Космический аспект Христа в сопоставлении с Вишну

Андрей Незванов
КОСМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ИЛИ "ВСЕЛЕНСКЯ ФОРМА" ХРИСТА ИИСУСА В СОПОСТАВЛЕНИИ С ТАКОВЫМ ВИШНУ


      Цитата из Бхагаватгиты (Махабхарата):
Арджуна, герой этой части эпоса, просит Кришну (ипостась бога Вишну) показать ему Себя в облике Миродержца, или Космического Владыки (Космократора):

3.   Теперь так же Этого,
как Тебя самого, Владыка,
видеть хочу: Твою форму
властную, Пуруша высший
……………………………..
9.      Молвив так, затем, о Раджа,
Велий Господь йоги, Хари
показал Он сыну Притхи
Высшую Владычну форму

10. Многие глаза, рты, клювы,
много обликов чудесных,
множество уборов дивьих,
дивья взнесена оружья

11. в дивьих из венков одеждах
благовоньем умащёных
всех чудесных Его божьих
беспредельно-всюдных ликов

12. Тысячам тут Дэвам Сурьям
разом надо быть взошедшим
чтоб сравниться свет их мог бы
с светом того Махатмана

13. В одном месте всю Вселенну,
разделённую на многи,
видеть мог тогда Сын Панду
в этом теле Дэвы Дэвов

14. Оттого он изумлённый
с вздыбленными волосками
склонил голову пред Дэвой,
сделав анджали, промолвил

15. Арджуна изрече:
Вижу я дэвов в Твоём, Дэва, теле,
всех также бхутов различных собранье
Брахму, Владыку в лотоса позе,
риши тож всех, грудью-ползых тож дивьих

16. Многие руки, животы, рты, глаза
вижу твоей всебеспредельной формы;
ни конца, ни средины, ни начала
не вижу Вселенской Господа формы

17. Диадемы, булавы, диски тоже
блеск совокупный отвсюду сверкающий
вижу твои; трудно их видеть мне рядом
с Солнца-костра сияньем неизмерным

18. Ты есть Слог высший, должный к постиженью
Ты - вселенной высшее вместилище
Ты нетленный вечной дхармы защитник
Изначальный Ты Пуруша, мне мнится

19. Безначальное внутреннее бесконечное семя
безграничные руки, глаза: луна-солнце
Вижу Твой сияющий клюв - пожиратель жертвы
своим жаром вселенную эту нагревающий

20. Между землёй и небом промежуток этот
Тобой одним пронизан во всех направленьях.
Видя чудесную форму грозную эту,
три мира испугаются, о Махатман.

21. Тех ведь в Тебя суров собранье входит
некие в страхе воздев руки взывают
Осанну молвя, махаришей, сидхов сонмы
хвалят Тебя хвалами изобильными

22. Рудры, Адитьи, Васавы и Садхьи
Вишвы, Ашвины, Маруты, Ушмапаши
гандхарв, якшей, асуров, сидхов сонмы
смотрят на Тебя в изумлении также все

23. Вид Твой велий многоклювоглазый
долгорукий, многошироконогий
многочревный, с многих клыков оскалом
Видя миры испуганными, я - так же

24. Достающий небо, сияющий, многоцветный,
рты-разверстый, широкооткрыты очьми сиющий
видя Тебя ведь, испуган внутри души я
твёрдости не нахожу, покоя тож, Вишну!

25. Клыки оскалённы и Твои пасти
видя так, Шиве-Агни подобные,
сторон не знаю, зонта не найду тож;
прояснись, Дэвов Царь, приводящий живущих.

26. Те тоже в Тебя Дхритараштры сыны
все вместе так потоком собраний царей
Бхишма, Дрона, Возницы Сын также этот
все вместе наши также воинов вожди

27. в пасти Твои поспешаючи входят
с клыки оскалённы, ужасающи,
некие застревают между зубами
видны раздробленные головы их.

28. Как рек множества вод стремнины
ко рту океана поспешают
так в твои эти мира людей мужи
входят пасти, крутясь вверх тормашками;

29. Как в сверкающий огонь мотыльки
входят, погибая на всём лету
так же, погибая, входят люди
в твои тоже пасти на всём лету.

30. Лижешь Ты, поглощая, отовсюду
людей всех разом ртами пылающими,
сияньем полня вселенную целую
лучей Твоих жугчих, о Вишну!

31. Скажи мне, коей сущей грозной форме
кланяться мне Твоей, Дэв избранный, смилуйся!
Знать желаю настоящего, первого:
не знаю ведь Твоего занятья.

32. Шри Бхагаван изрече:
Время Я приспевшее, уничтожающее миры,
людей собираньем здесь занят.
Кроме тебя лишь, не будут все те
стоящие друг против друга воины;

33. Потому подымайся, добывай славу;
победив врагов, владей царством обильным.

(Перевод Тхеры Индрадасы)
Так передаёт Бхагаватгита  видение Арджуны Вселенской формы бога Вишну. (Песнь одиннадцатая). Что же в этом плане даёт нам Библия с включением Нового Завета? В книгах пророков и в Псалтири мы находим библейского Бога также восседающим на престоле Суда, Хвалы и Славы, и всё небесное воинство (ангелы, архангелы, святые мужи и т.д.) взирающим на Него и поющим Ему хвалы.

В Евангелиях мы находим те же ветхозаветные откровения космических аспектов Бога.  Во–первых, это отсылка к видению пророка Даниила (Сын человеческий, шествующий по облакам небесным к Ветхому Днями); затем  видение апостолов на горе Фавор; загробное вознесение Христа Иисуса;  небесный Брачный Пир;  Суд и Миродержавие на престоле Славы одесную Отца. Но всё это - откровения уже бывшие, тогда как со Христом Иисусом мы имеем новое Откровение Бога.  Потому спрашивается, нет ли в Евангелиях специфически Новозаветного откровения космического облика Христа Иисуса; сокрытого в контексте и потому не бросающегося в глаза. Ответ, по нашему мнению, должен быть утвердительным.

Откроем  шестую главу Евангелия от Иоанна и прочтём выделенные стихи, сгруппировав их соответственно упомянутому смыслу.  Итак:

30,31…. Сказали ему: отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «Хлеб с неба дал им есть»; какое же ты нам дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили тебе?
2.  За Ним же следовало множество народа.
10. Иисус сказал: велите им возлечь (…). Итак, возлегло людей числом около пяти   тысяч.
11. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим…, сколько кто хотел.
12. И когда насытились, то сказал ученикам своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
13. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшихся у тех, которые ели.
14. Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно тот пророк, которому должно придти в мир.
26. … вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому что ели хлеб и насытились.
32. … не Моисей дал вам Хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес;
33. ибо хлеб Божий есть Тот, Кто сходит с небес и даёт жизнь миру.
35. … Аз есмь хлеб Жизни,
38. … ибо Аз сошёл с небес, чтобы творить волю пославшего Меня Отца.
48. Аз есмь хлеб Жизни.
49. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50. Хлеб же, сходящий с небес таков, что ядущий его не умрёт.
51. Аз хлеб живый, сошедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который я дам, есть плоть Моя, которую отдам за жизнь мира.
53. Если не будете есть Плоть Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни;
54. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Аз воскрешу его в последний день;
55. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие;
58. Сей то есть Хлеб, сшедый с небес, …ядущий его будет жить вовек.

Из приведенного ясно, что здесь метафизическая целость космоса в его внутренней динамической связи и законченности представлена здесь жертвой и, соответственно, жертвенной Пищей (ибо хлеб есть универсальный символ пищи); так что всяк живущий есть пища для другого, и вольное отдание себя в пищу есть универсальная жертва (последнее слово означает, собственно, «жратва», сиречь пища).

В контексте Евангелий это не просто умозрительное откровение, но –  откровение действенное, космический акт, который участники и причастники ощущают непосредственно в виде витальной силы. Иисус подчёркивает это и в своей проповеди: он отличает это действенное откровение от только видимого, когда говорит: «вы ищете меня не потому, что видели чудо, а потому что насытились». Итак, плоть космоса здесь – пища, сиречь живот, или жизнь.

Из последнего ясно отличие откровения космической формы Христа Иисуса от той, что открывает Кришна.  Во первых, его откровение – чисто умозрительное: Арджуне в образах показывается единство и движение Космоса, но не даётся живого причастия к Нему. Во вторых, аспект Пищи (поедания) присутствует здесь не прямо, в качестве универсального аспекта божества, а метафорически и акцидентально: именно, смерть выступает как поедание; и Время – как совокупный универсальный пожиратель. Здесь нет и намёка на бога, приносимого в жертву: то есть в Вишну мы не открываем Осириса, и, значит, пищи и жизни всех существ. Напротив, мы открываем только аспект смерти: всё есть жратва для бога, но сам он несъедобен. В третьих, плоть космоса – это просто совокупная плоть всех живых существ (примитивный пантеизм). Это значит, что в откровении Вишну дан только аспект органической целости космоса и безликой космической власти, как жизни этого вселенского Организма, которой подчинены все его части. Но нет причастия живой плоти Космоса, – потому что это и неуместно, так как твоя плоть это уже плоть бога; и разрушение твоей плоти есть жизнь бога. То есть, здесь нет жизни духовной, жизни личности; или, скорее, она остаётся за кадром, в богословии Атмана.

Поэтому откровение Вишну мы сближаем больше с некоторыми ветхозаветными откровениями Бога, тогда как откровение Вселенской формы Иисуса, как Хлеба поедаемого и через то дающего жизнь, во–первых есть действенное и живое в полноте бытия (сиречь в истине), во–вторых, духовное, – что отвечает концепции Живого Бога и Бога–Духа.

В эллинистической  культуре дух отличается от души, оживляющей плоть. Стихия последней – воздух; тогда как стихия духа – эфир; он имеет не воздушную, но огненную природу. Отсюда образ поядаемого Христа может быть представлен, скорее, не хлебом, но дровами, кормящими пламя духа в человеке. Так что в доме души алтарем жертвы Иисуса является очаг. Огонь этого очага это не всепожирающий огонь лесного пожара. Но - согревающий душу огонь домашнего очага.
 Как сказано у Джамбатиста Вико, излагающего поэтическую теологию, «дух действует на душу, являясь igneus vigor (огненной силой)". И, если бы в Новом завете использовалась аллегория очага, согревающего пищу, а не самой пищи, то различие между космическими аспектами Вишну и Христа высветилось бы ещё ярче. Ведь пожирающий жертву огонь Вишну это огонь природный, стихийный, а не домашний. Солнце на небосводе интерпретируется как клюв поядающий Птицы-Вишну:
«Вижу Твой сияющий клюв - пожиратель жертвы
 своим жаром вселенную эту нагревающий…»
И
«Лижешь Ты, поглощая, отовсюду
 людей всех разом ртами пылающими,
 сияньем полня вселенную целую
 лучей Твоих жугчих, о Вишну!»

КОНЕЦ.