Три странички из лета

Алла Мироненко
СВЕТЛЯЧОК

Я и подружка Саша решили пойти к маленькому лесному круглому прудику. Там цвели кувшинки. Мы надеялись, что хотя бы одна распустилась недалеко от берега.
У высокой раскидистой сосны тропинка раздваивалась.
-  Ты иди на правый берег, а я пойду на левый, - предложила Саша. - Вдруг там всего один цветок? Как мы его поделим? А так достанется тому, кто нашел.
Я свернула на свою дорожку и почти сразу больно споткнулась о трухлявую деревяшку. Я уже хотела рассердиться, даже слезы обиды на глазах выступили. Но тут пенек мне подмигнул! Вначале я глазам своим не поверила.  Но пень и, правда, смотрел на меня удивительным зеленым глазочком.
Я взяла «глазок» в руки. Он лежал на ладошке и продолжал светиться.
- Кувшинка на моей стороне расцвела, на моей! Честное слово! - вынырнула из кустарника Саша. - Что там у тебя? - Что-то интересное? - заглянула она через плечо.
- Ой, какая гадость! Червяк! Брось его! Брось немедленно! - И она с силой ударила меня по руке.
- Не смей! - закричала я. Но было поздно. Светлячок упал в траву и погас.
Долго я потом лазила на коленках, отодвигая каждую травинку, заглядывая под каждый листик.  Все оказалось напрасно - лесной огонек больше не засветился...
 
АБРИКОСОВОЕ ВАРЕНЬЕ

У бабушки в саду поспели абрикосы.
- Вот я вам с собой всего надаю, - радовалась она - и компотов, и варенья.
- Свое фирменное ты нам тоже наваришь? - спросила я.
- Для тебя, внученька, непременно.
Бабушкино абрикосовое варенье было особенным. В густом, янтарном и удивительно душистом сиропе плавали целехонькие абрикосины. Вместо косточки в каждой  лежало вылущенное семечко. Дома мама прятала это варенье где-то в потайном  местечке и выставляла на стол только по праздникам. Те, кто его хоть раз попробовал, ждали десерта всегда с нетерпением.  Другие удивлялись, хвалили и просили рецепт. Мама в ответ только смеялась:
- Я и сама его правильно приготовить не умею.
Когда я представила себе, как удивлю и порадую домашних, сообщив, что мне известен семейный секрет,  то буквально повисла у бабушки на шее:
- Научи меня! Ну, пожалуйста! Я буду очень-очень стараться! Научишь?
Она кивнула в ответ и улыбнулась:
- Посмотрим, на  что ты способна.
Я думала, что бабушка сразу позовет меня на кухню. И мы с ней начнем там колдовать. Но, вместо этого, она протянула мне два больших эмалированных ведра:
- Иди в сад. Познакомься с ним в его славе плодоношения. Сюда будешь класть отборные целые плоды. Сюда - помятые.
Я не решилась с ней спорить. Просто скорчила кислую мину,  показывая всем своим видом крайнее недовольство.
С большим трудом я осилила эти два ведра. Одни абрикосы приходилось собирать под ногами. Другие снимать с веток. Под конец я так устала, что стала звать бабушку на помощь. Она сразу пришла.
На следующий день я проснулась в полном восторге:
сегодня мы начнем чудодействовать!
Вместо этого бабушка снова протянула два пустых ведра. Я глазам не поверила:
- Как? Опять собирать? Но мне же совсем не этого хочется!
- Не хочешь - не делай. - Ответила она. И пошла в дом.
Несколько дней я собирала, ставшие уже ненавистными, абрикосы. Но на кухню, с которой тянуло потрясающими запахами, меня не пускали.
- Почему,  бабушка?
- Хочешь чему-то научиться - подумай.
Я думала целый день.
Вечером  не стала читать. Поставила мобильник на шесть утра. По звонку подскочила сразу, чтобы не перебудить весь дом.
Вышла в сад и ахнула. Солнце еще не совсем взошло, Но его первые лучи уже переливались в капельках росы. Абрикосовые деревья, которые я еще вчера воспринимала почти как врагов, были сказочными!  Они сияли и сверкали рыжим летним сиянием. И пахли.
Я сорвала один абрикос. На какой-то миг показалось, что держу в руках, чудом материализовавшийся, солнечный зайчик.  На ощупь он оказался мокрым. На вкус - ароматным и очень сладким.
- Что, приняла «крещение»?
Бабушка! Я и не заметила, когда она подошла.
- Как чудесно и как красиво!
- Вот теперь я верю, что ты сможешь подарить людям эту красоту.  Ягода она тоже человека видит. Одному всю себя до капельки отдаст. А горе-повар варево и получит. Ну, надевай фартук!
 
ЧОКОЛОМ

Будапешт. Сияющий папа в аэропорте. В машине интересуется:
- Язык хорошо повторили? Сейчас проверим и, конечно, смотрит на меня:
- Как ты поздороваешься со сверстниками?
- Сиа! (привет)
- Со взрослыми?
- Сервус!
- Нет!
- Йо напот...
- Нет.
Вижу, что папа начинает сердиться. Напрягаюсь.
Ты должна говорить взрослым - ЧОколом  (целую).
- Всем? - пугаюсь я. - И в магазине?
- И в магазине. Когда-то тебя это не смущало.
Когда-то - да. Тогда я была маленькая, а теперь мне уже 13! Но для папы это не аргументы. Аргумент у него один - хочешь нормально жить в любой стране - научись соблюдать и уважать местные обычаи.
Я закрываю глаза и представляю себе, как вхожу в Москве в магазин и говорю продавщице:
- Целую!
Интересно, как она отреагирует? Или охраннику? Или директору  нашей школы? Ну, с последней более-менее ясно - родителей вызовет. А может сразу врача?
- Что ты там бормочешь?
- Я не бормочу - я репетирую.
- Репетируешь чего?
- ЧОколом.
- Приехали - говорит мама. - Нас встречают.
Она выходит через правую дверцу, я - через левую. Около машины стоит женщина и смотрит на меня с любопытством.
- ЧОколом! - кричу я ей во все горло и кидаюсь на шею. Кажется, что все делаю правильно. Почему тогда она от меня отбивается?
И тут все вокруг начинают сворачиваться пополам от смеха. И женщина вместе с ними. Даже папа вытирает мокрые от смеха глаза:
- Дочь,- спрашивает он. - Ты почему на посторонних людей кидаешься?
Как будто не понимает...