Почему плачет калиф

Алишер Таксанов
Там, на Востоке, где пустыня и оазисы стирали границы и солнце величественно совершало свой круг по небу, где горы плавно переходили в долины, а реки сливались с озерами, находилось государство, которым правил мудрый калиф. Любил его народ за справедливость и честность, за хорошие налоги и защиту от врагов, за поддержку учений и образования среди простых граждан. И поэтому, что не делал калиф, то воспринималось это с добрым сердцем каждым.

Сам же калиф старался сделать все, чтобы счастлив был народ и меньше знал бед и несчастий. Но нельзя сказать, что этого он сам мог избежать, ведь жизнь – она порой преподносит сюрпризы даже благородным людям.
Однажды и ангел смерти Азраил посетил дворец калифа, забрав с собой любимую супругу - красавицу и добрую женщину. Плакал народ, провожая ее в последний путь. Потому что считали, что только достойная могла находится рядом с мудрым правителем.
Не плакал только калиф.

Прошло еще какое-то время, и вновь проскользнул черный предвестник смерти, и на этот раз его жертвой оказался сын калифа – молодой и храбрый воин, который мог потом взойти на трон. Рыдали все – и стар, и млад, ибо считал каждый, что понесена государством большая утрата.
Ни слезинки не проронил калиф.

Еще какое-то время пролетело, и вновь стоит у стен дворца Азраил, махает своей косой. На этот раз коснулся он жизни матери калифа, столетней старушки. Народ на этот раз не плачет, ведь ушла в иной и светлый мир не молодая, а достаточно прожившая на этом свете женщина, и смерть – это просто освобождение от бренного тела. И перед Аллахом предстанет та, которая сможет дать отчет о своих благих деяниях на земле.
Но горько плакал калиф.

Удивились тут его визири и советники. Подошли и говорят:
- О, Великий! Мы плакали, когда умерла ваша любимая жена, а вы сдержали свои чувства. Потом к Аллаху ушел ваш любимый сын, и тут вы не стали горевать, ваши подданные не могли успокоиться от горя. Теперь Азраил забрал вашу мать, святую женщину. Она прожила немало светлых годов, вкусила прелести жизни, даже устала от существования на этой грешной земле, и ее смерть, хотя и печальна, однако это скорейшая встреча с Всевышним. Мы читаем ей напутственные молитвы, просим открыть перед ней двери рая. Но тут вы расплакались. Можете сказать нам, почему?

И отвечает им калиф:
- Когда умерла моя жена, то было грустно, но я не плакал. Потому что еще молодой и красивый, смогу найти себе спутницу жизни, жениться на самой красивой принцессе в мире, и станет она вашей доброй королевой. Ушел из жизни сын мой, и тут я подумал, что времени у меня много, я еще молодой и здоровый, и родятся еще дети, и среди них будут отважные воины, защитники народа и государства. А вот маму, моего самого близкого друга, к которой я мог прийти в любое время суток и без стеснения приложить голову к плечу, поплакаться и попросить совета, вот я ее ни за какие богатства на свете не смогу вернуть. И в этом причина моего горя.

Поэтому, мои подданные, любите и почитайте своих родителей, берегите матерей, помните, что им замены не было и не будет.

(Написано в соавторстве с Шарафом Домини)