Мой любимый учитель

Лада Пихта
На фото автора 1961 года ЯКОВ ИВАНОВИЧ ЭДЕЛЕВ - преподаватель математики школы №11 г.Уфы -
на педагогической практике студентов университета.

   У моего внука в начале третьего класса сменилась учительница, к которой  дети  очень привязались. Спокойная, милая, доброжелательная. Ушла на лучше оплачиваемую работу.      

   Новая учительница мальчишкам не понравилась.
- Мы всем классом уйдём в другую школу,- говорили они.
Я их успокаивала как могла. Да и сама учительница, понимая как детям сложно перестраиваться на другого преподавателя, много усилий приложила, чтоб отношения  их стали хорошими.

   Шли годы...И вот внук уже в шестом классе. Просматриваю как-то его тетради, среди них вырванный листок. На нём заголовок "Сочинение. Мой любимый учитель", далее текст
"У МЕНЯ ЕГО НЕТ".
Всё. Это всё о любимом учителе!

   Мне стало больно и страшно.
Больно из-за того, что никто не нашёл ключика к ребёнку, который целыми днями находится в школе вот уже несколько лет.
Страшно за возможные последствия такого сочинения. Разные бывают учителя, они же тоже люди.

   Приходит внук с прогулки, выясняю, в чём дело.
А это, говорит, студентка задала нам такую тему. Когда прочитала, что я написал, сказала, что так не пишут. Надо обязательно о ком-то написать.
-Кто из учителей тебе больше нравится?
-Я сказал, классный руководитель. Она добрая, на её уроках интересно, мне хочется заниматься этим предметом. Она нас всегда защищает.
-Вот и напиши об этом!

    Я подумала, какая же у детей высокая планка оценки учителя, если даже такой хороший учитель не попал в разряд любимых.
А ему я сказала:
- Ну уж если не стал писать о конкретном человеке, мог и пофантазировать по этой теме.
Сочинение - значит сочинять.
Напиши, нравится ли тебе предмет, как учитель ведёт урок, понятно ли он объясняет материал, не боитесь ли вы спрашивать у него, что не ясно, или говорить с ним на другие темы.
Как относится к вам: не кричит ли на вас, не унижает ли отстающих перед всем классом, есть ли у него любимчики или он ровно, доброжелательно относится ко всем.

    Как он выглядит, нравится ли вам его внешний вид. Вам легко с ним общаться? Проводит ли он с вами время вне урока?
Занимается ли он спортом, который ты любишь? 
Можно выдумать ещё кучу вопросов и отвечать на них.
И получится классное сочинение.

    А вообще, какого учителя ты назвал бы любимым?
- Как ты.
         
  Мне повезло, в школе у меня было много хороших учителей.
Но был один самый любимый, жаль, что мало он у нас преподавал.
Математик.  Эделев  Яков  Иванович.   
Со смеющимися глазами, будто говорящими, ну-ну шалите, а всё равно я сделаю из вас настоящих людей.
С тихим голосом, заставляющим нас прислушиваться лучше к его словам, которыми он не сорил, а ронял их, как жемчужинки.
С умением гипнотически привлекать к себе внимание всех тридцати учеников.
Заслуженный учитель, отличник народного образования.
Внимательно относящийся к каждому из нас, он принимал активное участие в наших дальнейших судьбах.

   Если не повезло настолько, что не случилось любимого учителя,  это беда для ученика и  для ШКОЛЫ.
 
2010 год.