Пафос

Тина Шанаева
   Должно быть, моему поколению пафос  как средство поддерживать позитивное настроение, внушался с рождения, - наблюдаю людей, которые до сих пор выкрикивают лозунги типа - всем по потребностям, наивно полагая, что манна небесная свалится на каждого, кто выбрал  и затвердил этот лозунг,  замещающий мантру, и думаю, до чего иждивенчество  заразно - как вирус, причём передаваемый по наследству. 
    Распределение по потребностям  входило в сознание послевоенных поколений с эффектом двадцать пятого кадра и вживлялось в судьбу так органично как обещают вживить микрочипы для стерилизации неугодной половины планеты. Как то эти две идеи - растущих потребностей homo sapiens  и чистки человечества от "неполноценных экземпляров"  этого вида млекопитающих исторически дополняют  и предусматривают друг друга.  Во всяком случае, в России их взаимодействие росло и заполняло год за годом содержание так называемых пятилеток - с одной стороны, и устойчивую  систему  массовых репрессий - с другой. Любые  усилия сопровождались яркокрасочным пафосом  побед на этапах большого пути в коммунизм. А  коммунизм мерещился как некая скатерть самобранка в руках у Василисы Премудрой,  раздающей из рукавов своей кацавейки всё, чего ни пожелает дурацкая душа Ивана Не Помнящего Родства, склонная к паранойяльному позитиву. То есть - вынь да положь. Василиса, слышишь, Родина?
Родина - вынь да положь народу Ивану, столетие гулявшему по пустыне строителей коммунизма, чего он ни попросит во имя вживлённого позитива. И даже странно поначалу показалось, что нашёлся среди поющих оптимистов  такой отнюдь не мажорный голос, который точно следовал мантре с единственным отличием -  в адресате: Господи, ДАЙ ЖЕ ТЫ КАЖДОМУ, чего у него НЕТ.    
Бог не был запланирован - Он воспринимался как  некий  карикатурный персонаж, который - по слухам, всех перессорил ещё в самом начале истории - а именно на некой сакральной ступени Вавилонской башни, не допустившей  взаимопонимания в стремлении за пределы человеческой гордыни.  Моё поколение Бога не искало и в Боге не нуждалось - за редким исключением, заклеймённым непонятным и пугающим словом - диссиденты. Но лично я ни одного богобоязненного диссидента, ни самого этого слова  в первой четверти века своей жизни не встречала.  Моя юность выплывала в шестидесятые на  бумажном кораблике, сложенном из комсомольских путёвок - куда только нас не звала Премудрая Родина Василиса... Ощущение было, что по всей России непаханная целина, куда ни глянь - Клондайк, бурлящий золотоносными потоками несравненного державного будущего счастья. Чувствуете, как набирает орлиную силу  подавленный перестройкой голимый, возгоняемый как первачок,   и фасонится  ванькой-встанькой дремавший доселе пафос?
   А что если Бог, который накануне (по Ницше) двадцатого столетия умер, захотел таким образом взять реванш и воскреснуть  из куколки новой идеи в такой порхающий кнут, который исключил бы профессиональных посредников и перевел отношения с нами в более тесную, даже если хотите, интимную атмосферу? Вдруг Бог захотел, чтобы мы его усыновили в  отдельно взятом лозунге,  начертанном на мощах свободы, равенства и братства?  Стоит всмотреться в диалектику скольжения лозунга по историческим тропам  массового сознания, чтобы заподозрить, насколько  сама идея  фатальна.  А  что,  если Богу нравится пафос как стимул жить по вере в некую высшую справедливость,  как разновидность Вавилонской башни? Тогда вся человеческая история не более чем игра с бестолковыми детьми Божественного Разума, не ведающими иных исповедальных и благородных целей.  Тогда упование на - каждому по потребностям взамен вселенской любви - некий затяжной виток  истории,  приучающий  прожорливых тварей к способности бескорыстному, безвозмездному и анонимному служению во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа...