Л. Утёсов

Эдуард Кукуй
Из интернета


Ирина Лыкова

*Восьмидесятисемилетний Утесов
позвонил своему старинному  приятелю – такому же одесситу, как он сам:
- Как ты  думаешь, мне еще не поздно жениться?
- Вам? Конечно  не поздно, Леонид Осипович! Женитесь, и ни о чем не
думайте!
*

* *Но я вот уже  двадцать два года вдовец. Мне не хотелось бы оскорбить
память  Леночки… *

*- Елена Осиповна была умной  женщиной, она бы первая сказала, что
жениться вам просто  необходимо!
- Необходимо? Это  почему?
*

* *Конечно, я  желаю вам прожить до 120 лет и потом еще 20, но все же…
Должен  же кто-то ухаживать за могилой! *

И  Утесов женился - на Тоне Ревельс; их роман длился без малого 40  лет, а
брак – считанные недели. Весной
1982 года,  оставив в Москве “молодую” супругу (Тоне было тогда
шестьдесят  лет), Леонид Осипович уехал
поправить здоровье в  военный санаторий в Архангельское. Во время прогулки
к нему
на  лавочку подсел генерал Дмитрий Тимофеевич Шепилов.  Утесов пожаловался,
что чувствует себя неважно,  сердце пошаливает. Потом сам себя перебил: “Ну
что это  я все жалуюсь по-стариковски. Хотите анекдот?”  Пока Шепилов
смеялся, Леонид Осипович тихо умер.  Это
случилось в день его рождения – Утесову  исполнилось 88 лет.

*СКАНДАЛ НА ВСЮ  ОДЕССУ*“Я считаю, что родился 22 марта 1895 года,
энциклопедия,  считает, что 21-го.
Она энциклопедия и ей видней”, -  смеялся Леонид Утесов. Место рождения -
Одесса,  Треугольный переулок, дом 11. Впрочем, его настоящая  фамилия вовсе
не Утесов, а Вайсбейн, а имя -  Лейзер, по-домашнему Ледечка.
Отец будущей  знаменитости - тишайший и боязливый Осип Калманович - служил
экспедитором порта, т.е.
следил за отправкой товаров  морем за жалование, которое его супруга
считала “прямо-таки  смешным”.
Настоящей главой семьи была Малка  Моисеевна – дама неустрашимая,
решительная и крутая нравом.
Ее  не
смели обсчитывать даже на одесском  привозе.
Каждый вечер, вернувшись со службы домой, Осип Калманович робко
присаживался  за стол напротив супруги. “Выкладывай”, - говорила она. Осип
Калманович “выкладывал”: “Так. Выхожу я утром из дому.  Так. Встречаю Мирона
Яковлевича. Он мне и говорит…”.  Его монотонный монолог время от времени
прерывается жениным: осуждающим “Ай!”. Пятеро детей сидят  рядком на диване,
молчат и слушают.
Взрослым  Утесов в шутку сказал отцу: “В Саратове один мужчина изменил
своей жене. Так что ты думаешь? Умер!”
Отец
ответил  наставительно: “Вот видишь, как бывает…”
По  общему мнению Ледя пошел в Малку Моисеевну. Он был
зачинщиком и  победителем доброй половины всех
мальчишеских боев в  Одессе. К тому же у него вечно водились какие-то
мелкие
деньги  непонятного происхождения. Родные беспокоились: сможет ли
Ледя  в будущем найти себе профессию, не связанную  с какими-нибудь аферами,
грабежами и тому подобным. Вся  надежда была на училище Файга – там даже
отъявленных
сорванцов  выводили в люди…
Комерческое училище Генриха Файга  на углу Торговой и Елизаветинской знали
далеко за пределами  Одессы. Это
было единственное в Российской империи  учебное заведение, где допускалось
обучать не пять,  а пятьдесят процентов евреев из общего числа  учеников.
Да вот только состоятельные русские  семьи предпочитали платить за
обучение своих детей  в какой-нибудь гимназии. Получалось, что еврей,  чтобы
отдать своего отпрыска в училище, должен был  платить и за него, и еще за
какого-нибудь русского  мальчика, родители которого хотели сэкономить. К
Файгу съезжались русско-еврейские пары из  Гомеля,
Бердичева, да что там! из самих Москвы да  Киева. Это был настоящий Ноев
ковчег! Цена на обучение  была
установлена весьма умеренная, а порядки в  училище - самые
демократические: за всю  двадцатипятилетнюю
историю существования  коммерческого училища Файга оттуда был отчислен
один  единственный ученик –
Ледечка  Вайсбейн!
Однажды преподаватель математики позволил  себе схватить шестиклассника
Вайсбейна за ухо.  Мальчик
освободился, дернув кудлатой головой, встал  из-за парты, подошел к окну и
зачем-то опустил  глухую штору – в классе воцарилась тьма. Когда  штору
подняли, на лице бедняги-математика  обнаружился только один здоровый глаз –
второй заплыл, а  бровь сочилась кровью. Это было слишком даже  для
ангельского терпения Генриха Файга.
Терять  Леде было совершенно нечего. Тем же вечером, не дожидаясь
родительской кары, он уехал из горда с
бродячим  цирком некоего Бороданова, гастролировавшего по Малороссии.
Его  приняли в труппу как человека, способного написать афишу  – никто из
барадановских артистов грамоты не  знал.

*ОТ ТРАГЕДИИ ДО ТРАПЕЦИИ*Год 1910.  Ледя колесит с Барадановым из города в
город, хватает на  лету
опасную цирковую науку: работает на трапеции,  ходит по канату под самым
куполом без  какой-либо
страховки. Его бесстрашие восхищает даже  бывалых цирковых. “А я
заговорен, - хвастается Ледечка.  – Жены у меня нет, дома нет, состояния
нет, даже костюма  приличного – и того нет. Удача таких любит”.
  Впрочем, женой пятнадцатилетний Лейзер уже совсем было  обзавелся.
Выгодная невеста подвернулась ему в
  Тульчине: Анна Кольба была красива и имела приданное (100  рублей,
портсигар и серебряные часы). Ледя,
прибавив  себе для солидности пару лет, сделал предложение, но в
последний момент вдруг попросил у будущей свекрови рубль  семьдесят копеек и
уехал в Одессу – якобы за личными вещами и за родительским согласием. Аня
слала ему письма каждый день, на конверте выводила: “Лети мое письмо к
Ледичке в окно. А  если неприятно, прошу вернуть обратно”. Ледичка на эти
послания  не отвечал. Много лет спустя в кафе-шантане на  Крещатике
черноглазая красавица пела цыганские романсы. Не  в правилах Утесова было
оплачивать ужин  малознакомым дамам, но тут он не устоял – пригласил ее за
свой столик, просил заказывать, что душеньке  угодно.
“Цыганка” придирчиво изучила меню и  заказала какую-то дешевую малость –
всего-то на  рубль семьдесят копеек. Молча съела, поднялась  из-за стола,
сказала: “Я Анна Кольба, ваша  невеста. Считайте, что долг моим родителям вы
отдали”.
В Одессе Ледя дебютировал на театральных  подмостках. Его первая роль была
небольшой: выбежать на  сцену
перед началом представления и крикнуть:  “Хватит хлопать, хочу лопать!” А
в один прекрасный день  на морском берегу ему встретился знакомый  артист
Сковронский: “Тебе нужно придумать  сценический псевдоним. Что-нибудь
красивое,  возвышенное…”.
Возвышенное? Ледя осмотрел прибрежный  пейзаж. Возвышенности в поле зрения
имелись. Скалов?  Нет, такой в Одессе уже есть. Горский? Их вообще  двое!
Тогда Утесов! Леоднид Утесов!
И вот уже  не Ледя Вайсбейн, а Леонид Утесов колесит по стране. Его
репертуар значительно расширился:
один из его  бенефисов назывался “От трагедии до трапеции”. Представление
начиналось в восемь часов вечера и длилось до двух ночи.  Сначала шла сцена
у следователя из “Преступления и
наказания”  (Утесов в
роли Раскольникова), потом – первый акт из  оперетты “Прекрасная Елена”
(Утесов пел Менелая), потом  - скрипичное трио (Утесов – первая скрипка),
потом пантомима, куплеты, комический  рассказ, эксцентрический танец,
романсы,  пародии,
жонглирование и полет на  трапеции. Особенно горячо Утесова принимает
Одесса-мама.  В числе верных поклонников – некоронованный король города
Михаил Виницкий, более известный как Миша-Япончик. Вообще-то Миша по своим
воровским законам должен был Утесова убить:
тот  позволил себе ударить кого-то из его ближайшего окружения.
Но  дело
кончилось миром, да так, что Утесову позволено  было в любое время
захаживать в кафе “Фанкони”  (что-то
вроде штаба Япончика). Леонид Осипович  этим пользовался. Однажды
куплетист Лев  Зингель пожаловался ему: фрак украден, не в чем  выступать.
Утесов кинулся в “Фанкони”, а когда  приехал обратно в театр, увидел
ошарашенного Зингеля,  утопающего в
разноцветном ворохе фраков –  “мальчики” Миши-Япончика не смогли
припомнить, какой именно  они
украли из театра, и привезли все восемнадцать.  Когда же во время
гражданской войны и безвластия  жители
Одессы, опасаясь грабежей, стали неохотно  ходить в театр, Утесов снова
обратился к  Мише-Япончику.
“Король” вник в проблему и велел  написать на афишах: “Свободный ход по
городу до 6 утра”.  Одесситы все
поняли правильно и снова стали покупать  билеты.

*СПАСИБО, СЕРДЦЕ!*А сколько у него  было поклонниц! А ведь это не всегда
идет на пользу артисту. Одна
экзальтированная поклонница, прочитав в  утренней газете, что Утесов
погиб, упав с  каната, застрелилась за несколько часов до того, как  в
вечерних газетах вышло опровержение - на самом деле он,  действительно упав,
отделался ушибами и как ни в чем не
бывало  продолжил спектакль. В другой раз за    Утесовым с шашкой наголо
гонялся усатый
верзила-полицейский, муж очень  хорошенькой, но ветреной жены,
любительницы театра и
актеров.  С каждой из своих партнерш (а их, учитывая частую смену  театров,
у Утесова была уйма) он непременно заводил роман.
Вот  и актриса Леночка Гольдина (Сценический псевдоним –
Ленская),  сразу влюбилась и на второй день знакомства согласилась
выйти  за семнадцатилетнего Утесова замуж. Почему он вдруг решил  жениться,
и почему именно на Леночке? Не то
чтобы  Утесов влюбился сильнее обычного, и не то чтобы партия  оказалась
сколько-нибудь выгодной… Но Лена, будучи старше
его  на три года, была неуловимо похожа на Малку Моисеевну – и  лицом, и
нравом.
У Лены были утеряны документа, и  целый год Утесов искал раввина, который
бы согласился их  обвенчать.
Наконец, когда Лена была уже глубоко  беременна, нашел. Выйдя из синагоги,
молодой супруг  сказал:
“Твой единственный действующий документ –  мой паспорт, в котором ты
теперь записана. Ты никогда  от
меня не уйдешь!”. А через несколько дней у  них родилась дочь – Эдита,
Диточка. Отцом Леонид Осипович  был, может, и не совсем обычным, но точно  –
хорошим.
Семья артиста Утесова в очередной  раз переезжает из одного города в
другой. Поезд набит  мешочниками,
спекулянтами – повернуться негде,  духота, шум... Маленькая Дита плачет.
Утесов заговорщицки  подмигнул
дочери и жене и вдруг, вылупив глаза и  дергая ртом, взвыл: “Ой, черти
побежали!” и полез руками в  чье-то
бородатое лицо, потом под платок к какой-то  бабе… Очень скоро в купе они
остались одни.
В  шестнадцатом году Утесова забрали в армию. После трех недель обучения
он неминуемо попал бы в
маршевую роту, а  там на фронт, в окопы, если бы у фельтфебеля Назаренко
не
было  молодой жены. Леонид
при каждой встрече так галантно  целовал ручку чернобровой Оксане, что
Назаренко не выдержал и …
помог выправить фиктивную медицинскую  справку, освобождавшую Утесова от
армейской службы по  причине
порока сердца. Это было настоящим спасением  для Лены и Диты –
артистический заработок Утесова, пусть и  не
слишком большой, был их единственной статьей  дохода.
Сорок девять лет Леонид Осипович прожил со  своей женой. Шло время, росла
его слава, а вместе с ней  -
его состояние. И вот Елена Осиповна -  оплывшая, грузная – скупает все
новые и новые  музейные
бриллианты у полуподпольных московских  ювелиров. Мотовство? Отнюдь нет:
припас на черный день.  Она
вообще очень рационально вела финансовые дела  семьи, не позволяя ни
копейки потратить  попусту.
Характерный пример: дом Утесовых славился  купеческим безудержным
размахом. Владимира Маяковского,  Исаака
Бабеля, Михаила Зощенко, Исаака  Дунаевского еженедельно кормят рябчиками,
осетрами,  черной
икрой, стол сияет столетним хрусталем,  двухсотлетним фарфором… А вот
скромной театроведке Людмиле  Бурлак,
на протяжении трех лет ежедневно приходившей  в дом к Утесовым, чтобы
помогать в работе  над воспоминаниями, ни разу не предложили даже чашки чая.
Утесов вполне разделял женину любовь к экономии. Даже на  хорошеньких
женщин, которых, женившись, вовсе не забыл, он  умудрялся совсем не
тратиться.
Одна актриса из  театра Немировича-Данченко вспоминает: когда Утесов
впервые  напросился к ней домой, она бегала по знакомым и занимала  деньги
на угощение. Удалось раздобыть бутылку водки,  две порции бычков в томате…
Увидев стол, Утесов удивился:  “У тебя что, больше ничего нет? Надо прислать
тебе корзину
от  Елисеева”, - и … ничего не
прислал. А на следующий  день на столе снова были одни бычки, и снова
Утесов  удивлялся.
Когда его упрекали в изменах жене, он  отвечал: “Не волнуйтесь, Лена не в
обиде. Моего еврейского  сердца
хватит на всех”. Но однажды Утесов влюбился  не на шутку, и даже, собрав
чемоданчик, ушел к
  очаровательной и юной партнерше по спектаклю, Елизавете
Тиме.  Был февраль, метель, лютый холод.
Елена Осиповна  купила подводу дров, прислала к дому Тимме вместе с
запиской:  “Топи. Следи за здоровьем
Леонида Осиповича”. Он  первый нашел записку. Собрал чемодан и отправился
домой. С
тех  пор Елена Осиповна
старалась держать романы мужа под  строгим контролем, не позволяя им
перерасти во что-либо  серьезное. Она
вообще стала одерживать верх над  Утесовым, а он все охотнее и охотнее
подчинялся…
В 29-ом году Утесов поехал посмотреть  Европу (тогда еще железный занавес
не опустился до  конца).
Особенно интересным он там ничего не нашел,  за исключением нового
музыкального стиля –  джаза.
Приехав в Москву, Леонид создал свой  джаз-оркестр, но не простой, а
театрализованный,  разыгрывавший
целые музыкальные представления.  Публике очень нравилось, а вот
чиновники, отвечавшие за  репертуар
советских артистов, считали теа-джаз  чуждым советскому искусству.
1935 год. Спор  разгорелся из-за песни “С одесского кичмана”. “Успех был
такой,  что вы себе не представляете, - рассказывает Леонид
Осипович. -  Вся страна пела. Куда бы ни приезжал, везде  требовали:
“Утесов, “С одесского кичмана!”. “Если вы еще  раз споете про этот ваш
приблатненный кичман, это  будет ваша лебединая песня”, - предупредили его.
В  то
время машина массовых репрессий набирала  ход, спорить было слишком
опасно, и Утесов послушался.  Но
тут ледокол “Челюскин” застрял во льдах, и  вся страна следила за тем,
спасут ли  герои-летчики
героев-челюскинцев. Спасли. В  Георгиевском зале Сталин устроил прием в
честь полярников,  пригласил
петь Утесова. В разгаре концерта к артисту  подошел дежурный с тремя
ромбами в петлице и шепнул:  “Просят
спеть “С одесского кичмана”. “Мне запретили,  - объяснял Утесов. – Ведь
чуждая идеалогия!”.
  “Пойте!”, - настаивал офицер. Утесов спел. Полярники залезли на  стол,
топча унтами тарелки и бокалы.
Сталин довольно  попыхивал трубкой. Потом Утесов еще трижды исполнил
запрещенный  шлягер на бис…
Утром 16 мая 1939 года бледная,  встревоженная Елена Осиповна разбудила
мужа: “Ночью
арестовали  Бабеля.
Его книги с дарственными надписями нужно  уничтожить. И, конечно, это”, -
показала она на  фотографический
портрет Исаака Эмануиловича,  стоявший на утесовском письменной столе. “Он
мой лучший
друг, -  слабо
сопротивлялся Леонид Осипович. Я уверен, он ни  в чем не виноват, в НКВД
скоро разберутся и его  выпустят”.
“Ай!, - отмахнулась жена. - Ледя, делай,  как я говорю”. Если бы Утесову,
как прежде, нечего  было
терять… Но теперь он - уважаемый человек,  народный любимец, владелец
стометровой московской  квартиры,
всевозможного антиквариата, сберкнижки… У  него жена и двадцатишестилетняя
дочь, которых нельзя  ставить
под удар. Наконец, у него свой оркестр –  кто, как ни Утесов, обеспечит
музыкантам кусок хлеба?  Словом,
Леонид Осипович сдался. Вместе с портретом  друга и его книгами он заодно
уничтожил и  еврейскую
энциклопедию… Утесов и сам не заметил, как  в его душу вползало нечто,
чего раньше он ведать не  ведал
- страх…

*ВТОРАЯ  ЖЕНА*Однажды в 1944 году в коридоре Мосэстрады к Утесову
кинулась безумного вида девица,
с криком: “Если не у  вас танцевать, то все равно где, хоть в колхозе”.
Рядом с
ней  топтался застенчивый молодой мужчина невероятной  красоты. Утесову эта
пара чем-то сразу понравилась.  А посмотрев, как они танцуют, Леонид
Осипович воскликнул:  “Дети, сама судьба привела вас ко мне!”
“Ну
конечно! Стала бы я  ждать, пока судьба приведет
меня туда, куда мне  надо!”, - подумала Тонечка Ревельс. На самом деле ей
пришлось  применить всю
свою немалую природную изворотливость,  чтобы, пробившись через
бесконечные военные  патрули,
доехать самой и довезти мужа – Валентина  Новицкого, мужчину вполне
призывного возраста - из
Хабаровска  в
Москву без каких-либо проездных  документов.
Главный администратор утесовского  оркестра, почуяв в характере новой
танцовщицы изрядную  долю
авантюризма, с первых минут невзлюбил  Тоню, пробурчал: “Танцевала тут до
вас одна, и  были
романтические эпизоды. Жене Утесова все это  не понравилось, и я уволил
девицу”. Да что тут  изменят
предупреждения? Тоне – двадцать два,  она честолюбива, бедна и никому не
известна. Утесову  –
под пятьдесят, он знаменит, шикарен и моложав. И  еще – утратив
собственное бесстрашие и бесшабашнсть,  он
очень ценит эти качества в  других…
Их любовь началась на гастрономической  почве. Гастроли. Гостиничный
номер. Тоня подпольно  жарит
котлеты. Раздается стук. “Администратор!”,  - пугаются супруги
Новицкие-Ревельс. Но на  пороге обнаружился улыбающийся Утесов: “Дети, а
почему  вы прячетесь в номере?” Попробовал котлету, и  стал наведываться
каждый вечер. Узнав от администратора по  телефону об этих трапезах, Елена
Осиповна позвонила в  гостиницу: “Леонид Осипович полнеет, ужин у него
должен быть легким”. Котлеты Тоня в срочном порядке заменила на  кефир…
Одни гастроли кончались, другие начинались.  “Тонька - чудо. Остроумная
изобретательная, веселая.  Умереть
можно. Клянусь гастрономом!”, - восхищался  Утесов. И думал: “Эх, встретил
бы я Тоньку лет на  пять раньше”… Теперь же страх, однажды поселившийся в
душе  Утесова, не позволял ему взять и резко поменять свою жизнь.  Впрочем,
все устроилось без семейных драм: Новицкий был не  ревнив, да и Елена
Осиповна очень скоро перестала возражать  против нового мужниного романа.
Видимо, ей и без ревности  хватало забот, особенно с дочерью. Эдита давно
уже  выступала
вместе с отцом и вела ту же кочевую  гастрольную жизнь. Да и характером
она пошла в Утесова.  Словом,
своему мужу Альберту – добропорядочному  режиссеру документального кино –
Дита изменяла с  таким размахом, что честь семьи Утесовых часто  оказывалась
под угрозой.
Очень скоро Тонечка  Ревельс научилась быть необходимой всем членам этого
семейства.  Для дочери она стала бескорыстной наперстницей: “жилеткой”,  в
которую можно было выплакаться, подружкой, перед которой  можно было
похвастаться, компаньонкой, которой можно было  поручить организацию
очередного романтического свидания… Для жены Тоня была “глазами” и “ушами”:
в случае, если увлечения Эдит становились слишком угрожающими, именно Тоня
должна
была предупредить Елену Осиповну. К тому же  та, загруженная хлопотами о
московском доме, не  могла сопровождать своего мужа на гастроли, а кому  еще
можно было поручить заботу о здоровье  Леонида Осиповича, его режиме и
гардеробе, как не  верной Тоне! Ну а для отца семейства Тонечка  была
праздником, свежим ветром, оживлявшим и
  разнообразившим его немолодую жизнь. При этом Утесов мог  отругать ее за
опоздание с возвращением ему
  двухрублевого долга: “Елена Осиповна будет  недовольна”…
С годами
его характер  все сильнее менялся, становясь
все менее похожим на  материнский и все более – на отцовский, робкий…
Утесов стал  мнительным, неуверенным, часто впадал в депрессии. Выход  на
сцену теперь превратился для него в пытку –  его преследовал страх провала,
ничем, впрочем,  не обоснованный (публика принимала его с  неизменным
восторгом). Чтобы взбодрить мэтра  перед
выступлением, Тоня придумывала всякие смешные  штуки: то приколет к его
сценическому костюму целую  бездну
голубых бантиков (Утесов откалывал один за  другим, но находил все новые),
то увесит дурацкий фикус  на
подоконнике гримерки яблоками, то просто  нарисует какую-нибудь смешную
картинку. А уж как она  умела
его хвалить! Целые истории ему рассказывала о  нем же самом – величайшем
джазмене. “Тоня, дальше!”,  -
молил Утесов с детской доверчивостью. Иногда  тонины “штуки” оказывались
рискованными. То в
  Ленинграде она зазвала его на замерзшую Неву, а лед дал
трещину  - Утесов боялся идти к берегу, Тоне
пришлось вести  его за руку. То в “Астории” она потащила его в пустой, без
лифтера, лифт, уверив,
что умеет управлять рычагами,  а кабина застряла (в тот раз у Утесова
случился приступ  страшнейшей
клаустрофобии, и Тоня еле-еле успела  вытащить его на свет Божий).
Как-то весной Тоня  и Леонид Осипович шли по улице. Она сказала: - Сейчас
мы с  вами будем целоваться, потому что  весна.
- Это  авантюра.
Тоня не слушала. Она забежала вперед и  пошла ему на встречу:
- Голубчик, дорогой! Какая  неожиданность! А я только-только приехала из
Ленинграда!
Потом Тоня точно так же “приехала” из  Тулы, из Рязани…“Эта любовь у меня
никогда не пройдет,  - вдруг подумал Утесов. – Ну почему Тонька – не моя
жена!  А Елена Осиповна все болеет. И, кажется, неизлечимо”... Его  стали
одолевать какие-то смутные мечтания о том, что было
бы,  стань он вновь свободен…
Елена Осиповна умерла, когда  Утесову было 65 лет. Никакого освобождения, и
тем более  облегчения, он не
испытал. Да что там! Даже Тоня  как-то сразу стала не нужна. Утесов засел
один в своей
гулкой  огромной
квартире, не вылезая из халата, почти не  вставая с кресла, слушая
собственные записи и  предаваясь
воспоминаниям. На сцену он решил больше  не выходить - страх совсем одолел
его. Да тут еще  Эдита
испугалась, что отец может жениться на Тоне,  кстати, тоже недавно
овдовевшей. Золото-бриллианты  Елены
Осиповны она увязала в узел разметом с  хороший абажур и отдала на
хранение сначала тетке,  потом
каким-то знакомым, державшим дома собаку,  потом еще кому-то: имея в
квартире такое сокровище,  его
хранители переставали спать ночами и просили  Диту поскорее забрать от
греха свое золотишко.
  Тоня почувствовала, что Утесовы видеть ее больше не желают.  Обменяла
свою пятиметровую комнату в Москве
на  квартиру в Воронеже и уехала. Через месяц раздался звонок:  “Приезжай!
Я очень люблю тебя!”.
Тоня приехала,  распекла домработницу за грязь и духоту, выбросила на
помойку  уютный утесовский халат
– жизнь снова заискрила!  Тоня даже заставила Утесова снова выйти на
сцену. Но о
женитьбе  и речи не
заходило. И все же она чувствовала: он уже  никогда не будет принадлежать
ей. Елена Осиповна его  не
отпустит, и дело тут не в том, что Утесов любил  свою законную жену
сильнее, чем ее, Тоню. Просто  та,
робкая половина его натуры, которая досталась  ему от отца и которую
всячески развивала в нем  властная,
экономная и осторожная Елена Гольдина,  вконец задавила, материнскую,
бесстрашную и  своевластную,
которая была созвучна ей, Тоне  Ревельс.
Потом Дита тяжело заболела (рак крови  вместе с опухолью в голове) и,
изрядно намучавшись сама  и
измучив отца, умерла. Только тогда Утесов,  наконец, сделал Тоне
предложение. Свадебная церемония  была
упрощена до крайности – из уважения к  возрасту жениха, работники ЗАГСа
согласились  зарегистрировать
брак у него дома. Гостей не было. И  никто не может сказать, было ли на
немолодых лицах  новобрачных
что-то такое, что говорило бы: “Мы ждали  этого сорок лет. Мечта,
казавшаяся несбыточной, исполнена.  Мы
счастливы”.
*Ирина  ЛЫКОВА