Помолитесь за мои грехи тяжкие

Крюкан Иваныч
Глава из книги "Тайны древних карт"

Из Москвы современной перенесёмся в средневековую, на Красную (Поганую) площадь.
Оттуда будем смотреть и наскакивать на животворящее время.
Царскими указами объявлялись с Лобного места помилования и смертные приговоры.
«Совершать казни над преступниками у Лобного места на площади пред Спасскими воротами» повелевал царский указ от 5-го февраля 1685 года.
Безвестный поэт того времени описывает события так:
«Как взвели Князя на сруб высок,
На его место показано.
Он молился Спасу чудному образу
(икона на Спасской башне-Е.К.)
Он на все стороны кланялся:
Ах! Прости, прости мир и народ Божий,
Помолитесь за мои грехи
Грехи тяжкие».
Здесь был зачитан царский указ 1 января 1705 г., что продажа соли была взята в казну: «На Москве и в городах, у всяких чинов людей, соль описав, продавать из казны, а у продажи быть выборным головам и целовальникам добрым, а над ними смотреть бурмистрам. А впредь соль ставить в казну подрядом, кто похочет, а почему по подряду по истинной цене на месте станет, продавать вдвое, чтобы прибыли было столько же, сколько истины». По этому указу московские чины двинулись  (приватизировать) казачьи соленые варницы, вспыхнуло восстание, вначале на астраханских рыбных промыслах, а потом и на Дону под руководством Кондратия Булавина.
Однажды, на Лобном месте была назначена смертная казнь вице-канцлера, сенатора, барона Петра Павловича Шафирова (1669-1739 гг.), лишённого всех титулов и имений в феврале 1723 года, неожиданно была изменена царём Петром I на помилование.
«С Лобнаго Места прочли ему приговор, осуждающий его на смертную казнь, взвели на сруб, сняли с него шубу и парик».
Публика ахнула!
Да казнь, по великодушию императора, заменили обречённому ссылкой в Сибирь.
Чем дальше от Москвы отъезжал Пётр Павлович, тем менее гневался на него император.
Пётр I-й позволил остановиться Шафирову с семьёй на жительство в Нижнем Новгороде, выделяя на его содержание из казны 33 копейки в день, при этом велено «держати под крепким караулом» (прототип академика А.Д.Сахарова 1921-1989гг.).
После смерти императора Екатерина I-я, до замужества Марта-Елена Скавронская (1684-1727 гг.), помиловала П.П. Шафирова, вернула всё отнятое, сделала его президентом Коммерц-коллегии, поручила написание истории Петра Великого. Выкрест Шафиров, в 1708 году, (когда особо Московия нуждалась в соли, шла война со Швецией), на берегу реки Ахтубы, у Козьего брода, подписал с калмыцким ханом Аюкой договор, о переходе калмыков на правый берег Волги с сохранением своей веры и традиций. Первый массовый переход калмыков был при (лже)Дмитрии Ивановиче и Василие Шуйском. Москва получила доступ к Эльтону и Баскунчаку, после подавления Булавинского мятежа. И в это же время основали в излучине Дона переправу для транспортировки соли, вверх по Дону, ныне город Калач н/Д. Правда к Эльтону было не подобраться, мешали грязи непролазные, начинали разработку соли у озера Эльтон переселенцы из Полтавы чумаки. Закончились соленые бунты.
В 1730 году в качестве полномочного министра Павел Петрович заключил с персидским шахом торговый и мирный договоры.
Подписание состоялось в прикаспийской Гиляни, территории, отошедшей к России от Персии с другими провинциями: Мазандеран, Астрабад, городами Баку и Дербентом - по договору 1723 года. С 1733 года Шафиров - сенатор.
В царствование Екатерины II не обошлось без курьёза.
Приговорённый к казни за подделку государственных бумаг дворянин Истомин взошел на эшафот в мундире. Глумливый палач поставил свою жертву на колени и сломал над его головой шпагу, да ещё ударил осуждённого по лицу.
«Жертва», не стерпев бесчестия, вскочила и ударила палача, да с такой силой, что тот, перелетев через ограждение, упал на площадь среди зевак.
Зрители, приготовившиеся вытирать горючие слёзы, чуть не лопнули от смеха.
Многое на своём веку повидало историческое Лобное место.
Вспомним картину сибирского казака В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», на торчащих из зубов кремлёвской стены бревнах висели по двое 144 бунтовщика.
Коронацию последнего императора Николая II-го, артиллерийский обстрел Кремля в революционные годы. Тут в 1918 году В.И. Ленин принимал парад войск Всеобуча, а 1-го мая 1919 года вождь Великой Иудейской революции выступал на открытии временного памятника Степану Разину.
Свежо в памяти и как уходили в 1941 году на фронт с Красной площади советские солдаты - защищать Родину от фашистских орд, парад Победы и чествование первых космонавтов с возвращением на землю, и многие праздничные торжества.
Слава богу, что этот памятник истории Российского государства чудом сохранился до наших дней!
Не добрались до него руки коммунистических варваров, мечтавших снести не только Лобное место, перестроенное в 1786 году по проекту архитектора. М.Ф. Казакова, но и храм Покрова, и другие памятники истории - для свободного прохода демонстрантов и парадов.
Сегодня шествие в Вербное Воскресение нисколько не напоминает нам то, старорусское. Вместо ослов и лошадей патриарх пользуется великолепными автомобилями.
Как говорится, всему своё время.
Отправимся, однако на ослах и лошадях, в средневековье.
Императрице Екатерине Великой больше нравилось, когда её земляки, немцы-академики, мало-помалу лепили России про-немецкую историю.
Не согласных с грубейшим искажением истории русских учёных казнили навроде бунтовавших стрельцов.
Чуть не лишился головы и Михайло Ломоносов, да, так сказать, вовремя отрёкся от своих крамольных мыслей, дерзнувший оскорбить теорию Птолемея.
Удивляет, с какими примитивными приборами работали учёные (как и ныне во многих российских университетах), и всё-таки Ломоносову принадлежит открытие атмосферы у Венеры, а закон «О сохранении массы веществ» бессовестно передрал французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794 гг. казнён по приговору ревтрибунала), косвенно сославшись на русского учёного.
Ломоносов доказал, что Вселенная состоит из множества звёздных миров и галактик, что она бесконечна:
«Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна». За подобные утверждения Ломоносов, был арестован, а церковь настоятельно добивалась позволения на сожжение еретика. Ругая академика Христиана Августовича Шлецера(1774—1831 гг.), не могу не привести и его высказывание: «Можно ли поверить, чтобы одна из величайших наций просвещённого света и единственная обладательница сокровища, столь важного не только для нея, но и для всей занимающейся историей публики, которым она может и должна гордиться, чтобы эта нация не поспешила возвестить о том свету и обработать оное, к чему и величайшие ея Государи усердно призывали её».
Историк призывает к скорейшему изданию Кёнигсбергской рукописи Нестора, написанной по желанию (заданию) подсадного Петра Первого (немецкого засланца Исаакия), возведённого на престол с помощью агентов Франца Лефорта и Патрика Гордона.
Через 11 лет после этого высказывания Шлецера, 14 октября 1813 года, государственный канцлер граф Н.П. Румянцев выделил 25 тысяч рублей, правда, эту сумму поделили и вторую часть передали через год, так и не дождавшись, издания летописи.