Эффект бумеранга

Катя Арчибальд
Очень давно, в далёкой деревушке жил человек по имени Грегор. Жил он в славном небольшом домике возле озера. В его 42 года он не имел семьи. Точнее был у него старый верный пёс Сем, которого он считал своей семьёй. Грегор очень любил Сема, они были неразлучны и целые дни на пролёт проводили вместе, ходили на охоту и рыбалку.
И вот однажды, после очередной рыбалки, Грегор принёс домой три карася. Одного большого, второго средней величины, а третьего совсем маленького. Но убивать их не стал. Он набрал воды в широкое корыто и запустил туда рыб. Сначала Грегор подкармливал карасей, наблюдал за ними, смотрел на плавные движения маленьких холодных тел, но потом он стал вести себя на удивление странно.
Однажды утром, Грегор подошёл к корыту с горбушкой хлеба и долго смотрел в воду. Затем ехидно улыбнулся и унёс хлеб на кухню, так и не покормив рыб. Весь день караси были голодными. Вечером, когда Грегор вернулся с прогулки, он открыл дверь кладовой и достал удочку. Размотал леску, надел червя на крючок и направился к корыту. Он поставил стул, сел и закинул удочку в воду с рыбой. Так как рыбы были голодны, они сразу же бросились на червя. И вот средний карась попался на крючок. Грегор громко рассмеялся, снял рыбину с крючка, немного разорвав ей ротик, и небрежно кинул обратно в воду. Что это? Чем объяснялся такой поступок мужчины? Может это получение удовольствия от «рыбалки» или простое издевательство? На эти вопросы никто не знал ответа. Но эти действия продолжались каждый вечер, и с каждым разом Грегор с всё большим азартом и жестокостью относился к рыбам.
Как-то раз Грегор пригласил в гости друга, чтоб тот посмотрел и поучаствовал в азартной «рыбалке». Когда мужчина подошёл к корыту, его одолело чувство жалости и страха. По дну ёмкости, напуганные и замученные, плавали два мелких карася. Один отчаянно хватал воздух с поверхности слегка разорванный ротиком. Он судорожно и быстро шевелил жабрами, держась за тонкие ниточки жизни, за последний шанс жить. Большая рыба, ободранная и медлительная, очень спокойно плавала по ободку корыта. Её чешуйки лежали на дне, отблёскивая разными цветами. Плавники были подбиты и разорваны в некоторых местах. Она медленно моргала глазками, словно силы покидали её. Брюхо невольно временами всплывало к верху, но рыбка не сдавалась. Она всеми оставшимися силами старалась двигать перьями, плыть, дышать. Быть может, Грегор не раз ронял её или с огромной силой бросал в воду. Одному Богу известно, что толкнуло его на такое жестокое обращение с рыбками.
- Зачем ты так? Что тебе с того? – спросил мужик Грегора.
- Разве ты не понимаешь? Разве не чувствуешь силы? Что мне с этого? Я скажу тебе. Мне нравится смотреть, как эти жалкие рыбёшки глотают крючок. Как отчаянно они пытаются сорваться с него. Но ведь я сильней! Я же ими руковожу! Мне нравиться чувствовать эту силу, эту власть. Мне нравится чувствовать себя Богом, знать, что я могу решать жизнь!
Спустя некоторое время, в деревянном корыте, в котором когда-то были рыбы, царила жестокая маленькая смерть. Когда-то живые караси, теперь всплыли вверх животиками и уже давно не подавали признаков жизни. Грегор забыл о них, а когда обнаружил, отдал на съедение бродячим котам.
Проходили недели, месяцы. Наконец сезон охоты был объявлен открытым и в один из солнечных дней Грегор и пёс Сем отправились на охоту в лес. Отстреливали перепёлок и диких уток. Как обычно в лесу было полно охотников и охотничьих собак, которые гоняли птиц. И в один из таких забегов Сем и другая собака занялись рычанием. Послышались визги – собаки устроили бой. Хозяин второго пса, волнуясь, стал кричать и бежать к месту боя. Он пытался остановить их, но всё неудачно. И тогда раздался выстрел, и одна из собак заскулила. Когда псы возвращали к хозяйвам, выяснилось, что охотник пристрелил Сема.
Грегор бросился в траву. Подбежав к любимому псу, он упал на колени и склонился над прерывно дышащим другом. Собака смотрела на хозяина прищуренными глазами. Они были такими преданными и грустными. Сем дышал тяжело. Его светлая шерсть обагрилась алой кровью. Пуля жгла в области шеи. В лапах уже не было прежней силы. Сем умирал. А Грегор отчаянно плакал, его слёзы капали на нос окровавленного пса.
- Брось! Грег, ему уже ничем не помочь. Мне очень жаль... Я не хотел, но он бы разорвал моего Бинго, - успокаивал рыдающего Грегора плохой стрелок. – Не убивайся ты так. Вон моя сучка вскоре приведёт потомство. Я с радостью отдам тебе лучшего щенка. Вырастишь из него ещё одного Сема. Мало ли собак на свете...
- Как ты можешь так говорить? Как ты мог такое сделать? Это же мой Сем, мой друг, моя семья... – говорил Грегор, захлёбываясь слезами. – Как ты можешь лишить жизни живое существо? Кто дал тебе право распоряжаться жизнью другого? Ты что ли Бог?
Сказав эту фразу, Грегор поднял голову. Он вспомнил трёх безобидных рыб, которых понемногу убивал каждый вечер. Теперь он понимал значение жизни. Когда они жили, они хотели жить, дышали, наверняка имели семью. А он так безжалостно лишил их всего. За что? Да просто так, ради удовольствия. А потом? Он просто бросил их котам. Ведь в озере ещё много рыбы. Он почувствовал себя на месте тех рыбинок, которые остались в озере и ждали домой свою маму, брата или сестру. Но те так и не вернулись.
Горячие слёзы капали с лица Грегора. Он понимал – Господь наказывает его тем же, чем он когда-то наказал простых, невинных рыб!

Каждый человеческий поступок, хороший или плохой - это бумеранг. Рано или поздно он обязательно вернётся. Но предугадать силу его удара невозможно...

2008г.