Лучшие путешествия по Среднему Уралу

Рычков Алексей Викторович
Глава "Верхотурье" из нового путеводителя "Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания" издательства "Малыш и Карлсон"(другие выдержки из путеводителя можно прочитать на нашем сайте http://www.mkt1996.ru/ в разделе "Статьи о Среднем Урале", там же можно прочитать и данный материал, но уже с цветными фотографиями старинного уральского города Верхотурья)


Медведь-камень. Верхтагильский город

По дороге из Екатеринбурга на Верхотурье, за Нижним Тагилом, после поселка Евстюниха, можно остановиться и рассмотреть почти 100-метровую отвесную скалу Медведь-камень. Скала находится на правом берегу реки Тагил, а на противоположном берегу, где река делает петлю, был устроен укрепленный лагерь, где в 1581 – 1582 году зимовал отряд Ермака перед началом великого похода на Сибирь. По проложенному Ермаком тагильскому пути в Сибирь один за другим следуют казачьи отряды. В 1584 году на месте ермакова лагеря, напротив Медведь-камня, князь Семен Болховский в качестве опорного пункта срубил укрепленный Верхтагильский город, первый на Урале и в Сибири.
Воеводой в том городе был поставлен Рюма Языков. Из Казани на Урал он привез с собой какого-то огромного кота неизвестной породы, был Рюма с тем котом неразлучен, вместе гуляли, ели, спали. Но недолго пробыл Языков на воеводстве. Однажды во время сна казанский кот перегрыз Рюме горло. Такой вот нелепой смертью погиб первый верхтагильский воевода. После того случая еще 4 года существовал Верхтагильский острог, а в 1589 году за место него далеко на севере при впадении реки Ивдель в Лозьву был поставлен новый Лозьвинский городок. Дело в том, что на севере Урала власть Москвы в 1588 году полностью признали вогульские княжества, северный путь по Вишере, Лозьве и Тавде стал более безопасным. К тому же со стороны Соликамска и Чердыни был он более удобным. Правда, очень уж длинным и тяжелым.

Бабиновская дорога

Понимая, что массовое проникновение в Сибирь и торговое сообщение с нею по Лозьвинскому пути будет очень затруднено, правительство объявляет своеобразный конкурс среди желающих найти более короткую дорогу из Соликамска на Тобольск. Повезло крестьянину Соликамского уезда Артемию Бабинову, который от Соликамска предложил путь на верхнюю Туру и далее по Туре в Сибирь. Новая дорога была в 8 раз короче прежней. Существует предание, что выведал о новом пути Бабинов у вогулов, причем с помощью хитрости. Однажды набрел он возле Чаньвинской пещеры на аборигенов, справляющих свои языческие обряды. Затем украдкой проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через дремучие леса к верховьям Туры. Чтобы не потерять тропы, Артемий заламывал ветки деревьев. Так началась история одной из величайших в мировой истории дорог, с которой было положено начало освоению Сибири, превращению древней Руси в современную Россию.
Летом 1597 года по указу царя началась укладка новой дороги: нужно было рубить просеку, мостить мосты, засыпать канавы. В помощь Бабинову на строительство были направлены 2 чиновника и 40 крестьян из Чердыни. Говорят, работы они вели без всякой охоты, спустя рукава, а Бабинова на чем свет бранили, насылая на его голову разные напасти. А все из-за того, что для жителей Чердыни новая дорога означала конец экономическому благополучию, так как от Соликамска вела не на северную Чердынь, как прежде, а сразу на восток.
Осенью 1597 года строители вышли к верховьям Туры и подошли к старинному уже заброшенному в то время вогульскому городу Нером-Кару. На этом месте на Государевой дороге и решено было поставить новую крепость, ворота из России в Сибирь – Верхотурье. Дорогу ту еще долгое время называли Бабиновской, а самого Бабинова – «вождем Сибирской дороги». За свои труды Артемий Бабинов получил земли по реке Яйва и освобождение от всяких налогов. Но, говорят, местные чиновники часто об этих привилегиях забывали, потому приходилось «проведывателю» новой дороги не раз обращаться за защитой своих интересов в Москву. 
Государева дорога прослужила России более 150 лет, все эти годы являясь практически единственным мостом, по которому осуществлялась связь России с Сибирью. Одними из первых по бабиновке прошли дяди первого русского царя из рода Романовых Василий и Иван Никитичи. Причем большую часть дороги прошли пешком, закованные в кандалы: дело в том, что после пресечения династии Рюриковичей, Романовы были реальными претендентами на трон, и новый царь Борис Годунов начал преследование представителей этой фамилии. За многие годы по бабиновке проследовали десятки замечательных людей: протопоп Аввакум, светлейший князь А. Д. Меньшиков, всесильный в 30-е годы XVIII столетия Бирон, фельдмаршал Миних, предок А. С. Пушкина – Ганнибал, многие ученые с мировым именем, мореплаватели Витус Беринг и Семен Дежнев.  В начале XVIII века, согласно малоизвестным в России «Дальнейшим приключениям Робинзона Крузо» Д. Дэфо, после восьмимесячной зимовки в Тобольске по Бабиновской дороге через Верхотурье проследовал самый знаменитый путешественник всех времен и народов.
Остатки Государевой дороги сегодня хорошо прослеживаются в окрестностях Верхотурья и в отдалении от города. В самом Верхотурье почувствовать бабиновку можно, проехав по улице Малышева, мимо пруда Калачик и Николаевского монастыря. С этой улицы открывается изумительный вид на знаменитую мужскую обитель.


Верхотурский Кремль

В XVII и в начале XVIII столетий в жизни страны Верхотурье играло свою особенную роль. Кроме того, что город являлся важным административным, религиозным и военным центром, здесь действовала таможня, на которой осуществлялся контроль за всяким сообщением России с Сибирью, велся учет сибирских богатств. Верхотурская таможня играла весомую роль в наполнении российской казны.
Для города с таким статусом необходим был кремль, который, вместе с домом воеводы, другими административными зданиями и Троицким храмом, срубили на 25-метровом Троицком камне. В 1699 году по указу Петра I начинается строительство каменного кремля, последнего в России и единственного на Среднем Урале, царь интересуется ходом строительства, держит его под своим контролем. Примечательно, что столь масштабное каменное строительство за пределами Петербурга ведется лишь вдоль Бабиновской дороги в Соликамске, Верхотурье и Тобольске. Отличительной особенностью Верхотурского кремля было то, что на некоторых участках взамен крепостных стен ставились казенные строения, две крепостные башни украшали кремль со стороны Туры. До наших дней от того ансамбля в первозданном виде сохранился лишь участок крепостной стены, Троицкий собор, поставленные в начале XVIII века и протяженное здание житных амбаров, где хранились жизненно необходимые для Верхотурья продукты питания, построенное всего за 4 месяца в 1699 году. Это здание стоит слева от входа в кремль, ныне в нем действует Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник, это самое старое каменное здание на Среднем Урале и единственное, построенное еще в XVII столетии.
Дом воеводы, справа от входа в кремль, ныне в нем размещается администрация Верхотурья, был построен в 1701 году, но в 1802 году полностью перестроен, также как и рядом стоявшее здание приказных палат, полностью перестроенное в 1825 году для присутственных мест (административных учреждений города).   


Верхотурские воеводы
Первыми лицами в Верхотурье и в Верхотурском кремле были воеводы. До 1627 года они назначались по двое, причем один из воевод занимал место главного, а другой его замещал. Первыми воеводами в Верхотурье осенью 1597 года были поставлены И. Воейков и В. Головин. И. Воейков исполнял обязанности первого воеводы, Головину это не нравилось, потому начальству он строчил донос за доносом. В своих сочинениях Василий Петрович поведал нам, что коллега его пьет беспрестанно, на работу не ходит, служилых людей обижает, заставляя их для себя солод растить и пиво варить, почему-то торговым людям разрешает проезжать через таможню без уплаты таможенных сборов. Ну и уж совсем выходящий за рамки дозволенного случай. Через Верхотурье в Москву везли взятых в плен царевичей и цариц татарских: верхотурскому воеводе наконец удалось окончательно разгромить войско хана Кучума и взять в плен его семью. Воейков не только не принял их, как полагается, но привел царевичей домой, до поздней ночи пил с ними и играл в кости. В конце концов, Василий Петрович добился своего, став главным верхотурским воеводой.
В XVII и в самом начале XVIII веков на воеводстве в Верхотурье назначались представители известных аристократических фамилий, многие из которых были в родстве с царем. К примеру, с 1606 года и до своей смерти в 1614 году в Верхотурье на воеводстве сидел Степан Степанович Годунов, близкий родственник царя Бориса Годунова. Его отец С. В. Годунов при царе Федоре Ивановиче выполнял самые важные государственные поручения, в первую очередь дипломатического характера, после воцарения Бориса являлся одним из его близких советников, во время венчания на царство нес один из символов царской власти – яблоко (державу). Степан Степанович также начал свою карьеру блестяще, уже в начале правления Бориса Годунова он был включен в боярскую думу, правительство России. Но после прихода к власти Лжедмитрия I, так же, как и многие Годуновы, был отправлен воеводой в далекий от Москвы окраинный город.
В середине 1630-х годов верхотурским воеводой был Данила Милославский, дед будущей царицы Марии Милославской, первой жены Алексея Михайловича, и Анны Милославской, жены Бориса Морозова, главной политической фигуры в первые годы правления «тишайшего» царя. В Верхотурье Милославский запомнился как человек заносчивый, глупый и в высшей степени корыстный, который «мимо рта ложку не пронесет».
С 1625 по 1627 годы обязанности воеводы в Верхотурье исполнял Дмитрий Петрович Пожарский-Лопата, сводный брат легендарного освободителя России от польской интервенции Д. М. Пожарского. Под началом своего знаменитого родственника Дмитрий Лопата сражался против поляков с 1610 по 1612 годы, в самом финале этой борьбы командовал авангардным полком русского воинства. Именно он первым успешно вошел в Ярославль, упредив сторонников самозванца Лжедмитрия и подготовив базу для дальнейшего собирания ополчения. Именно Пожарский-Лопата во главе авангардного полка первым подошел к Москве. В последние годы Смутного времени он успешно проявил себя в боевых действиях против польского королевича Владислава, дважды отстояв Тульскую крепость.
В 1676 году верхотурским воеводой был назначен Артамон Сергеевич Матвеев, человек, который во многом предопределил реформы Петра I, влиятельнейший политик в последние годы правления Алексея Михайловича, заложивший союз Украины с Россией, основатель русского театра, аптечного дела, самый просвещенный вельможа России XVII столетия. В это время, после смерти Алексея Михайловича, Матвеев попадает в опалу, обвиненный недругами в обмане датского посла Монса Гея, направляется в Верхотурье. Но, не доехав до Урала, был остановлен в Лаишеве, обвинен в чернокнижье и отправлен в ссылку в Пустозерск. 
В 1682 году воеводой в Верхотурье стал Федор, в то время его звали Илларион, Лопухин, вместе с ним в верхотурском доме воеводы жила его маленькая дочь Евдокия, будущая жена Петра I. Вернувшись в Москву, он оказался в любимчиках у Натальи Нарышкиной, матери Петра, которая в 1689 году сосватала Евдокию за своего 17-летнего сына. В это же время Лопухину поменяли имя: идеалом считалось, если царица имела отчество первого царя из династии Романовых.    


Воевода Максим Стрешнев
С 1644 по 1647 годы на воеводстве в Верхотурье оказался Максим Федорович Стрешнев, близкий родственник Евдокии Лукьяновны, жены царя Михаила Федоровича. По сохранившимся сведениям, всю свою кипучую энергию новый воевода направил на личное обогащение, при этом, не боясь наветов и наказания. Он поставил под свой полный контроль верхотурскую таможню, сборы с которой начали отчасти поступать в его глубокий карман. Сыновья Стрешнева осуществляли управление пашенными крестьянами Верхотурского уезда. Их пьяные разъезды по деревням и слободам, бесконечные поборы, расправы над недовольными приказчиками и крестьянами, грубые приставания к девицам очень скоро вызвали ропот местного населения. Ближайший помощник воеводы подьячий Постников обвинил Стрешнева с сыновьями в злоупотреблениях, за что был до полусмерти избит воеводскими слугами. Дело получило большую огласку, в Сибирском приказе принимается решение о снятии Стрешнева с должности, но перед этим решено было провести показательное расследование.
Дело было поручено тобольскому воеводе боярину Ивану Салтыкову, при этом Стрешнева с сыновьями, чтобы не мешали следствию, велено было выслать в Туринск. Но не тут-то было. Рассказывали, что Стрешнев ехать в Туринск отказался, чинил следствию разные препятствия, в бешенстве сыщиков оскорблял, драл за волосы, насылал проклятья. В результате Салтыкову самому пришлось ехать в Верхотурье, здесь в съезжей избе два воеводы и встретились. Стрешнев, не дав Салтыкову слова молвить, начал кричать, топать ногами, обзывать тобольского воеводу всякими неприличными словами и, что особенно было обидно, делал все это публично. Еще долго будоражили Верхотурье рассказы, как измял Стрешнев государственные грамоты, назвав их подложными бумажульками, как называл главу всей Сибири бояришком, подлецом и даже вором.
Обесчещенный Салтыков в ярости, пообещав наказать Стрешнева уже за оскорбление собственной персоны, сел на судно и вниз по Туре отправился в Тобольск восвояси. Но верхотурский воевода решил продолжить спектакль. Как только суда оторвались от причала, в городе раздался сигнал пожарного колокола: в женском монастыре и у городской стены вспыхнул пожар. Люди Стрешнева носились по Верхотурью и кричали, что это дело рук коварного Салтыкова. К счастью, скоро пожары удалось потушить.
В правительстве, в Сибирском приказе решено было начать более строгое расследование. Но и на этот раз Стрешнев Верхотурье покинул не сразу, сыщикам чинили препятствия, угрожали побоями и смертью. Когда же Стрешневых все же вывезли в Москву, то, каким-то образом, очевидно используя возможности своего влиятельного рода, Максим Федорович добивается назначения на верхотурское воеводство своего шурина Бориса Дворянинова. Новый воевода покрывает темные дела предшественника, и Стрешнев выходит сухим из воды.

Воевода Федор Всеволожский
С 1649 по 1652 год место верхотурского воеводы занимал Раф (Федор) Родионович Всеволожский. Появление его здесь было связано с очень грустной историей об одной трагической женской судьбе.
В начале 1647 года 18-летний царь Алексей Михайлович задумал жениться. На смотрины в Москву собрали 200 самых красивых девиц, из них бояре отобрали шесть наиболее достойных претенденток, которые и предстали перед царем. Вопреки попыткам ловких царедворцев направить выбор юного монарха, его избранницей неожиданно для всех оказалась Евфимия Всеволожская, дочь обычного касимовского помещика – ей царь протянул вышитый платок и кольцо, ритуальные свадебные дары. По одной из легенд, юный царь влюбился в касимовскую красавицу еще до смотрин, случайно встретив ее во время охоты, и для него этот выбор был предрешен. 
По обычаю Евфимию поместили на женской половине дворца, чтобы приготовить к роли царской супруги, научить сложному придворному этикету, а заодно присмотреться, нет ли в ней каких скрытых изъянов. Когда же через некоторое время на официальной церемонии обручения Евфимию в наряде царевны вывели к державному жениху, она вдруг пошатнулась и без чувств рухнула на пол.
Разразился скандал. Федора Всеволожского обвинили в сокрытии эпилепсии, которой будто бы болела девушка. Одни по этому поводу говорили, что Евфимию отравили высокородные завистницы, которые не могли ей простить своего поражения на смотринах. Другие считали, что несостоявшуюся царицу извел Борис Морозов, дядька, воспитатель царя, самый влиятельный в середине XVII века человек в России. Перед выходом царской невесты Морозов распорядился так крепко стянуть на ее голове тяжелый драгоценный венец, что у девушки началось головокружение.
Евфимию вместе со всей семьей отправляют в ссылку в Тюмень. Царь тяжело переживает разлуку с любимой, чахнет, не ест, не пьет, и лишь через год уступает настоятельным просьбам окружения и женится на Марии Ильиничне Милославской. После этого смягчили участь Всеволожских: Федор Родионович получает должность верхотурского воеводы и вместе с семьей перебирается в Верхотурье. Евфимия в Верхотурье все время одна, пребывает в грусти и печали. Ее любимое место Покровский монастырь, любимое занятие – молитва. По слухам, у нее было немало женихов, но она всем отказывала и как святыню берегла платок и кольцо, подаренные царем.
После смерти отца в 1653 году девушке позволили переехать в касимовскую вотчину, где в тоске она умерла в 1657 году. После смерти было выполнено единственное желание «порушенной» невесты: Евфимию похоронили вместе со свадебными подарками Алексея Михайловича. 

Воевода Григорий Нарышкин
С 1684 по 1691 год на воеводстве в Верхотурье пребывал Григорий Филимонович Нарышкин, дядя царицы Натальи Кирилловны, второй жены Алексея Михайловича, матери Петра I. Род Нарышкиных сыграл в истории России второй половины XVII столетия исключительно важную роль, по их фамилии был назван целый архитектурный стиль – нарышкинское барокко.
Григорий Нарышкин проявил себя как деятельный воевода, неустанно болеющий за пополнение государственной казны. В его правление была произведена опись Верхотурского Кремля и всех слободских острогов, важная для нас тем, что в ней была осуществлена опись и указаны годы постройки каждой крепости.
До наших дней дошла весьма любопытная история о том, как местная власть пыталась бороться за нравственность, пополняя при этом казну. Во второй половине восьмидесятых годов от приказчиков разных слобод в Верхотурье начали поступать сведения о святых образах, которые якобы являлись крестьянам и требовали передать «чтобы матерны не бранитца». К примеру, рассказывали, что одному мальчику Пашке явился образ Богородицы, которая велела известить людей «чтобы перестали матерною бранью браница, а будут не перестанут, и будет де на весь мир от Господа Бога гнев Божий, туча и камение и град с небес». Нарышкин, опираясь на авторитет Богородицы повелел за матерные слова бить крестьян батогами и взымать с них огромный по тем временам штраф в один рубль. Все деньги следовало отправлять в Верхотурье.
Неутомимые приказчики усердно взялись за работу, вслушивались в разговоры крестьян, пытались тайно проникнуть в их частную жизнь, использовали любые наветы. Крестьяне начали разоряться, многим пришлось работать исключительно на штрафы, недовольство охватило весь Верхотурский уезд. Но в Верхотурье деньги не поступали, оседая на местах в карманах изобретательных приказчиков. Нарышкин поспешил отменить свое распоряжение.
Прошло некоторое время и неугомонные слободские приказчики вновь объявили Нарышкину о случаях явления Богородицы, которая якобы предупредила, что если с такого то числа крестьяне матерной бранью ругаться не уймутся, будет на них с небес туча огненная с горящими камнями и градом. Но старик Нарышкин на этот раз обманываться не стал, оставив крестьян с их разговорной речью в покое. А слободские приказчики занялись своими прямыми обязанностями.   

Свято-Троицкий собор
Самое замечательное сооружение в комплексе Верхотурского кремля – Свято-Троицкий собор, построенный в 1703 -1709 годах. Это старейший каменный храм Свердловской области (Свято-Троицкий храм в Алапаевске, воздвигнутый в 1702 году, был полностью перестроен в XIX веке). Специалисты отмечают его как лучшее произведение "московского барокко" на Урале. Именно поэтому по решению ЮНЕСКО собор  включен в число наиболее выдающихся архитектурных памятников мира (единственный в Свердловской области случай).
Сначала в 1599 году был построен деревянный храм, для него царь Борис Годунов отправил несколько икон и колокол. Тот храм полностью сгорел в пожаре 1683 года. Дед Петра I по матери, воевода Григорий Нарышкин, начал строительство нового собора, в 1695 году храм освятили. Но вскоре по указу Петра I вместе с каменным кремлем началось строительство каменного Свято-Троицкого собора. Первоначальные работы ведутся под руководством воеводы Алексея Калетина, зять одного из сподвижников Петра I  Андрея Виниуса, начальника Сибирского приказа. Имя Алексея Калетина увековечено изразцовой надписью, украшающей стены собора.
В 1777 году на колокольне собора были установлены часы с семью колоколами, явление крайне редкое в храмовом строительстве. Еще рассказывают, что в годы советской власти во всем Верхотурье лишь на Свято-Троицком соборе продолжали возвышаться кресты, несмотря на многочисленные попытки их демонтировать.   
С Троицким собором связаны многочисленные местные предания о подземных переходах. Считается, что храм был центром целой системы подземных коридоров. Один из входов в эти коридоры якобы был на колокольне, откуда по внутристенной лестнице спускались в мрачные подземелья. Рассказывают, что переходы объединяли различные здания верхотурского кремля, соединяли кремль с мужским и женским монастырями, кроме того, специальная галерея вела в когда-то густой Калачинский лес. Очевидцы говорят, что подземные коридоры имели сводчатые перекрытия, как правило, достигали двухметровой высоты, стены были выложены кирпичом или камнем. Еще рассказывают, что в подземном городе вокруг собора есть какие-то потаенные комнаты, то ли скрытые от лишних глаз сокровищницы, то ли тюрьмы, то ли пыточные застенки.

Робинзон Крузо
Робинзон Крузо Даниэля Дефо после своего долгого пребывания на необитаемом острове отправляется в свое новое путешествие в «Дальнейших приключениях», повести для современного читателя достаточно скучной, очевидно, поэтому и малоизвестной. На Урал Робинзон попадает в самом конце своего пути. В начале были Северная и Южная Америки, юг Африки, Мадагаскар, Сиам, Филиппины и наконец Китай, откуда с большим купеческим караваном знаменитый путешественник, следуя через Сибирь, попадает в Тобольск. В Тобольске Робинзон восемь месяцев зимует. Долгими темными вечерами он находит два главных занятия: потягивает водочку и беседует с ссыльным вельможей. Через эти разговоры Дефо передает свои взгляды на общественную жизнь, они кульминация его повести. Затем Робинзон следует по Бабиновской дороге. По замыслу автора, действия происходят в 1704 году, поэтому, войдя в Верхотурье, Робинзон из всех современных строений города мог увидеть лишь здание музея-заповедника, в то время там располагались житные амбары, строящиеся стены Кремля и стены Свято-Троицкого собора.



Меркушино: дорога Симеона Верхотурского

Земной путь Симеона. Памятный комплекс на месте молений Симеона праведного
В XVIII веке с началом промышленного освоения Урала Верхотурье остается в стороне от нового Сибирского пути. Город ждало забвение, но волею судьбы ему было предназначено стать духовным центром Урала и Сибири. А случилось это так.
В 1620 году в 60 километрах от Верхотурья на оживленной Государевой дороге возникло село Меркушино. Село было многолюдным: кроме обычных сельских занятий его жители выполняли важные транспортные работы. Рядом с Меркушино на Туре действовала верфь, где строились суда, и работал причал, откуда эти суда с грузом одно за другим отправлялись в Сибирь. Именно в этих местах в середине 20-х годов появился человек по имени Симеон. По преданию, был он дворянского происхождения и прибыл на Урал из центральной России, покинув родные земли то ли от невзгод Смутного времени, то ли в поисках каких-то духовных горизонтов.
Странничество Симеона, неизвестность его происхождения породили в конце XIX века интересную легенду о том, что святой Симеон это не кто иной, как сын Ивана Грозного и Марии Нагой царевич Дмитрий. Царица, будто бы зная о коварных планах Бориса Годунова, подменила сына похожим ребенком. После известной угличской трагедии, которая произошла в 1591 году, настоящий царевич навсегда покинул Московию, вскоре превратившись в скромного странника. Многие верили в эту легенду, несмотря на то, что по официальной версии Симеон на целое поколение моложе царевича Дмитрия. Если же доверять записям по сбору оброка за 1626 год, то по ним в Меркушиной отмечен лишь один человек с именем Симен и его прозвище говорит о его северорусском происхождении – Семейка (Семен) Пинежанин (то есть приехавший с северной реки Пинеги).
По преданию, дома своего Симеон не имел, не было у него и семьи. На пропитание зарабатывал тем, что шил шубы в Меркушино и окрестных деревнях, переходя от одного заказчика к другому. В домах заказчиков на время работы он получал кров и пропитание. Часто, не испытывая острой необходимости в средствах, он, выполнив заказ, скромно покидал хозяев, не взяв с них за работу денег. Для того чтобы не смущать заказчиков, уходил Симеон, не дошив на шубе какую-нибудь мелочь: пуговицы или петли. Многие удивлялись таким поступкам, были даже такие, что поносили Симеона, но постепенно до людей доходил смысл поведения праведника.
По одному малоизвестному преданию, однажды Симеон выполнил какой-то заказ в Ирбитской слободе, вернулся в родное Меркушино и вдруг вспомнил, что нечаянно прихватил с собой хозяйскую портняжную иглу. Чувствуя, что может причинить хозяевам пусть даже малую неприятность, Симеон возвращается в Ирбит, отстоящий от Меркушино на десятки верст, чтобы вернуть иглу заказчикам.
Летом, когда не было необходимости укрываться от морозов, любимым занятием Симеона было ужение рыбы. Рыбалка давала необходимое пропитание и помогала заниматься размышлениями. По преданию, для этого Симеону полюбился один камень на Туре, в нескольких верстах от Меркушино в сторону Верхотурья. Тот камень, очень удобный для сидения, был защищен от солнца развесистой елью. Здесь Симеон мог проводить помногу часов подряд. Эти камень и ель, начиная с XVIII, но особенно с XIX века, почитаются паломниками, их изображения можно увидеть на многих иконах, посвященных Симеону праведному. Еще лет сто назад от ели той оставался пенек и остатки корней. Говорят, что богомольцы, благоговея перед елью, которую освятило присутствие Симеона, отламывали от нее ветви. От этого дерево засохло, а в середине XIX века его сломало бурей и унесло вниз по течению Туры.
В XIX веке вблизи любимого Симеоном камня на Туре была поставлена деревянная часовня, разрушенная в годы советской власти. Уже в наше время, в 1997 году, это место было отмечено возведением Поклонного креста. Говорят, осенью 2002 года здесь побывал заместитель министра внутренних дел страны, главнокомандующий внутренних войск России генерал-полковник Вячеслав Тихомиров. По преданию, он долго стоял на туринском камне, о чем-то думал, а потом сказал, что принял решение от имени МВД России построить на этом месте храм. 6 ноября 2002 года состоялась церемония закладки первого камня, а осенью 2005 года строительство деревянного храма в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших было закончено. 
Существуют сведения, что Симеон был инициатором строительства первого меркушинского храма, который освятили во имя архангела Михаила. Говорят, именно потому после смерти похоронен был Симеон на самом почетном месте возле церкви. А умер праведник предположительно в 1642 году в возрасте 35 лет от какой-то внутренней болезни, возникшей возможно от чрезмерного воздержания.

Меркушинское чудо
Прошло 50 лет, память о праведнике среди меркушинцев уже почти угасла. И вдруг зимой 1692 года земля на старой могиле вдруг начала подниматься, а через некоторое время из земли показался массив гроба, из-под которого вскоре начал бить ключ. Каково же, говорят, было изумление людей, когда сквозь щели от гробовой крышки они рассмотрели нетленные останки праведника, жившего в начале столетия. Вскоре от мощей Симеона последовали первые случаи исцелений. Над могилой установили деревянную надгробицу-«голбчик» в виде сруба. О меркушинском чуде стало известно в Верхотурье.

Воевода Андрей Нарышкин
С 1692 по 1694 год верхотурским воеводой был назначен Андрей Федорович Нарышкин, двоюродный брат царицы Натальи Нарышкиной и двоюродный дядя Петра I. Именно в его правление в Меркушино из земли поднялся гроб Симеона праведного и произошли первые случаи исцеления от мощей святого. Близкий слуга воеводы Илья Головачев в это время страдал глазной болезнью. Глаза его не могли переносить света, налились кровью, а на веках образовались гигантские мясные наросты. По совету друга, Илья отслужил панихиду и на ночь повязал на глаза землю с гроба Симеона. Ночью он почувствовал облегчение: из глаз вышла вязкая мокрота, дикое мясо отвалилось, вскоре болезнь отступила.
В это же время болезнью глаз начала страдать и дочь Нарышкина, троюродная сестра Петра I. Узнав об избавлении от болезни Ильи Головачева, Андрей Федорович вместе с несчастной девушкой отправляется в Меркушино. Здесь случилось новое чудо. После панихиды над гробом праведного дочь воеводы получила исцеление, как только приложила землю, взятую с гроба святого. Возможно, во многом благодаря этим событиям произошло освидетельствование мощей святого митрополитом Сибирским и Тобольским Игнатием.

Митрополит Игнатий: прославление Симеона
Митрополит Игнатии представитель древнего дворянского рода Римских-Корсаковых. Известный церковный писатель XVII столетия, активный противник прозападных реформ и засилья иностранцев в России. Пользовался покровительством царевны Софьи, после ее падения вступил в конфликт с окружением молодого Петра I, в первую очередь с Нарышкиными. Это привело Игнатия к почетной ссылке в Сибирскую епархию. В феврале 1693 года он пребывает в Тобольск. В декабре 1695 года по пути в Верхотурье митрополит остановился в Меркушино, где освидетельствовал святые мощи: кости и плоть были абсолютно целы, кожа прильнула к костям, истлело лишь несколько пальцев да погребальные одежды. Выступая перед собравшимися, Игнатий произнес свою знаменитую фразу: «Это, точно, некоторый новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты российские, или чудотворец Сергий Радонежский». После этого митрополит обратился к людям с вопросом, не знает ли кто о жизни этого праведника. Лишь один меркушинский крестьянин Афанасий Чашегоров оказался свидетелем жизни Симеона, но совсем забыл его имя. На основе слов этого крестьянина позднее Игнатий написал первую повесть о жизни святого Симеона праведного. Лишь благодаря чудесному сновидению, в котором Игнатий видел толпу крестьян, из которой кричали: «Симеоном зовут его», удалось вспомнить имя нового святого.

Конфликт Нарышкина и митрополита Игнатия
Между собой в дальнейшем два наших героя воевода Нарышкин и митрополит Игнатий столкнулись самым жестоким образом. Если Игнатий был человеком старой закалки, не переносил даже легкого отклонения от моральных норм в поведении человека, то Нарышкин, особенно после того, как из верхотурского перешел на тобольское воеводство, зарекомендовал себя среди современников как «великий развратник, грабитель и варвар». Митрополит неоднократно обращался к Нарышкину с увещеваниями как устно, так и в письменной форме, но, не видя раскаяния воеводы, отлучил его от Церкви. Вскоре, в 1699 году митрополит был вызван в Москву, где вдруг якобы помешался рассудком. Это выразилось в том, что Игнатий неистово ругал патриарха Адриана, других сановных лиц, поносил их разными словами. Игнатия помещают в Симонов монастырь, где он вскоре умирает. Возможно, злую шутку здесь сыграли те перемены в столице, которые мог наблюдать Игнатий, тяжело ему было перенести и засилье иностранцев при Петре, превращение Церкви в бюрократическую единицу государственной машины. Возможно, свою роль в низведении Игнатия сыграл Андрей Нарышкин, родственник Петра I.

Перенесение мощей Симеона праведного. Памятные часовни
В 1704 году, после того как молва о чудесах Симеона праведного распространилась далеко за пределы Меркушино, было решено мощи его перенести в стольный град Верхотурье. Рассказывают, что переносили мощи несколько дней, процессию составляли сотни людей. По преданию, за гробом на коленях полз юродивый Косма: у него были больные ноги, и потому он мог передвигаться лишь на коленях. Когда Косма изнемогал, то обращался к Симеону: «Брате Симеоне, давай отдохнем!»  Тогда гроб с мощами становился неподъемным, и все останавливались и отдыхали. Лишь по молитве юродивого могли продолжить движение. Позже на месте этих остановок были выстроены часовни. Сегодня в деревне Путимка восстановлена Николаевская церковь, перестроенная в 1904 году из Николаевской часовни, а деревне Костылевой в старом здании бывшей часовни освящен храм во имя святого Космы Верхотурского, вокруг которого создан живописный ансамбль Свято-Косминской пустыни. 
Сам Косма жил в заречном конце города Верхотурья, но большую часть времени проводил в молитвах в верхотурском Свято-Троицком соборе либо рядом с ним. Именно потому, говорят, похоронен был блаженный на территории кремля, вблизи Троицкого храма. В начале XX века над могилой Космы построили часовню. Рассказывают, что одним из жертвователей на эту часовню был известный подвижник православной церкви Иоанн Кронштадтский. После революции 1917 года монахи тайно вынесли мощи Космы и захоронили их возле Успенской кладбищенской церкви. Говорят, к этому месту на поклонение украдкой ходили многие местные жители. А часовню в кремле снесли, даже следов от нее не осталось. Уже в наши дни, в 1990-е годы, мощи Космы юродивого вновь были обретены и переданы в верхотурский Покровский женский монастырь, став одной из главных святынь обители. 


Храмовый комплекс в Меркушино
После прославления святого и перенесения его мощей в Верхотурье, основной реликвией церкви Михаила Архангела долгое время был гроб Симеона Праведного. Но впоследствии гроб сгорел вместе с храмом во время пожара. В начале XIX века на этом месте  построили каменную церковь, которая не раз перестраивалась. В годы советской власти храм был разрушен, уцелела лишь колокольня, рядом с которой уже в наше время возвели новый храм.
Над святым источником, что бил из могилы Симеона Праведного была установлена часовенка, несколько раз она перестраивалась, а в 1886 году на этом месте возвели каменную Симеоновскую церковь, которая была соединена с Михайловским храмом светлой просторной галереей. Симеоновская церковь, несмотря на осквернение, выстояла в XX веке, а вот галерею в 1945 году разобрали на кирпичи. Лишь в наше время весь храмовый комплекс был заново восстановлен.
Возможно в старину, а быть может в наши дни, сложилось поверье: что на мосту через Туру перед въездом в Меркушино можно загадать желание, только должно оно быть не материальное, после этого весь остаток пути до храмового комплекса нужно молчать, и тогда Ваше желание обязательно исполнится.


Свято-Николаевский мужской монастырь

Краткая история обители.
Свято-Николаевский монастырь, первая православная обитель в Зауралье, основан в 1604 году иноком Ионой, первым монахом Среднего Урала. Благодаря покровительству царей обитель была ограждена от нужд и притеснений. И все же до 1704 года монастырь жил трудно и был мало известен.
В1704 году в Свято-Николаевскую обитель были перенесены мощи праведного Симеона, небесного заступника уральской земли. С этого времени монастырь становится значимым духовным центром России.
За следующих два столетия в обители были возведены три каменных храма. Первой в 1738 году была построена Николаевская церковь (снесена в 1936 году, уже в наше время, в 1999 году, на ее месте построен новый Николаевский храм), именно в ней до 1914 года покоились мощи Симеона праведного. В середине века территория монастыря была обнесена каменными стенами с угловыми башнями. В 1834 году освящен храм в честь Преображения Господня, а в 1863 году – надвратный храм во имя праведного Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.
Со второй половины XIX века почитание Симеона Верхотурского распространяется далеко за пределы Урала. С каждым годом растет поток паломников, стремившихся попасть в Верхотурье. Во многом именно поэтому в конце XIX века в жизни обители происходят перемены. С 1894 года монастырь преобразуется из штатного в общежительный, по образу святого Валаама (то есть отходит от навязанных государством в XVIII веке правил к истокам православного монашества). Для проведения реформ в обитель прибывают три валаамских монаха-аскета: отец Иов, ставший настоятелем монастыря, отец Арефа и старец Илия. С именем отца Иова связано введение в монастыре новых порядков, что привело к лучшему благоустройству внутренней жизни обители. В 1899 году по состоянию здоровья он был уволен на покой.
Новым настоятелем стал отец Арефа, который продолжил начинания предшественника. Несмотря на короткий срок управления монастырем, он успел многое построить, именно ему принадлежит идея строительства грандиозного Крестовоздвиженского собора.
Схимонах Илия был духовником монастыря, став наставником и незаменимым советчиком для братии во всех вопросах монастырского бытия. Он же положил в обители начало старчеству. Тысячи людей ехали из далека, чтобы увидеть отца Илию и спросить у него духовного совета. Уже в наше время архимандрит Арефа и старец Илия были прославлены в лике святых. В 1994 году были обретены мощи верхотурских подвижников, которые ныне почивают в стенах Свято-Николаевского монастыря.
Последним настоятелем монастыря стал отец Ксенофонт, при нем зерна нового монастырского строительства дали свои благостные всходы. Значение обители подчеркивает строительство самого большого во всей России в годы последнего царствования храма – величественного Крестовоздвиженского собора, куда были перенесены мощи Симеона Верхотурского. Говорят, в 1916 году в Синод поступило обращение о присвоении Николаевскому монастырю статуса Лавры. Но революция помешала этому свершиться.
После 1917 года новая власть начала борьбу с церковью. В 1925 году монастырь был закрыт. Но монахам удалось сохранить скит на заимке Актай. Однако в 1928 году и это убежище иноков было разгромлено. В годы советской власти в стенах обители размещалась колония для несовершеннолетних преступников.
В 1990 году началось возрождение Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. 25 сентября 1992 года из Екатеринбурга были перенесены мощи святого Симеона Верхотурского, стала возрождаться традиция паломничества. Завершена реставрация храмов обители, приведены в порядок монашеские захоронения.

Распутин и Верхотурье
Важная роль принадлежит Свято-Николаевской обители в жизни Г. Е. Распутина, крупной политической фигуре начала XX века, близкому другу царской семьи. В юности Григорий Ефимович испытывал большой недуг. Именно тогда, для того чтобы укрепиться духовно, в нем сформировалось непреодолимое желание совершить паломничество к святыням Верхотурья. Существует предание, что перед этим у него в поле случилось видение Божией Матери. Позднее на этом месте Григорий поставил крест. Правда, по версии его отца, Ефимия Андреевича, Распутин паломником сделался из лени, чтобы избежать тяжелого крестьянского труда.
Существует еще одна версия перевоплощения Распутина. Будто бы через родное для Григория село Покровское проезжал какой-то важный монах, и Распутин в качестве ямщика взялся довести его до Верхотурья. Существует мнение, что монахом этим был отец Сергий (Иван Николаевич Старгородский), возвращавшийся из Японии в Петербург. По дороге Распутин беседовал с батюшкой о спасении души, о судьбах России. Приехав в Верхотурье, Григорий остановился здесь, проникнувшись идеями христианства. Когда, позднее, Распутин впервые попал в Петербург, отец Сергий был ректором Петербургской духовной академии. Согласно этой версии, вхождение Распутина в высший петербургский свет как раз и случилось благодаря его старому знакомому.
Сам Распутин так описывает результаты своего первого знакомства с Верхотурьем: «Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать дух истины и уврачевал болезнь бессонницы». После Верхотурья Распутин как бы заново родился. Встретивший его по дороге из Верхотурья домой односельчанин вспоминал, что "возвращался он тогда домой без шапки, с распущенными волосами и дорогой все время что-то пел и размахивал руками". Другой односельчанин рассказывал: "На меня в то время Распутин произвел впечатление человека ненормального: стоя в церкви, он дико осматривался по сторонам, очень часто начинал петь неистовым голосом". 
С тех пор не раз Распутин совершал паломничества в Верхотурье: в дни, когда требовалось духовное подкрепление, во времена семейных и личных неурядиц, он искал опоры в стенах Николаевского монастыря. К примеру, здесь Распутин искал утешения после внезапной смерти первенца, которая морально надломила молодого отца. Позднее его дочь Матрена писала: «Дни, когда он брал свою котомку и посох, чтобы отправиться в Верхотурье поклониться мощам св. праведного Симеона - его любимого святого, были счастливейшими его днями». Говорят,  что Григорий Ефимович в течение долгого времени жил в Николаевской обители, обучившись там грамоте и письму.
Во время первого своего пребывания в Верхотурье Распутин познакомился и обратился за благословением к старцу Макарию, монаху Свято-Николаевского монастыря, который был известен далеко за пределами Верхотурья своим благочестием и аскетизмом. Старец выслушал его с большим вниманием и дал благословение, став, по мнению многих современников, наставником Григория Ефимовича. Говорят, здесь в избушке старца, на отдаленной монастырской заимке Актай, и провел большую часть своего первого, трехмесячного, паломничества Григорий Распутин. Здесь по приказу старца изнурял он себя долгими молитвами и постом, чтобы закалить неокрепший дух. С тех пор этих двух людей до конца их жизни объединяла духовная связь. К отцу Макарию Распутин обращается за советом даже тогда, когда становится очень влиятельным в России человеком. Летом 1916 года, за несколько месяцев до гибели, Григорий Ефимович в последний раз побывал в Верхотурье, в последний раз встретился с отцом Макарием, заночевав в скромном жилище старца. До настоящего времени на Актае сохранился дом отца Макария (дорога на Актай уходит вправо перед въездом в Верхотурье, у железнодорожного переезда).

Семья императора Николая II и Верхотурье
В начале XX века завязались особые, очень близкие отношения семьи последнего русского императора Николая II со Свято-Николаевской обителью. Между царской семьей и братией монастыря в последние годы правления Николая II поддерживался активный обмен посланиями, в которых звучали самые теплые слова, что можно представить лишь при общении между родственными душами.
В память 300-летия Дома Романовых в обители с 1905 по 1913 годы был воздвигнут  самый большой за время последнего царствования и третий по величине в истории России (после Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя) собор, Крестовоздвиженский. Рассказывают, что во время освящения собора на настоятеле монастыря и протодиаконе были облачения нежно-сиреневого цвета – подарок императрицы Александры Федоровны. Они были «сшиты для торжественных служб из коронационного платья царицы и собственноручно ею вышиты. Это удивительный и единичный факт в истории». О необыкновенно теплом отношении царской семьи к Свято-Николаевской обители говорят и другие дары: вышитый самой государыней покров на раку Симеона Верхотурского с изображением праведного Симеона в полный рост, а также покровцы и воздухи, вышитые Великими княжнами для потира и дискоса в Крестовоздвиженский собор.
Но самым большим царским подарком монастырю стала небывалой красоты сень, которая была установлена в Крестовоздвиженском соборе в мае 1914 года над ракою праведного Симеона.
В 1914 году Николай II с семьей собирался отправиться в долгожданное паломничество в далекое Верхотурье, но этой поездке помешала начавшаяся Первая мировая война. Для того чтобы принять царственных особ, на территории монастыря Г. Е. Распутин возвел в древнерусском стиле сказочный терем, сохранившийся до наших дней.
В «Царском домике» после паломничества семьи Николая II должен был остановиться на некоторое время наследник Алексей Николаевич: дело в том, что Николай Александрович и Александра Федоровна были уверены, что пребывание цесаревича в святом месте, рядом с мощами праведного Симеона, поможет ему поправить здоровье, а впоследствии и совсем окрепнуть.
В дни последних испытаний, выпавших на долю членов царской семьи, продолжала сохраняться их незримая духовная связь с Николаевской обителью. Уже после убийства Романовых в Ипатьевском доме, среди икон, принадлежавших семье Николая II, значатся: «финифтевый образок св. Симеона Верхотурского, образ св. Симеона Верхотурского, малого размера, чеканенный на гипсе с деревянным основанием, в красках и как бы в золотой раме». Также с Верхотурской обителью связан указанный в той же описи образ святителя Николая Чудотворца со штемпелем: «Сия икона освящена на мощах святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца. 12 июня 1914 года».
    Но самым поразительным является тот факт, что по прошествии нескольких лет в злополучном Ипатьевском доме, где в предвоенные годы расположился антирелигиозный музей, в качестве антирелигиозного «экспоната» были помещены мощи праведного Симеона Верхотурского. Знаменательно и то, что даже само разорение Свято-Николаевской обители с 16 по 18 июля 1918 года произошло в одно время с убийством царской семьи.

Паломничества Анны Вырубовой
Возможно по совету императрицы, два раза в Николаевской обители останавливалась ее ближайшая подруга и фрейлина Анна Вырубова, которой особенно запомнились встречи со старцем Макарием. Императрица близко сошлась со своей фрейлиной Анной Танеевой (с 1908 года – Вырубовой) летом 1905 года. С тех пор они были неразлучны вплоть до событий 1917 года. Императрица много содействовала Танеевой в решении ее личных проблем, хотела выдать ее замуж за генерал-майора А. А. Орлова, в которого та была безумно влюблена. Но генерал неожиданно умер, по словам насмешника Витте, лишь бы не жениться на толстушке Танеевой. Говорят, без любви Танеева выходит замуж за лейтенанта А. Вырубова, но в 1908 году разводится с ним, целиком посвятив себя царской семье. С царицей Вырубову сблизила их общая религиозность и любовь к музыке: вместе они часто пели дуэтом.

Паломничество Елизаветы Федоровны
В июле 1914 года паломничество в Верхотурье совершила сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна. Ровно через четыре года Верхотурский уезд оказался местом ее мученической смерти.
16 июля после торжественной встречи на вокзале Елизавета Федоровна направилась в Николаевскую обитель. Здесь состоялся крестный ход. Затем Елизавета Федоровна направилась в Крестовоздвиженский собор. Она приложилась к святым мощам преподобного Симеона. В половине седьмого вечера в Николаевском монастыре раздался колокольный звон, призывающий ко всенощному бдению. Елизавета Федоровна зажгла серебряную лампаду, которую она пожаловала к святым мощам. После Великая княгиня отбыла в Покровский женский монастырь. 17 июля в Николаевском монастыре совершилась Божественная литургия, на которой присутствовала Великая княгиня.
Далее случилось непредвиденное. Была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом Первой мировой войны. На следующий день паломничество Великой княгини было прервано. На обратном пути, возвращаясь экстренным поездом в Москву, она дала из Перми телеграмму, адресованную отцу Ксенофонту: «Очень прошу помолиться особенно за всю мою семью и дорогую нашу Родину в ужасно скорбное, тяжелое время. Ваш небесный покровитель Симеон Праведный меня прошлую войну укреплял, и теперь как бы получила его благословение. Елизавета». 


Покровский женский монастырь

 Ранняя история обители
Вниз по течению Туры расположен ансамбль женского монастыря - старейшей женской обители на Среднем Урале. Первые верхотурские монашки, не имея сил организовать монастырь, жили среди мирян и следовали монастырских правил с незапамятных времен. В 1621 году по пути из Москвы в Тобольск в Верхотурье остановился архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан. К нему и обратились верхотурские сестры с просьбой помочь создать монастырь. Так за Верхотурским крепостным острогом появилась деревянная Покровская церковь, а рядом с храмом кельи. Покровский монастырь существовал преимущественно за счет хлебного и денежного государственного довольствия, которое после Смутного времени было весьма скудным. Поэтому для сестер хорошим подспорьем были занятия рукоделиями и работы в огороде. По преданию, сестры также славились на всю округу своими знаниями лечебных трав и способностями врачевать различные заболевания.
Покровский храм, по которому был назван монастырь, в течение ста с лишним лет шесть раз перестраивался из-за пожаров или из-за ветхости. Во всех случаях помогали возобновить церковь русские цари, к которым неизменно в самых тяжелых случаях обращались сестры обители. После пожара 1651 года настоятельница монастыря игуменья Мария сама отправилась в Москву просить царя Алексея Михайловича устроить в обители новую церковь. Вернулась домой с хорошей вестью и богатыми царскими дарами – церковной утварью и книгами. В 80-е годы храм возобновлялся силами и досмотром верхотурского воеводы Григория Нарышкина, дяди русской царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I.
 В 1753 году был освящен первый в обители каменный храм.  Храм этот сохранился до наших дней, но требует серьезной реставрации. Местные жители утверждают, что внутри полуразрушенной Покровского храма сегодня можно увидеть, как из-под земли то там, то здесь виднеются сгоревшие части деревянной церкви, прежде стоявшей на этом месте. Возможно это остатки нарышкинского храма. По местному преданию, воздвигнуть каменный храм сестрам помог один из крупнейших уральских предпринимателей Максим Походяшин. Присутствуя на освящении церкви, он был сильно растроган, говорят, прослезился и пообещал сестрам построить в обители храм краше всех верхотурских церквей.
23 года строилась Иоанно-Предтеченская церковь, прозванная в народе «походяшинской» и была освящена в 1776 году, став одной из высотных доминант Верхотурья. Построенная в оригинальном стиле североуральского барокко, она особенно удивляла своей колокольней, пожалуй, самой пышной на всем Среднем Урале. До наших дней сохранился лишь нижний этаж храма: второй этаж вместе с колокольней были разобраны после пожара в 1940-е годы, с тех пор в здании находился гараж скорой помощи.
В 1764 году по закону о секуляризации, как и многие обители России, монастырь был упразднен. По новому закону на одну губернию должен был приходиться один женский монастырь. До 1782 года сестры продолжали жить вокруг теперь уже приходских храмов благодаря поддержке своего благодетеля Максима Походяшина. Но по местной легенде и позднее, до 1853 года, когда на месте бывшей обители была основана богадельня, сестры, несмотря на скудный быт, продолжали нести монашеские послушания в ветшающих кельях старинной обители.

Максим Походяшин – кузнец суворовских побед
Если в центральной части Среднего Урала крупнейшими заводовладельцами до революции считались Демидовы и Яковлевы, то на севере региона – легендарный Максим Походяшин (1709 – 1781 гг.). Его заводы давали треть российской меди и значительную часть железа. Говорят, что во времена Суворова с помощью походяшинских пушек Россия с успехом закончила многочисленные тогда войны.
По преданию, Максим Походяшин рано лишился родителей, несколько лет жил в доме у брата, был неграмотным, а свою карьеру начал простым ямщиком. Местные легенды приписывают Походяшину внезапное обогащение, хотя историки говорят о постепенном его превращении в крупного промышленника. Якобы, однажды к будущему заводчику пришел один вогул, показал кусок медной руды и сказал, что знает место, где таких камней во множестве имеется. Но показать это место согласился лишь за 10 рублей, в ином случае грозился продать тайну другим. Походяшин в это время был беден, и потому просил подождать с оплатой за секрет. Но вогул требовал денег немедленно. Тогда Походяшин предложил ему кумачовый сарафан своей жены, которую безумно любил. Этот сарафан Максим подарил супруге накануне, и это была в то время единственная дорогая вещь в походяшинском доме. Вогул не устоял перед ценной вещью и показал Походяшину прииск. Месторождение оказалось богатым, и Походяшин за счет его превратился в заводчика и стал миллионером.
По другой легенде, богатые залежи меди Походяшин открыл сам. Устроившись на один из приисков, Максим возил с рудников породу. Однажды его лошади убежали в тайгу, пойдя по их следу, Походяшин наткнулся на глухое озеро с зеленой водой. По этому признаку он догадался, что здесь находится месторождение меди. Сделал заявку и занялся добычей руды.
С тех пор якобы Походяшин и превратился в удачливого предпринимателя, владельца нескольких заводов. В своей столице Верхотурье он построил огромный особняк на 30 комнат, где принимал самых важных гостей, в том числе сибирских губернаторов. А в будние дни то ли по привычке, то ли на показ из прихоти, одевался как простолюдин, ходил в армяке, кафтане с заплатами.
В конце жизни Походяшин купил первую на Урале бумажную фабрику в городе Туринске, после смерти миллионера фабрика перешла к его сыну Григорию. Григорий Походяшин был ближайшим другом и идейным соратником известного русского просветителя Н. И. Новикова. Именно на походяшинской бумаге и благодаря его финансовой помощи печатались новиковские произведения антикрепостнической направленности.
Говорят, после смерти горячо любимой жены Максим Походяшин очень тосковал, сильно сник. По преданию, именно тогда решил он в память о ней построить удивительный по архитектуре храм-памятник, с которого началась история североуральского барокко – Иоанно-Предтеченскую церковь в Покровском монастыре. Именно потому, утверждает легенда, и позднее, когда официально монастырь был закрыт, Походяшин продолжал помогать обители и поддерживал ее существование за свой счет. На протяжении 13 лет, вплоть до своей смерти, он практически ежедневно посещал любимый Иоанно-Предтеченский храм во время служб и просто в свободное время.
До сих пор неизвестно, где находится могила миллионера, но местная легенда утверждает, что хозяин североуральских недр завещал и был похоронен у построенной им Иоанно-Предтеченской церкви в Покровском монастыре. Говорили даже, что захоронение находится в самой церкви, построенной как памятник вечной любви.   

Царская невеста
Кроме своего прямого назначения Покровский монастырь служил местом исправления для женщин, которые нарушили семейные нормы и совершили нравственные преступления. Из разных концов страны в монастырь направляли отбывать заключение женщин, обвиненных в блуде и прелюбодеянии.  По несколько лет отрабатывали они свои преступления. Рассказывают, что преждевременное освобождение возможно было лишь, если среди местных жителей совершившая грех находила себе мужа.
Также известно, что в Покровском монастыре содержались великородные узники. В 1619 году в еще неоформившуюся официально обитель была сослана невеста первого царя династии Романовых Михаила Федоровича. История этой несчастной любви такова. В 1616 году, когда царю пошел двадцатый год, решено было в Кремле устроить смотрины московских девиц для выбора царской невесты. Вокруг этого события сделалось много интриг и шуму: многие именитые бояре мечтали породниться с царем. Но приглянулась юному Михаилу красивая и безродная Машенька Хлопова, всем сердцем он полюбил ее наперекор мнению бояр и матери своей Марфы Ивановны.
Царскую невесту поселили во дворец Кремля, она прошла обряд наречения, получила имя Анастасия, в память супруги Ивана Грозного, бабушки Михаила Романова и стала называться царицей. Но Салтыковы, составлявшие ближайшее окружение царя, не сидели ни дня спокойно, пытались своими действиями извести неопытную девушку. Однажды ей подсыпали яд, после чего царская невеста занемогла, ее «рвало и ломало нутро». Вокруг этой болезни Салтыковы подняли шумиху. С их подачи специально созванная боярская дума постановила: «царская невеста к государевой радости не прочна». Марию выселили из дворца и вскоре сослали в Сибирь, в далекий Тобольск.
Шли годы, но молодой царь твердил своей матери, подвигавшей его на женитьбу, что ни на кого, кроме своей Машеньки, глядеть не желает. В 1619 году в Москву из польского плена вернулся отец царя митрополит Филарет, которому Михаил Федорович пожаловался на свою тяжелую личную жизнь. Филарет начал расследование и вскоре выяснил неблаговидную роль Салтыковых в низведении Марии Хлоповой. Салтыковы были наказаны, а Мария переведена в более близкое к Москве Верхотурье.
В Верхотурье царская невеста прибыла в 1619 году и прожила здесь среди сестер Покровской обители до начала 1621 года. Из поколения в поколение в Верхотурье вспоминали, как долгими зимними вечерами она занималась вышивкой или просто сидела у окна и, глядя в даль, вспоминала о своем ненаглядном Мишеньке. Иногда она прогуливалась вдоль высокого берега Туры, любила в одиночестве погрустить вблизи Троицкого камня. В Верхотурье Мария прослыла девушкой скромной, застенчивой и богобоязненной, никто ничего не мог сказать про нее плохого. Верхотурцы дивились ее красоте: большие очень живые глаза, правильные черты лица, мягкая улыбка. Первое время толпы местных жителей собирались под ее окнами посмотреть на необычайную «пленницу».
А в это время в Москве решался вопрос о возвращении во дворец «порушенной» невесты. Но неожиданно против ее возвращения очень жестко выступила мать царя Марфа Ивановна, утверждавшая, что Михаилу не пристало жениться на безродной и что в этом случае она навсегда покинет московское царство. Михаил Федорович, в соответствии с нравами того времени, между матерью и любимой выбрал мать. Еще несколько лет он не мог никого видеть. Лишь в 1624 году царя женили на благородной Марии Долгорукой. Но словно какое-то наказание: через два дня после свадьбы молодая заболела и через несколько месяцев умерла. В результате в 1626 году Михаил женился на незнатной Евдокии Стрешневой.
А несчастная Мария Хлопова после Верхотурья оказалась в Нижнем Новгороде. Здесь она прожила безвыездно в доме знаменитого Козьмы Минина до 1633 года, когда умерла, оставшись верной своему жениху. 

Княжна  Анна Долгорукая
С 1740 по 1742 год в качестве невольной монашки в Покровском монастыре содержалась представительница одного из древнейших княжеских родов княжна Анна Долгорукая. История этого заточения такова.
После смерти Петра I и Екатерины I на русский престол взошел совсем еще юный Петр II. Главную роль в решении государственных вопросов в это время играет аристократическое семейство Долгоруких, чей представитель Иван – ближайший друг царя. Сестра Ивана Екатерина становится невестой императора, но неожиданная смерть Петра II за две недели до свадьбы враз низвела Долгоруких с их высокого положения у трона. Новая императрица Анна Иоанновна отправляет всю семью Долгоруких в ссылку в далекий сибирский Березовский острог. Здесь в Березове Долгорукие ругают, не стесняясь в выражениях и не скрываясь, Анну Иоанновну, ее приближенного Бирона, существующие порядки. Донос следует за доносом. Однажды таможенный подьячий Тишин грязно пристал к несостоявшейся царской невесте, за что был бит. В отместку – написал донос, который стал последней каплей в терпении Анны Иоанновны. В 1738 – 1739 годах Долгорукие были подвергнуты пыткам, казням и многим испытаниям, а «порушенная невеста» и ее две сестры в 1740 году были насильно пострижены в монахини. Младшая, Анна, попала в верхотурский Покровский монастырь.
Княжна Анна жила в отдельной от других сестер келье, которая представляла собой маленькую бревенчатую избушку похожую на деревенскую баню. Скромное жилище княжны тщательно и строго охранялось, общаться, даже с сестрами монастыря, без посторонних лиц было запрещено, очень ограничивалась княжна в своих прогулках и перемещениях по городу. Взошедшая на престол в 1741 году императрица Елизавета Петровна вспомнила об опальных княжнах и своим указом освободила их из заточения и вернула в свет.

Второй период в истории монастыря
В 1853 году насельницы при Покровской церкви были приняты в епархиальное ведомство в качестве богадельни. В 1896 году общежитие было преобразовано в Покровскую общину, а ее начальницей назначена Августа Панова, в иночестве монахиня Агния. Покровский и Иоанно-Предтеченский храмы, принадлежавшие некогда женскому монастырю, теперь находились вне общины и являлись приходскими. Именно потому решено было построить при общине новый каменный Покровский храм, который и был заложен в сентябре 1898 года.
События 1917 года прервали мирное течение жизни Покровской обители. В 1922 году под угрозой разгона монашеская община была переименована в артель «Надежда», но в 1924 году и она была закрыта, а игуменья Таисия арестована. Сестры разошлись по домам, продолжая вести духовную жизнь, но в начале 1930-х годов большинство из них были привлечены к суду и впоследствии сосланы в Казахстан и Сибирь.
В 1940-е годы сестры возвращаются в родное Верхотурье после ссылок, тюрем и лагерей. Большую роль в их объединении вокруг кладбищенской Успенской церкви в это время сыграли отец Игнатий и монахиня Олимпиада. Последней из сестер Покровского монастыря была схимонахиня Магдалина, прожившая 100 лет и  умершая в 1983 году.

Возрождение Покровской обители
25 декабря 1991 года Патриарх Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. Но все здания монастыря были заняты городскими заведениями. В Покровском храме размещалась баня, в настоятельском корпусе находился дом пионеров, перед которым был установлен памятник Павлику Морозову, в сестринском корпусе действовали поликлиника и военкомат. Сестры добивались возвращения монастырских строений, но местные власти препятствовали этому. В 1992 году сестры получили первый этаж настоятельского корпуса, на втором по прежнему действовал дом пионеров. Рассказывают, что отношение пионеров к монахиням было, мягко говоря, недружелюбное. Но особенно обострились отношения после того, как настоятельница матушка Василисса велела снести памятник «ненавистному Пашке». По ночам подростки кричали: «Это наше здание, зачем вы сюда пришли», били стекла. В центральной газете «Известия» вышла разгромная статья о вандализме монашек в отношении памятников скульптуры.
В это время в одной из комнат в корпусе была организована домовая церковь. В эту церковь передали иконы из Успенской кладбищенской церкви, из Николаевского монастыря поступили иконы, прежде принадлежавшие старейшему в Верхотурье Одигитриевскому храму.
Еще до революции в нескольких километрах от Верхотурья существовал Успенский монастырь. Его настоятельница матушка Ангелина еще при жизни прослыла большой праведницей. И вот в 1992 году матушке Василиссе сообщили, что на месте старого монастыря под снос идет один из последних деревянных корпусов и что под входом в этот корпус похоронена игуменья Ангелина. С благословения архиепископа начали раскопки, во время которых был обнаружен каменный склеп. Останки матушки были потревожены и ограблены. Но часть одежды и четки хорошо сохранились. Останки игуменьи в специальном гробу были помещены в домовом храме Покровской обители. Свидетели рассказывают, что в это время в храме стоял удивительно благодатный запах.
Вскоре сестры получили еще одну святыню – чудотворную икону «Умиление», написанную и вышитую собственноручно матушкой Ангелиной для своей обители. В годы советской власти икона находилась в Успенской кладбищенской церкви, и вот теперь было решено, чтобы святыня вновь вернулась в женский монастырь.
Несмотря на приобретения, сестры скорбели, видя, как в Покровской церкви действует баня. Храм был разделен на мужскую и женскую половины, а в алтаре действовала кочегарка. Громадная куча угля создавала в сезон дождей невообразимую грязь. Монашки пытались воздействовать на людей, которые шли мыться, но чаще всего это приводило к непониманию и даже перебранкам: «Я что вшивая должна ходить».
Однажды в кочегарке кто-то разбил котел. В милиции решили, что виноваты сестры. Начались допросы, но никаких доказательств вины монахинь не нашли. Прошло несколько месяцев, храм пустовал, в бане никто не мылся. Тогда матушка Василисса решила освободить храм от скверны. Вместе с несколькими сестрами она зашла в церковь и заперлась в ней. Милиция пошла на штурм. Сестры легли на пол, но стражи порядка при помощи дубинок начали выгонять их из храма. Некоторых просто выволакивали за ноги и бросали в снег. Настоятельницу забрали в милицию и продержали там два дня. События получили большую огласку, и чтобы сгладить конфликт местные власти наконец передали здание храма монастырю. Шел 1993 год.
31 декабря спешившая в Верхотурье на Симеонов день матушка Василисса неожиданно умирает. По странному стечению обстоятельств, именно в день Симеона Верхотурского, которого матушка особо почитала, 25 сентября 1991 года она впервые оказалась на верхотурской земле. Именно потому решено было похоронить матушку на территории Николаевского монастыря, рядом с Симеоном праведным.
В 1995 году в Покровский монастырь была передана большая православная святыня – мощи блаженного Косьмы юродивого. На следующий год закончилась реконструкция Покровского храма, который 15 октября вновь был освящен. На его наружной алтарной стене виден старинный образ Покрова Пресвятой Богородицы. В советские годы его много раз тщетно пытались замазать, но образ, как по волшебству, проступал на поверхности стены снова и снова.


Кладбищенская Успенская церковь
Каменная Успенская церковь, построенная на городском кладбище Верхотурья, была освящена в 1815 году. Своего причта церковь не имела. Как правило, в ней служили священники из Троицкого собора, случалось это лишь по большим праздникам. Здание церкви скромное, по мнению некоторых, даже неказистое. Но в XX столетии в течение нескольких десятилетий именно этому храму суждено было стать хранителем православной веры в Верхотурье.
С 1941 года Успенская церковь была закрыта, но в 1946 году здесь вновь возобновились богослужения. Первому настоятелю иеромонаху Игнатию (Кевролетину), иноку закрытого Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, возвратившемуся после длительной ссылки, пришлось много сделать, чтобы вернуть прежнее внутреннее состояние церкви: часть утвари была утрачена, другая же часть и иконостас лежали, поваленные друг на друга, в Воскресенской церкви, превращенной в склад. Для того чтобы не навлечь гнев властей, отец Игнатий вел себя так, как будто бы был не от мира сего, часто переодевался в женское платье, в миру говорил что-то невнятное, какое-то время пас овец, жил на краю Верхотурья в полуземлянке. Зато преображался в церкви и служил духовным маяком для многих прихожан.
Большую роль в возрождении Успенского храма сыграли вернувшиеся из ссылки сестры верхотурского Покровского монастыря во главе с настоятельницей Олимпиадой (Шубиной). Фактически вокруг Успенской церкви начала действовать нелегальная монашеская община.
Отец Игнатий умер 27 января 1961 года. Перед самой кончиной он принял схиму с именем Иоанн. Похоронили старца возле Успенской церкви. В 1993 году прах отца Иоанна перенесли с городского кладбища в Свято-Николаевский монастырь. 27 декабря 2000 года он был прославлен в лике святых. Многие сестры закрытого Покровского монастыря, собравшиеся в середине XX века вокруг иеромонаха Игнатия,  также нашли упокоение возле Успенской церкви.
В годы советской власти в храме и вокруг него сохранились от поругания многие православные святыни. На всю Епархию лишь в этой небольшой церкви хранилась частица мощей праведного Симеона Верхотурского. После революции на кладбище, рядом с Успенским храмом, монахами были тайно захоронены мощи святого Космы Верхотурского. К этому месту украдкой ходили на поклонение местные жители и приезжие. Говорят, что в 1960 – 1970-ые годы местные власти знали об этом, но по каким-то причинам не решались сообщить в соответствующие органы. В 1990-ые годы мощи были вновь обретены и перенесены в храм Покровского монастыря.
В 1970 – 1980-ые годы прошлого столетия в церкви находилась особо почитаемая верхотурская святыня – икона Божией Матери «Умиление» из закрытого Успенского монастыря, переданная в 1992 году сестрам Покровской женской обители.
   
 
Вокруг дороги на Меркушино

Бывший Успенский монастырь
Примерно в 10 километрах от Верхотурья по дороге на Меркушино влево уходит дорога на селение Заимка, где находится  детский дом. Место очень красивое, спокойное и живописное. В 1902 году здесь иеромонахом Дамианом (Лисицыным) была основана женская община, во главе которой встала матушка Ангелина (Татьяна Цепелева), до того получившая большой опыт духовной жизни в стенах екатеринбургского Новотихвинского монастыря, та самая, что собственноручно написала и вышила образ Божией Матери «Умиление», ставший самой известной иконой Верхотурья.  В 1913 году община была преобразована в Успенский женский монастырь. Весь ансамбль монастыря, вытянутый вдоль берега Туры, в сочетании с природным окружением выглядел весьма живописно.
В 1924 году по решению властей, как и другие обители Среднего Урала, монастырь был закрыт, а сестры разогнаны. В монастырских зданиях был устроен детский дом. Если сегодня остановиться возле спортивной площадки детского дома, то за ней, ближе к Туре, возвышаются два современных корпуса. Справа от них еще 20 лет назад стояло здание бывшей Успенской церкви. А слева до сих пор стоит домик матушки Ангелины, где очевидно она долго трудилась над знаменитым образом. Это единственное сооружение, сохранившееся от монастырских строении.
Словно по волшебству, первой же в Заимке нам встретилась старейшая работница этого учреждения, трудившаяся здесь с 1951 года! Своим обликом, спокойствием и добротой она напомнила нам настоящую матушку. Так вот, она вспоминает, что в прежние годы во время весенних половодий весь комплекс часто затопляло. Но, несмотря на то, что здание бывшей церкви находилось практически на одном уровне с другими сооружениями, его никогда не заливало водой. Для детей, проживавших в бывшем храме, обеды подвозили на лодках, на лодках их отвозили на учебу, но само здание никогда не страдало от туринских наводнений. Чудо это или настолько все было продумано – судить не нам. 

Икона «Умиление».
Главной святыней Успенского монастыря была икона «Умиление». Первообразом для нее стала Серафимо-Дивеевская икона «Умиление», любимый образ Серафима Саровского. Старец с любовью называл икону «Всех радостей – радость». Образ находился в его келье. По преданию, еще при жизни батюшки икона прославилась многочисленными чудесами. Рассказывают, что скончался Серафим, стоя на коленях перед любимой иконой. К концу XIX века святыня становится известной на всю Россию.
Именно тогда матушка Ангелина пешком добралась до Дивеево, чтобы увидеть икону «Умиление» и сделать список для верхотурской общины. Матушка написала и вышила образ удивительной красоты: искусство вышивки она великолепно освоила в стенах екатеринбургского Новотихвинского монастыря. Еще до революции икона прослыла чудотворной. Потому, когда обитель была закрыта, сестры первым делом постарались спасти именно этот образ. Говорят, что позднее икону хранила в своем доме одна старушка, которая, почувствовав близкую кончину, «до лучших времен» схоронила святыню возле верхотурской Успенской церкви, где икона пролежала то ли 30, то ли 40 лет. В 1970-е годы, когда гонение на Церковь пошло на убыль, икону внесли в Успенский храм, а в 1992 году передали возрожденной Покровской обители. На иконе глаза у Божией Матери полузакрыты, кажется, что она вот-вот откроет их. Говорят, что если человек молится перед этой иконой от всего сердца, то взгляд Богородицы перед ним озаряется.

Прокопьевская Салда
Почти на середине пути от Верхотурья до Меркушино вправо уходит дорога на село Прокопьевская Салда. Еще в начале XVII века на летний период Государева дорога корректировалась и проходила не вдоль Туры, а в обход туринских болот, как раз в сторону будущей Покровской Салды. Таким образом, село лежало на важной государственной магистрали. По преданию, основателями села были выходцы из Великого Устюга, именно потому и село было названо в честь любимого устюжского святого, Прокопия Устюжского, первого святого, прославленного Церковью в лике юродивых. А вторая часть названия обозначало реку, на которой село расположилось.
В 1727 году в богатом селе, поставленном на важной дороге недалеко от Верхотурья, была построена каменная Сретенская церковь, третья каменная церковь на Среднем Урале (сегодня это второй по древности храм в Свердловской области после Троицкого собора Верхотурья). Кроме того, это самый первый и самый древний сельский каменный храм на Среднем Урале. При его осмотре нужно иметь ввиду, что левый придел построен гораздо позднее и стилистически выбивается из общей древней картины храма.
По преданию, в первые годы существования храма через село везли какого-то ссыльного вельможу с семьей. Говорят, возможно, ехал сам Александр Меньшиков (хотя по другим данным, Меньшикова из Верхотурья везли по Туре). Так вот этот вельможа подарил храму какую-то небольшую икону, попросив, чтобы молились за его несчастных детей.
В 1930-е годы, когда церковь была закрыта, стали сбрасывать колокола. Говорят, тогда колокольня храма и дала трещину, сильно накренившись. Так что прокопьевская колокольня, как и Невьянская башня, наклонная, только вероятно падающая: огромное древнее сооружение опасно нависло над местным магазином. Старинная церковь долгое время использовалась под склад. Сегодня и как памятник архитектуры, и как православная святыня нуждается в срочном ремонте. На фасаде храма сохранились интересные барочные украшения, внутри кое-где старинные фрески, вероятно XIX века.      


Дерябино – родина «дедушки» автоматов Калашникова и Даши Букиной
Если, следуя по Меркушинской дороге, не сворачивать в сторону Меркушино на подъезде к этому селу, а продолжить свой путь прямо, то через 15 километров покажется село Дерябино, родина знаменитой Даши Букиной (Банных), героини популярного российского сериала «Счастливы вместе» (экскурсия по местам, связанным с героями сериала, разработана турфирмой "Малыш и Карлсон" из города Реж).
Рассказывают, что селу этому положил начало один казак, бежавший на Урал с Дона в 1671 году после подавления восстания Степана Разина. Звали его Федор по прозвищу Деряба. Говорят, что слово «деряба» в старину означало «большой дрозд». По всей вероятности внешность казака чем-то напоминала эту птицу. С тех пор большинство жителей этого села носили фамилию Дерябины, а само село назвали Дерябино.
По версии сериала «Счастливы вместе», название селу дало изобретение далекого предка Даши Букиной. Однажды он приготовил приличную порцию новой настойки. Дерябнул ее. Потом настойку дерябнули все соседи. Настойка настолько всем понравилась, что дерябнули очень прилично. С тех пор будто бы село и прозвали Дерябиным, а местные жители и многочисленные гости каждый год в этот день отмечают праздник, где пробуют знаменитую настойку.
Сначала Дерябино было небольшой деревней, но ближе к середине XVIII века стало селом, в это время там была построена маленькая деревянная церковь. К концу столетия эта церковь обветшала, и на ее месте с 1794 по 1799 годы был воздвигнут великолепный двухэтажный Христорождественский храм. Нижний этаж был оформлен в стиле барокко, а верхний – в стиле классицизм. Всю церковь, особенно нижний этаж богато украсили резным камнем. Сегодня храм, несмотря на десятилетия разорения, сохраняет остатки былого величия и какую-то собственную стать. 
В этом храме служил причетником и псаломщиком, а потом был посвящен в дьяконы Федор Дерябин, отец знаменитого А. Ф. Дерябина. Уроженец села Андрей Федорович Дерябин стал выдающимся горным инженером, основателем Ижевского оружейного завода, на котором в наше время производят лучшие в мире автоматы Калашникова. Позднее он возглавил Горный кадетский корпус в Санкт-Петербурге (ныне Государственный горный институт имени Плеханова), стал основателем и первым директором Департамента горных и соляных дел, дослужился до чина обербергауптмана четвертого класса, такой чин в России имели лишь три чиновника и получил личное дворянское достоинство. Был дружен с госсекретарем М. М. Сперанским. Но позднее, за участие в масонской ложе, по инициативе А. А. Аракчеева был разжалован и оказался в небольшом городе Гомеле, где вскоре умер.
Среди уроженцев села есть и другие известные люди. Из Дерябиных вышел один из есаулов Емельяна Пугачева, активной участницей Октябрьской революции стала Серафима Дерябина, в честь которой названа одна из важных улиц Екатеринбурга.
Уже в наше время Дерябино прославилось тем, что по сценарию популярного телесериала здесь родилась Даша Букина (Банных), в этом месте живут ее родители и многочисленные родственники – «близняшки» и другие персонажи. Отец Даши – Евкакий Евсеевич Банных, эту роль сыграл известный артист Анатолий Кащеев, любит охотиться в окрестных лесах на медведей и очень любит свою жену Евдокию, хотя и отправляет ее иногда к дочери в Екатеринбург на долгое время. Евдокия всегда за кадром, никогда не появляется на экране, очевидно оттого, что не помещается. Лишь один раз проплыла ее тень, которая загородила нескольких взрослых мужчин, также видны следы ее перемещений в виде осыпающейся штукатурки и качающейся мебели. Гена, муж Даши, очень любит дерябинский фирменный пирог тахтынбых, иногда без удовольствия гостит в Дерябино, однажды неудачно участвовал здесь в охоте на медведя.