Дилетант. Квартира Светланы Малышевой

Открытый Текст
Оригинал произведения "Квартира" можно прочесть на авторской странице Светланы Малышевой: http://proza.ru/2005/10/15-84


«Квартира», - прочитал я название рассказа, и вскользь для себя пометил это обстоятельство, решив, что квартира сыграет какую-то необычную и решающую роль в рассказе.
Начало рассказа утвердило в этой догадке. Пятиугольная комната навела на мысль, что рассказ должен быть непременно мистическим. Номер квартиры «4» только добавил уверенности в этой мысли.
(пентограмма со времен Вавилона и Египта – знак оберегающий, а цифра «4» содержит только один символ – «сторож») (правда, перевернутая пентограмма означает сатану на шабаше, но предполагать комнату такой формы показалось неуместно, что это за строители, которые до такой степени не рационально смогли бы спланировать полезную площадь)
Такое детальное описание квартиры и наличие в ней подобной комнаты предполагало, что все остальные значимые действия обязательно будут происходить именно в этой комнате.
«Особенная квартирка».И ближайшие события это поначалу подтвердили.
Но на удивление далее этого не произошло.
Персонажи, события,  время действия сразу после описания квартиры стали скакать с невообразимой быстротой и, на первый взгляд, без всякой видимой логики. А «Особенная» квартирка превратилась все же в «Нехорошую квартирку»
Появление чувашки Василисы и ее сестры застало врасплох, причем - кем они приходятся Люське слишком долго оставалось неясным. (К этому моменту, судя по описаниям персонажей, читатель в моем лице решил, что Главной героиней рассказа будет Люська) Дальше - больше. Появление большого количества действующих лиц стало разрастаться снежным комом, и разобраться: кто кому и кем приходится - стало затруднительно.
Письмо Евдокии хороший фрагмент, несколько затянутый, как мне кажется. А Евдокия тоже жила в той нехорошей квартире? (Мужа схоронила, "дитё", женатое и обрюзгшее, спилось потихоньку ) Или уже квартира, как место действия, разрослась до размеров всего городка. Какие основания у Евдокии сдавать квартиру своей сестре, и кто такая Евдокия? На основании чего она распоряжается квартирой? А Шура, которая бросилась с балкона? Она жила в той же квартире, или она нашла балкон для суицида на другом краю города? И вообще – кто такая Шура? Если она жила в той же квартире – как она там оказалась (квартиру же продать не удалось), а если совсем в другой – то ради чего она попала в повествование? К этому моменту роль Люськи в рассказе сошла на нет, и на место главной героини стала претендовать Василиса. Но ненадолго, ее тут же подвинула в сторону Евдокия с мужем Егором Егоровичем и многочисленными детьми, которые по непонятным причинам, словно тоже пожили в «нехорошей квартире», закончили плохо. Следом явился дуралей Мишка. Впору себе рядом завести лист бумаги, на котором стоило бы во время чтения рисовать генеалогическое древо всех персонажей, чтобы не упустить сюжета. Слишком много имен, которые в тексте «работают» как абстрактные буквосочетания, поскольку персонажи еще не обросли какими-то устойчивыми характеристиками, или вообще не наделенные никакими хорошо запоминающимися чертами.

На протяжении всех первых четырех страниц рассказа с началом каждого нового абзаца возникала мысль: «Вот отсюда и следовало начать повествование»

И так продолжалось до конца первой части и к ее окончанию в голове образовалась тугая мешанина из многочисленных персонажей. Кто из них кто, и каким образом они относятся к «квартире» для меня осталось неясным. Пятиугольная комната потерялась в общем повествовании, но распространила свое мистическое влияние на все окрестности.
Или квартира уже утратила свое предназначение места действия (или хотя бы влияние на происходящее) к этому моменту.

К началу четвертой страницы текста, место действия вернулось в «нехорошую квартиру» («Никто не мог понять, что произошло с квартирой потом») и впервые возникли Люськины родители. («Так бродячая квартира дошла до Люськиных родителей») Но вместо Люськи акцент сместился на Бориса. Хотя тут же оборвался и все вернулось к Василине, которая, к тому времени, все же переехала в квартиру по настоянию Евдокии. Потом мимоходом возникла Ирина с жамками, и, наконец, поймав рыжего котенка, началась собственно сама история. Так мне показалось.

Вот, собственно, тот фрагмент рассказа, который мне дался с невероятным трудом, и я не уверен, что разобрался с ним однозначно.

Дальше все наконец-то определились: кому чего надлежит делать в рассказе, и занялись своими прямыми обязанностями. Определился главный герой – исчезнувшая вместе с котенком Василина (только начав читать вторую часть – понял, что в очередной раз ошибся… Примирило меня с этим обстоятельством только ремарка – «продолжение следует».)

Мне представляется, что этот фрагмент буквально требует упрощения сюжетной линии.

Вторая часть никаких трудностей при чтении не доставила.

Но что-то надо делать с принадлежностью к жанру. Или это мистика на фоне реальных событий, или чистой воды реализм, разбавленный отчасти местными суевериями, как во второй части. Мне все же ближе мистический уклон – жаль будет бросать пятиугольную комнату, выловленную сетями рыбу и стеклянный шарик.

Теперь о хорошем: как мне привиделось по прочитанному фрагменту. Если читать отдельными фрагментами, то каждый стоит внимания – отлично написанные фрагменты, практически каждый фрагмент отдельно читается с удовольствием. Можно выделить очень много фрагментов с хорошей стороны Язык своеобычный, что меня всегда привлекает, и как только в него втягиваешься, он становится органичным и красивым. И многоплановость текста.
Должен получиться очень интересный рассказ - это общее такое впечатление от рассказа.

И немного о частностях:

* На дерматиновой обшивке от этого осталось белое =сыпучее пятно=. – вряд ли =пятно=, скорее вертикальная полоса, если мел сыпался сверху вниз, если мел пытались смывать, тогда =пятно=, но точно =не сыпучее=.

* после чего сама =решила= повеситься – =решила=, в таком состоянии, после вскрытия вен матери, вряд ли человек способен к =решениям=, решение – результат думания, пусть и скоротечного, нужно какое-то другое слово, человек во взведенном состоянии, что-то должно быть спонтанное, сиюминутное, невозможно ведь сидеть рядом с умирающей матерью (смерть после вскрытия вен наступает далеко не сразу) и думать, для того, чтобы принимать решение.

* как в тугую косу =ленты=, вплелись стоны, - читается как =тугая коса ленты=
Наверное - как в тугую косу, =лентами= вплелись стоны,

* Через неделю толстый Борька, поминутно шмыгая носом, упихивал в багажник отцовской "легковушки" коробки с домашним хламом. Собрались на удивление быстро, однако продать квартиру так и не смогли
Собрались =на удивление= быстро – после таких событий =неделя= это совсем не быстро, скорее медленно, можно было собраться за пять минут, похватал деньги, документы, фотографии и вперед. Но были еще похороны, по всей видимости, собираться времени не было, особенно в таком состоянии.
=однако продать квартиру так и не смогли= За неделю продать квартиру вряд ли возможно, чисто технически, даже без учета репутации квартирки, да и вряд ли всерьез кто-то занимался продажей квартиры, других забот полно.
Нужна какая-то иная конструкция этого предложения.

* Вот чем была интересна эта квартира - нам. – видимо, эта фраза понадобится где-то после ремарки – «продолжение следует» В прочитанном фрагменте мне она представляется излишней.

* В начале февраля Василисе, чувашке, - в предложенном фрагменте время (февраль) кажется излишним уточнением, поскольку совершенно неясно, к какому времени относятся остальные события. Уточнение «чувашка» тоже, вероятно, скажется в дальнейшем, пока я не увидел необходимости так точно определять национальную принадлежность.   

* По тексту письма – слишком много оборотов, характерных для разговорной речи, и которые человек даже полуграмотный (об этом говорит сама стилистика письма) станет вставлять в текст послания,  кроме того, обращение «Василина», «Вася» внутри текста, тоже маловероятно. Видимо оно возможно только в приветствии.

* Мы зеваем, Васенька, кажный день, сто раз в день, по разу на двадцать минут. – странная фраза для письма, где более характерно писать о событиях, о здоровье знакомых, или о том, что у соседей коза померла, а на соседней улице забор подгнил и придавил ногу почтальонше, но писать о том, что они там на работе зевают – очень сомневаюсь.

* Сидим - четверо - в швейной =и лопочем ни о чём. Кости всем подряд перемывам.=
Немыслимо, чтобы кто либо из участников посиделок признал, что они собираются для того, чтобы кости поперемывать, невозможно!!! На взгляд участников таких посиделок они заняты невероятно нужным общественно-полезным делом. 

* Ну, всё. До свидания! Авось свидимся. – До свидания – излишне в тексте этого письма, а вот Авось свидимся – очень хорошо. 

* Есть путаница при чтении письма, не всегда понятно: где само письмо, а где авторские пояснения

* которую не то, чтобы продать, сдать оказалось невозможно: =дурная слава всех распугала=. Мне кажется это уточнение излишне, это вытекает из всего предыдущего текста, слишком назойливо. На усмотрение автора.

(маленькая ремарка – то, что я пишу в замечаниях, не обязательно ошибка, а, скорее, мое собственное представление, сомнение. Если автор с моими сомнениями согласится – найдет решение, если не согласится, найдет объяснение собственной правоте, и тем и тем будет польза автору и рассказу)

* словно гвоздочками утыканный столбами для бельевых верёвок и оттого похожий на старую, с выпавшими зубьями, =массажную расчёску,= вряд ли у сельчанки, и используемый язык это подтверждает в качестве сравнения всплывет в голове =массажная расческа=, не из ее быта предмет, скорее грабли, или что-то иное из повседневного обихода и ее образа жизни. 

* А скученность домов и узкие проулки =вынуждали заядлых автолюбителей щадить нервы, слух и самое здоровье= не только новой квартирантки, но и других, =значительно менее притязательных= и ко всему уже привыкших жильцов. 

Противоречие в самой фразе – жильцы ко всему уже привыкли и стали менее притязательны -  к чему они привыкли и на что они не притязают? На тишину во дворе и в проулках? Тогда к чему автолюбителям так утруждать себя? 


* у единственного окна, выходившего в =этот= не слишком устроенный – =этот= - лишнее слово. 

* сразу после работы, =появляться в интересной квартире=. – из-за чего она там стала появляться? Не потому ведь, что квартира «интересная», а потому, что в ней поселилась сестра.

* и будет просить свою бойкую сестрицу =Дусеньку=, - если я правильно разобрался, Евдокия старшая сестра, вряд ли Василина будет называть ее уменьшительным именем, неоткуда взяться такой привычке, десять лет разницы в возрасте, да и по тексту среди обилия действующих лиц =Дусенька= словно еще один персонаж, поскольку до сих пор она была Евдокия и баба Дуня.   

* лишь бы не сидеть "цельными днями" у окон и не печалиться о судьбе =забытой= в деревенском доме кошки. – вряд ли кошку =забыли=, когда собирались переезжать, собиралась Василина, скорее всего, долго и тщательно, с кошкой видимо даже попрощалась всплакнув, скорее =оставленной=, или =брошенной=   

* благословляла супостата-Гитлера, искалечившего её мужа до степени неузнаваемости прежним семейством. – кто искалечил ее мужа? Супостат Гитлер или прежнее семейство? Не разобрался с этой фразой.   

* его крутого, =замешанного на войне характера=, из-за которого, - к тому времени, когда Евдокия пошла замуж за женатика, его характер был УЖЕ замешан не только на войне, но и на десяти годах лагерей. 

* не дойдя до дома двух кварталов (дружки разбежались с весёлыми женщинами, не до него им было); - дружки разбежались тоже за два квартала от дома? Видимо, намного раньше.

* Перед тем водолаз долго ходил по дну, пытаясь определить сквозь мутную воду =последнее прибежище пловца.=  - стилистически =последнее прибежище пловца.=  выглядит не из этого текста, скорее, характерно для какой-то притчи. 


* Егор Егорович за двадцать лет впервые осознал, насколько дорога ему "вторая супружница" =и какою странною любовью любил= он её все эти годы. – в тексте нет никаких упоминаний о том, как они жили, и в чем проявлялась =странность любви=

* Два гроба в разных местностях =составили дилемму,= - =составили дилемму= тоже фраза стилистически не из этого текста.

 * Евдокия охала и "сумлевалась", что зря позвала сестрицу поближе. – Евдокия засомневалась в приглашении сестры только из-за котенка? Или она знала откуда-то о несовместимости котов и квартиры? Какой-то незначительный повод для таких серьезных сомнений.

* и жил под контейнером для мусора, очень удачно (или неудачно) расположенном: с небольшим наклоном из-за неровного дна. А чтоб не шатался, вниз подложили камень.-
как-то излишне подробно про контейнер, почти так же подробно, как и про квартиру.

* живому взгляду там давалось право всего лишь скучно =длиться= по невыразительной =пустыне= с панельными домами на краю. – длиться по плоскости? Или вдоль домов по краю пустыни? По плоскости - сильно сомневаюсь в правомерности. 

* взвешивала килограмм =спорной продукции.= - =спорной продукции.= - словосочетание тоже не из стилистики этого рассказа. 

* Он поцарапал две-три грязные ладошки и =одну мозолистую руку, = - кому принадлежала мозолистая рука? Одному из пацанов, игравших в футбол? Там кажется всем участникам не больше шестнадцати лет.

 *          - Васенька! - окликнула тихонько, уже страшась громким зовом смутить покой, который не от жизни. - Кыс-кыс, Рыжий! Кыс-кыс, на, на, на хлебца! -
На мой взгляд слишком рано по ситуации Евдокия стала звать котенка, скорее она бы прибегла к этому способу уже после того, как обошла всю квартиру и заглянула во все шкафы без исключения.

Вот собственно некоторые сомнения в той части текста, которая до звездочки (*)

После звездочки, такое ощущение, что автор расписался, вырвался на простор, и ему самому стало все более понятно, чем в первой части, поэтому и замечаний оказалось совсем не много.

* Нрав у двоюродной тётки его матери был не склочный, может, чуточку суровый, но уже через месяц и Борька понял, что суровость эта показная, призванная скрыть врождённую зыбкость чувств легко обидчивой в душе "тётьМаши"
И далее в тексте:
* И потому вздохнула тяжело Мария и сказала, как отрезала:
Несколько вступает в противоречие приказной тон распоряжения тети Маши с описанием свойств ее характера выше. Это могло бы быть, если бы в тексте было написано, как тяжело дался ей такой тон, но в тексте я этого не нашел.

* Недовольно блеяла коза, добегавшись по кругу =в радиусе= привязанной к колышку верёвки, - =в радиусе= - слишком специальный термин для специфичного языка повествования. 

* =Эфирной вуалью= скользнул на дом покой наступающей ночи, когда тётка Марья, немного волнуясь, начала рассказывать - =Эфирной вуалью= - слишком салонно выглядит в этом рассказе.

* Люська испуганно посмотрела на неё, прикрыла ладонью рот, что-то тихо прошептала. Отец ласково растрепал её волосы, отнял руку от лица:
           – Вернулся, дочка, с тобой твой голос! Значит, так и останется. А сейчас, наверно, спать? Борис! Тебя тоже касается.
Недостаточно эмоциальный фрагмент по ситуации, все действующие лица обалдевшие от случившегося и такой отстраненный тон, с которым отец принимает такой подарок судьбы, на который, может быть, надеялись всю жизнь и всю жизнь втихомолку ожидали.


С уважением, ББ