Эссе о дружбе. Исследование

Никузькин
ЭССЕ О ДРУЖБЕ.
Исследование


Являясь по складу характера исследователем, иногда я свои исследования обращаю на, казалось бы, известные мне категории, с толкованием которых давно согласился. Но, исследуя знакомую категорию, практически каждый раз, нахожу что-то новое, интересное. Так случилось и в этот раз, когда начал писать легкий рассказ о дружбе и захотел уточнить собственно понятие «дружба». Уточнение затянулось и вылилось в исследование. Результаты исследований мне показались интересными, и я решил их оформить их в виде эссе.


В исследовании меня интересовала психология дружбы. В первую очередь, хотелось ответить на вопрос ее необходимости человеку, ну а потом, если получится, ответить на вопрос: «За что готов отдать человек свою жизнь в дружбе». Но в процессе исследования я столкнулся с интересной историей развития толкования и наполнения смыслом категории «дружба», о чем непременно мне хочется поделиться с вами. Интересным для меня показалось различие смысла дружбы у разных полов, ее связь с любовью.

Определение дружбы

В течение долгой истории развития человечества, дружба имела разные наполнения, толкования, но единой формулировки мне найти не удалось. С чем я согласился в исследовании, так это с тем, что дружба родилась духовно, как потребность полнее раскрыть свое Я, и что тип дружбы всегда соотносится с определенными чертами человека. Давайте, обратимся к психологии чтобы рассмотреть этот вопрос поглубже.

Что же такое дружба с точки зрения психологии? Все ее житейские определения суть метафоры, каждая из которых высвечивает какой-то один ракурс проблемы. "Друг - товарищ" подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. "Друг - зеркало" подчеркивает функцию самопознания, а партнеру в этом случае отводится пассивная роль отражения; "Друг - сострадальник" олицетворяет эмоциональное сопереживание. "Друг собеседник" высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание. "Друг - "альтер эго" подразумевает как ассимиляцию, уподобление другого себе, так и идентификацию, уподобление себя другому, саморастворение в другом.

Каждая из этих метафор по-своему правомерна, как и правомерно утверждение, что дружба порождена потребностью. Человеческие потребности неодинаковы: "Одни нуждаются в удовольствиях и деньгах, другие - во влиянии; эти желают разговаривать, те - поверять свои заботы; в результате бывают друзья ради удовольствий, ради денег, ради интриг, ради ума и друзья в несчастье". Всегда в дружбе индивида можно усмотреть интерес, другое дело осознает ли об этом сам индивид, чаще отрицающий наличие такого интереса. Индивиду приятней считать что дружба с ним не ради удовлетворения потребностей, а ради него самого. Моралисты утверждают, что дружба не должна основываться на расчете, но привести дружбу без интереса не могут. Действительно, если друг нужен для того, чтобы терпеливо выслушивать бесконечные повествования о несчастьях, будет ли это менее эгоистичным, чем воспользоваться деньгами друга или сиять отражением его славы? Разве здесь не просматривается интерес и потребность исповедаться?

В отличие от деловых отношений или приятельства, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба - отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Ей присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость. Ее формирование и развитие зависят от ряда объективных условий: частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности, общности целей и интересов.

Дружеские отношения возглавляют список важнейших ценностей и условий личного счастья человека. Иногда они считаются более важными, чем семейно-родственные связи. В то же время, при столь огромной разновидности интимного общения, повсеместно раздаются жалобы на одиночество.

Интересно энциклопедическое толкование дружбы разными народностями или языками. Так слово «дружба» переводе с
- английского (friendship) — отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии и т. д.
-древнегреческого (philia) - не имеет точного соответствия ни в русском, ни в английском, ни в немецком, ни во французском языках. Оно обозначает не только "дружбу", но и "дружественность", "расположение", "любовь", вообще "сближение", "соединение", доходящее до полного слияния и отождествления. Слово philos ("друг") по своему происхождению местоимение, имеющее значение обладания - "свой".
- французский (attraction) - обозначает буквально притяжение, влечение. Познавательный компонент эмоционального отношения к другому человеку или как эмоциональный компонент межличностного восприятия .

Классификация Дружбы
Можно выстроить множество различных классификаций толкования дружбы. Познавательно, на мой взгляд, классифицировать дружбу по признакам интереса или группированию. Так среди основных интересов человека можно выделить
Духовная дружба - взаимное обогащение и дополнение друг друга. В ней, каждый восхищён и очарован превосходством друга. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Самое удивительное заключается в том, что каждый чувствует себя совершенно непохожим на друга и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.
Творческая дружба - это оба друга сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Такая дружба помогает творчески дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности.
Будничная дружба существует и развивается при условии непосредственной территориальной близости: соседство общая работа. Друзья оказывают друг другу услуги, обращаются за помощью, ходят вместе в кино или хотя бы просто болтают о том о сём. Врачи, например, дружат с врачами. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч.
Семейная дружба на первый взгляд кажется полным антиподом дружбы творческой, но это не так. Для рассматриваемого нами типа дружбы характерно то, что друг, в сущности, становится другом всей семьи. А если речь идет о супружеской паре, у которой есть дети, можно со всей очевидностью говорить о дружбе семьями.

Стоит отдельно рассмотреть корпоративную дружбу, братства. Здесь друзьями называют приверженцев, единомышленников, людей, объединенных общими интересами(?). Такая дружба имеет в виду не ЛИЧНУЮ интимную привязанность, а союз.

В средневековье люди были связаны корпоративными узами, и канон дружбы был откровенно сословным. Это проявлялось в выборе партнеров из своего социального круга, и в самом этикете дружеского общения. Существовали три основных канона: феодально-рыцарский, связанный с воинской дружбой и обычаями побратимства; бытовой, регулирующий отношения простых людей - крестьян и ремесленников; духовно-монастырский, имеющий хождение среди духовенства.

"Крестовое" братство ставится выше всех прочих отношений, даже кровного родства: "крестовый брат паче родного" брата ", крестные родители и т.п. Побратимы принимают обет взаимного послушания, а также ряд запретов, например: вдова не может выйти замуж за "крестового" брата покойного мужа, нельзя жениться на своей крестной сестре и т. д.
Побратимство и вытекающие из него обязательства и брачные запреты признавала и церковь. Иногда обряд братания даже совершался в церкви или фиксировался в церковной метрической книге. Побратимство встречалось, особенно среди казаков и бурлаков, т. е.для поддержания семейных отношений в случае гибели кормильца.

Известны первобытные "мужские союзы" с жестокими, нравами и чувством исключительности, не имеющие аналогов сегодня (кроме армии). Стихийные подростковые группы, причиняющие взрослым много беспокойства. Видимо, выполняют ту же социально-психологическую функцию воспитания мужского характера. Для мальчика (юноши) принадлежность к "компании" гораздо важнее, чем для девочки (девушки). Последние получают подтверждение своей мужественности только в собственной компании сверстников. Ни успех у девочек, ни парная дружба не избавляют мальчика (юношу) от чувства неполноценности, если его отвергают сверстники (да и внимание девочек нередко зависит от престижа у ребят). Девочка, отвергнутая своими сверстницами, может компенсировать это признанием и успехом у мальчиков.

Дружба с воплощением благородства и верности в давние времена строится в соответствии с иерархией в обществе. Имели собственный порядок и организацию, но отношения внутри них были, значительно свободнее, чем в семье. Рыцарская мораль ставила мужскую дружбу выше любви и семейных отношений и описывалась в нарочито возвышенных топах. Дружеские связи крестьян и городских ремесленников выглядят более прозаически. В городах и селах существовали сообщества молодых людей-"мальчишники", "холостячества", "братства", "королевства шутов", "аббатства молодежи" и т. п. Объединяя юношей близкого возраста, эти сообщества не только развлекались всевозможными озорными проделками, давая выход молодой энергии, но и выполняли ряд функций, связанных с социализацией: регулирование внесемейного общения, воинское обучение и т. п. Посвященных в рыцари сыновей феодальных сеньоров часто отправляли в дальние странствия. Соединяясь группами, молодые люди вели жизнь бродячих рыцарей, сражались, грабили, искали богатых невест. Эти "друзья" "любили друг друга, как братья".

Люди духовных, монашеских кругов испытывали и большую потребность в вербальном общении, а дефицит эмоциональных контактов, связанный с обетом безбрачия, усиливал потребность в самораскрытии, в образовании своих братств.

У гуманистов дружба чаще всего ассоциируется с радостью и весельем. Понятие романтической дружбы, часто ассоциируется с психологическим типом "романтической личности". Романтики ставили чувства выше объективного и благонамеренного разума. Дружба у них не добродетель, а живое чувство. Романтический канон дружбы означал резкое повышение требований к ее интимности и экспрессивности. Для них рукопожатие, которое в символике Ренессанса обозначало верность, теперь интерпретируется как выражение нежности.

Ритуализованная дружба позволяла включить в состав общины человека из чужого рода или племени, покончить с былой враждой. Она особого рода механизм социальной интеграции, разрядки внутригрупповой и межгрупповой напряженности.

ПРАВИЛА

В каждой группе, сообществе или другом объединении людей существуют правила или некий кодекс поведения членов данного объединения. Аналогичные правила существуют и у двух трех и более дружащих. Другое дело, что правила эти могут быть разными для каждого, но они есть. Эти правила позволяют друзьям . поддерживать определенный уровень того или иного положительного подкрепления, а также избегать ревности к третьим лицам, но при возникновении конфликтных моментов не всегда приводят к мирному разрешению ситуации из-за различия правил, внутреннего понимания дружбы.

Во времена рыцарства, когда выбирали себе товарища по оружию, когда два рыцаря делили славу и опасность, когда трусость одного могла стоить жизни и потери чести другому", дружба, несомненно, была более избирательной и прочной. Существовали неписаные правила типа:

Друг моего друга - мой друг.
Враг моего врага - мой друг.
Друг моего врага - мой враг.
Враг моего друга - мой враг.

В более развитых обществах правила были помягче. Расширяется нейтральная, промежуточная категория "не друг, но и не враг", а сами дружеские отношения становятся все более неформальными и текучими, утрачивая свою былую ролевую определенность и жесткую нормативность.

Существовали правила, обеспечивающие сохранение тайны и уважение к индивидуальности другого. Правила взаимного вознаграждения позволяли различать тесную интимную дружбу от менее интимной. Большим пороком в обществе считалась трусость, где бы и в чем она не проявлялась, она нарушала дружбу и товарищескую солидарность. Поэтому проявление трусости справедливо расценивали как предательство. Трусливый человек покрывал позором себя и весь свой род.

Нарушение некоторых правил воспринимается как естественная причина прекращения дружбы; например, несоблюдение норм доверия и взаимного уважения ведет к ухудшению отношений, а нарушение правил, предотвращающих конфликты, вроде запрета вторгаться во внутренний мир партнера,- к разрыву. При разрыве дружбы нарушение правил, обеспечивающих положительное подкрепление, упоминается реже, чем нарушение правил, регулирующих конфликтные ситуации, например обман доверия или вторжение в личные сферы. При разрыве дружеских отношений люди чаще приписывают нарушение правил другим, чем себе.

В собрание религиозно-этических изречений раннего буддизма учит "Если найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды,- иди с ним, радостный и вдумчивый. Если не найдешь разумного друга, готового идти вместе, праведно живущего, мудрого,- иди один, как царь, отказавшийся от завоеванного царства, или как слон в слоновом лесу".

ПОЛОВОЕ РАЗЛИЧИЕ ДРУЖБЫ

Интересно зарождение дружбы в мальчишеской среде и девичьей, а также их различие. Следует только учесть, что содержание и функции дружбы существенно меняются с возрастом. Детскую дружбу характеризует эмоциональная привязанность, чаще всего основанная на совместной деятельности. У подростка в связи с развитием появляется потребность осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями другими. Отсюда напряженные поиски и частая идеализация дружбы. Степень же избирательности и устойчивости дружбы. повышается с возрастом ребенка.

Мальчики с самого раннего возраста активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т. д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин; Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает прежде всего интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся. Мужское общение, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.

Мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. Позже, когда они готовы к любовным играм, их дружба формируется про принципу безопасности: чтобы подруга не увела парня.

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более широкому, а девочки - к более узкому кругу общения. Мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое. Эти различия сохранились и через пять лет, когда детям исполнилось по семь с половиной лет.
Дружеские пары девочек более исключительны, закрыты для посторонних, нежели мальчишеские компании. Но мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства и т. п. Структура девичьих групп, лидерство в них менее жестки, чем у мальчиков.

Что же касается потребности и способности к самораскрытию, передаче другим более интимной и личностно-значимой информации о себе и своем внутреннем мире, то женщины во всех возрастах превосходят в этом. Мальчики, с их предметным и инструментальным мышлением, придают больше значения соблюдению правил, нарушение которых всегда вызывает в мальчишеской среде конфликт. Девочки в этом вопросе более терпимы, личные отношения для них важнее формальных правил.

Стиль мышления, вероятно, связан с особенностями воспитания. Девочек всюду раньше и последовательнее приучают заботиться о других, в частности о младших детях. Это делает их эмоционально отзывчивыми и вместе с тем более ранимыми. Люди, нуждающиеся в эмоциональной поддержке, значительно чаще ищут ее у женщин, нежели у мужчин, и женщины чутко реагируют на подобные обращения.

Как бы то ни было, женщины значительно чаще мужчин жалуются на одиночество и непонимание, вдвое чаще испытывают состояние депрессии. Если мужчины в состоянии депрессии обычно жалуются на дефицит самораскрытия или объективные трудности - неспособность плакать, утрату интереса к людям, чувство социальной неудачи и болезненные соматические переживания, то в женских описаниях депрессии превалирует мотив неудовлетворенности собой, нерешительности, отсутствия поддержки и т. д.

Мужчины легче и охотнее женщин раскрываются перед малознакомыми, посторонними людьми, а вот в общении с друзьями степень самораскрытия зависит не столько от пола, сколько от содержания, предмета разговора. Пока речь идет о более или менее "нейтральных" темах, обсуждение которых считается одинаково допустимым для обоих полов, мужчины и женщины одинаково откровенны. Мужской стиль общения, направленный в первую очередь на поддержание социального статуса, "сохранение лица", обязывает человека скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и притязания. Женский стиль, напротив, традиционно нацелен на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Эта нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят "фемининными" (например, застенчивость), что резко снижает степень их возможного самораскрытия.

В целом женщины во всех возрастах описывают дружбу в более психологических терминах, подчеркивая ценности доверия, эмоциональной поддержки и интимности, тогда как мужчины делают акцент па солидарности (товарищество) и взаимопомощи. Эти различия появляются довольно рано и тесно связаны с развитием самосознания.
«Исповедный» характер отношений взрослого человека более дифференцирован, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т. д.)

Женщины вообще придают большее значение межличностным отношениям и сообщают подругам о себе более интимную информацию, чем мужчины своим друзьям.
Что значит понимать человека, распределяются по пяти рубрикам:
1) хорошо знать человека;
2) сопереживать, чувствовать то же, что он;
3) иметь с ним общие интересы, думать, как он;
4) помогать ему, быть ему другом;
5) уважать и любить его.

Мальчики в своих ответах подчеркивают преимущественно момент объективного знания ("понимать человека - значит хорошо его знать") или интеллектуального сходства ("думать, как он, иметь общие интересы"). У девушек определеннее всего звучит тема сочувствия, сопереживания. В разговорах с друзьями у девушек доминируют "личностные" темы. Девичья дружба сильнее ориентирована на эмоционально-экспрессивные ценности, чем более групповая и деятельная юношеская дружба.

Дружба представляет собой своеобразную школу психологической интимности, которая вначале легче достижима с человеком своего, нежели противоположного, пола. У девушек эта фаза заканчивается раньше, чем у юношей. То, что кажется 15-летним девушкам потребностью в дружбе, фактически уже потребность в любви.

Первые любовные увлечения, особенно у юношей, часто поверхностны, неглубоки и психологически связаны главным образом с потребностью самоутверждения в своей мужской роли. Компания сверстников своего пола остается для многих юношей психологически более значимой. С появлением любви значение и эмоциональный накал дружбы несколько снижаются. Друг становится прежде всего хорошим товарищем.

Любовь дает человеку отраду и защиту против пошлости и жестокости окружающего мира, стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в единое целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение феноменологического расстояния между друзьями. Дружеское Мы представляется менее слитным, допуская определенные расхождения и психологическую дистанцию.

Древние греки разграничивают страстную любовь, жажду обладания любимым существом ("эрос") и нежную любовь, потребность в самоотдаче, желание любящего раствориться в любимом ("агапе"). Замена любви галантностью неизбежно влечет за собой пресыщение и разочарование. Ритуал надоедает, становится скучной рутиной

"Любовное время" кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишенным длительности, это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением сердец". "Дружеское время" выглядит более спокойным и однородным. Не так радикально порывая с повседневностью, оно более конструктивно и перспективно.

Современные старшеклассники сетуют, что у многих из них нет настоящей потребности друг в друге, поэтому бестрепетно одних спутников меняют на других. А после школы - институт, там будет своя компания, на службе - своя. То неглубокое общение, которое связывает тебя с сегодняшними приятелями, легко завяжется с любыми другими - зачем за кого-то держаться? Такие молодые, а уже одинокие..." Но если современные ребята завидуют прочной дружбе своих дедов, значит, потребность в такой дружбе у них есть.

Из дружбы часто делают роман. Фактически же она сохраняется лишь до тех пор, пока люди испытывают взаимную потребность друг в друге; поэтому она, как правило, неустойчива и эгоистична, даже независимо от материальных выгод. "Мы желаем иметь друга, чтобы, так сказать, жить в нем, чтобы изливать нашу душу в его душу и наслаждаться беседой, которую доверие делает всегда восхитительной". В действительности же главное очарование дружеского общения состоит "в удовольствии говорить о себе" .

Сначала дружба выступает как синоним или частный аспект родства. Затем она превращается в самостоятельный институт; роль друга приобретает самодовлеющее социальное значение. Из договорного отношения и социального союза дружба превращается в эмоциональную привязанность, на первый план выходит проблема ее мотивов и соотношения дружбы и любви.

МЕНТАЛИТЕТ И ДРУЖБА

Исследуя тему дружбы, мне удалось заметить ее различие в разных странах, которое, считаю, зависит от менталитета народа, может быть даже социального строя. Принцип "использовал-выбросил", который, лежит сегодня в основе межличностных отношений, не принцип индустриализма вообще, а плоть от плоти капиталистической системы, в которой рабочая сила является товаром. Трагедия не в том, что человека "выбрасывают" быстрее, чем в прошлом веке, а в том, что его вообще рассматривают и используют как вещь. Однако так обстоит дело не везде. Даже в рамках одной и той же капиталистической системы "японская" иерархия ценностей не тождественна "американской". В социалистическом же обществе, где велико ценностное значение групповой солидарности и личные достижения определяются с коллективистских позиций, принцип "успех любой ценой" вызывает моральное осуждение.

Американцы очень доброжелательные люди, вежливы, избегают ссор. Однако присущий им индивидуализм и установка на максимальную личную самостоятельность часто оборачиваются равнодушием к другим. Жестокая повседневная конкуренция затрудняет психологическую интимность, признание собственной слабости. Средний американец охотно жертвует деньги на благотворительные цели, но редко поделится с другом последним. В личных отношениях здесь строже выдерживается психологическая дистанция.

Телефон в значительной степени вытеснил из современной жизни личную переписку, телевизор заменяет живой, непосредственный обмен информацией, а под воздействием средств массовой коммуникации люди незаметно для себя начинают ориентироваться на одни и те же шаблоны поведения, чувства и мысли. Общее следствие всех этих процессов - растущее одиночество и некоммуникабельность. Такой человек не способен к глубокой, интимной дружбе и не испытывает потребности в ней.

Дружеские отношения тесно переплетаются с семейно-родственными и трудовыми. Но как бы ни были хороши личные отношения на службе, интенсивность (частота) домашнего общения зависит в первую очередь от близости проживания: чем больше расстояние, тем реже встречи. Если затраты времени на дорогу превышают один час, подавляющее большинство (84,6%) опрошенных москвичей видится с друзьями не чаще раза в месяц. Это побуждает жителей большого города особенно ценить хороших соседей. Соседские отношения достаточно персонализированы, строятся преимущественно как обмен разного рода услугами (уход за детьми, бытовая взаимопомощь) и в меньшей степени как обмен информацией (обсуждение политических или местных новостей, разговоры о работе, семейных делах и т.д.).

Дружба сегодня больше, чем когда-либо в прошлом, ассоциируется прежде всего с духовной близостью, потребность в которой принципиально безгранична, ненасыщаема. Каждому человеку хочется, чтобы его любили не за что-то, а ради него самого. Если мы замечаем, что друзья обращаются к нам преимущественно в момент нужды, нам становится обидно. Но мы и сами поступаем так же! С этим связано и представление о "оскудении" дружбы как института.

Реальная потребность в дружеских контактах возникает не так часто и в зависимости от конкретных обстоятельств. Однако это не значит, что в остальное время мы забываем или перестаем любить своих друзей, как и они нас. Дружба просто ждет своего часа. Только наши личные часы не всегда синхронны: актуальная потребность в душевной близости или практической помощи возникает у нас и у наших друзей в разное время, порождая чувство обиды и непонятости. Но так было во все времена!

Как только система товарообмена разлаживается, например, возникает пресловутый "дефицит", на авансцену снова выступают личные связи. Эти связи по своей сущности чисто функциональны. Формула "ты мне - я тебе" предполагает всего лишь более или менее эквивалентный обмен. Но поскольку этот обмен услугами закрыт для посторонних, он становится привилегией и осуществляется исключительно "по знакомству". "Нужные люди" не только для приличия именуются друзьями, но и в самом деле вызывают расположение - надо же ценить оказанные услуги! - побуждая закрывать глаза на их сомнительные махинации. Это проявилось в советском обществе в годы застоя. Расширение круга псевдоличных, а по сути - сугубо прагматических, функциональных отношений повлекло за собой опошление и инфляцию самого понятия дружбы, которое сводится к отношениям обмена.

СТАДИИ ДРУЖБЫ. РАЗРЫВ

Сами "уровни" и "стадии" развития дружбы тоже неуниверсальны. Устойчивость (длительность) взаимоотношения, частота встреч и контактов и их психологическая глубина (интимность) - качественно разные параметры, которые могут изменяться в разных направлениях. Это ясно видно при изучении вариантов и причин расстройства или прекращения дружбы. Иногда это бурный разрыв, иногда - постепенное уменьшение интенсивности (частоты) общения, иногда - снижение уровня его интимности при сохранении внешней формы и частоты встреч. Причем в одних случаях неудача выглядит заранее предопределенной "несовместимостью" партнеров, которые плохо знали друг друга, в других случаях объясняется допущенными ошибками, случайной ссорой и т. п., в третьих - приписывается внутренним психологическим изменениям (ослабление взаимного интереса, появление новых, более сильных привязанностей), в четвертых - ссылаются на непредсказуемые внешние события, вроде смены местожительства.

Самораскрытие - сознательное и добровольное открытие другому собственного Я, своих субъективных состояний, тайн и намерений - одна из фундаментальных психологических потребностей личности, удовлетворение которой издавна ассоциировалось с дружбой.
Степень самораскрытия в общении с посторонним человеком, отцом, матерью, близким другом, лицом своего или противоположного пола будет неизбежно разной. Неодинаковыми будут и привилегированные темы, сюжеты самораскрытия.

Немаловажен и момент своевременности самораскрытия. В большинстве случаев откровенность воспринимается положительно. Но слишком полное или чересчур поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития личных взаимоотношений или не учитывающее состояния собеседника приемлемого для него уровня диалога, воспринимается как нарушение границ интимности, бесстыдство или попытка вторжения во внутренний мир другого, что побуждает его замкнуться или даже прервать контакт. Иными словами, в дружеском общении всегда необходим такт. Человек, навязывающий другому непрошеную интимность, легко может натолкнуться на отпор:

Культ полной душевной открытости, при всей ее привлекательности, столь же односторонен и чреват психологическими трудностями, как культ эмоциональной сдержанности и замкнутости. Замкнутость, когда во внутренний мир не впускается никто, или слишком высокий уровень самораскрытия, когда, как говорится, "душа нараспашку" и у личности не остается ничего потаенного, как правило, свидетельствует о каких-то психологических затруднениях .

Описывая распавшиеся дружеские связи, люди склонны приписывать себе более активную роль в оказании эмоциональной поддержки и добровольной помощи бывшему другу, а ему - большую степень самораскрытия, потребности делиться своими успехами и совместно проводить время.

ДРУЖБА КАК ШКОЛА ЛЮБВИ

Женщина становится "своей" для мужа не потому, что он ее любит, а потому, что он приводит ее в свой дом и отныне она принадлежит ему. Чужой человек оказывается "своим", если его принимают в члены семьи или племени. В первую очередь слово «свой» означало кровных родственников, затем вообще близких, далее - доброжелателей и соратников. Здесь прослеживается определенная линия развития - от "своего" к "другому", но "близкому", причем слово приобретает не только констатирующий, но и оценочный смысл, известную эмоциональную нагрузку, выражая идею взаимной поддержки, связи, союза. Им нарекаются люди, на которых можно положиться в окружающем ненадежном мире.

Считают что любовь "пламя безрассудное и летучее, непостоянное и переменчивое, это - лихорадочный жар, то затухающий, то вспыхивающий с новой силой и гнездящийся лишь в одном уголке нашей души. В дружбе же - теплота общая и всепроникающая, умеренная, сверх того, ровная, теплота постоянная и устойчивая, сама приятность и ласка, в которой нет ничего резкого и ранящего". Брак, которым завершается любовь, для Монтеня равноценен сделке, добровольной лишь в момент ее заключения, ибо длительность ее навязывается партнерам принудительно и не зависит от их воли. Дружба же абсолютно свободна и добровольна, "в дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой". "Человек может говорить со своим сыном только как отец; со своей женой - только как муж..." Друг - единственный, с кем можно быть просто самим собой. Суть дружбы "раскрытие своего Я другу", а "главный плод дружбы заключается в облегчении и освобождении сердца от переполненности, которые вызывают и причиняют всякого рода страсти"

Особенно сложен вопрос о различиях в степени индивидуального самораскрытия, психологической интимности и глубины мужской и женской дружбы. Потребность в самораскрытии, по-видимому, одинаково сильна у мужчин и женщин. Но их возможности в этом отношении различны. Традиционное определение мужской роли, обязывающее мужчину быть суровым, сильным, энергичным, несентиментальным и сдержанным, накладывает на него ряд ограничений. Нежность и чувствительность, поощряемые у женщин, вызывают осуждение, когда дело касается мужчин. Это побуждает мужчин к большей эмоциональной сдержанности, препятствуя развитию у них способности к сопереживанию, что делает их отношения с людьми более поверхностными и "предметными". Мужчина, не может вполне раскрыться перед женщиной, считая себя обязанным выступать перед ней в качестве "сильного пола", хотя это далеко не всегда соответствует его индивидуальности. Еще более жесткое табу существует на проявления нежности в отношениях между мужчинами.

Приписывание любимому человеку достоинств, которых у него не находят окружающие, не всегда ошибочно. Многие философы и поэты, говоря о "любовном ослеплении", в то же время считали любовь величайшим средством познания. Подобно тому как физическая слепота, лишая человека зрительных восприятии, обостряет другие органы чувств, любовь, притупляя рассудок, иногда наделяет любящего особым внутренним зрением, которое позволяет ему разглядеть скрытые, потенциальные качества любимого.

Нельзя отрицать и преобразующую силу самой любви. Девушка, которая знает, что она любима, в самом деле расцветает, становится красивее не только в глазах любящего, но и в глазах окружающих. То же - с нравственными качествами. Как писал М. Пришвин, "тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя..." Третья гипотеза, в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а, наоборот, свойства реального, уже выбранного объекта обусловливают содержание идеала, по пословице: "Та и красавица, которую сердце полюбит". Видимо, и здесь есть доля истины. Не случайно высокое совпадение черт идеальных и реальных возлюбленных одни авторы интерпретируют в духе первой, а другие - в духе третьей гипотезы.

ИНТЕРНЕТ И ДРУЖБА

Ранее упоминались результаты опроса современных старшеклассников, которые с одной стороны сетовали на отсутствие друга а с другой стороны – утверждали ее ненужность. Если условиться в том, что основной движитель института дружбы есть доверительность, то с позиций сегодняшнего времени наибольшую доверительность и скрытность обеспечивает общение в интернете. Здесь и вопрос предательства решается немного проще (общение с обезличенным собеседником) и правила значительно упрощаются. Здесь не нужно придерживаться неудобных правил, не нужно терпеть, можно безнаказанно озорничать… Но позвольте спросить, тогда о каком социальном институте мы говорим, о какой коллективности? На мой взгляд, интернет свой иллюзией рушит реальную коллективность и строит общество одиноких людей. Дай Бог чтобы я ошибался.

17.08.10
Никузькин