ВИЛАМИ НА ВОДЕ ПИСАНО
Для нас слово «вилы» известно как инструмент сельскохозяйственного назначения.
А из древнего словаря открылось другое его толкование, которое усиливает смысл этой пословицы.
Вилы = божества древних славян вроде русалок, по верованию сербов и других славянских народов «существа» сверхъестественные и воздушные, как наши русалки живущие в воде. (Соборное писание)
Слово «вила» образовалось от глагола вить, вью (как жила от жить, рыло от рыть и т.д.) –
плести, скручивать, соединять пряди в одну нить или вервь, и указывает на мифическую деву, которая прядёт облачные кудели и тянет из них золотые нити молний.
Молния извивается, = вьётся огненной нить или змейкой, мелькает искривлённой линией;
Глагол «вьётся» прилагается и к полёту птиц,
и в народных загадках (русской и сербской) ласточка, отличающаяся особенно быстрым и извилистым полётом, называется «вило».
Так как видимая глазом кривизна наводила на понятие нравственной кривды, хитрости и лукавства, составляющих самую существенную сторону в характере эльфов, то отсюда:
вилавый – хитрый, лукавый, вила’ – юла, человек увертливый – виляющий (вилющий).
Стремительные вихри, подымая столбом пыль или снег (вьюга, у болгар: вилни ветерушки). «Подуналъ е тихи ветеръ, три вилни ветерушки»). Крутят их словно верёвку; а неся на своих крыльях облака и тучи, завивают их в кудри. И свивают вместе, как спутанную пряжу или всклокоченные волоса.
Колляръ указывает на поверье, что души невест, умерших после помолвки, блуждают по ночам, водят хороводы, поют песни и называются вилами.
Поверье это наводит на связь слова «вила» с литов. Weles – умерших; и с латышск. Wels – бог усопших, и потом, властитель, ада.
Отсюда объясняется, почему в некоторых местностях «вилы», не смотря на свою неземную красоту, представляются безносыми: черта, сближающая их с могильными привидениями и самою смертью, изображаемыми в виде скелетов.