Академическая дача (очерк)
Скорый поезд «Кисловодск — Ленинград» приближал меня к заветной цели. И вот станция Леонтьево. Я счастливый, озарённый лучами ласкового августовского солнца, сошёл с поезда и направился к рейсовому автобусу. Удобно уселся у окна. Изумрудная трава, голубые дали, остроконечные сосны, старые избы маленьких деревушек, как бы прилипшие к дороге. Наконец, автобус остановился на Академической даче имени И. Е, Репина.
Перед моими глазами открылось озеро Мстино — водный торговый путь, созданный ещё при Петре Первом. По нему иногда проходит белые пароходы, пассажиры которых любуются красотами здешних мест. Около деревни Валентиновка в озеро впадает маленькая речушка Раденка, у которой, говорят, писал этюды известный русский художник Левитан.
Население живёт в старых бревенчатых домах, некоторые из них были построены ещё при Петре Первом, притом без единого гвоздя.
В хаотичном беспорядке по берегу разбросаны мостки. С них женщины стирают бельё, а мужчины ловят рыбу. А рядом с мостками выстроены бревенчатые бани. Раз в неделю над ними клубится дым, извещая о том, что наступил банный день. Вблизи Академической дачи в отдельных домах живут и работают художники со многих уголков России. Имена многих из них известны не только на их Родине, но и далеко за её пределами. Из истории известно, что когда-то здешние места облюбовала Княгиня Ольга. Также сохранился дом и та кафельная печка, у которой грела свою спину императрица Екатерина Вторая. Ныне этот дом отдан под музей. Место, где расположена Академическая дача, переходило от одного хозяина к другому.
И вот, наконец, оно перешло в ведение И. Е. Репина. Он организовал творческую дачу академистов, которые приезжали сюда создавать свои бессмертные творения.
Много лет назад при Академической даче были построены современные корпуса для художников! столовая, большой концертный зал, мастерские. Корпуса мастерских очень удобно спланированы: первый этаж для жилья, а второй для работы.
В доперестроечный период сюда приезжали по путёвкам, рассчитанным па дна месяца творческой работы, художники со всех концов страны. Такие двухмесячные путёвки иначе назывались потоки.
Во главе потока «был художественный руководитель, назначаемый Союзом художников СССР. В 80-е годы худруком был наш известный художник Андрей Ильич Курнаков. Через каждый месяц устраивались Дни открытых дверей, и все могли посмотреть, что художники создали за месяц. Создавалась комиссия, которая вместе с худруком посещала мастерские, отмечала лучшие работы и давала профессиональные советы молодым художникам.
Часто в неё входили такие живописцы, как Токарев, Кугач и другие.
На Академической даче художники работали не только в мастерских, но и на природе. Поэтому можно было очень часто видеть стоящих у этюдников и пишущих с натуры художников, изображающих живописные места. Каждые два месяца приезжала новая группа художников. Лицам, особо отличившимся, предлагали работать в следующем потоке.
В конце 80-х годов прошлого столетия Академическая дача отмечала своё столетие. Проходили концерты, работали музеи, приезжали представители Союза Культуры и выступали ведущие художники страны. А поздними вечерами на Академической даче разводили костры, и в сопровождении гитар художники исполняли свои любимые песни. Нередко эти поэтические места посещали и художники Орловщины.
Произведения, созданные на Академической даче орловскими художниками, экспонировались во многих музеях и выставочных залах нашей необъятной Родины.