Туринское продолжение Евгения Онегина

Рычков Алексей Викторович
        Материал по книге "Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания", которая вышла в свет в июле 2010 года.

        Иван Иванович Пущин – лицейский товарищ, первый и, пожалуй, лучший друг А. С. Пушкина («Мой первый друг, мой друг бесценный") в октябре 1839 года, после каторги прибывает на поселение в Туринск, где сначала останавливается на частной квартире. Но вскоре в марте 1840 года переселяется в дом к декабристу Ивашеву (ныне в этом здании размещается местный музей декабристов), чтобы поддержать друга после смерти его жены. Здесь он занимает комнаты на втором этаже, где сейчас находится администрация музея, в этих комнатах «бесценный» друг Пушкина прожил более трех лет.
Еще при жизни Пушкина говорили, что прототипом Евгения Онегина для поэта стал его «первый друг» Иван Пущин, а прообразом Татьяны Лариной – Наталья Дмитриевна Фонвизина (в девичестве Апухтина). Современники подчеркивали небывалое сходство характеров. Об этом писали без всяких сомнений. К примеру, родственник Фонвизиной Молчанов оставил уверенную запись: «Пушкин своим поэтическим талантом опоэтизировал Наталью в своем «Евгении Онегине». А С. Максимов в книге «Сибирь и каторга» пишет: «Н. Д. Фон-Визина в молодости послужила идеалом Пушкину для Татьяны в «Онегине». Да и сами Пущин и Фонвизина, находясь в Сибирской ссылке, он – в Туринске, она – с мужем в Тобольске, ведут активную переписку, где нередко называют друг друга «Таня» и «Онегин». В одном из писем к Пущину в Туринск Наталья Дмитриевна пишет: «Ваш приятель Александр Сергеевич, как поэт, прекрасно и верно схватил мой характер, пылкий, мечтательный и сосредоточенный в себе».
Рассказывают, как когда-то в молодости Наталья Фонвизина встретила Пущина, гостившего в имении ее отца, страстно влюбилась в него, но тот, выслушав ее признание, вскоре уехал, даже не объяснившись. В отчаянии Наталья вышла замуж за своего двоюродного дядю М. А. Фонвизина, героя Отечественной войны 1812 года, не по любви, а в благодарность за его сердечную привязанность. Встретив как-то в Москве на балу сбежавшего от нее в далеком прошлом молодого человека, который на этот раз был поражен ее красотой и обаянием, Фонвизина отвергла все его нынешние притязания на ее руку и сердце.
Сам Пущин в августе 1841 года рассказывал своему другу поэту В. И. Панаеву, приезжавшему в Туринск по делам своей бумажной фабрики, что влюбился в Фонвизину еще во время их первой встречи, но не захотел подвергать будущее девушки опасности, потому и бежал от нее. Но позднее, встретив ее на балу, понял свою ошибку, пытался вернуть отношения, но был отвергнут Натальей. В марте 1841 года И. Пущин в письме к Е. Оболенскому признается, что как-то рассказанная им в 1819 году у Дельвига любовная история имела продолжение в «Евгении Онегине».
Согласно Ю. И. Клюшникову, 22 октября 1823 года, в день окончания первой главы «Евгения Онегина», А. С. Пушкин писал брату Льву Сергеевичу из Одессы в Петербург: «Ты требуешь от меня подробностей об «Онегине»? Признаюсь. Многие места в моем «Онегине» относятся к Апухтиной, в которую Пущин был очень долго и очень глупо влюблен. Сюжетом романа обязан я Пущину, другу моей славы».
Со времен А. С. Пушкина существует мнение, что «Евгений Онегин» незаконченное произведение, есть сведения, что поэт хотел его продолжить. К примеру, М. Юзефович, друг брата Пушкина, оставил записи, составленные на основе разговора с Александром Сергеевичем на Кавказе в 1829 году, где раскрывается сюжетная линия продолжения «Евгения Онегина». Согласно Юзефовичу, в продолжении романа Онегин участвует в заговоре декабристов, за которым следует восстание, а затем ссылка. В  Сибири Онегин вновь встречается с Татьяной, которая поехала туда вслед за мужем-декабристом, идет описание сибирской эпопеи декабристов, в конце романа Онегин и Татьяна соединяются в вечный союз. Как и многие, Юзефович не решался обнародовать пушкинский замысел, потому что опасался последствий.   
А что же наши Пущин и Фонвизина? На глазах у Пушкина они попадают в Сибирь. Уже после смерти поэта, Пущин из Туринска, а Фонвизина из Тобольска ведут между собой дружескую переписку, Пущину не очень нравилось, когда Наталья Дмитриевна называла его «Онегиным», но сам он часто ласково обращался к Фонвизиной – «Таня»: «Спасибо глубокое за письмо милой Тане. Таня знает, чем потешить юношу. Только, пожалуйста, милая, ненаглядная Таня, никому об этом не говори». Но слишком далеко Фонвизина пойти не могла, верная мужу, а Пущин все чего-то ждал, без жены, семейных утех, с одними приемными детьми.
В 1853 году Фонвизиным в виде исключения разрешили выехать в центральную Россию, в Марьино, в имение брата Михаила Фонвизина (для большинства декабристов ссылка закончилась лишь в 1856 году). Вскоре М. А. Фонвизин умирает. Далее исполнилось предначертанное Пушкиным. Фонвизина, которой уже далеко за 50, доказывает, что «любви все возрасты покорны»: она тайно, под угрозой наказания, снова едет в Сибирь, где встречается с любовью своих юных лет – Иваном Пущиным, в 1857 году они сочетаются браком. Пущину-Онегину пришлось исправлять ошибку своей молодости почти всю жизнь, наконец, в 59 лет он обретает Таню Ларину – Наталью Фонвизину, которую ждал много-много лет. Судьба отпустила Пущину лишь 2 года тихого семейного счастья: 3 апреля 1859 года он умер и был похоронен в Марьино, рядом со своим соперником, М. А. Фонвизиным.
То, что не написал Пушкин, было написано самой жизнью, значительная же часть этого увлекательного действия прошла в Туринске. О других литературных прогулках по Среднему Уралу можете узнать на нашем сайте www.mkt1996.ru в разделе "Статьи о Среднем Урале".