Мы, профсоюзы и политика

Михаил Анохин
               
                (исповедь на вольную тему.)
                1
  Хочу предупредить читателя,  что я вовсе не претендую на истину в отличие от многих местных,  областных, не говоря уж о российских политиках,  которые решительно все знают и с пеной на губах выплевывают эти знания в лицо друг другу на  бесконечных телевизионных ток- шоу.
Я размышляю и предлагаю вам подумать об этом вместе со мной. Кто из нас не ошибался?
- Безвинны только камни, - сказал  апостол Павел.  Все живое виновно,  поскольку ежесекундно обязано принимать то,  или иное решение и, следовательно, нести за это ответственность (вину). 
Вот  и работая над этой статьей, я отчетливо сознаю что совершаю «грех» действия,  ведь говорить («глаголить») и есть - действовать.  Действовать на сознание человека, на его убеждения, на его поступки и следовательно, нести за это ответственность, перед собственной совестью,  богом или законом.  Меня оправдывает единственное, что я не «камень». То,  что говорю, выстрадано мной,  ведь «согрешить» можно  и промолчав,
Соблазн упростить сложнейшие  социальные,  политические  явления, подобно  «Домоклову  мечу» всегда висит над журналистами,  пишущими на эти темы. 
Желание журналиста свести все многообразия и неоднозначности  в  простенькие схемы:  «свой - чужой»,  «плохой - хороший», «вор - бессеребрянник», «честный человек» и бессовестный».  Продиктовано, отнюдь не личным стремлением  журналиста упростить жизнь,  а тем,  что читатели привыкли (их приучили и приручили!) к бездумному,  легкому чтению,  к простым, «как гвоздь» выводам, к не обременительным истинам.
Журналист гоняется за фактами, как черт за праведной душой и редко задумывается над причинами их  породившими. Некогда редактор торопит!
Есть нечто патологическое во всем этом, как разглядывание и обнюхивание грязного белья. Кто-то из великих сказал: «Факт ничто, сущая  безделица,  причина, породившая его - вот что должно занимать наши умы».
Сказать правду читателю, зачастую означает потерять его, поскольку правда,  не та «дама прекрасная во всех отношениях» с которой можно вести легкий флирт.  Правда,  «бьёт» не щадя ни чувства,  ни положение человека,  ведь правда, чаще всего и есть - правда о себе, тебе, или о ком-то, кто близок и дорог.  Как вынести правду о том,  что  вся  твоя жизнь была  никчемной и то,  что источником твоих бед был ни кто иной, как ты сам?  Нет, правда иногда оказывается  непосильным грузом для человека и он,  чтобы сохранить своё душевное равновесие,  яростно отвергает её. Вот с чем сталкивается журналист, пытаясь сказать правду.
Правда о  профсоюзе  угольщиков,  как раз из разряда тех «правд», которым противопоказаны однозначные выводы и необременительные истины, поскольку  эта  правда  о тех,  кто работает на угольных предприятиях, или, точнее говоря - это правда обо мне, тебе, словом об нас.
Более года  довелось мне работать в Прокопьевском теркоме «Росуглепрофа»,  заведующим  Информационно-аналитического  отдела,  так  что проблемы профсоюза угольщиков видел не только из вне, но что называется, «изнутри».
Всем известны законы физики,  хотя бы из школьной программы.  Как известно  их  нельзя отменить по желанию человека,  даже в том случае, если он президент США или «папа римский»,  или парламент России. Точно так же существуют законы менее известные,  но столь же неумолимые, как законы физики,  законы человеческого Бытия во всем  его  многообразном спектре проявлений.
Один из этих закон гласит:  «Лидер общественного движения, партии (профсоюза) не способен сделать больше того, до чего созрело общество. (члены профсоюза.)
Когда лидер «забегает» вперед - его не понимают,  а
Следовательно, он теряет «опору», становиться уязвим для своих оппонентов.  Если лидер не выражает мнения общества (членов профсоюза) он перестает быть лидером и по сути дела, перестает исполнять свои функции; такая организация гибнет, или находит в себе силы сменить лидера.»
Все проблемы «Росуглепрофа» ,  «НПГ» как раз и определяются этим законом, в который, естественно, привнесены личностные факторы. От чего произошло так,  что  часть лидеров  профсоюза  оказались  не способной выразить чаяния профсоюзных масс?
Профсоюзы работают не в «безвоздушном пространстве»,  а  в  самом сердце политики, хотя большинство профлидеров, наивно полагают, что они отделены от политики неким барьером и политика,  мол,  сама по себе, а профсоюзы сами по себе. Конечно, подобная мысль не пришла в их головы сама собой,  а внушена всей системой государственной власти,  поскольку любая политика есть, прежде всего, выраженный в государственном праве, экономический интерес.  Интерес кого?! 
Вот тут-то и «зарыта  собака»,  вот тут-то и точка отчета!   Здесь центральный нерв всех проблем профсоюзов и угольной отросли в частности. Ведь профсоюз и экономика - одно целое!
Профсоюзы объединяют тех,  кто работает в реальном секторе экономики! Именно здесь производятся все блага мира, ради который, люди идут на всё!  Биржевым спекулянтам, частному капиталу, профсоюзы вовсе и не нужны,  у  них совершенно полярные цели.  Для профсоюза производство и есть смысл жизни;  есть оно - есть профсоюз, исчезло - исчез профсоюз!
Производство для капитала - источник увеличения капитала,  средство, и не более того.  Капитал - это червь, поедающий яблоко изнутри и гибнущий  вместе  с  ним. 
Вот почему,  нет в мире таких процветающих государств,  которые не принимали бы на законодательном уровне «санитарные меры» по сдерживанию его аппетита.  Это понимал еще Адам Смит, который сказал: «Норма прибыли (на вложенный капитал) по природе вещей низка в богатых странах и высока в бедных,  наиболее высока она в тех странах, которые быстрее всего идут к разорению и гибели».
Это так же один из фундаментальных законов жизни, который ни какая власть, ни какой Папа Римский, или Патриарх Московский, или сам Президент США отменить не может!
Нынешняя политическая система России,  создана во имя и для блага биржевых спекулянтов и частного капитала. Прочитайте писания Анатолия Чубайса, он прямо пишет о целях криминальной революции!
В качестве примера подпитки  финансовых спекулянтов, озвучено, что в нынешнем году 25  млрд. рублей предусмотрено  в бюджете для покрытия внутреннего долга (по ГКО). 
Если называть вещи своими именами, то это сумма  предусмотрена как раз для выплаты дохода спекулятивному капиталу.  Вот вам и истинное лицо государства без всяческих там  «причесок» политических имиджмекеров или,  по меткому выражению А.Тулеева - «мордоделателей».)
Удивительно ли, что реальный сектор экономики России «изнашивает» оборудование доперестроечных времен,  «выжимает» из него последнее для создания, вот этого самого, частного капитала, а посреднические фирмы, словно поганки,  облепили источники бюджетного финансирования и всякое мало-мальски дышащее производство?  Собственно говоря,  посреднические фирмы и создаются «капитанами» промышленности и властью с одной единственной целью - «отсосать» как можно больше «крови» из предприятия или бюджета. Подобная политика государства просто не могла не сказаться на переорентации  морально-нравственных  устремлений  граждан  и в первую очередь на их отношении к труду.  Престижно стало не работать, а получать, уважение заслуживает тот у кого больше денег и т.д.
«Прелести» первоначального накопления,  уже набили оскомину и говорить об них, все равно, что в ступе воду толочь. Разумеется, у каждого члена общества «возможности» оказались не равными и зачастую праведный гнев обделенных,  есть ни что иное,  как трансформированная зависть  к тем, кто в нужное время оказался в нужном месте. Осуждают не потому что имеют в душе моральный запрет на «законное воровство»,  а потому что самим не чего было «законно своровать» или страх наказания оказался сильнее желания. Вот эти-то часто кроличьи душонки, и скулят исподтишка о справедливости, словом «нашему теляти да волка бы съесть»!
Вы, наверное замечали такое очень распространенное явление,  когда кандидаты в депутаты всех уровней власти,  кандидаты на посты глав администраций,  кроют в хвост и гриву действующих и,  чтобы было приятно нашему  сердцу  (кто  же  против справедливости?!) обвиняют их во всех смертных грехах и в первую очередь  в  воровстве?  Вы  замечали  какая трансформация происходит с ними после «вхождения во власть»? Не только хамелеоны меняют свой цвет в зависимости от окружающей среды - политическая, социальная  мимикрия  обрушивается на нас с газетных полос,  с экранов телевидения и мы видим не человека, каким он есть на самом деле, а  человека,  какого  нам  желают показать,  а желают нам показать именно такого, какого мы ждем.
Порой смотришь: мужик - мужиком и говорить умеет и перед начальством «хвост трубой держит»,  избрали председателем профсоюза и всё; походка изменилось и в голосе прорезалось то,  чего не было, поглядывать стал с высока - другой человек,  ошиблись, значит. Да не ошиблись! Ведь недаром говориться,  что человеку мало пройти «огонь,  воду» истинная проба человека - «медные трубы власти». И нет такого прозорливца,  который бы знал, на какой властной октаве он сломается, ведь иной и «славы» бригадирства вынести не в состоянии.  Да и сам человек меньше всего знает о себе самом. Говорить о том, каков мэр, депутат, профлидер можно только тогда, когда он уже «опробован» этой властью.
Эта тенденция,  современного общественного бытия, когда «из грязи, да в князи»,  не обошла стороной ни одного человека, ни одну организацию, в том числе и профсоюз.
Таким образом, кризис в угольной отросли, в угольных профсоюзах - есть отражение процесса превращения живого труда,  материальных ресурсов прошлого,  в современный частный капитал и обусловлен он политической волей, правящей в России элиты. Воля эта возведена в ранг законов. Элиты духовно презирающей своё отечество, свой сермяжный тысячекратно обманутый, но по-прежнему, доверчивый как ребенок, народ.
Вот один  наглядный  пример:  первым делом власть приняла закон о равной ответственности взяткодателя и  взяткополучателя  и  тем  самым уровняла жертву и преступника перед лицом закона.  Презумпция невиновности возведена в абсурд и жертва,  скажем изнасилования, должна доказывать что её изнасиловали, при этом не смеет публично насильника назвать насильником,  до решения суда.  («А ты не носи норковую шапку, не провоцируй,  не искушай. А ты зачем ему улыбалась, он это понял как... А кто тебя заставлял в этот банк деньги нести?»)  Журналисты,  как  ни кто  сталкиваются с тем,  что невозможно вещи называть своими именами. Разве к честному человеку может прилипнуть грязь?  Кому на руку подобная забота о защите чести и достоинства,  как не тем у кого их нет и в помине?
Государство, обязанное  своим  существованием серии преступлений, начиная от «беловежского сговора»,  который разорвал СССР по живому  и это живое будет кровоточить еще не одно десятилетие, и кончая невыплатой зарплаты и пенсий, всегда найдет доводы в защиту преступника, хотя бы по родству их душ, а значит люди навроде Мавроди, могут считать его своей собственностью, приватизированным на «законных» основаниях.
Мы можем сколько угодно размахивать на площадях кулаками, но если такова политика государства, мы ни когда не получим заработанное, пока не осознаем,  в чем дело. И на самом деле, если бы государство не было заинтересовано в «ограблении живого труда»,  то недолго дело,  приняла бы закон о уголовной ответственности за несвоевременную выплату  зарплаты. Однако тогда пришлось бы пересажать в тюрьмы весь цвет нынешнего политического бомонда, как местного, так и федерального значения.
Меня так и подмывает перейти к следствиям этой политики.  К  фактам, которые так любят читатели и в частности поведать о том, что Прокопьевская территориальная организация только за 1986 год не  получила около миллиарда рублей профвзносов.   То есть у трудящихся автоматом  высчитали из зарплаты около миллиарда рублей,  а на счета  профсоюзных  организаций эти средства не поступали. Вот такие «мелочи жизни».
Теперь зададимся простым вопросом,  если профорганизация не  способна защитить собственные экономические интересы,  то способна ли она защитить интересы своих членов? Вопрос из разряда риторических и ответ на него очевиден,  вместе с тем,  возникает острейшая проблема о самой необходимости в существовании профсоюзов и тут  следует  обратиться  к началу нашего размышления и вспомнить,  что лидеры профсоюза не могут, при всем своём желании,  (а это непременное условие!)  сделать  больше того. до чего «созрели» трудящиеся.
 Вот и получается,  что мы живем так, как мы и достойны жить, ведь когда мы - все,  не способны на решительные поступки,  боимся потерять то малое,  ради приобретения большего, то и лидеры у нас соответствуют нам. Я бы сказал так: «неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Изменимся мы - будут у нас другие профсоюзные лидеры и  политики,  а  так: «По Сеньке шапка, а по е...матери колпак.»
 Наши профсоюзы - есть отражение нашей социально-политической зрелости  и  дело не в том,  что профсоюзы абсолютно не способны защитить трудящихся, что часть их лидеров, активно участвует в ограблении «живого труда»,  то есть в пресловутом накоплении капитала, а в том, что мы есть сами.
Разве кому в диковинку стало,  что часть коллектива объявляет голодовку,  а другая часть продолжает заискиваться перед начальством во главе с профлидером,  но как только голодающие что-то начинают получать, так громче всех вопят те,  кто «не сеял не пахал», а профлидер приписывает «заслуги» себе  и больше всех «кудахчет»?  А что ему остается делать?
Сильный - действует,  слабый шумит и угрожает и чем слабее, тем больше шума и грозных заявлений. Дела мелкие, незначительные выдаются за дела великие. Власть об этом знает и делает вид, как бы пугается громогласных заявлений,  подписываются  бессмысленные протоколы и все вроде при деле: профсоюзы исполнили социальный заказ, власть обещала его учесть.
Социальное напряжение  снято,  «пар  вышел»,  все  замерли в ожидании, но... Опять шум,  угрозы,»квохтанье», опять подписание ни чему не обязывающих бумаг, вот и вся профсоюзная работа в её обнаженном виде.
Конечно невозможно обойти стороной то, во истину, братское единодушие  профлидеров и директората по поводу госдотаций и вполне обоснованных претензий к центральной власти на сей  счет.  Подоплека  такого единодушия вполне земная,  кто бы отказался от «халявных» денег? Дураков таких нет и не было,  и вряд ли они появятся в обозримом  будущем.
Но на этом единодущие и заканчивается,  вернее оно заканчивается,  как только деньги поступили из центра:  дружба-дружбой, а табачек врозь. И уж совсем начинается вражда доходящая до смертоубийства, когда наивный (и настырный) профлидер пытается заглянуть в святая святых,  так называемую  «коммерческую  тайну»  предприятия.  (Вот  ведь тоже изобрели, прости господи,  для «законного воровства» очередную отдушину!) Взнуздать  такого правдолюбца в нашем государстве,  проще простого,  ведь и совесть чего-то да стоит. Ну а если за совесть запрошено непомерно, то всегда  под  рукой (из собственного же коллектива) пара-тройка уродов, готовых не то что за бутылку,  а за чечевичную  похлебку  из  человека сделать фарш. Поэтому «умный» профлидер, как говориться, «знает край», чтобы не упасть.  К тому же это совсем не трудно,  ведь и нужно то  не многое; поддакивать,  да помалкивать.  Научится иммитировать силу там, где бездна бессилия.
На этом можно и закончить наши размышления.  Сами читатели могли бы привести столько «следствий» подобной политики,  что для их нужны не газетные полосы, а тома и тома толстенных книг.  Все-таки, закончить  хочу цитатой из книги,  которая во многом определила нравственное состояние европейских народов,  я имею в виду «Опыты» французского  философа  Мишеля Монтеня. 
Ведь живут же трудящиеся на Западе и не плохо живут, и профсоюзы там не бездействуют. Почему?
Вот чему он учил свои элиты:
«Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе.  Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Кто учит людей умирать, тот учит их жить,»
Вот так.  Вот такая оказывается связь между свободой и смертью, между достойной жизнью и готовностью умереть за это.
 И закончу  опять  же  цитатой  из  этой удивительной книги жизни, только на этот раз её острие обращаю к себе в сердце. 
«Те,  кто расшатывают государственный строй,  чаще  всего  первыми и гибнут при его крушении.  Плоды смуты никогда не достаются тому, кто её вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие».
Да, те самые «острожные люди», которые растоптали «горящее сердце Данко». Я помню их, они выглядывали у меня из-за спины и молчали.  Сколько же у нас «осторожных» людей? Не в этом ли все дело?
Прокопьевск 1999 год