Человек и благодать

Лада Негруль
Вот это да, вот это да!
Спустился к нам не знаем кто,
Как снег на голову, сюда
Упал тайком инкогнито!

                В.Высоцкий



А пронзительный ветер – предвестник зимы,
Дует в двери капеллы Святого Фомы,
И поет орган, что всему итог –
Это вечный сон, это тлен и прах!
– Но не кощунствуй, Бах, – говорит Бог,
– А ты дослушай, Бог, – говорит Бах,
Ты дослушай!..


                А.Галич




Смотрю в небо и ничего не вижу... Ау, где вы, мои неопознанные и летающие?!.. Никого и ничего. Никаких тарелок и никаких на них пришельцев. Ни вытянутых, ни сплюснутых, ни рогатых, ни змееголовых, ни прочих других. Уфолог я, потому и зову их, с обманутой доверчивостью глядя в неживую небесную даль. Но нету их, родимых, и не было, должно быть, никогда. Одни слухи. Проверенных данных нет. Можно сказать, всю жизнь тружусь напрасно – круг вокруг глаз отпечатался от телескопа.

А тут еще на нервы действуют различные “религиозные представители”, не уставая твердить с настойчивостью большей, чем у очевидцев иноземных посещений, что существует какая-то преобразующая энергия добра, которая способна враз остановить дурные процессы нашей, единственно пока одушевленной, планеты. Это похлеще гипотез о пришельцах. Не верю я. Да и с какой стати? Где ты, сила, ау?! Где, благодать, о которой твердят, что ты есть и что в тебя, будто бы надо верить?

 Доказательства существования благодати туманны, и туман этот еще более густой, чем окутывающий тайну неизвестных цивилизаций. Присутствие духовной силы доказать гораздо трудней, чем существование НЛО, предположительно прилетающих погостить в нашу запыленную атмосферу. Их просто надо подождать, а тут…

Тут ждать нечего. Говорят, было давно: из иного плана бытия прислали Божественную силу и передали представителям земной Церкви. Значит, там должна она находиться и по сей день. Только от тех, от кого более всего должен бы излучаться Дух, больше, чем от всех прочих веет дряхлым старческим бессилием.

Не знаю человека, который бы отказался от услуг универсального помощника, способного оградить от беды, вытащить из неприятностей и подстраховать в минуту опасности.

Каждый хотел бы иметь волшебную машину, которая возьмет на себя часть повседневных забот.

Уверяют: благодать-то есть, а вот мы не умеем обращаться с ней. Дикие люди. Неандертальцы, умирающие от страха перед тикающими часами.

Так ученые изобретают приборы для облегчения труда, а вместо того, чтобы нажать кнопочку, приведя умную машину в действие, мы бухаемся на колени и умоляем ее заработать.

Продолжают убеждать: недопустимо Божественную силу сравнивать с машиной. Это не абстрактная  субстанция, а живое Существо, которое может посетить, когда Ему захочется. Дух, посылаемый из высшего мира, сильнее всего... Перед Ним расступаются моря, Ему повинуются ветры, Он могущественней любого земного властителя... Творит историю, превозмогает стихии разрушения... Звук вздыхающего моря, успокаивающие лучи рассвета наполняют душу беспричинным счастьем – и это происходит по его велению. Он в шуме прибоя, в поэтическом вдохновении, в пении птиц…

Я хотел примириться с тем, что мы не умеем обращаться с благодатью, даже с тем, что только мне одному, недалекому, чуда в действии видеть не суждено. (Ну не доразвился до восприятия, что поделаешь. Когда еще доразовьюсь, что вообще само по себе сомнительно). Я хотел примириться с этим так же, как примирился с тем, что радость от встречи с инопланетными братьями по разуму испытать удастся лишь моим не рожденным праправнукам.

И вдруг… увидел “инопланетянина”… Да, так я тогда подумал! Вы не смейтесь. Я смотрел в телескоп, лишь ненадолго отрываясь от его глазка для рассеянного и поверхностного взгляда на запыленный земной ландшафт, когда перед моим удивленным взором предстал этот “пришелец”, чьи таланты фантасмагорическим образом превосходили обычные и опрокидывали все представления о человеке вообще. По уму, воле и душевным качествам он был соответственно во много раз умнее, сильнее и добрее своих современников, обогнав их на несколько столетий и даже цивилизаций. Сила излучалась от него постоянно и от этого не уменьшалась. (Я даже телескоп свой забросил. Я в первый раз, оставив свой заоблачный идеал, со вниманием рассматривал землю, его породившую.) Да, именно породившую, потому что, конечно, тут же я узнал, что “пришелец” не сошел с космического корабля. Просто Некто одарил его великой силой. Кто? И что это за сила? Я в первый раз заинтересовался Тем, кто так преобразил человека, который был до этого всего лишь одним из обычных землян.

Но моему пытливому сознанию, привыкшему к эмпирической точности, захотелось поставить опыт. (Если ставить опыты, то в первую очередь на себе, так гуманней, я считаю). И вот в мой экспериментаторский мозг пришла идея: а что если попробовать поставить себя на место этого Духа, прилетающего к нам? Чтоб эксперимент был чистым, представлю себе без всяких предубеждений и неверия произошедшее перевоплощение в деталях. Хотя как честный исследователь я понимаю, что психология останется моей, человеческой. Ну, что же, я сделаю сноску на эту погрешность, чтобы не бросать из-за нее эксперимента. Пусть по-своему, но уж очень мне хочется    понять это таинственное Существо... Почему бы не попытаться?.. (Я легко могу вообразить себя представителем других галактик. И Он, Дух, ведь тоже своего рода Пришелец.)

Итак… Допустим, я, невидимый, прибыл на грешную землю помогать несчастным, поддерживать все добрые начинания, передавать землянам важную для них информацию и бороться со злом.

С чего начать и как? Ведь голосовые связки отсутствуют. Как обратиться к заждавшемуся меня человечеству? Может, передвинуть с места на место несколько гор, показывая этим, что не желаю мириться с земными порядками? Или обрушиться на злодеев, обильно поливая из небесных огнеметов и без того многострадальную земную почву? Только ведь “двуногие, разумные”, увидев привидение любимого человека, трепещут почему-то от страха, не от восторга. Рассыпая громы-молнии и эффектно приправляя ими свои щедрые подарки, я вряд ли добьюсь от них сердечной благодарности, а то и лишу дара речи, который мне еще, скорее всего, понадобится.

Есть идея. Земляне искусно умеют притворяться, подменяя подлинные мысли в словах, действиях и мимике, но есть у них самый правдивый род общения – беззвучный. Никто не заботится о том, чтобы скрывать правду на биоэнергетическом уровне – зачем прятать то, что итак невидимо. “Разговор”, состоящий не из слов, взаимное ощущение невидимой сути – вот из чего на самом деле состоят человеческие встречи.

Я, как инопланетянин, умею разговаривать беззвучно даже лучше людей. (Духу, чтобы общаться не нужно ходить на двух ногах, иметь дом, машину и положение в обществе.) Поговорю с кем-нибудь молча, мысленно. И пусть этот кто-нибудь передает воспринятое от тишины своим братьям двуногим в понятных тем выражениях. Решено. Путь более медленный, зато менее экстравагантный, чем передвижение гор.

Но выполнение великой миссии может попасть в зависимость от “левой пятки” какого-нибудь лентяя... Чтобы этого не допустить, я обращусь не к одному представителю земного рода, а к каждому, кто мне попадется.

И вот он попался – первый. Наша первая встреча – историческая. Я ему (беззвучно): “Здравствуйте, рад Вас видеть и приветствовать в вашем лице все остальное человеческое братство”. А он: “Мне плевать на все ваши братства. У меня дел невпроворот”. Может быть, я стану дожидаться, пока этот занятой субъект освободится? И не подумаю. Дела, которые не откладываются ради более важных, сами собой не заканчиваются никогда.

Следующего я останавливаю каким-нибудь важным событием, эмоционально встряхиваю, чтобы отвлечь от “дел”… А этот продукт земной эволюции с восхищением усаживается в позу зрителя. Означает это на языке человеческих жестов, что я должен его развлекать всевозможными мистическими фокусами, преображая мир, делая его жизнь счастливой и безоблачной.

Я говорю: “А не поможете ли вы преображать, вместо того, чтобы сидеть и смотреть, как преображаю я?..”

А он: “У меня столько недостатков, что я могу только навредить святому делу”. Он хочет, чтобы я превратился в “волшебных человечков”.

Так было в сказке: они работали за ленивого мальчика до того старательно, что взяли на себя тяжкий труд по поглощению пищи, чтобы “бедняга” не переутомлялся… Мимо!..

Третий. Бросается навстречу (как только видит, надо же!), осыпает заверениями в верности, оставляет все свои дела, посвящая себя полностью моим, “инопланетным”. Но странно: он теряет взаимопонимание с себе подобными. Он умудряется стать до того “духовным”, что мне рядом с ним просто нечего делать! Я же не тру его лоб, чтоб ему лучше думалось, и не дергаю из стороны в сторону язык, чтоб речь была четче! Мне нужны   именно человеческие его качества: простота, обаяние, умение ладить с людьми, способность доступно изъясняться.

Но вот я сообщаю ему животворящую энергию, а он в ответ дарит своим собратьям сомнамбулические улыбки, фанатические глаза, пугающие вскрики восторга и публичные разговоры с пустым пространством. Чтобы дать простор в себе воле моей, свою он уничтожает. Дикость! Только дикарь может пытаться заставить биться тише собственное сердце, чтобы расслышать тикающие часы.

Завладей представитель отсталого племени мешком бумажных денег, скорее всего, стал бы ими отапливать пещеру. Так и мое духовное богатство потребляется этим “духовным неандертальцем”, чтобы явить на свет несколько фальшиво-добрых улыбок и елейность, надоедливую и приторно-слащавую.

Кто-нибудь возмутится: современные люди не дикари, к чему крайности в сравнениях? Крайности ни к чему, действительно.

Можно привести пример не столь вызывающий: гипноз. Человек под ним смешной, пугающий, непредсказуемый. Бормочет, разговаривает вслух, погружается в воображаемый мир, полный невидимых событий. Плавает, в воздушном море чудно разводит руками, смеется без причины, раскрывает несуществующие зонтики. Сражается с пустым пространством, спит стоя, мяукает, рыдает…

Окружающие в шоке. И уж если живой организм под воздействием сильной биоэнергетической силы теряет возможность управлять собой, то что говорить о сильном воздействии на него “поля” иноприродного?!

Вот тебе и благое воздействие – безумие! Нет, не то творческое состояние духа, которое иносказательно на языке землян именуется высочайшим “безумием”, а самое что ни на есть обыкновенное – клиническое. Его и демонстрирует окружающим третий по счету из встреченных мной, заставляя соседей по жилищу в панике крутить телефонный диск, уповая на помощь санитаров.

А я ведь его волю не подавлял!.. Тот, кто подставляя под струю холодной воды ладонь, думает, что течет кипяток, обожжется. Одурманенным религиозным опиумом окажется тот, кто принимает дух за опиум или за что-то вроде магнитной бури.

Но далеко не всем представителям человечества нравится быть помешанными тихо или буйно. Для сохранения душевного равновесия многие стараются во-обще никогда не встречаться с потусторонним.

Неудача догоняет неудачу... Бреду по земле, никем не принятый и не понятый. Однако попыток не оставляю, хотя уже трижды имел возможность убедиться в том, что человеческий род непонятлив и глух.

…Четвертый понимает, что я от него хочу, и – о чудо! – приступает по моей просьбе к преображению мира, начиная, как и положено, с себя.

Но мне и на этот раз не придется вздохнуть с облегчением. В его делах я перестаю себя узнавать. Чудак насмотрелся, видимо, фильмов о звездных войнах и потому ненароком принял меня за представителя межзвездной диктатуры. Я к нему – с дружеским предложением, а он бежит выполнять приказ, прерывая мою речь на полуслове и исполняя недослушанное. Последствия?.. Из дружеского совета не сложно сфабриковать казарменное распоряжение, если подвергнуть его соответствующей цензуре. И вот смысл передаваемого с небес искажается, а дело, бывшее святым, теряя устремленность к совершенству, превращается в кровавое.

Как не просто быть Духом! Попробуй найди общий язык с теми, у кого этих языков бессчетное количество (речь не о лингвистике).

…Забыл, какой дальше идет номер?.. Пять? (Всего лишь, впереди же потенциальных избранников – миллионы!)

Этот называет себя верующим. Вот и хорошо, это мне подходит. Но как врач-дилетант он начинает проверять мою “кровь” на смертоносные вирусы. А как же! Вдруг я окажусь “духом злобы поднебесной”, упрятавшимся под личину добряка (они, ведь, как известно, мастера принимать кроткий вид). Но когда знакомый приходит в гости,  у него не спрашивают удостоверение личности. Посмотрев в дверной глазок и увидев, что там подозрительный тип, не открывают. Что же – никого никогда не пускать на порог из страха нежелательного визита?!

Пятый оправдывает свой невежливый прием: “Как я могу надеяться на свое духовное зрение, если оно у меня слабое”.

Выражусь без обиняков: если ты ослеп, купи очки. Нет очков, обратись к друзьям – все разом ослепнуть не могут! Если испугаются знакомые, если почувствуют, что стал ты неестественным, одержимым или злым, тогда прогоняй пришедшего к тебе сомнительного пришельца обратно на его планету (вернее, в преисподнюю), пожалуйста. Но ни с того, ни с сего обижать меня, святого пришельца, излишней подозрительностью! Выталкивать взашей, даже не рассмотрев!

Пока пятый будет раздумывать, доверять мне или повременить с этим, я сам его брошу и отправлюсь искать более доверчивого.

Следующий?.. Номер шесть. (Только шестой! Предчувствую вас, миллионы!) Кто у нас оказался под ним? Персонаж строптивый, можно даже сказать, грубый. Он сразу объявляет мне, что меня не существует. (Да так уверенно, что сам начнешь сомневаться в своем существовании, заразишься от этих чудаков материализмом.) Этот – волевой. Ни в сем мире, ни в мирах прочих, он не надеется на помощь. Никаких ангелов и никаких тебе иных измерений...

Но вдруг почему-то именно его догоняет чудо! Словно крылья подхватывает, неся над волнами событий, Высшее Вдохновение. Жизнь внезапно делается летучей и счастливой. Невыполнимое ранее превращается в достижимое и вероятное.

Кто-нибудь не поймет резких поворотов моего характера и удивится: что за самодурство, почему всемогущий пришелец вздумал одарить того, кто его безбожно обругал? Неужели именно поэтому? Думаю о себе так: если я до сих пор не поддался ни лести, ни подкупу, ни запугиваниям, не испытаю и особого расположения к тому, кто в меня не верит, ругая.

Кстати, на ругань обижаться не приходится, гораздо больше меня волнует, что столько лет нахожусь взаперти во множестве нерадивых душ сомнительного качества и чистоты. (Надо же, как я перевоплотился в Духа!)

Разгадка моей теперешней благосклонности в том, что этот “неверующий” самостоятельно пошел в направлении добра. Поэтому сила моя и приподняла его над потоком случайностей. Но удачливый шестой может потерять полученное благо. Так и происходит: спустя какое-то время шестой погружается в лень, беспокойство, обидчивую усталость. В болоте уныния сыро, холодно и не до озарений.

Сколько их ждать? Неделю, год? А вдруг счастливое состояние не вернется никогда? Направление наших путей совпали случайно. Приказать принять меня я не могу, насильно вздернуть за шкирку не имею права, не уполномочивали – не для насилия посылали...

Где они, мои долгожданные гении, которые годы подряд будут лететь к высшим пределам на крыльях благодати, не сворачивая с выпрямленного их решимостью пути?! Гении, ау, отзовитесь! Что-то я не вижу этих гераклов, что-то я не замечаю этих титанов. Все больше обыкновенные люди кругом. С ними и надо вступать в контакт, на обычных и придется ориентироваться.

...Пропущу сразу несколько тысяч обыкновенных. (Мысленно пропущу, для экономии времени.) И вот, обойдя не один раз земной, крошечный, в сравнении с моей космической мощью, шар, испытав тысячи неповоротливых душ, могу представить с какой радостью, посланец к человечеству, кинусь я навстречу человеку, который меня искал и ждал. (Тут, скорее всего, даже забуду про положенную мне по происхождению степенность походки.)

Потеряв уйму земного времени, затратив неимоверные усилия, раздарив океаны Божественной Энергии и добившись при этом мизерного эффекта, с каким же облегчением обращусь я к принимающему, внимающему, открытому и внимательному! Я даже сам  е г о  пойду догонять. Пойду догонять кого?.. Ну конечно же,  е г о, того, о ком вы меня спрашивали. И на радостях отдам  е м у  все свои духовные богатства.

Кто вправе заподозрить такого представителя земли в излишнем везении или незаслуженной удачливости? Кто отважится после всего вышеперечисленного утверждать, что  о н  – “любимчик” небес, что катится в рай по неким рельсам, освобожденный от обязанности самому их прокладывать?

Все, хватит. Пора выходить из роли Духа. (Я бы даже сказал, выбираться, так меня в нее утянуло.)

Довольно, я свое отыграл. И становлюсь собой.


*   *   *

По-моему, я исполнил роль Духа отвратительно. Не так?.. Или согласны? Но ведь тут ни самый великий ученый, ни самый великий артист не справились бы. Непонятное и запредельное нельзя постичь, тем более, сыграть.

Ну, не получилось. Что ж такого. Я же не религиозный деятель, я рядовой, неверующий служитель науки. Для меня это вполне допустимая аллегория. Я вовсе не путаю, как многие говорят про нас, людей нецерковных, духовность с астрономией или астрологией. Я представил себя инопланетянином для наглядности, потому как легче сравнить себя с ним, чем с настоящим Духом. Да, я обычный человек – один из миллионов, из тех, что брели по земле в моем воображении навстречу Посланцу.

Вот я и бреду. И никого не трогаю. А Он меня останавливает и делает знаки невидимыми своими руками… Что Ему понадобилось от моей несчастной души? Зачем так усиленно пытается Он что-то сообщить мне на своем языке, беззвучном, правдивом?..

Я человек маленький, а Он хочет, чтобы я с Ним сотрудничал. Гений! Причуды у них. Ведь чтоб с Ним сотрудничать, мне самому придется становиться гением. Никуда не денешься (надо же соответствовать). Неужели придется? Как не хочется! 

Ему надо, чтобы я заговорил с Ним. С людьми и то не всегда знаешь, как общаться! Правда, люди останавливают более бесцеремонно и уж если вмешаются в твою жизнь, то ощутимо, толкая в бок или локтем под дых. Но хотя у Духа идеальный характер, и является Он более скромно – невидимо, я уже понял, что общение двух миров потребует от меня усилий…

А впрочем... чтобы вступать в метафизический контакт, не нужно спешить на работу, просиживать сутками в обсерватории, записывать столбиками вычисления со многими нулями и неизвестными; оставляя вокруг глаз не пропадающие круги, ждать сигналов с других планет годы напролет...

Неужели, на самом деле, как тот “инопланетянин”, пообщавшись с Духом, я смогу обнаружить себя парящим над землей? И, оглянувшись назад, за крыльями благодати, не увижу такого длинного отрезка пути, какой мне самому не преодолеть и за столетие? И вдохновение будет со мной не в кратких творческих озарениях, не только в редко испытываемых эмоциональных потрясениях, не наградой за многолетние поиски высшей правды, а постоянно, всегда?! Неужели когда-нибудь я почувствую, что счастливая эта окрыленность больше не покидает меня?..

И, может, тогда, они, наконец, прилетят, мои братья по разуму? Во всяком случае, тогда с настоящими пришельцами мне будет о чем говорить. Будет что рассказать им про нашу благодатную землю…



(Часть 1. Глава 5. Из книги о протоиерее Александре Мене "И вот, Я с вами...")


(фото Сергея Бессмертного)