История и география одной скульптуры

Альвидас Ачюс
В помощь гидам и всем просто любопытствующим.

    В Нижнем парке, окруженный стриженными липами, стоит на гранитном постаменте бронзовый царь Петр. Пожалуй, он несколько выбивается из общего праздника водных струй и позолоты  Петергофа. Взгляд Императора решителен, лик чересчур строг. Невольно торопеешь, встретившись глазами с Императором. Да и черненая бронза монумента  диссонирует с позолотой и белым мрамором соседних статуй. Почему он здесь? Зачем?

    Мне захотелось узнать больше об этом памятнике, и я провел свое маленькое расследование.

***
    Жил на свете человек по имени Мо;рдух. Фамилию дал ему один из районов родного города Вильно – Antakalnis, в коем человек и появился на свет в 1843 году.

    Очень талантливым был человек, хоть и родился в бедной еврейской семье седьмым по счету. Только уж очень он стеснялся своего еврейского происхождения и, став крупнейшим русским скульптором ХIХ века, именовался не Мо;рдух Ма;тысович, а Марк Матвееевич, по фамилии  Антокольский.

    Жил он и творил большей частью за границей, так как здоровье имел слабое, и в Россию возвращаться не желал. Да и правильно. Если ты в 27 лет  уже удостоился высшей награды Российской Академии искусств – стал академиком, то нечего киснуть в северных болотах, окруживших имперскую столицу!

    В Европе Марк Матвееевич  обрел признание и мировую славу, получив орден Почетного легиона, став почётным членом многих западноевропейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и многих других помельче.

    Но речь не о нем, хотя, безусловно, человеком Марк Матвеевич был интереснейшим и скульптором выдающимся. Давайте поговорим всего об одном его произведении, которое силой таланта скульптора и волей обстоятельств никак не дает забыть себя нашим соотечественникам.
 
    Уже после окончания Академии, в 1871 году отправился 28-летний академик Антокольский М.М. для продолжения образования в Италию.

    В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России, которую и закончил через год.  Эту работу он выслал в Санкт-Петербург, демонстрировал на Всемирной выставке в Париже. Современники отмечали, что произведению присущи цельность, энергия, порыв. В нем воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России, "мужавшей с гением Петра".

    Так получилось, что встреченная с восторгом работа академика, целых тринадцать лет являлась в России лишь музейным экспонатом, перекочевав позже в  Русский музей и Третьяковскую галерею, но не находила себе более широкого применения.

    Настал 1884 год, и 8 мая в Нижнем парке Петергофа – загородной резиденции, созданной Петром, любимой им, словно выпестованное дитя  –  был открыт памятник Петру I. Архитектор Ган Эдуард Львович водрузил на пьедестал из красного пютерлахского полированного гранита уменьшенную бронзовую копию скульптуры  Антокольского М.М.

    Бронзовый царь вписался в пейзаж Нижнего парка, словно внес дух самого императора, трудами которого обязан Петергоф своим блеском и славой. По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить. «Русский Версаль» засверкал жемчужиной в короне Российской Империи.

    Минуло еще двенадцать лет, и в году1898-ом, отлитая в бронзе, копия скульптуры Антокольского была установлена на пьедестал у порта города Таганрога. Вспомнили, что город был основан двести лет назад как крепость и гавань для военных судов по приказу самого Петра I., что в одно время Петр предполагал даже перенести сюда столицу страны. Но судьбу города решили неудачная для России война с Турцией и блестящая виктория над Шведами, случившаяся на брегах Невы.

    Таким образом, Таганрог получил к двухсотлетнему юбилею замечательный памятник своему основателю, а современные таганрогские гиды – одну из основных достопримечательностей города.

    Точно такая же история произошла и в другом русском городе – Петровске Саратовской области. И в этом городе появился памятник царю-реформатору, и тоже на основе работы Антокольского М.М.

    Дело в том, что Петровск – старинный купеческий город, также основанный по именному указу Петра I в 1698 году. По преданию, основатель лично побывал в городе в 1707 году. Царь повелел основать крепость в верхнем течении реки Медведица для охраны края от набегов крымских татар и многочисленных разбойничьих шаек, сиречь «чтобы впредь в окольные города… вольные люди не приходили и разорения никакого не чинили…». Вокруг крепости и вырос город.

    В 1909 году случился другой крупный юбилей – 200 лет победы под Полтавой. У Сампсониевского собора на Выборгской стороне Питера, построенного на месте воздвигнутой деревянной Сампсониевской церкви, названной именем Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в битве  и освященной в 1710 году в честь Полтавской победы, появился на пьедестале еще один Петр I работы Антоколького М.М.

    На постаменте надписи: Петру великому. 1709 – 1909. «А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога, жила бы только Россия, благочестие, слава и благосостояние ее».

    Еще одна бронзовая копия скульптуры была установлена  13 мая 1910 года на Кирочной улице Санкт-Петербурга перед зданием полкового госпиталя Преображенского полка, в сквере  - в память о капитан-бомбардире и полковнике Лейб-Гвардии Преображенского Полка.

    Надписи: на постаменте с лицевой стороны: “Державному основателю преображенцы”; на боковых гранях: “Потом трудов моих создал я вас”; “При Полтавской баталии сражался я с полком моим, лично был в великом огне”.

    Как и памятник у Сампсониевского собора, его дубликат на Кирочной улице уничтожен в начале 1930-х гг.

    По другим данным в 1938 году памятник у Сампсониевского собора демонтировали, и он попал в Государственную Третьяковскую галерею, где находится в настоящее время. В справке из фондов галереи сообщается: "Через Московскую закупочную комиссию 21 апреля 1940 года по акту № 47 от Управления государственных резервов за 1356 рублей поступил в Москву. Ранее находился на Сампсониевском проспекте в Ленинграде. В Государственную Третьяковскую галерею поступил 28 декабря 1938 года на историческую выставку по акту № 0693, а в 1940 году в фонды галереи". Переговоры с Государственной Третьяковской галереей о возвращении памятника на историческое место, начавшиеся в 1989 году, не увенчались успехом.

    Памятник Петру I рядом с храмом Св. Сампсония Странноприимца  был воссоздан с авторской модели на средства Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" и открыт в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

    Еще одна, хоть и уменьшенная копия статуи установлена по инициативе архангельского губернатора Ивана Васильевича Сосновского в Петровском парке г.Архангельска в 1914 году на постамент из серого гранита, сработанный монахами Соловецкого монастыря.  В 1920 году статуя была сброшена с постамента, а на её месте сооружён обелиск жертвам интервенции. До 1933 года статуя лежала на берегу, после чего была перемещена в фонды краеведческого музея. В 1948 году  памятник воссоздан на нынешнем месте — набережной Северной Двины – историческом месте основания Архангельска.

    Вот именно эта статуя и знакома практически каждому россиянину по гравюре на пятисотрублевой банкноте Банка России.

    Хотя, за что ей такая честь?  Почему не Петергоф? Или Таганрог?

    И последний  мне известный экземпляр растиражированного произведения Антокольского был поставлен на пьедестал в 1923 году у Петровских шлюзов в городе Шлиссельбурге Ленинградской области – городе, рожденным Петровским указом у самого истока Невы.

    Памятник замечателен уж тем, что является первым памятником, воздвигнутым царю в СССР. Правда, я сильно подозреваю, что это и есть тот самый экземпляр, подаренный Питеру преображенцами и исчезнувший с Кирочной улицы. Просто, вряд ли молодой Советской республике, только пережившей интервенцию и гражданскую войну, было дело до высокого монументального искусства. Впрочем, это лишь догадка, доказательств которой я не нашел.
       
    Так почему именно Шлиссельбург удостоился чести принять бронзового Императора?

    В Шлиссельбурге берет свое начало уникальная водная артерия, построенная по приказу Петра Первого и носящая его имя – Петровский канал (или Староладожский канал) протяженностью 117 километра, соединяющий реки Нева и Волхов. На момент своей постройки (1730 год) канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. Был сформирован отдельный батальон в количестве 700 человек, обслуживающий сооружения канала, а сам он имел статус стратегического объекта. Но нему столица империи снабжалась в обход бурному Ладожскому морю всем необходимым.

    С развитием  железных дорог, Староладожский канал утратил свое значение. Без дОлжного внимания, он обмелел и обветшал. В 1940 году прекратили по нему ходить суда, а с 1962 года вообще был снят с баланса последнего хозяина.

    В настоящее время канал пересыпан перемычками в Шлиссельбурге и деревне Черное. Эта часть канала обмелела, заилена, заросла ряской и донной растительностью и по существу является запущенным прудом, в который потихоньку сбрасываются городские стоки.

    Сам город Шлиссельбург оставляет впечатление тихого, захолустного и очень провинциального города с покосившимися сараями, неустройством и дрянной коммуналкой. Но он все еще не перестает гордиться своими древними развалинами – крепостью Орешек, каналом и шлюзами, церковью…. Город жив  рекой и кораблестроением вопреки кризисам и дефолтам.

    Каждый год в первое воскресение июля –  на День речника – получает бронзовый Петр I неизменную тельняшку от шлиссельбуржцев и неистово вглядывается вдаль – туда, где за поворотами стремительно несущейся на запад Невы лежит другой его город –  некогда блистательная и гордая столица Российской империи.

 ***

    Вот такова история и география  всего лишь одного творения выдающегося скульптора, академика и кавалера Антокольского Мордуха Матысовича.

    Продолжится ли она? Как знать?
    Вполне может случиться, что узнаем мы еще новые адреса, по которым установят памятники Петру I, потому как пьедесталов с советских времен освободилось от Ильичей множество, а без причисления к лику святых своих правителей Русь по-прежнему жить не может.