,
Хоть всё позабыл (и склероз) в дальнем море я,
ВЕК, как говорится, ЖИВИ – ВЕК УЧИ!

А вот ещё одно – несколько ироничное стихотворение на ту же тему: «КОГО СЕГОДНЯ ВСПОМИНАЮ?»:

Трудно спеть о нашем детстве вкратце –
Невский, переулок Щербаков…
По Фонтанке в школу добираться,
По мосту я хоть сейчас готов!

Жизнь текла - бежала, заводная,
Разлучала нас… Чья в том вина?
Детство своё, юность вспоминаю,
Класс, в котором я был и… она.

А кого сегодня обнимаю?
С кем сажусь на ласковых коней?
Почему – и сам не понимаю –
Постоянно думаю о ней!

Вот замечу: снова её нету –
На душе становится скучней,
Не даю советов и ответов,
Потому что думаю о ней…

…Спутал все задачи да и ноты,
Не считал таких счастливых дней,
Это были славные полёты,
Потому что думал лишь о ней!

У Судьбы – пути и перекрёстки,
Цели и лихие времена…
Жалко только - в деле есть загвоздка:
Обо мне не думала она!

Было точно думать рановато
В школу на Фонтанке – через мост…
У неё в «ДЕСЯТОМ  А» – Довлатов,
У него почти два метра рост.

Вдоль Фонтанки бегали собаки,
А зимой на речке – толстый лёд…
Рядом в классе – Михаил Чулаки,
А директора мы звали – «Кашалот»!

Было знаменитостей немало
В нашей славной школе 206:
Тихонов, Рейн, Райкин, Западалов…
Да и академиков – не  счесть!

Десять лет учился, вот и вырос,
Вышел в Жизнь, в Жизни – кто куда…
Каждый год – бал школьный, школьный выпуск:
Это жизнь, так будет и всегда…

Мы дружили, по ребячьи дрАлись,
Научились Мир любить – на пять,
А сегодня снова здесь собрАлись,
Встретились, чтоб вспомнить всё опять…

А кого сегодня вспоминаю
Сквозь туман забытых милых дней?
Почему, и сам не понимаю –
Постоянно думаю о ней…

Видите: смогли же мы собраться!
Разлучить ничто нас не смогло.
Трудно спеть о школьных годах вкратце –
Речка, переулки, Пять Углов!

ШКОЛЕ, одношкольники, - СТО ТРИДЦАТЬ!
Школьниками снова нам не стать:
Будем дальше школою гордиться,
Будем школу снова вспоминать!
               

* - На фото – вид с моста на Фонтанку и школу (справа)