Не каждый

Лёхаха
                А ты вернулась с моря - я вчера видел.
                Словно прошлой жизни посмотрел видик.
                Видик про разлуку, про твоё лето.
                Лето - это маленькая жизнь…

                Олег Митяев




          Историю эту поведал мне один знакомый. Ну не то, чтобы очень хороший знакомый, а так. Знаете, есть такая группа людей, с которыми мы вынуждены иногда сталкиваться то ли на работе, то ли в общественном транспорте, то ли в подъезде. Поэтому за абсолютную истину я это выдавать не буду, но он клялся, что это правда, и что он сам был случайным свидетелем этого события.
          Случилось это ещё в советское время, в восемьдесят каком-то году, на солнечном пляже Юрмалы – Латвийского города-курорта. Стояла замечательная летняя погода – не слишком жаркая, поэтому приятная и располагающая ко всем видам отдыха. Был выходной день, поэтому народу было уйма. Много семей с детьми, много молодёжи, много волейбольных мячей, прыгающих в воздухе. Как раз в такие дни продавец мороженого на  пляже может за пару часов заработать на новый «Икарус».
          На участке пляжа, о котором идёт речь, спасательной станции не было. Как далеко она была от того места, рассказчик не упомянул, значит это и неважно. Сойдёмся на том, что профессиональных спасателей в том месте и в то время не было. Наверняка, на многих курортах летом в солнечный выходной день переполнены даже непопулярные и сомнительные пляжные зоны.
          Короче говоря, миролюбивую картину пляжных утех внезапно стал омрачать чей-то далёкий крик из воды. Крик не от переполняющей нутро радости, а дикий крик о помощи. Услышали его не сразу, потому что в такие дни шум на пляже просто запредельный. На какой стадии несчастья кто-то сообразил, что кричащего надо спасать, никто не знал. Несколько мужчин спортивного телосложения ринулись в воду и на перегонки поплыли к тонувшему. Не знаю, нужна ли была эта конкуренция, но, возможно, этим самым пловцы азартно подгоняли друг друга, в результате чего сократили время спасательной операции.
          На половине пути до тонущего мужчины, крики прекратились. Пловцы усилили ход. Двое самых быстрых доплыли до предполагаемого места, где тонущий ушёл под воду, и стали резво нырять. Дальнейшей «кухни» я не помню, или мой знакомый эту часть просто опустил, жаждя скорее перейти к кульминации. В общем, эти двое дотащили тело до берега.
          Это был небритый мужчина лет тридцати двух - тридцати пяти. Не смотря на количество проглоченной воды, от него разило алкоголем. Ну что ж, обычный сценарий – перебрал с горячительным, полез освежиться, решил полихачить и заплыл на расстояние, не соответствующее его состоянию. Обычный сценарий, но от этого как-то никому не было легче.
          Вокруг уже собралась толпа. Детей пытались увести подальше, но это же дети. Поэтому, то и дело, в толпу просовывалось детское лицо – шокированное, но упрямо любопытное. Все стояли и глазели на лежащее неподвижно тело и нескольких пловцов, которые пытались скорее отдышаться, и выглядела эта картина пугающе. И тут один из тех двоих, которые вытащили тело, крикнул куда-то неопределённо в толпу: «Что вы стоите то все?! Откачивайте его! Откачивайте! Скорее!» И снова учащённо задышал, держась за живот.
          Как будто послушно ждавшие приказа, три человека с разных концов толпы кинулись оказывать первую медицинскую помощь. Многие проходили в своей жизни курсы первой помощи, но многие ли из нас применяли эти знания на практике? Решиться на попытку спасти человека, по-моему, очень нелегко, тем более на глазах у толпы. Но, к сожалению, ни закрытый массаж сердца, ни искусственное дыхание, ни всяческие попытки (в том числе и успешные) «выгнать» воду из лёгких, уложив тело животом на колено, не смогли оживить бледное бездыханное тело. Пульс не прощупывался, внешний вид мужчины говорил отчётливое «НЕТ» на фоне размытого водой «да». Тут и там слышались истерично-слезливые «всплески» женщин. Некоторые всё же несмело подходили к телу, предлагая свою помощь. Слепящее солнце и атмосфера отдыха вокруг «происшествия» нездорово контрастировали с холодным дуновением смерти, так неожиданно залетевшим в беззаботно распахнутое окно.
          Повествователь не уточнил сколько времени беднягу пытались вернуть к жизни. И я, не обладая особыми знаниями в области медицины, не буду утруждать себя предположениями. Послышались различные женские вскрики типа: «Всё! Всё! О, боже! Умер!» Началось колыхание толпы. На «спасателей» было жалко смотреть, некоторые по бледности не уступали утопленнику. И вдруг снова послышался крик. Но на этот раз приближающийся крик доносился не с воды, а с противоположного направления. Очень скоро стали различимы слова: «Разойдись!!! В сторону!!! Дорогу!!!» Это скоростным галопом, со стороны дюн, молодой парень в очках и плавках нёсся к месту трагедии. Надо отдать ему должное, вопил он так страстно, что люди даже не рискнули его не пропустить. Они разбегались по сторонам как тараканы на кухне, если ночью неожиданно включить свет. И причиной тому был не только его крик. Дело в том, что в левой руке он держал пол-литровую бутылку водки, а в правой – перочинный ножик. Он попеременно то отхлёбывал на бегу из горла, то поливал водкой нож и правую руку. Он был решителен и отчаян. По толпе поплыло предположение, что это близкий друг или родственник погибшего, в шоковом состоянии. Скорее всего, бутылка водки в руках парня служила этой ассоциативной нитью. Но он был вооружён, похож на среднестатистического маньяка, и надвигался так стремительно, что никто не решился его остановить. Толпа поспешно разошлась, дав парню в очках пробежать по широкому «живому» коридору к телу небритого мужчины.
          Что было дальше, ей богу, трудно себе представить. Подбегая к телу, парень диким криком проревел отчаявшимся псевдоспасателям: «Отошлииии!!! Все в сторону, мать вашу!!!» Те, в свою очередь, послушно отскочили. Парень упал на колени перед посиневшим уже телом, быстро осмотрел его, проверил пульс, ещё раз продезинфицировал руки и ножик водкой, и с решительностью полководца вспорол мужчине грудную клетку с левой стороны... Несколько женщин тут же упало в обморок. Несколько завизжали. Некоторых стало рвать. Кто-то выкрикнул: «Это не по-христиански!» Но это всё на фоне заледеневшего шока общей массы людей. А парень в это время умело орудовал внутри тела утопленника: он просунул руку между рёбер мужчины и начал делать прямой массаж сердца. То есть, то сжимал его, зажав между большим пальцем и остальными пальцами кисти, то отпускал. Вокруг воцарилось молчание…
          Вскоре подъехала «скорая» и забрала обоих. Парень в очках, назовём его, к примеру, Витя, как только вынул руку, от впечатлений сразу свалился в обморок и его никак не могли «добудиться». Работники «скорой» в дикой спешке, как им и полагалось, сказали, что, если бы Витя промедлил, то небритый мужчина в этот мир бы уже не вернулся. Если бы Витя делал это всё не так уверенно, или хотя бы чуть-чуть сомневаясь, то мог бы потерять жизненно важные секунды. Но он сделал всё в точности как надо...
          Как рассказывали Витины друзья, несколько из которых остались после инцидента на пляже, он был студентом четвёртого курса медицинского института, учился на хирурга. Учился хорошо, с некоторым даже фанатизмом, выбранную профессию действительно любил. В тот день, как и все, отдыхал на пляже с друзьями,  выпивал в дюнах. К нему подбежал друг, ходивший купаться, наспех описал ситуацию. Витя замер и секунд десять молча думал, уставившись в одну точку. Потом кинулся к рюкзаку, быстро достал ножик и остановился. «Нет же, я не смогу...» - произнёс он с такой интонацией, как будто жалел себя. «Неееет, блин, ссссмогу!» - крикнул Витя, схватив бутылку водки, сделал глоток и побежал как ошпаренный в сторону моря. До этого дня с «утопленником» Витя знаком не был. Отсутствие излишней жалости к незнакомому, помятого вида мужчине, возможно, и сыграло свою немаловажную роль. Кто знает, решился бы Витя «резать» знакомого?..
          Такая вот история. Самой курьёзной в этом всём действе мне показалась роль алкоголя. Он и утопил мужика, и в какой-то мере спас его, ибо без водки Витя бы не решился проводить такую операцию – ни в профессиональном, ни в моральном смысле. Так что же, товарищи, пририсуем небольшой плюс горячительным напиткам на фоне минздравных минусов?.. Но выпимши всё равно надо крайне осторожно купаться, не на каждого найдётся свой Витя. Вить мало. Вить меньше. Вить гораздо меньше, чем пьяных, небритых и тонущих...
          Не знаю, как сложилась судьба обоих героев этого рассказа, но надеюсь, что они стали ценить свои жизни намного больше. Первый – потому что чудом спасся, а второй – потому что чудом спас. Спас и понял, что способен спасать других, а, значит, в этом мире он не просто статист. Согласитесь, ведь не каждый на это способен. Не каждый. Теперь я знаю, что в жизни, а не в фильмах и комиксах, герои выглядят именно так – отчаянно преданные своему делу профессионалы в очках и плавках...
          Мораль рассказа, наверное, уже была высказана. Ну или покопайтесь – найдите что-нибудь подходящее для себя. История, как минимум, интересная. В каком-то плане даже поучительная. Жизненная, так сказать, история…

          Теперь, когда я слышу где-нибудь песню Олега Митяева «Лето – это маленькая жизнь», я вспоминаю этот случай. Логики особой тут не ищите, просто, наверное, возникают ассоциации со словами «лето» и «жизнь». Вот так вот. Любите друг друга!