Кенгуру

Владимир Соколов 4
    Однажды летом, просматривая старые нераскрытые дела, которые достались мне в наследство от следователя, работавшего в Соболевском районе до меня, я обратил внимание на папку за номером 102 о краже мясопродуктов из холодильника рыбкоопа в посёлке Кировском. Дело оказалось с «бородой» и было приостановлено три года тому назад, потому что преступников не нашли.

Изучая материалы, я обратил внимание на некоторые несуразности и нестыковки. Из протокола осмотра места происшествия, проводившегося в зимнее время, явствовало, что холодильник находился в большом кирпичном здании с одним оконным проёмом в стене, похожим на амбразуру дота. Запоры на входных дверях были не нарушены, следов взлома не обнаружено, а большой амбарный замок висел на месте в закрытом состоянии. А вот окно, размером 35 на  70 сантиметров, было разбито. Заведующий складом Сивоконь Пётр Николаевич заявил, что один штабель с тушами разворочен, и пропало около десяти туш замороженных баранов.

Была назначена ревизии, которая  выявила недостачу 300 килограммов мяса, это примерно 10 бараньих тушек. Предположительно преступники через окно проникли в склад и через оконный проём в стене вытащили баранов. Недостачу списали на кражу, а дело зависло надолго, если не навсегда.
Внимательно прочитав протокол осмотра, я к своему удивлению увидел, что следователь отразил одно весьма существенное обстоятельство. «Снежный покров снаружи у окна не нарушен и никаких следов на нём нет». Сразу возникал вопрос: «А была ли на самом деле кража? Если бы через окно лазили люди, надо полагать очень худые или подростки, а потом таскали баранов, то на  раме должны были остаться следы волочения, и снежный покров был бы нарушен».

 Но этого не случилось. Напрашивался вывод о том, что никакой кражи не было. Тогда -  откуда недостача? Возникла версия об инсценировке кражи заведующим складом с целью скрыть недостачу, причину образования которой ещё следовало выяснить. В любом случае недостача ложилась на плечи Петра Николаевича, так как мясо из холодильника по всей видимости никто не воровал.
Возникал ещё один закономерный вопрос: «А можно ли было через оконный проём вытащить туши? Пролезает ли мороженый барашек через «амбразуру»? Для этого нужно было провести следственный эксперимент. Однако меня поджидала неприятная неожиданность. После «кражи» три года назад единственное окно-«амбразуру» наглухо замуровали кирпичом.

Долбить стену и намертво схваченные цементом кирпичи, чтобы восстановить оконный проём, было делом хлопотным. Проще было сделать деревянный короб-муляж проёма, так как все размеры были записаны в протоколе осмотра места происшествия. Такой предмет без дна и крышки из досок сколотили знакомые плотники.

 Я привёз сооружение на склад, где работал другой заведующий, а Сивоконь три года назад был переведён на должность заместителя директора рыбозавода по хозяйственной части. Пригласил его и ещё двух понятых, после чего приступил к производству следственного эксперимента. На нижнюю часть короба вместо снега насыпали толчёного мела. В холодильнике в штабелях лежали мороженые туши австралийских баранов.

Я предложил Петру Николаевичу и понятым взять любого барана и протащить его через устройство. Это сделать им не удалось. Бараньи туши в отверстие не пролазили. Пётр Николаевич заметно нервничал, вытащил из штабеля маленького барашка и стал тащить его через муляж. Ему удалось вытащить только переднюю часть, а задняя не проходила. Бывший завсклад пыхтел, как паровоз, изо всех сил тащил барана за передние ноги, а понятые держали короб. Однако вытащить барашка завхозу не удалось. Я обратил внимание понятых на то, что весь мел был сдвинут и на нём остались следы волочения туш.

- Пётр Николаевич, - обратился я к завхозу, - как видите, бараны через проём в стене не могли быть украдены, убыль на уморозку мяса вам списали, и всё равно у вас была большая недостача. Куда делось 300 килограмм мяса или около десяти баранов? Расскажите! Всё равно ведь срок исковой давности прошёл, и недостачу вам возмещать не придётся.

- Врать не стану, но этих баранов и не было, - загадкой начал объяснять недостачу бывший заведующий складом. – Расскажу всё по порядку, вижу, что мне не отвертеться.

- Давайте выйдем на улицу, а то здесь очень холодно. Сами превратимся в мороженых баранов, - заявил я, и все участники следственного эксперимента вышли наружу.

Сивоконь тяжело вздохнул, обречённо махнул рукой и рассказал нам очень забавную историю, которая многое прояснила.

- Три года тому назад, - начал рассказ завхоз, - мой хороший знакомый экспедитор Трухляев Фрол Маркович на грузовом корабле «Мария Ульянова» привез мне из Австралии партию замороженных баранов. Когда мясо выгружали в холодильник, то во время перевешивания я обратил внимание, что  десять туш отличаются от всех остальных. У них были короткие передние ноги, а впереди в области брюха имелась сумка.

- Посмотри, Фрол, каких культяпых зверей ты мне привёз? И что это за мешок болтается у них на пузе? – спросил я товарища.

- Обыкновенные австралийские бараны, ноги короткие, потому что отрубили, а на брюхе, наверное, курдюк, - ответил тот.

- Чего ты мне мозги пудришь? Курдюк у баранов у хвоста, а не на брюхе, и ноги не отрублены. Вон, копытца видишь? Ты на кой хрен, мне вместо баранов кенгуру привёз? – догадавшись о подмене, упрекнул я Трухляева.

- А тебе какая разница? Лишь бы вес сходился. В Австралии аборигены с удовольствием едят кенгурятину, - возразил тот.

- Ты что, Фрол, совсем рехнулся? Здесь не Австралия! Кто у меня кенгуру возьмёт? Ни в столовую, ни в магазин я её не сдам, скандала не оберёшься. А потом я слышал, что и у австралийцев мясо кенгуру спросом не пользуется. Я этих сумчатых брать не буду.

По закону нужно было товар принимать, а потом выставлять претензии поставщику – австралийской фирме, писать рекламацию, оформлять кучу других бумаг, возможно судиться. Чем вся это бодяга кончится неизвестно, а с другой стороны вешать на свою шею десять туш кенгуру мне не хотелось. Трухляев всё это хорошо понимал и стал меня уговаривать:

- Петя, я не знаю специально или нечаянно подсунули мне вместо баранов кенгуру. Распишись в накладной за весь вес, а туши кенгуру я заберу, обменяю в Австралии на баранов и привезу тебе. Скажу там: «Вы что мне, друзья, подсунули? Зачем вам международный скандал из-за десятка баранов? Берите сумчатых животных себе, а мне давайте настоящий товар». Думаю, что для них это мелочь, и они пойдут на обмен. Я же тебя никогда не подводил. Помнишь, не хватило как-то двух туш - я тебе потом довёз. Мы же не один год вместе работаем, и должны друг друга выручать.

Деваться некуда – я согласился, поверил другу и подписал накладные. Кенгуру он забрал и обещал со следующей партией отдать мне десять баранов.

Однако в конце августа пришёл корабль, мясо из Австралии привёз другой экспедитор. На мой вопрос: «А где Трухляев?» - ответил: «А хрен его знает! Одни говорят, что за пьянку с корабля списали, другие толкуют -  в Австралии насовсем остался».

- А он не говорил тебе, что десять баранов мне должен? – поинтересовался я.

- Да, рассказывал, что вместо баранов тебе кенгуру привозил, а ты их не принял. К сожалению, в Австралии у Фрола кенгуру не взяли, на баранов не поменяли. Туши у него протухли, и Трухляев в Южной Корее за литр рисовой водки отдал их собачникам. Ну, тем, которые собак на мясо разводят. Корейцы вдобавок к водке подарили Фролу копчёную собаку. Он мне говорил: «Отвезу окорок в Кировский другу Петру. Я у него в долгу, нехорошо получилось, с ним рассчитаться надо». – Но потом Фрол пропал, и где его черти носят, я не знаю.

Сивоконь опять тяжело вздохнул и закончил повествование:

- Так я по своей доверчивости повесил себе на шею недостачу. Меня назначили заместителем директора, и надо было передавать склад другому человеку. При инвентаризации недостающее мясо сразу же вылезло бы, а платить за него только мне и никому другому. Лишних денег у меня не было, и я решил имитировать кражу, чтобы списать на воров недостачу. Ночью я разворошил штабель мороженых баранов, закрыл склад на замок, подошёл к стене, саданул совковой лопатой по стеклу оконного проёма и пошёл домой. Утром я сходил на склад, а потом заявил в милицию о хищении мяса из холодильника.

- А что Трухляев? - поинтересовался я.

- Через год явился -  не запылился, привёз деньги, но они не понадобились, так как недостача на мне не висела. Фрол мне рассказал, что в Сиднее устроился боцманом на рыболовное судно, но полиция его арестовала, как нелегального эмигранта, и вытурила из Австралии. Он вернулся на Родину и устроился такелажником в морском порту Петропавловска-Камчатского.

- А копчёная собака из Южной Кореи? – спросил я.

- Собаку Фрол съел с друзьями под рисовую водку, - ответил Пётр Николаевич.

- А почему не состоялся обмен туш в Австралии?

- Австралийцы сказали Фролу, что баранов на кенгуру не меняют.

Уголовное дело я прекратил за отсутствием состава преступления, а против Сивоконь Петра Михайловича новое дело открывать не стал. Он же не виноват в том, что в Австралии странные законы – запрещают менять баранов на кенгуру!