Дневник Совы. Больничные этюды номер пять

Людмила Волкова
Письмо пятое.

                Милочка, здравствуй! Боюсь, что письмо это получится грустным.
                Ты спрашиваешь, попалась ли мне ЛИЧНОСТЬ, достойная того, чтобы стать моим другом либо прообразом  очередной героини. С кем и как я общаюсь в больничных стенах.
                Обычно, где бы я ни лечилась  или отдыхала,  интересных людей нахожу. Одни становятся друзьями, приятелями, другие подсказывают сюжет или толкают на психологический анализ ситуации, а в результате появляется МЫСЛЬ-ИДЕЯ.
                В ревмоотделении я лежу третий раз. Первые два раза были богаты на человеческий «улов». Поневоле заделаешься эдаким доморощенным философом, когда сталкиваешься с чужою или своей бедой.
                В ревматологии лечатся годами – хроники, уже ставшие инвалидами, а также начинающие инвалиды, пока еще живущие надеждами на чудо излечения. Многие верят,  что болезнь прицепилась к ним случайно, но чаша инвалидности их минует.
                Здесь лечат ревматизм и его разновидности, а также последствия, остеоартриты, ревматоидный артрит, красную волчанку, Болезнь Бехтерева.  То есть – НЕ ЛЕЧАТ. А пытаются добиться ремиссии  и ее продлить. Не придумала всемирная медицина средств, которые бы лечили. Сравнительно недавно ревматоидный артрит выделили в группу аутоиммунных заболеваний. Раньше  лечили суставы, а надо было – иммунную систему.
                Почему я об этом так подробно? Я уже заметила, что специфика болезни накладывает свой отпечаток на характер больного человека. Онкологический больной ведет себя иначе, чем язвенник или ревматик, хотя все сохраняют особенности своей личности и в состоянии болезни. Народ везде делится на оптимистов, пессимистов и трезвых реалистов. Последних в ревматологии больше всего. Начитались брошюр, наслушались чужих историй, насмотрелись своими глазами...Каждый знает свой прогноз и старается отодвинуть инвалидность..
                Может быть, поэтому больно смотреть на только что заболевших молодых женщин (мужчин здесь меньше). Я помню одну такую, лет  тридцати, юную на вид, симпатичную, стройную, похожую на белокурого ангела. Это было на заре моего заболевания, шесть лет назад.
                Девушку  положили в нашу палату, и она отстраненно поглядывала на всех этих хромающих, кривобоких, с палочками,  с изуродованными суставами. Поскольку я одна ходила нормально и казалась здоровой, она решила у меня разузнать о своей болезни.
                – Скажите, а кто тут с красной волчанкой лежит?
                Все мы подавленно молчали. Пожалуй, только болезнь Бехтерева будет пострашнее этого коварного заболевания, почему-то выбирающего молодежь. Нам «повезло» –  у нас был всего лишь ревматоидный артрит!
                – Таких здесь нет, – ответила я, стараясь придать бодрость своему голосу. – Да вы не торопитесь с диагнозом. Еще анализы надо сдать. Может, и не подтвердится.
                – Все давно подтвердилось.
                – Ну, вам  врач расскажет обо всем....
                – Я лежу второй раз. И мечтаю увидеть тех, кто выздоравливает.
                Вот те раз! Ну что тут ответишь?! Мы тоже таких не видели...
                О своей болезни тут говорят только в день поступления – повод  для знакомства с коллективом. А потом – только с врачом, конкретно, по делу. Никто не зацикливается на своем диагнозе. Любимая тема -  дети, внуки, мужья, зятья, работа. Точно все сидят на одной лавочке возле подъезда. Шутники встречаются редко. Всплеск обострения болезни обычно наступает после стресса, сильного переживания. Иммунная система с нервной живут в обнимку. Это видно на анатомической карте. Впечатляющая картинка.. Так что первое время после попадания в больницу требуется не одна капельница, чтобы привести в порядок организм, и нервы в том числе. Но здесь не плачут – здесь просто молчат. А потом, как везде, где человек оказывается в обществе себе подобных, начинает проявляться его сущность. Так вот. Повторю: сущность ревматика – трезвый реализм. – с легким уклоном в другую сторону.
                Из этой массы всегда выделяется некто – уходящий в себя либо от всех, подальше, – читающий книгу, пишущий письмо, бродящий по коридору. Вечером, когда все сползаются к телевизору смотреть  сериал в общем холле,  этот «некто», как изгой,  остается в палате.
                Вот  он-то  и есть «мой пациент», непременно личность, пусть даже и не очень приятная.
                Вечером Зина спешит   к телевизору, Рая – к собачке, а я читаю книгу или вяжу, отвечаю на мобильные звонки. Но хочется свежего общения. И во всем отделении только одна особа мне интересна. У нее живые черные глаза, говорящие глаза,  подвижное личико. Именно личико – эта хрупкая женщина похожа на  подростка. Она быстро двигается, как-то по-балетному, и если бы не бледность лица, на больную бы не тянула.  Не знаю, где лежит, потому что как-то  быстро появляется в коридоре и так же исчезает. Мы с нею обмениваемся взглядами, но пока не вступаем в контакт.
                Случай помог мне познакомиться. Я уехала домой на субботу, а в воскресенье вечером вернулась. Уговорила мужа не провожать меня до самой больницы: дорогу знаю, вещи (снова полные сумки!) он донесет до маршрутки, а там я сама пройду через больничный двор. Дождь хлестал вовсю. Муж тащил вещи, я несла зонтик.
                – Пока доеду – дождь пройдет, иди домой, – решительно прогнала своего мужа. Он и так со мной возится, как с ребенком.
                Села в маршрутку – и тут поняла, как устала. Ведь я всю субботу простояла у плиты – готовила обед на неделю...
                Дождь почему-то не желал облегчить мою участь. С двумя пакетами в одной руке и зонтом – во второй, в кромешной тьме я шагнула за ворота больничного городка. Тут же попала в лужу. В голове звучал инструктаж супруга:
                –  Помни: тебе надо пройти совсем немного   по аллее прямо и тут же свернуть налево. Твой корпус сразу за воротами во двор!  Никуда больше не сворачивай!
                Я прошла вперед несколько шагов, но не обнаружила  поворота налево. Налево была какая-то роща, но ни одного огонька не наблюдалось. Окна-то должны светиться! Сейчас только девять вечера!
                Иду дальше – в ожидании тропинки налево. Шлепаю по лужам в своих босоножках, ойкаю, чертыхаюсь, куда-то загребаю, – в другую сторону, как оказалось потом. Упираюсь в тупик между двумя хозяйственными постройками. Вода вокруг меня, грязь – никакого асфальта или здания! Словно брожу в ночном лесу!
Так я кружила, возвращаясь назад, минут сорок!  Устала дико. Чуть не плачу
                Как оказалось потом, мой корпус до самого пятого этажа закрывали высокие деревья. По какому-то дальнему огоньку я набрела на тропинку и вырулила к своему корпусу – с обратной стороны. Но тут оказалось, что вход заперт капитально. На мой стук никто не  отозвался. Пошла искать другие корпуса. Вырулила на травматологию. Слава Богу – дверь нараспашку, входи!
                Я вошла. Первый этаж – как в американском ужастике: ряд закрытых бронированных дверей, людей нет. Поволоклась до конца коридора, по безлюдной лестнице поднялась на второй этаж. Слава Богу – палаты с двух сторон, двери открыты, больные лежат чуть ли не впритык. Многие с подвешенными конечностями.
                – Не подскажите, как пройти в ревмоотделение? – спрашиваю у встречных – на костылях и с палками.
                Никто не знает. Наконец, старая санитарка, увидев мою несчастную физиономию, смилостивилась:
                – Пойдем, покажу. Скажи спасибо, что я добрая. Другая бы тебя прогнала. Нельзя тут шастать посторонним. И без бахил.
                Она еще поводила меня по коридорам и лестницам, пока мы вышли на переход в другое, то есть, наше здание. И там мне пришлось подниматься со второго на пятый этаж.
                Видок у меня был, когда я возникла на пороге отделения, еще тот. С одежды капает, на ногах грязь, руки от усталости дрожат...
                – Я заблудилась, – сообщила я дежурной медсестре, чувствуя себя ребенком, готовым заплакать.
                Один из симптомов ревматоидного артрита – не просто быстрая утомляемость, а патологическая слабость. Бродить с кучей переполненных пакетов в руках да с зонтиком больше сорока минут, под дождем, по грязи, а потом пройти несколько длинных коридоров,   лестниц и  этажей, – это было равносильно подвигу (со слезами на глазах).
                Рядом с сестричкой стояла и глазела на меня с состраданием милая черноглазая женщина...
                В этот же вечер я плюнула на приличия и просто сама разыскала ее в чужой палате, сказала:
                – Я хочу с вами познакомиться.
                Она кинулась ко мне, словно встретила родную душу.
                Мы проговорили с нею до полуночи. Как ты думаешь, кем по профессии оказалась эта женщина с говорящими глазами? Правильно: АКТРИСОЙ русского драматического театра. Творческую натуру видно по физиономии! Ну, у кого еще может быть такой выразительный взгляд,  мимика, улыбка?
                И теперь у меня есть еще один друг – Валентина!

 ПРодолжение http://www.proza.ru/2012/10/13/1577