Панк-рок в Омске. Примерная история

Джеймс Александр Даркфорс
  Когда говорят, что омский панк - это Егор Летов и компания, а Омск - столица сибирского панка, это выглядит несколько неверно. Во-первых, Егор Летов не панк, а авангардист, у него очень много альбомов, безгранично далёких от панк-рока. На поздних стадиях Летов - психоделический музыкант "гаражного" толка, несколько открещивающийся от панк-аудитории. Концертов в Омске он не давал как-то, да и желания такового у него не наблюдалось. Во-вторых, кроме Летова хватало в Омске других музыкантов, и опять же авангардный проект ПИК И КЛАКСОН здесь не совсем при делах.
  Первыми, если сравнить информацию из различных источников, были FIERY LAISER (ОГНЕННЫЙ ЛАЗЕР, год так 1979). Из "гробовщиков" там присутствовал только Кузя УО (Константин Рябинов), он играл на гитаре и пел. Пел и играл на басу некий Александр Клипов, позднее взявший мрачный псевдоним Иван Морг. На барабанах был отмечен Валерий Каминский (ДСП). Вживую этот проект не играл и был, по сути, концепцией, а не реальной группой (как это отмечал Максим Стрелков). В 1982 году Кузьма и Морг познакомились с Егором Летовым и создали проект ЗАПАДЪ, исполнявший как свои номера, так и кавера западных групп. Вскоре Летов и Морг разошлись, причиной послужило нежелание Летова быть "копировщиком". С Моргом они до упора ругались, только Кузьма дружил с обоими - опять же до упора. После распада ЗАПАДА Летов продолжил эксперименты в ПОСЕВЕ, а Морг - в новом проекте ИВАН МОРГ И МЕРТВЯКИ. После репрессий на ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ Морг загремел в армию, демобилизовавшись, он создал сначала APOLLONICS & THE GRIMM PUNK'S THEOS (АПОЛЛОНИКИ И ЗЛОВЕЩИЙ БОГ ПАНКОВ, "группа-концепт" в духе МЕРТВЯКОВ и ОГНЕННОГО ЛАЗЕРА), а позднее - переросших в пост-панковый (и неоромантический) проект НОВЫЕ ЕВРОПЕЙЦЫ.
  В районе 1985 года репетировали в Омске ГЛУМЛЯНЕ (Александр Беломоин и Олег Арайс), если бы не гонения на Летова, их бы могли репрессировать очень жёстко - за тексты. Распались они в районе 1986 года, причиной стала общая безысходность и необходимость зарабатывать на жизнь.
  В 1987 году создались экспериментаторы АКАР (АНАРХО-КОММУНО-АТЕИСТИЧЕСКИЙ РАЙ), ведомые неким Сержем Паршивым (есть данные, что это псевдоним Сергея Нейна, участника ПИК И КЛАКСОН / КЛАКСОН ГАМ). Они играли квартирные концерты - в частности, за пределами Омска, - в их музыке присутствовало немало элементов панка, хотя со временем группа ушла в сторону экспериментального пост-панка.
  В 1987 же заиграл "омский ответ на ЗВУКИ МУ" - ОРДЕН ИУДЫ. Смесь панка и психоделического авангарда, тексты на бытовую (реже - философскую) тематику. В 1991 году скооперировались с Беломоиным и назвались КРОВАВЫЙ УТРЕННИК, психоделии резко поубавилось, хотя с годами как-то больше стало пост-панка и хард-рока. Сейчас от старого состава остались разве что вокалист Евгений Гордиевский и барабанщик Олег Молоков.
  К району 1992-93 годов начинает формироваться сцена, чаще всего состоящая из локальных команд, возросших как на панке в чистом виде, так и на наследии "клаксонов", Летова и прочих сибиряков (АТОМНАЯ СТАНЦИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, МЁРТВЫЙ ДЫМ, АНЕСТЕЗИЯ / ПАРАДНЫЙ ВХОД, Ж. О. П. А., БСО, ГАДКИЕ МАЛЬЧИКИ, ШТАБ ДИВИЗИИ ТЯЖЁЛЫХ ПУЛЕМЁТОВ, CRYSTAL CITADEL, ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ, СХИМНИКИ ВСЕЯ). Здесь уже действительно было много тех, кто играл панк-рок, как таковой, хотя нашлись и те, кто с годами начал учиться играть и петь, и они стали отходить от панка в иные какие-то степи. Впрочем, ярко выраженных уличных панков там было не особо много. От этой волны сейчас почти ничего не осталось, к району 1995-96 годов дала себя знать смена поколений.
  В 1994 году состоялось очередное вливание крови в омскую сцену. Где-то даже на глазах автора этих строк, когда на концерте Чёрного Лукича (последний раз, когда я видел своими глазами Евгения Пьянова - Махно) на сцену вышел тусовщик, которого я тогда знал так себе. Звали его Михаил Марьин. Миша Старый. Отыграв на семиструнке, которой также пользовался Лукич, он просто показал свою программу тогдашнюю. Позже он скооперировался с Анатолием Костычевым - так появились на свет ЛЕТАЮЩИЕ СВИНЬИ, ставшие культовой группой среди уличных панков. Старый был не "человеком со сцены", он был одним из тех, кто жил в этой среде, вплоть до того, что он стритовал наравне с другими. При этом Старый на тот момент неплохо держал нос по ветру и (наряду с СИНХРОННЫМ ДВИЖЕНИЕМ, дебютировавшим годом раньше) ввёл в моду в Омске тот слой "альтерно", который даст несколько позже толчок рэп-возрождению. Кстати, в поздние годы у Старого был рэп-проект ВОЛЫНА И КАКТУС.
  Помимо этого развивались металло-хардкоровые (на тот момент) ЭГОИСТ - будущие корифеи рэп-кора в Омске, в шутку предвестившие оксюморонический проект 25-17. Рядышком с ними работала хардкоровая команда DEADLOCK, позже ставшая REAL PINDERSCHNEIDER FRIENDS (RPF), также популярными в рэп-коровой среде. Поначалу это было просто попыткой (как и выросшие из СХИМНИКОВ ВСЕЯ годом-двумя позже BOMBAST BOMBERS) себя показать, но несколько позже эта волна вырвется наружу, хотя нельзя сказать, что старая панк-стилистика (а она во многом уже становилась именно панком, а не авангардом) ушла сразу.
  В 1996 году панк-сцена Омска преодолела лёгкие проблемы 1992-93 годов (с заметным количеством мертворождённых и малоизвестных проектов), что было отлично видно на фестивале "ЖиРок-96", где из 26 команд-участников 11 были панками. Большинство групп этого потока, к слову долго не продержалось на сцене (ОРЗ, БЛОКАДА, ПАДШИЕ АНГЕЛЫ, ПЛАН ЭВАКУАЦИИ - редко, кто из этой волны выдержал больше года). Впрочем, распад групп не был смертелен для тенденции, когда Омск снова стал заполняться людьми в неформальной одежде, и на сей раз (в отличие от предыдущего десятилетия) тон стали задавать именно панки. А скорый распад групп был показателем того, что большинство из них не перерастало границы панка, но и не было готово тащить этот самый панк на себе. Исключением стали КОСТЯНОВЫ ОРГАЗМЫ, BOMBAST BOMBERS и ЛЕТАЮЩИЕ СВИНЬИ. Кстати, герои именно этого периода, хотя ОРГАЗМЫ панк играть перестали практически сразу, перейдя на авангард с хорошо выраженным шоу.
  На этом "топливе" омский панк-рок продолжил путь к границе Миллениума, хотя до Миллениума очередь ещё дойдёт.
  Итак, омский панк-рок входит в свою пиковую точку в районе 1996-98 годов. В недрах этой тусовки развивается также "альтернативная" стилистика, хотя многие из её исполнителей по внутренней сути оказываются панками. Хотя как раз ЭГОИСТ и BOMBAST BOMBERS стремятся именно к профессионализации звучания и подхода вообще. Но не это главное. Главное - это то, что панк-рок в Омске становится тем, чем он был изначально в США, а позднее - в Англии: массовая по сути музыка, которую может исполнять каждый.
  Уличная тусовка, несмотря на общее разгильдяйство, становится заметной силой, хотя стоит сразу отметить, что панков, как их рисовала советская пропаганда, было достаточно немного, большая часть "стрита" с такой позиции вообще имела крайне неопределённую тусовочную принадлежность и очень мало точек разногласия. В Москве этого периода уже случались нападения бонхедов на панков, а в Омске бывали случаи, когда они чуть ли не с рэперами бок о бок дрались с общим врагом. Из этой среды крупных музыкальных единиц, по большому счёту, не выделилось, хотя на "стрит" выходили очень многие. Впрочем, как раз здесь себя очень заметно проявляли Валентин Кошмар и Роман "Волк" Вставский - в будущем успешный художник и мультипликатор.
  Группы того периода - ДНК, ТНТ, ВОЛОС ВО РТУ, КИК, УТОПИЯ, ДОРОГИ, ДЫROLL, ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА, - балансировали между традиционным "советским" (и при этом предельно аутентичным) панком и прочими стилями (РЕКВИЕМ, к примеру, играл чистейший британский пост-панк). Это всё в целом смотрелось неким архаизмом. В центровых городах подобное уже давно вызывало только усмешку и считалось в лучшем случае провинциальной отсталостью. Исключением стали динамичные, стильные и умело держащие нос по ветру (при этом мало изменяя себе) ШТАБЕЛЯ.
  Что странно, вливание свежей крови опять было из той самой провинции. Конкретнее - из Северного Казахстана. Ещё конкретнее - из Павлодара. RED ARMY переехали в Омск ещё в 1997 году, уже успев поэкспериментировать с шумом в родном Павлодаре. Но первые живые концерты группа дала в 2000 году - и сразу же резко выделилась среди омичей своей стилистической компетентностью, хорошим знанием английского языка,  и "правильным" внешним видом. И плевать, что в "центрах" этот стиль начал устаревать. Здесь этого не хватало. Почти сразу же после этого панки (часть из которых была "с улицы") организуют две сходные по стилю музыки и одежды группы (но больше punk-82, чем punk-77 - в котором отметились RED ARMY). Это были BOLLOCKS и DEAD BASTARDS (вокалист которых Павел Корчагин сейчас живёт в Питере и работает тату-мастером). В составе DEAD BASTARDS в качестве приглашённого вокалиста периодически выступает Вставский.
  В то же самое время на омской сцене появляется и RAC в лице бесформенной и отличающейся длинным конферансом на концертах группы УЛЬТРА и шумных, но совсем не техничных HOOLIGANS, которые откровенно становятся "боновским" рупором. Эта волна получит развитие несколько позже, и сравнивать её по масштабности с московской сценой данного толка глупо: это с самого начала выглядело редкостным убожеством, намного более убого, чем тот же КОЛОВРАТ - при том, что степень дебилизма последних весьма высока.
  Большинство групп этой волны выступало на фестивалях и тем себя по большей части и выразило (ЩЕКА, НЕГАТИВ, ЗАМЕНИТЕЛЬ САХАРА, БОРЬБА ЗА, ЖЕЛЕЗОБЕТОН, ОРТИС, BLACK BARS, ЕС,  ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ). Мало, у кого хватало желания и возможностей сделать хотя бы демо-альбом. Как и в Штатах 1964-66 годов или Англии 1977 года главным полигоном для обкатки материала были концерты. Этой волны хватило года на два-три, но она очень легко переросла в следующую.
  В начале 2000-х годов омский панк вошёл в "традиционную" фазу. Причём, как и на Западе и в Москве - "с учётом опыта". Те, у кого хватило денег на средней дороговизны китайские гитары, закупали инструменты и укомплектовывались правильными шмотками - многие выстригали себе "ирокезы", не особо страшась того, что их повяжут на улице. "Сибирский панк" воспринимался, как безнадёжный архаизм (сильное исключение - ДОСКИ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СИЛА). Новые группы стремились к той модели, которая уже была растиражирована КТР ("Панк-Революция") и "Neuro Empire" ("Панк-обстрел"). На уже обзаведшейся "ветеранами" Плахе (площадь Ленина) началось расслоение на "олдовых", качающих права, и "пионеров", которых многие не без серьёзных оснований считали модниками, что. впрочем, дало и серьёзные перегибы.
  "Альтернативные" группы отходили на задний план, к району 2001-2003 годов многие из них уже воспринимались, как "динозавры". "Настоящие" панки начинают показывать на концертах таких групп, как DMF, непристойные жесты, открыто выражая удивление, когда кто-то получает удовольствие от такой музыки. Тусовка "ветеранов" подземных переходов продолжает жить мифами, усвоенными от старших товарищей, занимаясь "аском" и отравлением организма дешёвым алкоголем и наркотиками. Многие из них вынашивали планы создания групп, но их реализации мешало постоянное пьянство и безденежье. одним из немногих "альтеров", всё ещё имеющих вес в этой среде оставался панк по сути своей Миша Старый, и это - несмотря на его побочный рэп-проект ВОЛЫНА И КАКТУС, уже упомянутый выше.  Кстати, из панка вышли многие рэп-музыканты Омска (LOS BASTARDOS, FRANTIC FROXZ, DA LOOPER, 3DB).
  Поп-панк периода 2000-2002 годов был не очень выраженным, хотя были те же BLACK BARS, уже упомянутые выше. Безусловными лидерами были ШТАБЕЛЯ, осенью 2002 года переехавшие в Москву всем составом.
  Такие группы, как CHAOS REUNION, ФУГАС, КОШМАР КАПИТАЛИЗМА, в разной степени компетентности занимались фанатским "съёмом" британских и американских образцов punk-77 и punk-82. А более подкованные DELIRIUM, MATTER SPLATTER и ПЫЛЕSOS уже практиковали тот вариант DIY-hardcore, который с 2000 года стал влиятельной силой не только в центровых городах (и Омск не стал исключением - родом из Тары ПЫЛЕSOS и ЙОД). А вот Oi! / Streetpunk в полной мере развился не сразу, район 2004-2006 годов где-то (DOLOTO, BRISTLED-UP, ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ 55). В некотором смысле толчок был получен, благодаря приезду из Новосибирска радикальных и техничных хардкор-бойцов FIGHT BACK. Возможно, это дало свои плоды - как минимум, женские кадры на сцене (LOSERS, ЧИПСЫ, хотя женщины в этих проектах были не у микрофона).
  Своеобразным актом стала группа, игравшая на сцене Омского Рок-клуба вплоть до последних концертов. Странноватая смесь "ру-рока" и lo-fi в исполнении двух девчонок, первоначально всё-таки игравших с двумя парнями в составе квартета. Это именовалось ДРУГОЕ Я. Lo-fi играл и Антон Прокин. Впрочем, это уже несколько другая сцена, так что здесь их и оставим.
  В районе 2005 года Омский рок-клуб покинули RED ARMY и CHAOS REUNION, и панк-фракция расползлась по частям. Панки начали обособляться, и одно из объединений возглавил Юрий "Шевчук" Алтухов (CHAOS REUNION, не путать с лидером ДДТ). Так появился лейбл (и дистро) "Scum Records", куда вошли помимо них DOLOTO, BRISTLED-UP, ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ, СКАНДАЛ. И не только они.
  Свою сцену образовали поп-панки и ска-панки (PLAN BEER, ОРКЕСТРЪ Х, КАZИНАКИ, ARIEL AUTOMAT, SQUEERНЫЕ ЛЮДИ). Благо, аудитория уже была готова к запоздалому (в Москве это отгремело) приёму данного стиля, как и набирающего силу emo. Что не всем нравилось, а кое-кто тихо уходил с тусовки, потому что среди "пионеров" они уже были чужими. В принципе, Плаха, как центр, потеряла значение году к 2007. Многие просто постарели и ушли. А кто-то (как Роман Вставский) оказался на таком дне, что фактически его спасла только религия.
  А что дальше? Наша текущая реальность. Те, кто выступает сейчас (FUNBOX, STREET MONKEES, BUNGALOW BUMS), пишется в студии (ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СИЛА), ходит на концерты. Это уже не история, это - настоящее время.