Свидетель верный

Ольга Шульчева-Джарман
Предисловие

В среде любителей православной иконописи хорошим тоном почитается критиковать некоторые поздние изводы икон, как «неканоничные» . В этот список попала и икона Воскресения Христова, на которой Спаситель изображен выходящим из гроба. Если в XIX веке Н.С.Лескову приходилось защищать икону «Сошествие во ад» от упреков в, так сказать, библейской недостоверности и фантастичности, то сейчас в адрес иконы «Воскресения» нет-нет, да и послышится упрек в «упрощенности», «западности», «не являющей полноту Пасхальной тайны» и вообще в «неправославности». Мне не кажется это справедливым.

Собственно, есть два типа иконы Исхождения из гроба:

1) Христос, исходящий из гроба (со знаменем, или – как на иконе, которую я буду сейчас рассматривать - со свитком в руке) и 2 ангела у гроба (могут присутствовать и лежащие воины).

2) Христос над гробом (идущий мимо, и встречающий Магдалину), при этом пишется параллельный сюжет: Ангел у гроба, мироносицы, к которым обращается Ангел и порой - воины, лежащие у его ног.

Второй сюжет – несомненно, византийский, и рассматривать его я начала в очерке «Обретшие ветер».

Речь сейчас пойдет о первом сюжете.

Да, сюжет этот, по всей видимости, западного происхождения,  хотя и здесь есть большие оговорки (о них я надеюсь рассказать далее) . Во всяком случае, сюжет Воскресшего и Исходящего из гроба Жениха Церкви (а это уже цитата из всем известного Пасхального канона, с которым шли люди ко гробу Господню каждую пасхальную ночь в Иерусалимской церкви) на иконах появляется на Западе. Восток разрабатывает тему «Схождения во ад» - таинственную песнь Великой Субботы (собственно, иконография мироносиц относится к Субботе – как и гимнография, где мироносицы воспеваются также. Далее Пасхальная тайна преломляется в образах мироносиц во вторую неделю по Пасхе).

Однако сюжет этот попадает в страны православного христианства – и со временем принимает иконописное решение, характерное для византийской иконы. Тогда перед нами встает вопрос – нет ли здесь уже сложного богословского сюжета, характерного для иконы византийской, с ее многочисленными, переплетающимися ходами мысли, с ее мощной ветхозаветной типологией, с ее риторическими приемами – синекдохой, метанимией, метафорой.  Иными словами, можно ли прочесть икону Воскресения-Исхождения из гроба так, как икону восточную, в категориях восточной богословской мысли? Если да, то вопрос о каноничности ее разрешается сам собой.


---------------------------СВИДЕТЕЛЬ ВЕРНЫЙ--------------------------------------

…Под ногами Бога Израилева, как тогда, во времена дарования Закона на Синае – мрак и облак. Он «взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветрену» - никто к Нему не прикоснется, никто Его не удержит ( не случаен вариант текста Ин. 20:17 «не удерживай Меня») - , Он восходит туда, где был прежде.
Но мы, в отличие о Моисея, видим уже не задняя Бога неприступного, а Его Самого лицом к лицу – залог того, что мы – «чада света», которые от Бога родились и «подобны Ему будем», Он же – говорит к нашему сердцу и мы узнаем Его, и говорим Ему – «О, Учитель!» Исполняется желание сердца моего, Брат мой Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих. (Песнь Песней 8:2)

Он входит в славу Свою.  Он явил Бога людям – так, как «никто николиже» до этого»не сотвори».

Два ангела – это два Его свидетеля, «при устах которых станет всяк глагол».

Он восшел в Славу Свою на Кресте. Крест – слава Его, и слава Его – всяк человек живой. И за жизнь мира отдал Он жизнь Свою, и обрел душу Свою, и се, жив, во веки веков, аминь.

Ангелы рядом с Ним – это свидетели, это свидетельство Иисусово, которое есть дух пророчества.

Сын Человечь грядет с облаками, древним символом славы Бога Израилева, JHWH. Он – явленный Бог, Он принял Имя, которое превыше всякого имени.

Сын Человеческий – Он, тот, который явился мужу желаний Даниилу в видении, Он, идущий с облаками, Он Самый, стоящий посреди реки. Его свидетели, несущие свидетельство Церкви, молча созерцают Его, склонившись по берегам реки. Они – свидетели Воскресения, Вознесения и Второго и Славного паки Пришествия, они непрестанно вспоминают эту триединую тайну – до тех пор, пока Он не придет.

Мы, стоящие перед этими свидетелями, как немощная и плачущая Мария из языческой Галилеи, не верим им, доколе Господь Воскресший не позовет нас по имени. И тогда – мы тоже станем свидетелями, и все, что Он повелит – скажем. И то, что не возрасли мы еще в меру полного возраста Мужа совершенного, да не смутит никого из нас.

Но Господь сказал мне: не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.  Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь (Иер. 1:7-8)

Перед нами – Бог Исхода Израилева лицом к лицу. Перед нами – Повелевший совершить Пасху.

 
Семьдесят старейшин Израилевых с Моисеем, Аароном, Надавом и Авиудом «видели Бога, и ели, и пили» (Исх. 24:9-11), несмотря на предшествовавшие этому трепет и ужас природных явлений, в которых Бог открывался в древние дни. Не та ли тьма, землетрясение и ужас объяли учеников в Великую Пятницу, когда слава Его открылась на Кресте?

Ныне – они видят Бога, и едят, и пиют.

Перед ними и перед нами – Он, Пасха вечная.
Он стоит на камне – Престоле, Святой Трапезе. Гроб – это тайна Евхаристии, тайна Церкви, «тайна Креста и гроба»

Преподобный Максим Исповедник говорил, соединяя смыслы и горизонты мысли в кратком и таинственном, сильном и великом слове истинного философа, рожденного землей Гераклита, Сократа, Платона, и Плотина, и вскормленного  плотью Агнца Пасхального:

«Тайна воплощения Слова заключает в себе значение всех символов и тайн Писания, сокрытый смысл всякого творения чувственного и сверхчувственного. Но тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей. Наконец, тот, кто проникнет еще глубже и будет посвящен в тайну воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал вещи изначала» 

…Гроб Сына Божия – это камень, который положен на Сионе вовек. Гроб, как и Крест – символы Христа. Символы в том смысле, что не просто изображают Христа (как аллегории), а соединены с Ним онтологически, в самом бытии своем. Именно поэтому сильно знамение Креста, Сила Крестная – Сила Самого Христа Бога, восшедшего в славу Свою Крестом, и исшедшего ко Отцу из Гроба, из места величайшего Своего кенозиса – не только со злодеями, был Он как злодей, но даже и с мертвецами, потерявшими надежду жить перед Богом, - как Мертвец. Верующий в Камень, лежащий на Сионе, верующий в Сына - не постыдится. (Рим.9:31-33 отсыл к Ис. 8:14)

Сын Человеческий стоит на камне – Он страшен и чуден, Он – страх Иакова, тот камень, что полит миром жертвоприношения. Мироносиц объял трепет и ужас, как праотца Иакова. (Быт.28:10-17)  «яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесная» - повторяет созерцающий икону, испуганный, как Иаков, поверженный, как воины у гроба. Здесь нет воинов – созерцатель стал одним из них.

И восходят и нисходят ангелы лестницей от земли, соединенной небу, по стезе проходной Небеси,  проложенной Первопроходцем-Сыном Человеческим, тем, кто был страхом Иакова, тем, кто был Ночным Борцом. Но теперь жила повреждена на Его, человеческом бедре, подчеркнута складкой хитона.  Навсегда на теле Его – язвы гвоздиные, и кто увидит их, исповедует в страхе священном Фомы: Господь мой и Бог мой.

Но прободенное Тело Его – и есть камень краеугольный, нерукосечный, сокрушающий все царства мира и славу их.
Камень – это и скала Духа, ибо в Духе был воскрешен Начальник, Первенец Жизни Новой Иисус (Рим. 8, 2).
То – «свидетельство, что прав Господь, скала моя, и что неправды нет у Него». (Пс.91:16 - перевод С.С.Аверинцева). Духом прелагаются Дары приносимые за всех и за вся. Духом является Воскресший ученикам. Духом познается Иисус, посылающий Духа Утешителя от Отца. И мы с Магдалиною узнаем Иисуса в Духе, ибо иначе узнать Его не можем и по плоти более не знаем Его (2 Кор.5.16).
И Сын Человечь прорекает о Духе. Слушайте, кости сухие, дом Израилев, церковь непомилованная! Он – восстал из гроба, Он – благовестник Своего Воскресения! Он – первый колос и первый сноп, принесенный к жертвеннику Божию, совершенный вовеки Жертва и Жрец, приносяй и приносимый, Великий Архиерей вовек по чину Мелхиседекову. Священство Его – непреходящая, жертва Его – совершенная. Воскликнул Он на Кресте – «Тетелеста!» Совершилось! - и совершил невозможное. Жертва Его изменяет народ, чад Его.

Иисус Христос, Сын Человеческий, воскрешенный в Духе Божием, стоит перед равниной сухих костей, подобно пророку Иезекиилю. Он взирает на долину тени смертной, в которой пребывает Его народ, те, кто взирают на икону  (Мф 4.16; Ис 9.1) и прорекает о Духе. Здесь совершается то, о чем звучит чтение Великой Субботы из пророка Иезекииля (Иез.37:1-10).

Дух, о котором прорекает Сын Человеческий, придет от четырех ветров оживить сухие кости разрушенного дома Израилева, разрушенного человечества, и утешит не узнающую его Магдалину Марию взирающую на Него из тьмы, из Галилеи языческой…

Иисус приводит ставших родными Ему по богооставленности умерших с Собой, туда, куда Сам восходит , ибо Он – первый колос и первый плод от той земли (Кол. 1:18), от которой не было никакой надежды, которая была прокляла за Каина, которая приняла кровь Авеля и не вернула ее, и не дала Авелю жизни. Ибо Авель умер, и жизнь его сокрыта со Христом в Боге (Кол.3:3), но – се! - явился Христос, жизнь Авелева, кровь Авелева, семя Авелево, слава Авелева. Ибо слава Божия – всякий человек живой, как сказал священномученик Ириней Лионский.

Бог Иисуса Христа умерших во Христе приводит к Себе вместе с Сыном Своим…

Надгробный плач, penthos, в котором застывает Магдалина, не узнавая ничего вокруг, не видя мира и забыв о нем, прерывается Гласом велим от Престола – Камня Гроба. Это глас Того, кто имеет жизнь в Себе и творит суд, потому что Он – Сын Человеческий (Ин. 5:27).

Но верующий в Него не приходит на суд, он переходит из смерти в жизнь, от земли к небу, воспевая победные песни Мужа Крепкого. Муж Крепкий и Бог Крепкий связал сосуды сильного, и заснули, и пропали воины – их уже и не вспоминают больше, миновало их имя, и никто не вспомнит о них, они и не придут более на ум.

На иконе жен-мироносиц спящие воины образуют монограмму IC XC – Муж Крепкий захватив сосуды, знаменует их Своей печатью.

Дух же Святый – Великий Мартир, Великий Свидетель Воскресения Христова, Свидетель Восхождения Его в Славу Отчую. Он, Дух – Со-свидетель со Отцом о Сыне Единородном.

«Бог сый соединяется плоти нас ради: и распинается, и умирает: погребается, и паки воскресает, и восходит светло с плотию Своею Христос ко Отцу: с неюже приидет, и спасет благочестно Тому служащыя». (канон Крестовоскресен, глас 1, песнь 5 тропарь 2)

Облако славы под ногами Сына. Он взыде на херувимы и лете, лете на крилу ветреню (Пс.17:11), и мрак под ногами Его, и трепетна бысть земля, и в смятении основания гор – ибо прогневался на них Бог, прогневался в день Суда Своего и сказал северу – отдай! и югу – не удерживай! (Ис.43:6) Но Марии и женам, и апостолам, и всем друзьям Своим повторяет Он – «Не бойтесь!»

 Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. (Ис.43:12)
 
Сын Человеческий идет с облаками. У всех, кто рядом с Ним – ризы белы. Они – свидетели Ему.

А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев. (Ис. 43:10-14)

Они свидетельствуют, что положен краеугольный Камень на Сионе, камень драгоценный, не постыжающий тех, кто лишь в Нем и только в Нем, мертвом и живом, видит свою надежду.
И Камень этот спасает уповающих на Него, и губит тех, кто бежит от Него.

Яко тает воск от лица огня, яко исчезает дым – противник облака славы Божией, явления правды и жизни – тако да исчезнут!

А перед жертвенником соберутся есть и пить и взирать на Бога уже не старейшины – но новый народ, которого у Бога не было, но который Он воззвал из темноты и ничтожества смертного. И вся тварь да поклонится и да поет Имени Его, Имени Вышнего, Имени Воскресшего Сына Человеческого…

Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою. (Ис.43:20-21)

Он – Иерей вовек по чину Мелхиседекову. Он – Великий Первосвященник, тот самый Муж в льняном хитоне посреде двоих людей-ангелов на реке в видении Даниила (Дан.12:5-7).  И Он клянется Самим Собой -  ибо нет над Ним более высокого, чтобы клясться кем-то еще (Евр.6:13 ) – клянется, что времени уже не будет. День начинается с Его исходом из гроба – день первый и осмой – жизнь новая, которая была у Отца и явилась нам.  Мы видели славу Его – Единородного от Отца. Он  есть – невечерний день, Он есть – радостный и тихий Свет, который никогда не склонится к закату. И  многие, подобно Ему, очистятся, убеляться и переплавлены будут (Дан. 12:10).

Иисус Христос изображен в ризах  доминирующей голубой гаммы, мандорла Его сапфировая.

Симеон Новый Богослов говорит, что человек, пребывающий в исихии, совершенном предстоянии пред Богом, видит себя внутри подобным сапфиру.

Таинство Воскресения совершается не на виду, но в недре человеческого сердца, ибо по слову преподобного Макария Египетского – Он сходит в глубины ада и в глубокое недро сердца.

Воскресение совершается в глубине человека, Спаситель Воскресший и Свидетель верный приходит – и обитель у него сотворяет – и человек становится третьим свидетелем, вместе со Христом, а не с ангелами – он сын с Сыном Единородным.

И Дух Христов являет ему Христа на Престоле в дарах, принесенных Церковью, безутешной Магдалиной из скорбной языческой Галилеи.

И в этом свидетельство Церкви – в дарах является Сам Приносящий их ко Отцу.
Се, Откровение Того, кто в сени Авраамовой принес Сарре смех. Он явился посреди двух свидетелей – Он – свидетель верен, Ей и Аминь.
Все Трое, вся неописуемая Единица – здесь, и Он – один от Троицы, и как это совершается, никто не знает, ибо это тайна неизреченная. Но Тот, кто сидит во главе стола Авраама, теперь стоит на Престоле, в ризах белых победных, и Два Спутника Его – рядом с Ним, Воскресшим.

Горы, пускаясь в пляску Давидову о Сыне Давидове, Сыне Авраамове, Сыне Человеческом, слагают отроги, как персты, знаменуя тайну Его Воплощения и тайну Имени Его (монограмма IX XC).

А в руке Его – знамя. Он привел нас к престолу Евхаристии – бессмертной пищи и созерцания лицом к лицу.

Он ввел меня в дом пира, Свидетель верный Отечь, и знамя Его надо мною – любовь. (Песнь Песней 2:4)


____

Современная икона письма Юрия Сидоренко