За русским словечком отправимся в путь 10

Ольга Борисоглебская
ВИЛАМИ НА ВОДЕ ПИСАНО

Для нас слово «вилы»  известно как  инструмент сельскохозяйственного назначения.
 А из древнего словаря  открылось другое его толкование, которое усиливает смысл этой пословицы.

Вилы = божества древних славян вроде  русалок,   по верованию сербов и других славянских народов «существа» сверхъестественные  и воздушные, как наши русалки живущие в воде. (Соборное писание)

Слово «вила» образовалось от глагола вить, вью (как жила от жить, рыло  от рыть  и т.д.) –
плести, скручивать, соединять пряди в одну нить или вервь, и  указывает на мифическую деву, которая прядёт облачные кудели и тянет из них золотые нити молний.

Молния  извивается,  = вьётся огненной нить или змейкой, мелькает искривлённой линией;
Глагол «вьётся» прилагается и к полёту птиц,
и в народных загадках (русской и сербской) ласточка,  отличающаяся  особенно быстрым и извилистым полётом,  называется «вило».

 Так  как видимая глазом кривизна наводила на понятие нравственной кривды, хитрости и лукавства, составляющих самую существенную сторону в характере эльфов, то отсюда:
вилавый – хитрый, лукавый, вила’ – юла, человек  увертливый – виляющий (вилющий).

Стремительные вихри, подымая столбом пыль или снег (вьюга, у болгар: вилни  ветерушки). «Подуналъ  е тихи ветеръ, три вилни  ветерушки»).  Крутят их словно верёвку; а неся на своих крыльях облака и тучи, завивают  их в кудри.  И  свивают вместе,  как спутанную пряжу  или всклокоченные волоса. 

Колляръ  указывает на поверье, что души  невест, умерших после помолвки, блуждают по ночам, водят хороводы, поют песни и называются вилами.
Поверье это наводит на связь слова «вила» с литов. Weles  –  умерших; и с латышск.  Wels – бог усопших, и потом, властитель, ада.

Отсюда объясняется, почему в некоторых местностях «вилы», не смотря на свою неземную красоту, представляются безносыми: черта, сближающая их с могильными привидениями и самою смертью, изображаемыми в виде скелетов.