Интервью с Владимиром Ермошкиным

Владимир Ермошкин
 Владимир ЕРМОШКИН:
«Очень жаль, что язык "двойного дна" исчезает из нашего обихода. А "голая правда" для меня не интересна…»


Владимир Ермошкин, можно сказать, давно уже на литературном портале «Что хочет автор», но имя это ещё пока мало кому известно из сопортальцев. Причина тому отсутствие постоянной связи с Интернет. Однако, что поражает, уже в таких условиях в последнее время Владимир особо активизировался: он начал принимать участие в портальских конкурсах, его комменты  можно обнаружить в том или ином дискуссионном обсуждении, появились и первые рецензии. Всё это и подтолкнуло встретиться с ним в реале и взять у него это интервью. Вот что у нас получилось…
 
И.К.:
— Володя, литературному сообществу ты ещё известны мало. В основном тебя знают твои друзья. Поэтому, если можно, расскажи немного о себе, о твоей малой родине, родителях, где довелось постигать школьные азы…

В.Е.:
— Год назад я побывал на своей малой родине (это в Ульяновской области), на которой не был 40 лет. Если бы вы знали, как трепетало моё сердечко, как божественно звучали струны моей души, а слёзы периодически подступали к горлу и выплёскивались наружу. Я смахивал их и нисколько этого не стеснялся. Такую трепетную отдушину я мог найти только там, — в родных местах. Поверьте, это не пафос, это так и было.
Рассказ «Гроза» был написан под впечатлением этой поездки, всколыхнувшую мою память. Кроме того мостка, описанного в рассказе, ничего от деревни, в которой я именно родился, не осталось…
Семья у нас была большая — шесть человек. Отец работал сельским учителем, и мы исколесили весь район, меняя школы в связи их закрытием. Родным же для меня остаётся село Ляховка.
Мне хорошо знаком деревенский быт и сельские устои. Хотя нас и относили к интеллигенции, но крестьянское хозяйство мы вели. Как говорится, был полный двор скотины. Ещё родители занимались пчеловодством, ведя колхозную пасеку.
Школьные азы постигал вместе с деревенскими ребятишками и ничем особым не выделялся…
Я горжусь тем, что родился в деревне, вырос в ней, и люблю её своей неброской любовью. И если меня критики упрекают в чрезмерном «пояснительстве» и желании всё сразу рассказать в одном рассказе, то я с ними соглашусь лишь отчасти. Так, видимо, я устроен, и без побочных зарисовок при написании текстов не могу обойтись.
Ещё в тех местах, где прошло моё детство, очень много родников, и я до сих пор помню вкус этой родниковой воды. Очень точно и так проникновенно передают картину моего состояния, когда речь заходит о берегах моего детства, строки Владимира Семёновича Высоцкого:
 
«Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною —
Перед солоно - да горько - кисло - сладкою
Голубою, родниковою, ржаною»…
 
И.К.:
— Что ты думаешь о современной литературе?

В.Е.:
— В школе у меня были хорошие отметки по литературе. А вот литературу сегодняшнего дня я не знаю. Для меня были и остаются кумиры 70-80-х годов — Владимир Высоцкий и Василий Шукшин. Можно, конечно, назвать и других авторов, но ограничимся теми, кого назвал. Очень жаль, что язык «двойного дна» исчезает из нашего обихода. А «голая правда» для меня не интересна.

И.К.:
— Почему?

В.Е.:
— В одной «голой правде», лично для меня, нет ничего интересного. Увидел и записал, всё как было — так сможет каждый. А вот рассказать, написать об этом, не искажая факты, да чтобы ещё и дух захватывало или заставило задуматься над глубоким подтекстом... — удаётся не всем.
Есть документальное кино, а есть художественное, и у каждого получается своя правда с одним и тем же концом.
Иногда правда бывает прикрытой, спрятанной в эзоповские чащи, но для настоящего читателя, не составит труда расшифровать авторскую задумку и насладится выстраданной, одетой во многие перипетии и коллизии, правдой. Этому я и учусь у названных мною авторов, бесконечно прослушивая и читая их творения.

И.К.:
— Долгое время твои друзья, знакомые знали тебя как барда, исполняющего песни на свои стихи… И вдруг! Газеты «Наше Слово» и «Литературная пристань» публикуют новогоднюю сказку и рассказ «Суверенитет». Затем в журнале «Веси» появилась твоя «Гармония жизни»...
Откуда, почему такая метаморфоза? Что подтолкнуло тебя от стихов перейти к прозе? Что первично?

В.Е.:
— Я не знаю, кто и когда меня обозвал бардом. Извините, но внутренне я сопротивляюсь этому званию. Проще сказать, автор и исполнитель. Это даже не песни, а зарисовки, положенные на ритмическую основу. Чаще всего они написаны в юмористической форме и несут самоиронию. Этих зарисовок у меня не так много, но на фестивале авторской песни «Зелёная карета», ежегодно проходящем в окрестностях Каменск-Уральского, я бываю. На первом своём выступлении мой «Пятый угол» был отмечен жюри и принёс мне личную удовлетворённость.
Я никогда себя не причислял к когорте писателей и поэтов. Даже сейчас, когда прошло в печать несколько моих публикаций, мне прямо неловко говорить о себе, как таковом…

И.К.:
— И всё-таки?

В.Е.:
— Что здесь первично — песни под гитару, проза или стихи — я не знаю. Для меня главное — какой продукт получился, как его «проглотит» читатель или слушатель. А толкает человека на творчество его душа. Это она его просит писать. Страдает, мучается вместе с ним. Ей неважно — проза это, или стихи выплёскиваются на бумагу.

И.К.:
— Хорошо помню момент, когда пригласил тебя заглянуть к нам на литературный портал «Что хочет автор». Ты заглянул — да так и остался. Почему? Твои впечатления, мнение? Что нравится, а чего не хватает, к чему надо стремиться?

В.Е.:
— Я сначала очень тушевался и робко постучал в дверь «Что хочет автор»: «Можно? — спросил я у маститых авторов. «Войдите!» — услышал доброжелательный голос Татьяны Куниловой, получив от замечательной поэтессы первые комментарии.
Да и ваша поддержка, Игорь, для меня бесценна. Вы первый пробудили во мне ростки литературного творчества и приняли мои литературные формы, пожелав им доброго пути. Хотите — верьте, хотите — нет. Но до знакомства с вами я не написал ни одной правильной стихотворной строчки, а про прозу даже и не думал! Но литературные семена дали всходы. Первыми проросли стихи, а потом потянулась проза. Так появилась моя «Гармония жизни» — как в литературном плане, так и в жизненном. Вот уже лет пять она не отпускает меня из своих объятий… Спасибо вам!
Почему остался на портале? Здесь высокий литературный уровень и очень уютный электронный дом, в котором мне комфортно. Правда, мои технические возможности не позволяют в нём жить на широкую ногу, и я приношу свои извинения жителям Планеты Рать за редкую посещаемость.

И.К.:
— Что же, по-твоему, легче писать стихи или прозу?

В.Е.:
— Для меня трудно писать и то, и другое. Может быть, из-за того, что я пишу всё от первого лица. Это накладывает на меня большую ответственность перед читателем. Очень боюсь, чтобы в материал не попала слащавость, хвастовство, вычурность и откровенная неправда.

И.К.:
— Володя, недавно тебе довелось участвовать в двух номинациях Тургеневского конкурса, и твои рассказы получили, так сказать, критический прессинг... Тебя это как-то задело? Известно же, что писатели, поэты — народ не от мира сего, щепетильно воспринимающий критику в свой адрес. Как ты относишься к критике вообще и к своим произведениям в частности?

В.Е.:
— Грамотная критика всегда меня бросает в краску. Мне становиться стыдно за очевидные промахи, проскочившие в представленный читателю текст. Конечно, если эти промахи связаны с невежеством, то удар получается очень ощутимый. Замечания по синтаксису меня волнуют, но не так сильно. Просто писательское перо я взял довольно поздно, и сам себе даю отчёт, что с правописанием у меня не всё в порядке, хотя в школе по русскому и литературе у меня были хорошие оценки. А вот сейчас, как бы я не старался, приходится вымучивать каждый знак препинания, но и это не избавляет от ошибок. Безусловно, писать неграмотно — стыдно. Поэтому я работаю в этом направлении.
Свои произведения я люблю и с удовольствием показываю читателю. Успехи в Тургеневском конкурсе я оцениваю, как положительные. Во-первых, получил вполне справедливые замечания по всем параметрам моего творчества. И таких развёрнутых комментариев я ещё не получал. Во-вторых, это говорит о том, что меня всё-таки прочитали сведущие в литературе люди и не просто прочитали, а дочитали до конца. Замечания, по некоторым тактическим позициям, я исправил, а вот стилистику исправить не так-то просто. На это нужно время. Большое спасибо Петру Дубенко за профессиональное рецензирование моих трудов.
Возвращаясь к Тургеневскому конкурсу, удивило то, что на высокие места попали произведения с ворохом недочётов. Это существенно, на мой взгляд, принизило писательский уровень призёров.

И.К.:
— Но твои рассказы, представленные на этом конкурсе, тоже получили грамоту. И ведь какую?! «За любовь к природе»… Как к этому относишься? Ты действительно любишь природу? Хотя, конечно, можно было и не задавать такого вопроса. Я читал много твоих вещей — и везде глаз зацепляется то за рябину, то речку и лес… Что для тебя окружающий мир, природа родного края?

В.Е.:
— Огромное спасибо за награду. Я доволен рассказами, хотя некоторые корректировки в них уже внёс. Думаю, читатели этого интервью ещё раз откроют мою страничку и прочитают эти неоднозначные тексты.
Городской асфальт скрывает от нас красоту природы, и я жду, не дождусь выходных, чтобы выбраться за город и подставить свежему ветру свою жизнерадостную натуру…
Правда, буквально недавно одна из попутчиц в поезде призналась мне, что её муж совершенно не любит бывать на природе, его вполне устраивает диван и телевизор. Остаётся только посочувствовать бедолаге и пожелать здравия любителям природы, к которым я себя отношу.

И.К.:
— Володя, ты, конечно, уже в курсе, что от портальцев «Что хочет автор» появилось к тебе несколько вопросов…

В.Е.:
— Если честно, я удивлён и тронут вниманием к своей персоне…

И.К.:
— Почему удивлён?

В.Е.:
— Да как же не удивиться, ведь на «Что хочет автор» вон сколько людей, это же тысячи и тысячи! Всех и не охватишь вниманием. А тут заметили, заинтересовались…

И.К.:
— Вообще-то, правда, у нас на портале хороший, дружный народ. Да и значит, ты действительно интересен как автор, как просто человек. Тогда прямо сейчас и перейдём к этим вопросам...
Вот, например, Татьяна Кунилова задаёт первый свой вопрос: «Ты живёшь в чудесном городе Каменск-Уральском. Расскажи немного о нём и о себе в этом городе, — чем ты живёшь, чем занимаешься, чем зарабатываешь себе на жизнь... В общем, ты и твой город, — чем вы похожи?»

В.Е.:
— Интересный вопрос. Каменск-Уральский основан Петром Первым в 1701 году…
Можно я отвечу на первую часть вопроса своим стихотворением посвящённым городу?

И.К.:
— Почему бы и нет! Интересно даже…

В.Е.:
— Тогда вот сам стих:
 
КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ
 
И пусть говорят, что чудес нет на свете,
Но есть свет любви, есть церквей купола.
Есть город, рождённый на кручах Исети,
Орлом византийским расправив крыла.
 
Указом Петра встали домны державы,
Ковался здесь щит и стержень страны.
Его не забыли сраженья Полтавы,
И помнят дороги Священной войны.
 
«Да здравствует Каменск!» — я крикну открыто.
Держи своё кредо, храни свою честь!
Ведь летопись края отвагой прошита,
В ней нити металла крылатого есть.
 
Люблю я тебя, до речей неприличья…
Твои купола в поднебесье парят.
А песнь перезвона сливается с птичьей,
И в небо уносит восторженный взгляд.
 
Россия тобой гордится веками,
Уральский форпост не сломать, не согнуть.
А городу быть… и Бог праведный с нами!
С Петровских времён ты примерил на грудь.
 
И пусть говорят, что чудес нет на свете.
Я знаю, быть может, оно так и есть.
Но звон колокольный плывёт по планете,
А это ль не чудо, рождённое здесь!
 
А теперь спустимся на землю и расскажем нашим читателям, что я работаю инженером-электронщиком на одном из предприятий города. Специальность связана с телефонией и видеонаблюдением…
Я люблю, свой город, свою работу и они отвечают мне взаимностью.

И.К.:
— Танюша, как сама пишет, держит в руках подаренную твою книжку «Museum»... И ей интересно: «Это первый литературный сборник, в котором опубликованы твои стихи и рассказы, или были ещё какие-то сборники? Что в твоей жизни значит эта книжка? Я знаю, у тебя много друзей. В книжке вон их сколько, некоторые очень даже известны… По крайней мере, я о них слышала, значит — точно известны. Расскажи о своих друзьях вообще и друзьях-сокурсниках, чем они для тебя являются, не потерялись ли вы в жизни, поддерживаете ли по-прежнему дружеские отношения…»

В.Е.:
— Да, это первое книгопечатное издание, где я представлен как автор стихов и прозы, если не считать вышедшего до этого коллективного сборника «Поэтический марафон», куда также вошли мои стихи…

И.К.:
— Это большой такой, толстущий? Он ещё издан по итогам поэтического фестиваля, в него вошли все поэты Свердловской области…

В.Е.:
— Да. Я откликнулся на приглашение организаторов поэтического марафона, и мы друг за другом читали свои стихи в течении суток, тем самым установив рекорд, зафиксированный судьями. Так появился этот коллективный сборник. Мне приятно, что я причастен к этому рекорду, и не мене приятно находится в одной когорте с признанными поэтами и поэтессами, а так же с молодыми авторами, к которым я себя причисляю.
Про друзей. Настоящих друзей много не бывает, а тех, кого я могу назвать своим другом, осталось совсем немного. И чтобы последняя фраза звучала не так грустно, добавлю. На ЧХА я приобрёл новых друзей и дорожу этой дружбой.

И.К.:
— Танюша Кунилова ещё спрашивает: «Скажи, пожалуйста, что надо сделать, чтобы тебя напечатали? У тебя есть опыт, ты печатающийся автор, твои произведения печатали журналы и газеты. Поделись, что ты сделал, чтобы тебя заметили? А то ведь многие, как я, просто боятся предлагать себя различным издательствам из страха получить отказ. Может, твой опыт поможет…»

В.Е.:
— Пишущим людям всегда чего-то не хватает. Мне моих публикаций не хватает, чтобы я мог называться печатающимся автором. Мои тексты, эпизодически появляющиеся на страницах названных изданий, являются крохами в литературе… и являются они литературой — я не знаю. Я бы очень гордился тем, что напечатан в журнале «Лауреат», с чем Татьяну и вас, Игорь, я искренне поздравляю! Рецептов, кроме трудиться, у меня нет. Это, конечно, не дрова рубить, но называться поэтом и писателем для меня — чрезвычайно сложно. Ваше творчество видно не вооружённым глазом, а моё ещё надо через призму смотреть.

И.К.:
— Спасибо за тёплые слова. Танюше ещё интересно узнать подробности о том, как ты, Володя, стал бардом. Она тоже любит бардовскую песню. По её мнению, душевней её просто не придумать! И расскажите подробнее о фестивале, участие в котором принимали…

В.Е.:
— Как и все пацаны нашей молодости, баловался игрой на гитаре — во дворе, подъездах, вечеринках. Музыкантом не стал, но аккорды и ритмическую основу знаю. Вот с этим багажом я решил себя попробовать на фестивале «Зелёная карета». Мой номер объявили таким образом: «А теперь в стиле Высоцкого представляет свою песню Владимир Ермошкин!». Для меня это — лучшая похвала и личный успех. Хотя лично я склоняю голову пред талантом Владимира Семёновича Высоцкого, это самый любимый мой поэт.

И.К.:
— И последний вопрос Татьяны Куниловой: «Семья — что она значит для тебя? Знаю, ты души не чаешь во внуке. Такой молодой, и уже — дед! Гордое звание! Расскажи о внуке, смешной мальчуган, наверное?»

В.Е.:
— Огромное спасибо Тане за вопрос. Я женат. У меня две славные дочери. Марина и Катюша. Обе закончили музыкальные школы. Потом старшая дочь пошла учиться в институт психологии, а младшая — в радиофак УГТУ-УПИ, и в настоящее время работает в США. Марина замужем, и у них чудесный мальчуган Никитка, ему уже 5 лет. Годы не остановить, а в голове время от времени проскакивают такие строки:
 
Я всё чаще сейчас замечаю,
Как же сильно вас всех я люблю!

И.К.:
— Кто твой первый читатель, слушатель и критик?

В.Е.:
— Открытия не сделаю, если скажу, — конечно же, моя жена Наталья, за что ей очень и очень благодарен я. Это же такой труд: всегда столько терпения, сил, времени требуется — так сразу всего и не перескажешь…

И.К.:
— Володя, тебя всё равно можно считать состоявшимся автором. В твоём творческом багаже уже имеются и победы, и публикации, и сборники… Что можешь пожелать тем, кто только-только начинает писать стихи, рассказы?

В.Е.:
— Мне рановато давать советы кому-то ни было в этой сфере, но строчка из моего стихотворения, я думаю, им не повредит: «Я искренне вам пожелаю, из слов не метите пургу».

И.К.:
— Спасибо, Володя, за встречу, за интересное интервью… Мир твоему дому и до новых встреч!

 
июль 2009 г.