Под своды вселенских часов
В века устремляется Лета.
Сквозь толщу немых голосов
Нам слышится голос Поэта…
(Владимир Корнилов)
1
6 июня 2004 года Великому Русскому Поэту Александру Сергеевичу Пушкину исполняется 205 лет со дня его рождения. Это событие широко отмечается в России.
Творчество большинства дворянских писателей отражало интересы господствующего класса. Язык их произведений был вычурным и малокровным, так как не подпитывался родниками народной поэзии и не достаточно объективно отражал жизнь простого, угнетённого крепостным правом, труженика.
Исключение составляли немногие, предшествующие Пушкину прогрессивные писатели, такие как: Николай Михайлович Карамзин, Василий Андреевич Жуковский, Николай Иванович Гнедич, Константин Николаевич Батюшков и некоторые другие, не упомянутые мной писатели и поэты, которые отстаивали идею гражданского назначения поэзии, соответствовали потребностям русской литературы в художественной правде. А также отмечались своей новизной и свежестью восприятия мира…
Пушкин, придя в русскую литературу, сумел обогатить ее язык устным народным творчеством, преданиями древней старины, приблизив его к народному языку. Герои его произведений: Емельян Пугачев, Владимир Дубровский и прочие стали понятны широкому кругу читателей: ибо они выражали чаяние и боль народа, его извечное стремление к свободе, к радостной жизни, наполненной высоким духовным смыслом земного бытия.
Пушкин с детства отличался любознательностью. Бывая в деревне, где находилось их родовое имение, он дружил с сельскими мальчишками, которые обогащали его жизненный опыт, будили в нем любовь к окружающей природе, смекалистость. Кроме светлых, радостных мгновений из жизни деревенских ребят, зоркий глаз будущего поэта нередко подмечал и возложенные на их хрупкие детские плечи непосильные тяготы крепостного быта. И это все переплавлялось в его душе, наполняло ее гражданским звучанием.
И все же детство есть детство! Оно через край переполняло его тонкую восприимчивую душу верой в светлое будущее своего народа, которую он черпал из сказок, героических песен и преданий старины, рассказываемых ему по вечерам при зажженной лучине его любимой няней Ариной Родионовной.
Примером тому могут служить строки из стихотворения «Птичка», написанные Александром Сергеевичем Пушкиным в 1823 году.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны…
2
Так, как народ в большей части своей был неграмотным, то, помимо веры в Русское Православие, он неосознанно продолжал следовать заповедям языческих богов, которым служили его древние родичи до принятия христианства на Руси. Отсюда вера народа в колдунов, ведьм, леших, русалок и прочую нечистую силу, которые зачастую держали людские души в постоянном страхе. Но это не только давлело над сознанием простого человека, но и наполняло его душу поэтическими фантазиями, будило в самом народе дух противоборства злым силам.
Это все с детства передалось и Пушкину. Так позднее родилась замечательная поэма «Руслан и Людмила», принесшая ему широкую популярность среди читателей и литературной элиты.
Жуковский, восхищенный этим произведением, подарил молодому поэту свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».
В поэме рассказывается о героическом подвиге Руслана, в образе которого А.С. Пушкин воплотил черты русского богатыря, символизирующие: смелость, силу, веру в торжество добра.
Как и большинство русских сказок, поэма построена на противоборстве добра злу. Светлое начало жизни побеждает темное и мрачное, чьим олицетворением являются в ней: Рогдай, Наина, Черномор.
В ней ярко создан облик и дух старины. Как отмечали современники поэта, в поэме воплощен действительно «русский дух, здесь Русью пахнет».
3
В этом небольшом рассказе я не пытался указать на все грани творчества Великого Поэта. Да и в силу своего возраста не мог бы справиться с этой нелегкой задачей.
Но с детства я очень любил сказки Пушкина, многие из которых мне запомнились на всю жизнь – это: «Сказка о рыбаке и рыбке», «…О Попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «…О мертвой царевне и о семи богатырях» и многие другие. В них поэт воспевает щедрость и красоту русской души, смекалистость и удаль одних героев и высмеивает при этом алчность и невежество других.
И эта грань творчества Александра Сергеевича Пушкина мне очень близка и понятна. Когда я был младше, мне очень хотелось быть похожим на его смелых сказочных героев. Помню, как мы с нашими мальчишками набивали мешок соломой, подвешивали на кол и, дорисовывая глаза, усы и бороду, представляли его в виде головы-великана. После ватагой набрасывались на нее с самодельными деревянными мечами и копьями… В другой раз мы наряжали кого-либо из мальчишек в виде злого Черномора и, окружая его со всех сторон, дергали нашего друга за приклеенную из пакли бороду и после весело смеялись, торжествуя при этом, когда кому-нибудь из ребят удавалось сорвать ее. Ибо сила Черномора заключалась в его бороде.
Сказки Пушкина научили меня любви к родному русскому языку, к его богатству и поэтическому звучанию.
Вот и в нашем детском литературном клубе «Братские роднички», которому 23 ноября исполнится 10 лет со дня его рождения, большое внимание уделяется творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Мы – участники многих Всероссийских, областных и городских конкурсов и фестивалей, посвященных поэту.
Воспитанники клуба: Лиза Мамилова и Ирина Романова в 1999 году принимали участие в литературном конкурсе, посвященном 200-летию Пушкина, который проводил журнал «Сибирячок», и стали его лауреатами.
Как видим, интерес к Великому Русскому Поэту среди моих сверстников не только не ослаб, но и с каждым годом растет и каждый раз выливается в национальные праздники, проводимые не только на Родине Александра Сергеевича Пушкина, но и по всей России.