Риткины коляски

Илья Богорад
 Осень. Закончил службу – бери шинель, иди домой. Только дома понял – что к чему. В письмах мне писали разное – и спокойное, и не очень. Итак, новейший этап жизни в семье- очень больной ребенок. Он маленький, легкий. С ним все справляемся – бабушка кормит, Рая готовит. Я покупаю коляску и все прогулки с Риткой – моя обязанность в выходные. Тогда был единственный – воскресенье. В субботу в электричке, сверх переполненной (народ рвался на природу толпами), плотность заполнений 200%. Все это в порядке вещей, никаких жалоб, стонов – спокойно ехали и те, кто сидел, и те, кто стоял. От Москвы до станции Тучково (названа в честь четырех братьев-генералов 1812 года) ехать 1 час 20 минут.

   Платформа превращается в бегущую дорожку. Все только бегут и стар, и млад. По ступеням, их штук тридцать-сорок, и по мосту через железную дорогу. А далее штук тридцать-сорок надо преодолеть вниз. Все спортсмены должны добежать до автобусной остановки – там №21 Тучково – Руза. Представить. Как забраться в вагон вам понятно (Павел Корчагин в этой ситуации вытаскивал пистолет и орал «Застрелю!» - ему удавалось забраться и захватить место). А если ты простой человек – у тебя сумки с продуктами – как это в Рузу приехать с пустыми руками – тогда зачем? Ведь только в Москве в магазинах все было. В твоем распоряжении всего 1 день, обратная дорога такая же сложная. Странно, но все это было в порядке вещей, а другого просто невозможно был представить. Это было такой нормой, такой естественностью – такова жизнью. Обычная коляска для крохи, помню зеленая. В ней действительно малютку не видно, сидеть она, понятно, и не могла. Вот так – день за днем, месяц за месяцем годика два и прошло. Рае нужно было думать о работе, естественно, только в Москве - переезжаем. Деду на работе дали машину. Все погрузили, и в Черемушки. Коляску оставили, знали- придет лето, мы все в Рузе. Без нее ни шагу, ни метра. В Москве завели новую коляску (только для Москвы). Опять простая, самая обычная. Ритка уже сидит, из коляски №2 выглядывает. Все фото Ритка +коляска у меня есть. Как же на них наглядно видно жизнь человека на коляске, а речь идет пока о малыше. Мы живем на третьем этаже, проблемы спустить ее нет. А вот складывалась она или нет – не помню. Ездить на лечение на юг стали уже в три-четыре года. а вот как с ней забирались в вагон, тоже не очень мне ясно.

 Первая путевка в санаторий- г. Ейск. Детей, как Ритка, полно. Приезжают со всей страны. Матери с ними там целый день - нянек на всех просто нет. И вот ее коляска, то ли местная, то ли из Москвы - не помню. Понятно – в коляске на море ежедневно. Наши хозяева - мы очень-очень подружились- купили дом, отработав на шахте много лет. Они пенсионеры, дом маленький. Во дворе еще один. Вот его то и сдают. Раза три-четыре мы бывали у них. Я уже рассказывал, в городе Ейске летное военное училище, и двести невест просто обязательно нужно было иметь в запасе. Двести молодых лейтенантов ждали двести своих молодых лейтенантш. Две дочери наших хозяев ими и стали. Одна поехали с мужем служить в Германию, вторая где-то на Дальнем востоке. Обе очень красивые, одна черненькая другая светленькая. На берегу моря держат Ритку, одна не справится – ну не стоит девка, и все тут.

   Попытались определить Ритку в санаторий недалеко от Москвы. Через несколько дней поехали подглядеть что и как. Конечно, только в щелочку – порядок строгий, крохи не должны были видеть своих родителей, понятно почему. Никаких свиданий, дети должны были жить по новым правилам – нет мамы, папы, только ровесники и няни.

   Подглядели, сердце просто заныло. Все чем – то заняты, а она одна сидит и на все поглядывает. Встать, подойти к ребятам – оно бы неплохо, но ей…

   Нет – так дело не пойдет. Забрали сразу же домой. Родная комната 13 метров, у нее кроватка – со всех сторон высокие стенки – сетчатые, не выпадет. Конечно, постоянные прогулки, коляска наготове.

   А время идет…Мы растем. Выросли до школы. Как я говорю, в первый класс мы не пошли, а поехали в нашей родной коляске. Возил ее на велосипеде, на раме мягкая подстилка, садимся и вперед. Сейчас я просто не могу представить такое. Как же это было возможно. Его скоро украли. Коляска №2 служит верно. И в школу, и обратно много лет. А девица то растет… Перешли на такси. Это всего один рубль до школы. А 8 марта 2010 года с нас просили до моего «Меридиана», это рядом со школой 300 рублей. Выглядит это так: вечером в таксопарк звони, заказывай. Вот времена: просто, легко, доступно. И так до окончания 9 класса. В этой школе не было ни 10, ни 11 класса. Два года училась на дому. В институт явились без коляски, ходили только пешком. Я за левую руку, в правой маленький складной стульчик, а иногда костыль - его подогнали под нее. Вот так прошли 5 лет. В 1990 году в театре юного зрителя выступал немецкий театр «Кабаре калек». Все герои на сцене только на коляске. В один из дней они пригласили зрителей для знакомства. Выехали на свои колясках в фойе. Ритка, студентка иняза имени Мориса Тереза одна из всех зрителей знает немецкий. Они на своих колясках окружили ее и что то стали говорить. Самое смешное – у нее коляска - обычный дачный складной стул, на котором закреплены колеса. Немцы просто обалдели, такого они не только не видели, но даже не могли представить. Это дальше – сказка, приглашают ее, меня, ее, Риткину сестру на сцену театра ( за кулисы). Там стоят несколько штук немецких шикарных колясок. Нам – выбирайте любую. Ну тут уж нет слов – разве это не сказка? После окончания спектакля Ритка на ней, я водила, и вперед по улице Горького. Проверили, как все это будет. Невероятно. Фантастика. Служила ей пятнадцать лет, но и ее время кончилось. Ритка уже в Интернете, ее все знают, у кого есть хоть старенькая… Народ все понял.

   2007 год. Первые три недели года. звонок в дверь, открываю – огромный. Здоровый мужик вносит в квартиру шикарную немецкую коляску. Бумагу сует – распишитесь. Кто, откуда не знаем по сей день. Нет слов!!! Кого хвалить. Рассказываем всем-всем, народ балдеет. Ей уже три года – хороша! Легкая, удобная, красивая, любимая.

Вот и вся сказка о колясках Ритки Богорад.