(История дяди Миши).
-Тогда я как раз с зоны вышел. Отсидел «пятерик», как не фик делать. А на воле, как раз «Перестройка», революции там всякие, независимость. Сел-то я в конце восьмидесятых, а вышел, не узнал страну. Ну, куда податься вчерашнему зэку? Покумекал я малость, да и поехал к себе на родину, в Рубанск свой. В Рубанске я родился, колхоз был раньше. Родители там жили, братья мои, сеструха младшенькая моя. Ну, вот думаю, приеду, отдохну на природе, там разберусь - как жить далее.
-Ну как, приехал?
-Ага, добрался я до своих родных краев. Я ведь там сто лет не был. Как по «малолетке» понесло меня по необъятной моей Родине, так вот до сих пор носит. Ну а тут надо матушку проведать, старик-то мой уже давно умер, а братья, кто где. Кто сидит, кто затерялся незнамо где. Вот и поехал домой.
-Ну и как там, дома-то?
-Поклонился я матушке своей. Она в слезы. Так, мол, и сяк. Жизнь не так чтобы очень, но держится. Про братух своих я же говорил вроде, а сеструшка моя молодец. В люди вышла. Это же надо, из нашего Рубанска – Сибирь, тайга, Алтай, медведи бродят вокруг, Моя младшенькая Лариска «умахала» в Москву, поступила там куда-то. Отучилась, получила диплом и уехала в Казахстан, врачихой стала. Ну, тут знамо дело, кум пришел. Отметить надо. Потом пошли к его зятю, тоже отметили. Там глядишь, и народ подобрался, пошли к своякам, тоже «попотчевались». Короче, через три дня очнулся, голова болит, изо рта воняет - жуть просто. Рядом баба какая-то лежит голая, со мной в обнимку, а я не помню ни черта. Хата не моя вроде, «отпад». Очухался, опохмельнулся, с народом общаюсь. Как, мол, живется, дышится? «Да так», - отвечают,- «Живем потихоньку». - Сезон охоты начнется, все мужики в тайгу. На охоту, на кабана, медведя; за мехом, есть и за кедровым орехом мастера. На месяцы народ уходит в тайгу. Только его и видели. В деревне остаются только малые и старые, ну еще Колян -инвалид. Пару лет назад с медведем встретился в тайге неудачно, без половинки ноги остался. И Бабы, по деревне, мужиков своих ждут.
- И что?
- Я ж говорю, на весь сезон уходят мужики. Там, в тайге, у них и домики стоят и лабазы с провиантом. Уже потом когда наохотятся от души и продукты все закончатся, под закрытие сезона и домой, назад, с добычей прут. Ну а тут по деревням и барыги начинают шастать с деньгами. Вот наши добытчики барыгам все и сдают: меха, мясо, кедровые орехи и прочее, что раздобудут в тайге. Сезон закончен, бабки есть немного. Вот мужики и начинают гулять. Через месяц проснуться, морды свои пьяные отряхнут, отмокнут в баньках и за головы хватаются. Вроде не с пустыми руками пришли, и деньги были. А сейчас что? Ни хр..на нет. Куда все подевалось. Ну, у кого жена смышленая, так она сразу заначку делает. А так: «Торговали, веселились, а проснулись, прослезились». Делать нечего, в тайге нет ничего - не сезон, денег: «кот наплакал», что делать - и кто виноват? Ну, виноват, конечно, Ельцин. А делать-то что?
- И чем занимаются мужики?
-А ни чем. Как раз я приехал в такой момент. Все сидят по домам и «фигней» маются. У меня, немного денег было – бухали, пока не кончились. А самогонку или там еще какую нить «фигню», я принципиально не употребляю. Раз, утром встаю, выхожу на променад и наблюдаю такую картину: «у сельсовета стоят какие-то «хачики», что-то народу объясняют. Народ, в смысле мужики местные, бурно реагируют. Я заинтересовался, в чем дело. Мне объясняют:- мол, «благодетели» приехали, насчет работы договариваться с нами.
Типа: - день отработали на стройке, вечером расчет, не бухать, работы дней на 20- 25. У них есть свои мастера и прорабы, надо только пахать. Мне конечно «в падлу» руки марать, все-таки я честный вор. А мужики собрались и гуртом соскочили на работу. А работа в соседнем селе, свинарник строить. Полтора километра если пешком, за 15 минут дойти можно.
Я человек бывалый, насмотрелся всяких и разного, и нарисовалась мне такая картина: раньше все было как-то упорядоченно все. Мужики свою лесную добычу сдавали в заготконторы, получали деньги. Ложили их на «книжку» и жили припеваючи. А в «не сезон» тоже работы хватало. Всякие конторы были в райцентре, можно было спокойно трудоустроиться. А сейчас все порушено. «Барыги» скупают по дешевке всю добычу, а потом мужикам и заняться нечем. А «хачики» тут как тут, подсуетились и нате вам. Все работают, правда, гроши получают. Но на безрыбье и гроши за рыбу прокатят. Почесал я свой затылок и решил делом заняться. Зашел к председателю нашему, спрашиваю: - как мол дела обстоят, работа какая имеется? Председатель говорит: «да навалом, работы то. И деньги есть кое-какие. Только работать никак не заставишь мужиков наших. А у меня нет сил и времени их уговаривать. И в других деревнях и колхозах, если посмотреть, тоже можно подработать». Тут я и задумался. Размышлял я неделю другую. Мне ведь самому работать нельзя. Вор я, не пахан конечно, но и не «мужик», из блатных я. Нельзя - так нельзя, так почему бы мужикам и не поработать на меня и на себя. Решил, сделал. Тут, как раз, мои мужички опять по домам сидят, водку пьют. С утречка вышел я, собрал мужиков и говорю: - а, что мужики вы только на «хачиков» можете пахать за копейки? А на меня будете пахать? Дело тут у меня. А до этого за пару дней я с председателем договорился и прораба нашел одного из наших и мастера. И мужикам говорю:- плачу столько, побольше чем «хачики». Кто напьется, хрен тому в ж..пу. Пахать по честному и бабки по честному.
- И как мужики?
-О-о-о, «благодетель ты наш, Мишаня», - говорят.
-И что выгодно?
-Еще как. У председателя на стройку было выделено 500 000 рублей, так. Из них на зарплату рабочих 200 000 р. Я взял двести штук, объект сдали, мужикам по уговору я выдал 120 тысяч. У «хачиков» они бы получили меньше. Мне осталось восемьдесят штук чистыми. Вот такая арифметика.
-Вау, а что мужики ваши сами не могут все организовать?
-Нет. Охотники они хорошие, а как по домам разбредутся, все пробухают, ну как детишки прямо. Сидят по лавкам и семечки щелкают, и ни черта не делают.
- Да, такой бизнес можно было бы провернуть.
-Ну, «хачики» как раз и делают бабки.
- А ты что? Ведь дело нормально пошло.
-А что я? Бабки получил, загулял и забухал по черному. А потом опять сел…
Собеседник дяди Миши, опять я, ваш Николай aka kraft-cola.
четверг, 7 октября 2010 г.