История книги

Геннадий Козлов 3
     Писать историю обыкновенного семейства в России - дело нелегкое. Русские - народ кочующий; архивы в нынешнем столетии пришли в упадок, церковные записи уничтожены... Да и не в архивах только дело. Так ли уж редко внук ничего не слышал о дедушке по причинам, далеким от человеческой логики, но, тем не менее, имевшим место? Предков запрещалось помнить, то они были выходцами из буржуазии, то были врагами народа, поэтому связь поколений была утрачена, революция и войны внесли существенную неразбериху в этих вопросах. В результате никто не знает где же похоронен наш прадед Козлов Леон погибший в Первую мировую или где могила прапрадеда Василия.
    И мало ли семей, коих отеческие могилы разбросаны по всей земле, а облик и имена ближайших родственников не известны потомству? Я далек от того, чтобы упрекать кого-либо: все мы дети народа с трагической судьбой. После развала СССР традиции стали рушиться. Исчезло святое (для меня военного) понятие – РОДИНА. Ушли в небытие принципы социализма, на которых мы воспитывались. У меня подрастал сын, и я начал задумываться, что я ему могу предложить, какие принципы, на кого ровняться с кого брать пример. Я начал задаваться вопросами: кто мы и откуда пошли?.. где и как жили мои деды и прадеды?.. Я веду речь, главным образом, о линии отца, то есть о фамилии Козлов.
    До меня изучением наших корней занимался один из великих наших родственников,  ректор кафедры института иностранных языков Козлов Петр Гурьянович.  К сожалению, ни каких письменных материалов о его исследованиях неосталось, а вот его легенда о наших предках мне была пересказана Козловым Николаем Борисовичем. В ее достоверности, я убеждался в процессе своих исследований и прописал все в легенде о семьи Козловых, только вот связать, что мы родом откуда-то из Подмосковья пока информация не позволяет.
     Пообщавшись с родственниками, я сделал вывод, что все обозримые родственники по отцовской линии являлись передовыми людьми своего времени, добросовестно работали, стремились к знаниям, добивались результатов и что будет большим  грехом, если все это не изучить и не передать потомкам.  К сожалению, плохо, что понимание о необходимости изучения корней пришло поздновато (нет уже в живых тех людей, которые могли пролить свет на многие интересующие нас вопросы). С первой, конечно же, я пообщался с мамой, затем с Николаем Борисовичем. Информации стало много, стал все записывать и систематизировать. В отпуске в Казахстане(2005 год) пообщался с Матреной Финогеновной. После того, как узнал, что мои родственники были старообрядцами, сходил в старообрядческую церковь, побеседовал с отцом Глебом. Вообщим, чем больше я узнавал о своих корнях, тем сильнее меня захватывало. С кем бы я ни встречался из родственников, стремился записать всю имеющуюся информацию о предках. Находясь в Казахстане, обязательно обсуждал полученную информацию с Каратаевой тетей Нюсей,  она много могла вытянуть из памяти и меня подправить. Когда информации набралось много, я пригласил всех Козловых кто смог бы приехать на православное рождество (6января) 2008 года к себе в гости.

НА ВСТРЕЧЕ ПРИСУТСТВОВАЛИ:
 Из Москвы
Козлова Полина Николаевна с дочерью Еленой Николаевной
Из Новосибирска
Козлова Нина Михайловна (жена Козлова С.Б.) с внучкой Юлей
 Из Каширы
Постылько (Козлова) Мария Финогеновна
 Из Домодедова
(Козлова) Светлана Финогеновна 
(Козлова) Валентина Финогеновна с мужем Александром
 Из Усть-Каменогорска
(Козлова) Наталья Финогеновна
 Из Вольска
Козлов Михаил Александрович (сын Козлова А. М.). Курсант 3 курса Вольского военного училища находился в отпуске.
 Из Наро-Фоминска
Козлов Геннадий Михайлович         
Козлова Раиса Васильевна
Козлов Станислав Геннадьевич       
Козлова Надежда Григорьевна
Бабин Василий Иванович
Всего: 15 человек

НЕ СМОГЛИ ПРИЕХАТЬ ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ
Козлов Николай Борисович(приболел).
Буковские(Козлова) Анна Финогеновна с мужем Юрием Борисовичем.
Никифоровы (Козлова) Нина Финогеновна с Геннадием Максимовичем.
Козлова Ирина Анатольевна (дочь Марии Финогеновны) Училась в Москве в Академии МВД.
 Не дозвонились:
до Козловой Надежды Савельевны и дочери Петра Гурьяновича Татьяны.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВСТРЕЧИ

     Одобрили мою работу, подтвердили достоверность имеющейся информации. Вспомнили что, Козлов Василий Семионович был требовательным и строгим. Так, как из воспоминаний сестер если кто-то из ребятишек баловался, то дед Парамон говорил « нет на вас отца Василия».
Уточнили, что на Леона Васильевича была похоронка и погиб он на Первой мировой войне  до рождения Вассы Леонтьевны(1915 г.). (Это конец 1914 г. но скорее всего начало 1915 , так как мобилизация на войну началась с 29 июля 1914 г. шла медленно пока призвали, пока перебросили на фронт месяцев 6 должно было пройти. Где воевал и где погиб тоже ничего не известно. Можно попытаться поднять архивы. Из воспоминаний Анны Феногеновны (дядя Савелий вроде бы говорил, что Леон Васильевич безвести пропал, где-то в Варшаве)
      Кроме того неясно до сих пор, по их воспоминаниям в 1915 году Прасковья Федотовна пошла в лес собирать малину, по возвращению увидела дома много народа, в этот день пришла похоронка на Леона Васильевича, из – за сильных переживаний она к вечеру, раньше срока родила Вассу Леонтьевну. А по сельскохозяйственной переписи 1917 года он отражен, как призванный по мобилизации. Где ошибка? Может быть Леон Ваильевич, числился как ревизская душа до следующей ревизской сказки, поэтому его и оставили в переписи как налогоплательщика.
      Наталья Финогеновна вспомнила, как в 50 годы горела церковь, находившаяся рядом с домом Козловых использовавшаяся как клуб.
Валентина Финогеновна помнит, что дед Парамон всегда говорил, что она копия деда Леона (так, что по ее фотографии был составлен Вознюком В.А. сравнительный портрет). После того как переболел оспой лицо у него стало рябым.
     По одной из версий Василий Семионович был священником в старообрядческой церкви (по воспоминаниям из детства Марии и Анны Феногеновны), они вспомнили, что на подызменке (на чердаке) находилась церковная утварь и кого-то из родственников называли отцом и матушкой. Но путем  сопастовления имеющихся документов (сельскохозяйственная перепись 1917 года) пришли к мнению, что они путали его с Рыльским, который был священником и родственником по материнской линии. После того, как убедились в этом вопросе, внесли изменения в документы.
Финоген Леонтьевич с семьей жил в доме Леона Васильевича и Прасковьи Федотовны.
Наперебой говорили, о генах Козловых, что все грамотные, добрые, есть сила духа, кого не возьми, каждый оставил после себя хороший след. 
Нарисовали схему села Александровка.
     По их предположению на кладбище в Александровке могил Козловых НЕТ.
Итак, информацию, которую можно было выяснить из памяти родственников, в основном я собрал. Параллельно шла работа по библиотекам и архивам России, Казахстана и Белоруссии, а именно:
Библиотека им. В.И. Ленина (г. Москва);
Российский государственный архив древних актов (г. Москва);
Архив старообрядческой церкви при Рогожском кладбище (г. Москва).
Государственный архив Алтайского края  (Барнаул);
Государственный архив Восточно-Казахстанской области (г. Усть-Каменогорск, Р. Казахстан);
Архив Глубоковского района и архив ЗАГСА Глубоковского района Восточно-Казахстанской области (п. Глубокое, Р. Казахстан);
Национальный исторический архив Беларуси(НИАБ);
Национальный архив республики Беларусь(НААБ).

     На почве изучения генеалогической информации познакомился с очень интересными людьми, занимающимися этими вопросами профессионально. Так, очень много мне подсказала кандидат исторических наук из Кемеровского университета Романова Наталья Ивановна c которой познакомился в старообрядческой церкви г. Усть-Каменогорска у отца Глеба (затем дважды встречались в Москве).
     Несмотря на то, что материалов собрано много, я нахожусь только в начале пути изучения своих корней. Из-за отсутствия времени даже информацию, наработанную в отпуске приходиться анализировать в течении года. Где что искать дальше мне известно (просто пласт работы очень большой). Буду стремиться.