Жизнь и подвиги священнодиакона Филиппа Луганского

Татьяна Лазаренко
На краю почти заброшенного старого кладбища, заросшего непроходимыми кустарниками, среди поваленных деревьев, в окружении могилок духовных подвижников находится скромная часовня с надгробием духовного диаманта – известного луганского старца-диакона Филиппа (Горбенко) (1858-1956).
Ежедневно, в дождь, снег и зной, сюда приходят со своими скорбями люди. Молятся, плачут, просят, надеясь на благодатную помощь. Рядом, под уютной сенью, - огромная окаменевшая колода - дерево, превратившееся в камень по молитвам старца на глазах требовавших чуда безбожников. Разум с трудом вмещает возможность подобного мгновенного преображения живого организма в окаменевшую структуру, - процесса, который, как правило, длится на протяжении эпох…
Из уст в уста передают в народе, при каких обстоятельствах произошло это необычное явление. Старец, спешивший на праздничную службу в храм, был встречен в парке комсомольцами, преградившими ему путь. Они издевательски смеялись над ним, требуя чуда в доказательство бытия Бога. Оглянувшись, Филипп увидел трухлявый от времени обрубок дерева, сохранивший на себе отпечатки топора и следы жизнедеятельности древесных насекомых, прогрызших в нем сквозное отверстие.
«Старец Филипп стал на колени у ствола поваленного дерева, поднял руки к небу и воззвал к Богу. Затем он трижды ударил по стволу дерева посохом, с которым ходил постоянно, и произнес: «Дуб сей да обратится в камень в воспоминание мое и во свидетельство чудес Божиих; а для тех, кто не будет верить сказанному обо мне, камень этот будет видимым свидетельством жизни моей. Камень же этот будет лежать до Второго Пришествия, укрепляя немощных в вере». Помолчав, добавил: «Пока не расцветет». И произошло чудо. Хулители были посрамлены.
Камень этот сохранился до нашего времени и благоговейно почитается верующими, хранящими память о старце, сведения о котором противоречивы и скудны. Сам диакон Филипп о себе говорил мало и неохотно, поэтому почерпнуты эти сведения преимущественным образом из свидетельств людей, знавших лишь ту часть его земной жизни, которую Господь явил им.
Кем же был диакон Филипп в земной жизни? Почему не зарастает к нему народная тропа? Где началось его молитвенное служение Господу: на Луганской земле или он был известен ранее? Что привело его в Луганск? С этими и другими вопросами мы обратились к викарию Луганской епархии Преосвященному Владимиру (Орачеву), епископу Ровеньковскому.
Преосвященный Владимир, любезно согласившийся дать интервью, отметил промыслительность явления старца Филиппа в промышленном Луганске, не имевшем ранее сугубого молитвенника. Из ближних и дальних деревень, порой целыми селами, приходили в город в поисках работы люди, спасавшиеся от голода и безработицы. Сам отец Филипп был родом из Черниговской земли, где он появился на свет 22 ноября 1858 года, в день памяти иконы Божией Матери «Скоропослушница», которую глубоко почитал всю жизнь. Уже с ранней юности, как свидетельствовали его односельчане, пришедшие в Луганск вместе с ним, подвижник удивлял окружающих благочестием, ревностью о Господе и несомненным даром прозорливости. И хотя по бедности он не мог посещать церковно-приходскую школу, Господь умудрял его Духом, одарив любовью к Святому Евангелию и даром рассуждения. Когда родители Филиппа решили его женить, он смирился с их волей и выбрал самую бедную девушку, надеясь, что вместе они будут работать Господу как брат и сестра. Но жена не разделяла его взглядов. Уже на свадьбе он предрек их грядущее расставание, которое ускорило нежелание супруги жить с ним в чистоте, переезд в Москву, замужество и рождение сына.
Пока родители Филиппа были живы, он во всем был покорен их воле и лишь по их кончине отправился с односельчанами на восток, где в это время строился пороховой завод Гаскойна, и, следовательно, была работа, дающая возможность прокормиться. Первоначально люди воспринимали его как блаженного за удивительную доброту и нестяжательность, однако вскоре заметили, что произнесенные им слова не пропадают втуне, и стали обращаться в сложных жизненных обстоятельствах, любовно называя Папашей и поверяя свои скорби и печали…
  Ежедневно Филипп усердно молился, отдавая Богу-Богово, а ночами трудился на заводе сторожем, ревностно выполняя свои мирские обязанности. Наиболее знаковым событием в его жизни было дивное видение, тайнозрителем которого он стал в 1905 году – в минуту грозной опасности его мысленному взору явилась Сама Царица Небесная, воздвигнув Нерушимую стену между ним и покушавшимися на его жизнь злодеями. Это произошло во время строительства пороховых складов, когда на завод привезли подводы с лесом. Четверо рабочих, сопровождавших груз, решили утаить одну из подвод, рассчитывая, что точное их количество никому не известно. Однако на проходной завода Филипп, пересчитав привезенное, дал им понять, что знает об их преступлении и посоветовал раскаяться в содеянном и жить по правде.
Разбойники застыли от изумления, затем, придя в себя и поняв, что разоблачены, решили его убить. Глухой полночью, когда Филипп шел по территории завода на ночное дежурство, они незаметно подкрались к нему, и один из них поднял камень, чтобы ударить сторожа по голове. Но Матерь Божия хранила Своего угодника, а готовившиеся совершить злое, стали свидетелями неизреченного чуда. Полуночное небо внезапно  озарилось нетварным светом, и Филипп, возведя очи горе, начал молиться. Злоумышленники, забыв о своих дерзких помыслах, изумленно наблюдали за ним, чувствуя, что происходит нечто необычное.
Ночь с 13 на 14 июня стала для Филиппа знаменательной, ибо он удостоился видеть Царицу Небесную, «скороидущую в небе, ощущая себя одновременно стоящим и лежащим на земле».
Первоначально Богородица предстала перед ним в сорокалетнем возрасте в окружении преклоненных дев Небесных, облачённых в белые одежды. Глава ее была покрыта розово-фиолетовым платком, завязанным в форме шапочки. Владычица стремительно прошла путь от Родаково до Миллерово, т.е. с запада на восток.
Затем Царица Небесная появилась вновь и проследовала по облакам в направлении с Юга на Север, или, как вспоминал впоследствии старец, от Краснодона до Старобельска, осенив таким образом Луганск Крестным Знамением. Теперь Она была в образе славы Царицы Света - в возрасте 60 лет, с  крестообразно сложенными руками, и за ней на этот раз следовали монахи с покрытыми головами, которые несли копья, словно воинство Небесное. Удивительно было то, что непосредственно за Божией Матерью шел и нес фонарь Марк или Марочка, как его называли в Луганске, местный юродивый, который был жив вплоть до 50-х годов. Он постоянно сидел на паперти Николаевского собора и просил подаяние. Пищи или денег, кроме копейки, он никогда не брал. Как он мог быть на земле и одновременно на Небесах, Филипп не знал, - очевидно, ему была приоткрыта одна из тайн Домостроительства Божия.
Опасаясь вражьих козней, подвижник стал вслух читать молитву Честному Кресту и осенил себя крестным знамением. Каждое произнесенное им слово золотыми буквами отпечатывалось на небе сияющими буквами, складываясь в слова "Да воскреснет Бог и расточатся врази его…"
Разбойники, так и не сподобившиеся лицезрения Пречистой, внезапно увидели перед собой каменную стену, которая отгородила от них Филиппа, защитив его от козней диавольских. Эту стену воздвигла Матерь Божия, и  Филипп, облегченно вздохнув, возблагодарил Ее за неожиданное заступничество.
Затем Пречистая явилась в третий раз, на этот раз в образе семнадцатилетней Девы в белом одеянии с ниспавшим на плечи покрывалом, топнула ножкою, и из искр появился под Её ногами сияющий бугорок, взойдя на который Она покрыла главу и благословила Филиппа, пообещав помощь и заступление. Придя в себя после необычного видения, Филипп увидел поверженных на землю разбойников, устрашенных  ярким светом и более ничего не видевших. Старожилы вспоминали, что зарево над заводом в ту ночь видели многие, сам же Филипп впоследствии, повествуя о происшедшем чуде, говорил, что явление Божией Матери не следует объяснять какой-либо исключительностью его самого, но милостью Владычицы по отношению ко всем жителям города.
Всю оставшуюся жизнь хранил старец память о явлении Божией Матери и всегда 13, 14 и 15 июня по новому стилю торжественно праздновал это благодатное явление,  говоря чадам, что так завещала Богородица. Правящий архиерей, Архиепископ Никон, совершал в эти дни праздничную литургию и крестный ход, вознося молебное пение у изображения Луганской Божией Матери в Трёх Лицах. Этот сюжет был  запечатлен со слов дьякона Филиппа неоднократно и был широко известен.
Преосвященный Владимир (Орачев) отметил: «Писали на холсте и на дереве. То, что старцу не нравилось, он сжигал, бросал в топку, передаривал. Изображение, сохранившееся до нашего времени, было последним, и отец Филипп считал его наиболее достоверным. Он предсказал, что после его кончины образ исчезнет. Так и произошло. Искали долго. Благочестивые люди рассказывали, что видели его в разных местах. Но я ее так и не нашел».
 По его словам. в 40-е годы была сделана черно-белая фотокопия, которую раскрасили анилиновыми красками. Все современные изображения большой по размерам и многозначительной по содержанию иконы происходят от этой копии, хранившейся у женщины, досматривавшей отца Филиппа и передавшей изображение сестре. Последняя перед смертью отдала изображение родственнику, глубоко почитавшему старца, который хотел оставить его у себя, но, получив некое вразумление, передал в часовню.
Очень подробно запечатлено на изображении приснопамятное событие, описанное выше. Внимательно приглядевшись, мы можем увидеть заводскую проходную, маленькую фигурку сторожа Филиппа, злодеев, которые задумали его убить, молитву «Да воскреснет Бог», запечатленную на Небесах, Владычицу, троекратно явившуюся подвижнику, стену, укрывшую Филиппа…
Владыка подчеркнул, что это не совсем икона, а описание видения во сне, о чем свидетельствует и сделанная подпись. Почему во сне, - в общем-то понятно. Художник, работавший над сюжетом в 1936-37 годах, мог попросту опасаться последствий... «Разумеется, это-лубок, - отметил он. - Но люди рады всему, что напоминает им любимого старца, жившего суровой аскетической жизнью и почти ничего не оставившего после смерти. Отец Филипп говорил, что люди со временем найдут и прославят вышеописанное изображение, но будет написана и другая икона Богородицы Луганской. Так и произошло. Правящий архиерей, Митрополит Иоаникий, увидев Пюхтицкую икону Божией Матери, благословил ехать в Псково-Печорский монастырь для того, чтобы написать каноническую икону Луганской Божией Матери. Образ был написан иконописцем Псково-Печорского монастыря архимандритом Зеноном в 1992 году и передан в кафедральный собор Петра и Павла, где 13 июня проходит праздничное богослужение в честь этого события».
Владыка Владимир выразил уверенность, что у кого-то хранятся и другие изображения, которые со временем будут возвращены. Люди, по его словам, во время празднования явления Луганской Божией Матери иногда приносят изображение,  собственноручно вскрытое старцем олифой, на котором виден размытый слой.
В жизни отца Филиппа реальность так тесно переплетается с легендами, что невольно возникают вопросы. Один из них: есть ли сведения о хиротонии отца Филиппа, - мы задали владыке Владимиру, и владыка подтвердил этот факт, подробно рассказав о событиях, предшествовавших рукоположению старца.
Согласно его свидетельству, отца Филиппа рукополагал Высокопреосвещеннейший Никон, архиепископ Донецкий и Ворошиловградский, находившийся на Луганской кафедре с 1944 года, а с 14 мая 1948 года переведенный в Одессу. Отец Филипп в это время уже был псаломщиком в кафедральном соборе Святителя Николая (храм имел ещё два придела - Благовещенский и Покрова Божией Матери). Архипастырское служение владыки Никона запомнилось прихожанам яркими и глубоко духовными проповедями и открытием храмов, принесшими ему всенародную славу. Со старцем Филиппом он не общался, пока Господь не посетил скорбями, хотя неоднократно видел на службах и слышал о его трудах и подвигах. Встреча произошла, когда у владыки была украдена библиотека, которую он долго и тщательно собирал. Когда он ушел на вечернюю службу, злоумышленники проникли в архиерейский дом и похитили церковные книги и ценные вещи. Его же окружение: отец Евфимий (Качан), исповедник, устроитель первого кафедрального собора, и келейник, схимонах Гавриил, посоветовали идти к старцу Филиппу. Старец едва ли не с порога указал место, где были спрятаны ценности, - старый заброшенный дом, оставшийся еще с войны, - и объяснил, как его найти. Владыка вместе с настоятелем пошли к этому месту пешком и с удивлением обнаружили стоящие у стен мешки с награбленным. После этого случая архиепископ Никон стал приглашать старца к себе для общения, присматриваться к нему, и, видя несомненную духовную одаренность, принял решение о его рукоположении, которое состоялось в Свято-Николаевском соборе на Красной площади. Храм остался после войны полуразрушенным, но уцелел. Все остальные взорвали, т.к. Ворошилов заявил, что город будет образцовым. Купол был изуродован, колокольня разрушена. Настоятелем храма был отец Евфмий Качан. Служили отец Лев Слепнев, Отец Владимир, отец Иннокентий, протодиакон Макарий, протодиакон Тимофей. Старостой храма в те времена был Иван Степанович Кукурекин, а звонарем – иеромонах Василий. Все они с большим уважением относились к отцу Филиппу. Владыка часто приглашал старца для общения на трапезу, прислушиваясь к его советам. Собор был разрушен в 1948 году в связи с постройкой на этом месте многоэтажек. Основные святыни бывшего кафедрального собора были перенесены в новый Никольский храм, построенный в районе Гусиновки.
Почил владыка Никон безвременно. В 1955 году его вызвали в Москву для участия в архиерейской хиротонии. Как бы предвидя неладное, старец отправил свою келейницу Марийку в епархию, чтобы та предупредила владыку о возможной опасности: «Скажи Владыке, - передал он, - чтобы не ехал». Однако к предостережению не прислушались. Вернувшись к старцу, келейница с горечью сказала:  «Папаша, нас не чують». По дороге владыка попал в страшную аварию, которую ему, очевидно, подстроили. Его окружили КАМАЗами и сбили с дороги, и, хотя владыка чудом остался жив, от пережитого стресса ухудшилось здоровье, обострились старые болезни, открылось заболевание крови. Неоднократно посылал он тогда за отцом Филиппом, но старец в свои 98 лет был уже немощным и практически не выходил из келии. Марийка сокрушалась, что к предостережению отца Филиппа не прислушались вовремя. Удивительно, что почил владыка Никон в один год с отцом Филиппом. Он похоронен в Одессе.
В заключение епископу Владимиру был задан сакраментальный вопрос: каковы перспективы прославления диакона Филиппа и должно ли это событие произойти.
Владыка ответил следующее:
«Это - очень серьезный вопрос, который нужно рассматривать разносторонне. С одной стороны, очевидно почитание Старца после смерти. Кроме того, прошли положенные 50 лет. Вариант временной позволяет.
Высокая духовная жизнь отца Филиппа налицо. Жил он в крошечной хатке, выстроенной из красного кирпича размером два с половиной на три метра, где не то что развернуться, но и лежать было трудно. Книги хранил в чемодане на полочке. О своем незатейливом жилище он шутливо пел: «Кирпичная хатка, серед дому ямка. Я богатый человек, но короткий в мене век». У входа в келью висел колокол. Люди знали: когда старец благословляет Марийке звонить в колокол, кто-то умирает.
Помощь после смерти также присутствует. Люди свидетельствуют: «И сейчас он помогает: приходим на могилку и просим благословения, здоровья, помощи Божией в делах. Он говорил мне еще при жизни: «Прийди, крiпенько покричи, я почую». Даже во сне он людям подсказывает, как им поступить в жизни».
Очень интересным, на наш взгляд, является такой случай. В городе жили благочестивые девицы Екатерина и Ирина, которые вели христианский образ жизни и некоторое время жили в Почаеве. Когда отец их, Евфимий, который был односельчанином отца Филиппа, тяжело заболев, лежал на смертном одре, девицы побежали к старцу. «Папаша, вставай, батько помирает», - умоляли они. Отец Филипп не замедлил с помощью. «Евфимий, вставай,- потребовал он после усердной молитвы, - тебя еще можно вымолить». «Сколько же дней ему вымолили?» спросили счастливые дочери. А как много, - увидишь. Евфимий прожил еще 20 лет и умер в тот месяц и день, в который его настигла болезнь ранее.
Документов, удостоверяющих личность, у отца Филиппа не было. Это было серьезным нарушением паспортного режима, усугублявшимся трудностью послевоенных лет, и грозило тюремным заключением. Председатель сельсовета, зная, что документы у старца отсутствуют, пригрозил, что сдаст его в милицию. Старец достал из кармана вязаную рукавичку и протянул ему со словами: «Ты лучше возьми рукавичку. Она тебе пригодится». Тот, наслыханный о чудачествах Филиппа, взял рукавичку и машинально засунул ее в карман. В этот же день он, пытаясь починить работающую молотилку, изуродовал себе кисть руки и, взглянув на рукавичку, понял, что молитвами старца сберег вторую руку. Впоследствии он никогда более не напоминал о регистации.
Старца всегда преследовали. Шпионили регулярно. Впоследствии обнаружились документы, из которых это следовало очевидным образом. Соглядатаи отчитывались в том, где они находились во время наблюдения, столько народа посетило старца, сколько пришло женщин, но не трогали, очевидно, опасаясь последствий. Один раз, правда, осмелились: привели с Марийкой в кабинет начальника, который начал кричать на старца. Тот смиренно слушал его, затем негромко сказал: «Что ты кричишь на меня? О своем ребенке лучше побеспокойся». Эти слова были сказаны как нельзя более вовремя: сын в это время попал в тяжелую аварию. Опомнившись, начальник тотчас же стал просить помолиться за сына, пообещав отпустить в случае благополучного исхода. Мальчик вскоре пришел в сознание, после чего старца отпустили и никогда более не трогали
Господь дал отцу Филиппу светлый разум и высокую духовность. Сохранились воспоминания о его диаконском служении в пос. Елань Ростовской области. Поразительно то, что он был возведен на свещник диаконского служения, не имея даже начального образования. Более того, он учил детей! После войны учителей не хватало, и он собирал детей, подавая им начатки религиозного воспитания. Сохранились фотографии, на которых он запечатлен с детьми в классе, - об этом свидетельствовал отец Сергий Явиц, который там сейчас находится. Место, где старец молился до диаконства, пустует - на нем поставлен шкаф, чтобы никто более не становился туда...
Неоднократно отец Филипп говорил о событиях, которые произойдут после его кончины, являя при этом удивительную проницательность. Так. По словам Еликониды Харламовой из пос. Елань, на вопрос, будет ли лучшая жизнь, отец Филипп отвечал категорически, что будет еще хуже: «Только когда мои мощи откопают и пронесут по всему городу крест-накрест, - вот после этого времени будет хорошо!»
Многие вспоминают, как старец предсказывал распад Советского Союза, разбив на глазах у них кувшин на пятнадцать мелких частей.
.Владыка поделился и собственными воспоминаниями. Впервые на кладбище к отцу Филиппу мама его привела в 5 лет, когда Господь посетил семью скорбью. Заняв деньги из черной кассы женщине, которая неожиданно умерла, мама попала в очень сложную ситуацию, и, по сложившейся традиции, вместе с сыном пошла помолиться на кладбище к отцу Филиппу.
«Пришли на кладбище. Снег, все занесено, но четко видны следы, говорящие, что кто-то был. Мама стала вспоминать детство, упомянула, что видела старца. В памяти всплыл его облик. Когда стали выходить, увидели лежащий в стороне кошелек. Не стали даже прикасаться к нему, поскольку четко знали, что чужой. Вдруг какая-то неизвестная женщина догоняет нас и протягивает кошелек. Мы отказываемся брать, повторяя, что нам он не принадлежит. Когда пришли домой, обнаружили кошелек в сумке. Открыли, а там лежала ровно та сумма, которую нужно было покрыть, несколько талончиков, но не было никаких документов, по которым можно было бы определить хозяина.  Так старец, призирая на нужду матери, помог ей покрыть недостающую сумму. С тех пор мама стала чаще ходить на кладбище. Уже знала, - если хлеб положили на работе, нужно идти к старцу. А потом она стала чаще сюда ходить».
Вглядимся в фотографию старца. Он изображен с обыкновенной городской булочкой, которая хорошо знакома старшему поколению. Подобными булочками отец Филипп благословлял приходящих к нему людей. И они знали: голод им не грозит, и, значит, выживут, выстоят в лихолетье и возблагодарят Бога за хлеб насущный… Воистину, есть особые избранники Божии, которым выпадает высокая участь стать живыми светильниками, озаряющими людям путь к Небу и укрепляющими их в скорбях.