Эссе о троллизме и о железобетонных аргументах

Юрий Ижевчанин
Чуть-чуть о троллях и о железобетонных аргументах.

Юрий Ижевчанин





    Я совсем недавно появился в сообществах писателей. Лето, аномальная жарища, башка не работает на серьезные вещи и пришлось временно переквалифицироваться в гуманитария. А теперь это продолжается как хобби в перерывах основной работы. Но сообщество интересное. Люди совершенно разного уровня.
    Как можно было предположить, очень многие здесь писатели, которые не умеют читать и не читают ничего. В науке такие быстро вылавливаются, поскольку статья должна иметь хотя бы формальную новизну и приходится читать конкурентов. А здесь что ты ни произнес — твое слово. Очень маловероятно, что ты случайно воссоздашь длинную последовательность букв и пробелов, уже ранее выданную другим автором, и поэтому можно не читать. Это понятно.
    И, кроме того, есть племя, которое водится на всех профессиональных форумах. Это личности, которых в реальной жизни можно остановить только ударом в морду, а в виртуале — модерацией. Племя троллей. Как известно, есть горькая шутка: «Интернет в сочетании со свободой мнений — свобода забраться на высокую колокольню и обгаживать всех подряд.» Приведу пример trollus vulgarius, которому и отвечать-то нельзя. Тем более, что на своей страничке у него нет ни одного своего произведения.
    «А г-н Воловооогогоой опять порадовал интеллектуалов своей неиссякаемой мудростью. Я сначала думал, что он обычный дристотный тупорез. Пригляделся - ан нет - Гена просто академик юмора и монстр афоризмов. Совсем, совсем необычный он дристотный тупорез. Выдающийся
    Дима Гогов »
    Ну ладно. Но есть другой случай — полутролль, гибрид тролля и неандертальца. Он великолепно оказался представлен на другом примере.
    Поскольку все уже выложено в сверхпубличный доступ (на первую страницу), то мне теперь можно рассказать некоторую психологическую подоплеку случившегося. Она оказалась поучительной и для меня самого.
    Несущая Мир, прочитав мое произведение, заочно влюбилась в его одного из главных героев и отождествила меня с ним. В романе он часто называется Мастер, поскольку он один из девяти лучших в своей специальности и признанных таковыми цеховых мастеров во всей империи. Это в данном случае почетный титул, типа академика у нас. Влюбившись в него, она заодно влюбилась и в героинь. А когда она написала стихи от их имени, я был поражен. Мужчины гораздо менее откровенны в излияниях чувств, чем женщины-поэтессы! Я прошелся по мировому фонду поэзии, просмотрел стихи женщин-поэтесс и убедился, что это действительно так. (Раньше я поэтесс читал мало, поскольку у них другая система приоритетов; я в стихах ищу отточенной мысли, соединенной формой с чувством). Поэтому я предложил использовать ее стихи в качестве психологического поэтического портрета главной героини, поскольку сам так писать просто не могу. У меня люди в случае, когда их обуревают страсти, не матерятся, бьют кулаками или выцарапывают глаза, а сочиняют стихи и вызывают на поединок (мужчины) или начинают тонкую интригу (женщины и мужчины). Ее пост, ввиду допущенных в нем некоторых слабых мест, оказался находкой для троллей.
    Первое, что я могу сказать в результате анализа. Я удивлен тем, как здесь мало троллей. На Самиздате они бродят целыми ордами.
    Ну а второе. Мне попалась в рецензиях очень любопытная особь гибридного вида. С ней уже можно было поговорить, и на базе этого разговора вывести некоторые рекомендации по взаимодействию с троллями. (Подчеркиваю, не по борьбе с ними! Любая борьба, кроме прямого убийства (модерации) лишь усугубляет ситуацию. А полутролли могут стать людьми.) Вот его пост, содержащий некоторые правильные мысли, а затем, перейдя к троллизму, автор не заметил, что он сам подставляется.
    «Типичный самопиар. Несущая Мир рекламирует собственные стихи, вплетенные в роман другого автора, то есть, по сути дела, пиарит соавторскую работу. Так что про "доброе дело" зря тут говорят (ну, нельзя же быть такими наивными, господа?). Стихи оценивать не берусь, потому что в поэзии разбираюсь плохо, но вот прозаические куски, принадлежащие собственно автору романа, извините, никакие. Так что, называя автора Мастером (да еще с большой буквы), вы оказываете ему плохую услугу. Он - в лучшем случае ученик, которому еще работать и работать, прежде, чем начнет писать хорошие тексты.»
    Лучшее оружие в таких случаях — ирония. Она заставляет тролля раскрыться. Я посмотрел его страничку, на ней есть несколько слабеньких стихотворений и все. И такой человек собирается учить других!
    А, самое главное, проанализируем его совет. Учиться у классиков. Я воспользуюсь профессиональной терминологией одной из своих областей.
    Если автор ламер, то он либо не станет открывать классика, либо застрянет на первых двух страницах. Ему совет бесполезен.
    Если автор чайник, то он поймет классика превратно. Это все равно, как тому, кто высокомерно заявляет: « Я читаю лишь word» и на этой основе оказывается открывать pdf или html файл, рекомендовать почитать книгу Д. Кнута по ТеХу. Ему совет вреден.
    Если автор следует классическим традициям, он и так это делал. Его можно упрекать лишь в том, что он не смог этим воспользоваться. Но и в этом упрекать его нельзя. Ему совет бесполезен.
    Если автор ищет свои пути, то он отталкивается от классиков, ищет у них «священных коров», которых они не желают видеть либо не увидели, и стремится от них избавиться. Ведь классики тоже люди. Такому автору совет также бесполезен либо вреден.
    Таким образом, во всех случаях такой совет бесполезен либо вреден. Значит, это не совет, а попытка психологической надстройки сверху. Попробуем подействовать иронией.
    «Спасибо, Наивный! Прочитал Ваши тексты и вижу, что мне нужно у Вас учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин. Прежде всего, как уметь оскорблять женщин, да и мастерству русского стиха — тоже. И, пожалуй, тому, как выносить оценку произведению, не читая его. Ох сколько поучительного и нужного я у Вас узнал! Роман был уже написан, когда Ирина по моей просьбе вставила туда свои, а затем специально написанные ею, стихотворения.»
    Тролль завертелся, как уж на горячей сковородке. Он даже не обратил внимания на мои явные слова, что я прочитал его тексты, в отличие от него, любимого, который отзывается о произведениях других, их не читая. И он проявил себя более откровенно. Я не модерировал его ошибки и опечатки, в том числе и перевранные слова Булгакова.
    «Игорь, в моем посте нет оскорбления. Даже в том, что двумя постами выше, некоего Димы Гогова, оскорбления нет, хотя он сформулирован на два порядка более грубо. Понимаю, что для таких "мастеров" все, что не сладкий елей - то оскорбление, но все-таки будьте благоразумны. Не выставляйте себя на посмешище.
    Во-вторых, я себя в учителя не предлагал, а специально подчеркнул, что в поэзии разбираюсь плохо. А вот в прозе понимаю кое-что. В-третьих, назвать автора Мастером - это очень претециозно. Тогда и примеры должгны быть приведены соответсвующие, а те куски прозы, которые процитировала уважаемая НМ, к сожалению, никакие, скорее плохие, чем хорошие. Напишите что-нибудь на уровне булгаковского "пропал Иерушалаим, великий город", а уж потом называйте себя Мастером. Ваш роман я не читал (и не буду - плохой оказалась реклама), поэтому о нем не высказывался. А высказался только по поводу "рекламного ролика" Несущей Мир.»
    Как видите, он уже отрицает,что он высказывался по поводу моих текстов. Дальше нет смысла цитировать, скажу только, что в качестве самозащиты, когда я обратил внимание на то, что прочитал его тексты, он заявил, что он выложил здесь свои детские стихи, а настоящие его произведения в другом месте. Таким образом, спрятался от критики и плюет из-за угла. Это характеристика его подлого поведения в данном и многих других случаях (от имени этого ника он написал много рецензий). В качестве положительного момента замечу, что данный тролль оставил впечатление излечимого, если сейчас, после публичной порки, не уйдет в глухую обиду. В посте половина правильных замечаний, но ложка дегтя…

    Наивный, спасибо ему,подбросил еще материалов по психологии полутроллей. Он начисто забыл (смотри его цитату выше) что обвинял меня в нетерпимости к критике, и, когда ему привели опровергающие примеры, он начал кричать, что я передергиваю его слова. В общем, человек сам не помнит, что он сказал,и обвиняет других в собственных грехах. Впрочем, Макиавелли именно так советовал поступать, когда клевещешь, потому что свои грехи знаешь лучше всего и можешь обвинять искренне, делая мысленные оговорки, что обвиняешь на самом деле себя. Но не думаю, что до мысленных оговорок данный персонаж дорос.
    Во избежание непонимания помещаю еще один свой пост.
    ЦИТАТА
    Уважаемый Ларсик! Ответил не сразу, потому что первая же фраза ответа может быть крайне обидной для Вас, но я решил ее не смягчать.
    Когда я писал это эссе, мне до Вас не было никакого дела. Основная его мишень, если Вы не поняли, дубовый и «непробиваемый» аргумент: «Учитесь у классиков». Мне нужно было развенчать это последнее убежище тех, кто не желает ничего понимать, зато желает советовать. Вы здесь оказались лишь примером.
    Я рос в семье сельских учителей и вынес с детства ненависть к таким тупым и якобы неопровержимым высказываниям, которыми гвоздили на каждом шагу. В нашей научной и практической школе такие утверждения считаются хуже мата.
    Вообще, практически всегда большинство неправо. В связи с этим еще одно объяснение того, что Вы не поняли. Я в точности цитировал Ваши аргументы потому, чтобы все могли увидеть, что я опровергаю именно их, а не то, что я сам приписал Вам. Большинство, которому это неинтересно, мне тоже неинтересно. Важно, чтобы меньшинство, умеющее критически мыслить и оценивать аргументы, могло понять, что я возражал корректно.
    «Разница между поединком и спором состоит в том, что убитый в поединке уже не поднимется, а убитый в споре поднимется, отряхнется и назавтра будет утверждать то же самое» (Карлейль, цитировал по памяти, может быть, неточно)
    PS Как Вы догадались, этот ответ адресован Вам лишь формально. Он адресован всем.
    КОНЕЦ ЦИТАТЫ
    Так что феномен троллизма получил прекрасную иллюстрацию в разных своих ипостасях. Спасибо Несущей Мир, что она вызвала огонь на себя, и еще раз респект сообществу Проза.ру, в котором так мало троллей.


© Юрий Ижевчанин