Между прочим

Лёхаха
          Не знаю даже, с чего начать. И хоть глупо начинать рассказ такой банальной фразой, но это хотя бы искренне. Люблю, когда искренность под воздействием каких-то незнакомых мне сил превращается в художественную ценность. Люблю, когда искренность пробивает панцири различных скептиков, которым от этого становится неловко, и они пытаются скрыть свою «слабость». Но не люблю, когда искренность высмеивают, даже если она вызывает отвращение или непонимание.
          Вот сидел и думал, о чём бы написать. А в голове как назло не вертится ни одного достойного сюжета. И ведь как обидно порой – время и желание творить есть, а «обо что?» нету. Закон Мёрфи с грохотом ломает первую ступеньку, и я никак не могу сделать первый шаг, не могу начать, не на что опереться. Пилот готов, а самолёт не привезли. Фидель отрастил бороду, а революцией ещё даже и не пахнет. Змей и Ева молча смотрят друг на друга, потому что яблоки не созрели...
          Тогда вдохновение переключается (очень хочется думать, что я не сам его переключаю) на повседневные дела, и растворяется в них. Мне кажется, что это как-то вот совсем неправильно, нечестно и некрасиво со стороны опять же незнакомых мне сил. Большинство повседневных дел можно делать и без вдохновения. Достаточно не чувствовать недомоганий. А «крыльев» для этого не надо. Вдохновением надо дорожить, тратить его на творчество, на любимых людей. Именно так. Сформулирую. Не рассеивайте своё вдохновение! И, между прочим, не рассеивайте чужое вдохновение!
          Так вот, значит, собрался я что-нибудь написать, а что писать, собственно, не представлял.
          И тут внезапно я вспомнил один эпизод. Именно внезапно. Возможно, какие-то обстоятельства или подсознательные ассоциации выудили из моей памяти этот отрывок. А, возможно, просто пришло его время, и он всплыл в нужный момент в грязной канаве будней по зову неведомого будильника. Я вспоминал его по жизни несколько раз, обдумывал про себя, анализировал. Но никогда не думал, что напишу об этом. Я даже на словах не делился ни с кем этой мини-историей, ибо не чувствовал необходимости. И вот действительно же – вспомнилось в нужный момент! Бывает, однако. Ну, как-то так.
          Этот случай действительно имел место быть. Я лично был тому свидетелем. Так что повествую от первого лица.
          Была то ли весна, то ли осень. Точно не помню. Помню, что ни снега, ни солнца не было, но было облачно и сыро, а люди вокруг ходили в плащах и куртках. Я прогуливался по рынку,  держа свой путь к павильону, где отец торговал фруктами. По-моему, рынок вообще очень вдохновляет, если там не работать и часто его не посещать. А изредка окунуться в энергичный мир торговли, посмотреть на разных людей да подумать о чём-то своём – милое дело. Я шёл мимо рядов, продавали там что-то съедобное, но конкретно что не помню. Со стороны, наверное, продавцам-продавщицам всё время кажется, что я что-то непременно ищу и постоянно прицениваюсь. Но на самом деле я «вижу фигу» (иногда, причём, без кавычек) – смотрю «сквозь» товары и думаю о чём-то своём, как-то машинально останавливаясь у прилавков, потому что так надо вести себя на рынке (ха-ха).
          И вот, подходя к большим дверям мясного павильона, я увидел то, что увидел. Пожилого мужчину в тёмных очках и с тростью вела под руку женщина, может, чуть моложе его. А может и не чуть. У меня плохо обстоят дела с угадываньем возраста – иногда обидно промахиваюсь, причём обидно бывает как и новым знакомым, так и мне.
          Мужчина был слеп. Ну я хочу сразу отбросить вариант, что он притворялся слепым, хотя чего только в жизни не бывает. Мужчина правой рукой держал трость, которой «ощупывал» дорогу, а под левую руку его поддерживала женщина. Я остановился, чтобы не мешать им спокойно выйти из павильона. У мужчины было недовольное выражение лица и мне стало очень жаль его. Я часто, не вслух, а про себя, искренне сочувствую людям, которые в полной мере не могут наслаждаться этим миром, представляю себя на их месте. Я на секунду представил, как изменилась бы моя жизнь, если бы я неожиданно ослеп. В такие моменты организм пронизывает острая грусть и безысходность. Как бы я это пережил? Смирился бы я с этим? Сколько бы друзей у меня осталось после этого? Чем бы я занял свободное время? Чем бы я вообще занимался?..
          И тут, проходя мимо меня, старик оступился. Я тут, конечно же, не при чём – там была небольшая ямка. Он не упал, ничего страшного не случилось, просто оступился, немного пошатнулся и остановился. В один миг выражение его лица превратилось из недовольного в злое. И тут он хриплым, неподдельно злым голосом заорал на свою спутницу благим матом. По смыслу слов, которые встречались среди матерных, можно было понять, что он крайне недоволен тем, что оступился, и виной всему – она. Он не просто возмущался, а унижал её, не обращая внимания ни на что, кроме своего недовольства. Он оскорблял её всеми возможными словами, но самое обидное было не содержание слов, а интонация, с которой они произносились. Этот голос, полный желчи и обиды на всё и вся, как-то не вязался с аккуратным внешним видом его обладателя –  мужчина был в чёрном плаще, брюках и начищенных туфлях. Моя жалость к нему быстро улетучилась.
          У женщины и так был безобидный, набожный вид, а тут она вообще смутилась и опустила глаза, чтобы не встречаться ни с кем взглядом. Мне показалось, что такие «сцены» её спутник устраивал нередко. И хоть говорят, что ко всему привыкаешь, но эта женщина была наглядным примером того, что к публичным унижениям привыкнуть, как минимум, трудно. Я так и не понял, кем она ему приходилась – женой, сестрой, дочкой, сиделкой или ещё кем-нибудь. Но, конечно же, ни один из вариантов не оправдывал такого отношения.
          Она молча пыталась повести его дальше, но он отдёрнул руку и заматерился пуще прежнего. Мимо проходили удивлённые люди, не понимая, что происходит. Одна женщина сделала ему замечание, что, мол, его несчастье не даёт ему права так обижать других. Он крикнул что-то типа «Прикрой рот, девочка!» В ответ конечно же прилетело стандартное «Это я то девочка? Что вы себе позволяете?!» и, подискутировав неполную минуту, женщина удалилась в прежнем направлении. Его потом ещё пытались вразумить, но он окатывал всех «грязью» вместо дождя, слава богу, хоть все были в плащах и куртках.
          Когда фонтан чёрных как нефть ругательств иссяк, он прошипел «Ну пошли давай!» и они двинулись дальше. А я стоял и провожал их взглядом. Голос старика становился всё тише, а осадок внутри меня – всё гуще. Я постоял немного, и сказав себе: «Так... переварю это позже...», пошёл к отцу. Ни этой женщины, ни этого мужчины я больше никогда не видел…

          Я до сих пор это не переварил. Наверное, поэтому и пишу сейчас то, что пишу.
          Сложно сделать какие-то выводы из этой ситуации. По крайней мере мне сложно. Может у вас получится лучше. Но чем больше я об этом думаю и пытаюсь найти какие-то ответы, тем больше вопросов рождается. Можно ли обвинять в чём-то этого слепого старика? Конечно можно! А вот нужно ли? Полной истории его мы не знаем, в «его сандалях» мы не ходили, имеем ли право? Он, действительно, вызвал у меня сначала жалость, а потом непередаваемое отвращение. Но мучил бы он кого-нибудь, если бы сам не мучился? А может он помешался, когда ослеп? А может он слепой с самого детства? А может эта женщина сама виновата в том, что позволяет к себе так относиться? Или, может, она виновата в том, что он потерял зрение? И ещё много, очень много риторических вопросов, на некоторые из которых при желании каждый может ответить себе сам. Или хотя бы попытаться ответить. И желательно честно. Да, именно честно! Не лукавить, формируя внутри себя некое мнение по этому поводу…

          Мне сейчас пришла в голову мысль. Такая залётная фантазия. А что, если женщина, сопровождавшая старика, когда-нибудь прочтёт мой рассказ? Я думаю, она узнает себя. Может даже разок улыбнётся. Уж она бы ответила хотя бы на часть вопросов, если б захотела. И вообще интересно, многие ли становятся героями каких-либо произведений, даже не подозревая об этом? Так взял у друга книгу почитать, открываешь, читаешь – бац... Что-то знакомое! Ещё читаешь. Бац! Что-то до боли знакомое. Чёрт возьми! Так это ж я! И сидишь, не отрывая глаз от страницы, то хихикая, то краснея, то пугаясь чего-то. А сколько людей, возможно, ушли в мир иной, так и не узнав, что стали частью мировой литературы.… Но это уже так. Между прочим. Да, между прочим. Как, в принципе, и весь рассказ.